Леду КЛОД НИКОЛА – французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры. То немногое, что из амбициозного утопического замыслаЛеду удалось построить, в большинстве было разрушено (за это он и получил прозвище «проклятого архитектора») с приходом к власти Наполеона.
Гэндон и др. ), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм). В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Согласно принципу бинарных оппозиций, можно выявить описательные единицы (например, ордер классический – ордер измененный), соответствующие двум типам языковых систем.
Наиболее системно ампир оформился в программе интерьеров зданий (дворцов), в которых единым стилем были связаны все детали оформления. Так, архитектор Пьер Виньон (1762—1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера.
Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). Российская компания «ЛЕД-Эффект» предлагает современные энергоэффективные светодиодные светильники российского производства.
Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. Труарда. Застава Ла Виллетт состоит из кубического блока и цилиндрического барабана. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
В последнем случае антаблемент переносится выше линии аркатуры, поддерживаемой колоннами (заставы дАнфер и Менильмонтан, например). Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля».
Этот проект был опубликован Леду в1804в книге «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов изаконов» (Larchitecture consideree sous lerapport des arts, des mouers etdelaLegislation), которую онпосвящает русскому царю Александру I. Соляные разработки, превращенные Леду вовальный центр городаШо, можно рассматривать как один изпервых примеров промышленной архитектуры. Но, конечно, самой примечательной особенностью исторической судьбы Леду является то глубокое понимание его идей, которое проявлено было мастерами далекой России и прежде всего самым большим зодчим «русского ампира» — Захаровым. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю.
Леду— сторонник монархии, он считает, что общество и государство нуждаются в реформе, но в рамках старого порядка, с сохранением добродетелей дворянства. Федерико Цуккари в своем произведении «Идея художников, скульпторов и архитекторов» (1607 г. ) вообще не различает рисунок и идею.
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Таким образом были расставлены ценностные приоритеты в городе, живущем не только и не столько физической (город рабочих), сколько духовной жизнью, высокими моральными принципами. Например, «горизонтальная» архитектура, «очищенная», «лишенная классического ордера», «лишенная декора», характеризует период «поисков» (например, русская культура 1920-х гг. ).
Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Архитектура Леду востребована всеми культурами, включая революционные. Данная ситуация дублируется в истории стилей. Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж. Ф.
К разработке проектов сооружения был привлечен Леду. Несовместимый с греческой организацией портика двухчастный ритм (но разве французская система коринфского портика колоннады Лувра не является предметом ученых споров всего XVIII века. ) проявляется в последовательности сдвоенных колонн, сдвоенных модульонов, поддерживающих карнизы и даже в протяженности абаки, не разбитой сдвоенными колоннами. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции.
На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. Кваренги, А. Д. Можно сравнить принципы двух стилей с градостроительными концепциями Москвы и Петербурга – двух столиц – созданной и создавшейся «естественным образом».
символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Ансамбль города Шо наполнен отвлеченным, абстрактным содержанием, теми общими категориями, которыми оперировало буржуазное мышление XVIII века, стремившееся при помощи этих отвлеченных «всечеловеческих» понятий скрыть ограниченность своих подлинных идеалов, придать частным интересам реального буржуа облик «всеобщих» идей отвлеченного граисданина. Дюран прямо объявляет «экономию» и «общественную и частную полезность» основными началами всякой архитектуры. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства.
Захаров, Дж. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство.
В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». Исследование синтаксического эффекта очищенной архитектуры Леду (его символико- геометрического стиля) предоставляет возможности для развития теории двух стилей – образно-пластического и символико-геометрического – с позиций семиотики.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Кажется, что ледолианский стиль определен конструктивными эффектами многих эпох. Особенностью этого стиля является масштабное применение ордерной системы, сопоставление концентрированных декоративных деталей с большими плоскостями стен. В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comt), при рудниках с солевыми залежами.
Принцип Ut pictura poesis формулирует способность одного языка выполнять функции другого. Квадратный блок всякий раз выступает в качестве основания для круглого. Руссо говорит: «Я вижу Бога в его творениях» 12 и для Леду Бог – Архитектор Вселенной.
С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («LArchitecture consideree sous le rapport de lart, des murs et de la legislation» задуман как 5-томный, написан только 1-й том в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Более характерны другие общественные здания города Шо. Он проектирует около восьмидесяти зданий разного масштаба, – все они, охватив столицу единым кольцом, должны дать ее границам стройные архитектурные формы, дать каждой из дорог-въездов торжественные ворота. Семиотический анализ света превосходно осуществлен Жаком Фонтани14. возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Новые языки, в свою очередь, становятся олицетворением традиции и попадают в центр семиосферы (по Лотману Ю. М. ). «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье.
Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)6 было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля дАлльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма. Мы попробуем рассматривать способы существования значения как разновидности жанров.
Действительно, «семантика исследует описание в отношении к описываемой реальности, отношение между натурой и образом синтаксис изучает внутренние закономерности описания прагматика исследует описание в отношении к читателю-адресату» 26. Миф французского классицизма в русской литературе прекрасно представлен в творчестве Осипа Мандельштама30, судьба которого подобна судьбе Леду. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. В XVI и XVII веках эта оппозиция «центр-периферия» может быть схематически представлена через оппозицию «классицизм-маньеризм». Тема павильонов объединяет заставы сбора пошлины К. -Н. Леду. В 1760-е и начале 1770-х гг.
проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено уже в XIX веке. Используя ледолианские термины, можно сказать, что текст чарует своей игрой масс (как и архитектура), а не игрой слов (т. е. деталями, декором). Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы). Здания замыкаются в суровые и массивные объемы кубов или параллелепипедов, стены лишаются декора, все формы становятся элементарными. Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма.
Леду не только теоретически развивает эту мысль об архитектурной символике, но создает целый ряд проектов, в которых на практике запечатлены искания «говорящей архитектуры». Громадная центральная площадь круглой формы стягивает к себе главные общественные здания города. Расположенные в виде полумесяца здания были построены на средства, полученные благодаря государственной монополии на соль. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма.
Указанные стилистические направления в случае Леду можно определить как образно-пластическое (первичный стиль) и символико-геометрическое (вторичный стиль). «В некоторых заставах (Пантен, Ла Вилет) доминирует мотив римской арки с тяжелым кирпичным сводом, в других сферический свод над свободной колоннадой.
Его город олицетворяет идею автономных сооружений, свободный союз самостоятельных блоков. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). В своих работах (театр в Безансоне, 1775-84 заставы, так называемые пропилеи, Парижа, 1784-89) использовал строгие стереометрические формы, отчасти подготавливая стиль ампир. На севере Европы Зандрарт защищает эту идею.
Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки. Масонская символика глубоко проникла в русскую литературу конца XIX и начала XX веков. Хотя Леду осознает важность выбора слова (проблематику слова), его текст остается классическим.
В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Явилось ли при всем этом творчество Леду только каким-то немного странным эпизодом в истории архитектуры XVIII столетия, — эпизодом, отражавшим «смятение умов» и крушение прежних эстетических устоев накануне Французской революции.
Персонажи этих двух авторов страдают по причине достижения своей цели, безнравственность которой очевидна (например, визитер Ойкемы у Леду или сладострастник Свидригайлов у Достоевского). В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Театр этот был так изукрашен реставраторами, что от произведения Леду почти ничего не оставалось.
Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Генезис его архитектурного стиля представлен трактатом и им олицетворен. Греческий храм находит свое место среди павильонов Парижской стены Леду, но он воплощен также в Мавзолее «супругу-благодетелю» (Павел I), построенному Тома де Томоном (рис. 1). «Среди эффектов аналогичных римскому сферическому своду (обнаженному, как на руинах), римско-готическому церковному архивольту или же символической входной арке замков эпохи Возрождения фигурирует большая вогнутая ниша на фасаде, символизирующая вход: вертикальные опоры арки разбивают фундамент, продолженный за пределами павильона террасами (Руль, Мэн) или визуально соединяющийся с линиям желобков на стенах часовых будок и со стенными решетками (Пасси). При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам.
Начинал Леду с оформления витрин. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Вдохновленные этим произведением, мы находим у Леду «свет, окаменевший ради архитектонического эффекта» : «камень, арку, стену, затвердевшую тень» 16. В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле.
Оформление каждого элемента комплекса соответствовало его функциям. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Одна из самых монументальных — застава Ла Виллет.
Катремер де Кенси критикует это разнообразие, тогда как современные критики (например, Энтони Видлер) выявляют в его стиле элементы, позаимствованные во многих архитектурных стилях прошлого. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Здесь формируются термины семиотики визуального. Конечно, эта концепция подобна подходу русского архитектора В. Баженова. Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы дАнфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары.
Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Иногда Леду сам комментирует и объясняет эту условную символику (например, выбор кубической формы для «Дома добродетели» он объясняет тем, что куб — это «символ постоянства»), но ключ ц, целому ряду условных форм, фигурирующих в его проектах (обычно в виде простейших геометрических элементов — шаров, кубов, пирамид, треугольников), приходится искать в символических шифрах масонства близость к последнему составляет весьма существенную, но еще вовсе не обследованную сторону биографии мастера. Реализация продукции «ЛЕД-Эффект» осуществляется во многих регионах России. «Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство».
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно. Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж. Ф. Блондель (J. F. Blondel) и Л. Ф. Труард (L. F. Truard). Застава де Монсо имеет облик дорического круглого храма. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Например, Михаил Булгаков был в числе рыцарей Ордена Света. Обращаясь к классике, Леду берет из нее то, что можно назвать «принципом всефасадности».
В проекте г. Шо (с 1771, осуществлён частично) развил идею ренессансного идеального города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. Эмоциональное измерение дискурса, схемы напряженности представлены с позиций читателя. В строгой объемной зависимости планов и пространства примеры, выявляющие типологию эффектов вторичного стиля Леду, представлены наглядно в павильоне Табари, в особняке Юзес (портал), в особняке Гимар и павильоне Лувесьенн. » 33. Леду Клод Никола, Ле Ду (Ledoux, Le Doux) (1736-1806), французский архитектор.
Согласно Р. Барту, классический текст – всегда политический его природа социальна17. В XIX веке русский писатель Федор Достоевский стал истинным мастером катарсиса. Образно-пластический стиль Леду отличается выразительной пластикой обработки стен, углов объемов, карнизов зданий, подчиненной пластической доминанте ордера.
Комиссия одобрила эту точку зрения. «греческий ордер с колоннами без каннелюр иногда уподобленных этрусско-тосканским, соответствует формам и пропорциям своего местоположения (входной портик, в завершающей части здания) своды, арки, каменные кладки на римский манер или облегченные до чистой аркатуры, поставленной на абаку капителей, тесно связаны с традицией Поздней Империи и с галло-романской эпохой, увековеченной в эпохе средневековья и раннего Возрождения и отброшенной впоследствии при академическом классицизме XVII и XVIII веков (во Франции, по крайней мере)» 36. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия).
В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Структура заставы храмообразная. Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)5. Возрождение перенимает этот принцип интерпретируя его более широко. В этом сочетании — весь Леду.
при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром. Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот. С 1773 архитектор короля. В ансамбль входили Дом дружбы, Дом братства, Дом воспитания. Врене, Табари, Эспиналь и Жернак.
До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. Леду призывает строить сочетаниями света и теней. Руссо в романе «Эмиль».
Среди прочего Леду разработал «храм Терпсихоры», как называли современники интимный театр танцовщицы, возведенный на участке усадьбы. Таково внутреннее убранство дворца Мальмезон (архитектор – Ш. Персье (1764-1838) и П. Фонтен (1762-1853) – дворца жены Наполеона Жозефины. Вторичный стиль Леду мы предлагаем именовать символико-геометрическим. Когда ему поручают в 1782 году построить вокруг Парижа таможенные заставы, где должна взиматься пошлина на товары, Леду и здесь находит точку опоры для захватывающих планов.
Наконец, Леду, размышляя о художественных возможностях новой архитектуры, приходит к выводу, что эти возможности не в декоративной стороне дела, не в орнаменте, не в живописной трактовке плоскости, а только в «игре масс» ибо «игра масс — это единственный эффект, который можно извлечь из плана, основанного на строгой экономии». Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором».
«Приключения Телемаха» – этот «бестселлер» века вдохновляет Леду, создающего свою собственную версию, три протагониста которой соответствуют образам Людовика XV, Мадам Дю Барри и самого архитектора (в роли Ментора)4. Антонио Поссевино посвятил ему небольшое произведение «О поэзии и живописи» (1953 г. ), а Дж. Б. Поцци, в книге «Определение и разделение живописи» охарактеризовал живопись как немую поэзию.
В 1785-89 гг. Другие павильоны проектируются в форме цилиндрической башни, почти готического форта (нереализованный проект с ложными бойницами, угловыми сторожевыми вышками и ламповым прожектором) или же напоминают современный замок, возведенный на террасе (Руль) или же чаще всего строятся в форме декорированных служебных построек или деревенских домиков (Застава на улице Бланш), все они навеяны недавним прошлым, отсылающим к временам рыцарства, эпохе Возрождения. Застава Этуаль (1785-1789) – использован дорический ордер, но колонны представляют собой чередование круглых и квадратных блоков, поставленных друг на друга – образуется сложная структура, рельефная. Символика Леду не всегда так проста и элементарна, не всегда так доступна «глазу прохожих», как он хотел это представить в приведенных выше словах. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания – памятник Всемирного наследия).
Соотношения лексем создают семическую систему пространства. 1793–94 проводит втюрьме. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо» (обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа), 1762 «Павильон музыки» в Лувесьеннском замке мадам дю Барри, 1770-71 дом балерины Гимар в 7 округе Парижа, 1770. Действительно, перевод одних кодов в другие – основная функция семиосферы39. Здания замыкаются в суровые и массивные объемы кубов или параллелепипедов, стены лишаются декора, все формы становятся элементарными. Эта вера в переустройство мира эстетическими средствами была созвучна самым благородным мечтам просветителей о преображении человеческой природы убеждением и развитием мысли.
Еще несколько проектов завершил Леду в конце 1770-х. «Каждая лексема характеризуется присутствием некоторых сем и через отсутствие других семТак, лексема высокий/низкий характеризуется присутствием семы «вертикальность», которая противопоставлена отсутствию этой семы в лексемах длинный/короткий, характеризуемых, в свою очередь, семой «горизонтальность» 1. Вопрос, возникающий по поводу первичного стиля, это вопрос театрализации символов. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чегото необычного и дерзкого. И хотя заложенный дворец из-за смерти короля был заброшен, его проект обсуждался в широких кругах архитекторов.
Эта концепция основана на знаменитой фразе Горация Ut pictura poesis – «Поэзия как живопись». Работа над переводом трактата Леду Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству (1804 г. ) была проведена, прежде всего, в плане выражения. Первые проекты: Pavilion Hosquart (1764–1770), шато в Бенувилле (1768–1775). В 1771-1773 гг. Образование академий станет мощной базой для становления классических принципов. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее.
Это— первый воФранции пример монументальной индустриальной архитектуры. С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. Творческое наследие К. -Н. Леду было усвоено культурой России. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.
Он разрабатывал новые жилища для кустарей и крестьян, он требовал разрушения трущоб. Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Простейшие формы, которые так почитал Леду, — эти гладкие стенные плоскости, правильные объемы, прямоугольные планы, эти четкие сухие линии и профили, обдуманная скупость орнаментики и строгое разграничение собственно архитектурной формы и формы пластической, скульптурной — все эти черты сделались характерными признаками последней фазы классицизма, так называемого «стиля империи». Антропоцентризм архитектора, проявленный им в трактате «Архитектура, рассмотренная по отношению к искусству, нравам и законодательству», делает возможным рассмотрение фигуры этого архитектора – поклонника Руссо – в качестве одного из крупных философов французского Просвещения. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы».
Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний и предельной выразительностью в своем замкнутом величии. Архитектор, однако, разнообразит до бесконечности образы павильонов. Леду, Ле Ду (Ledoux, Le Doux) Клод Никола (1736, Дорман, Шампань, – 19. 11. 1806, Париж), французский архитектор.
Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. Возведение в Париже ряда особняков поспособствовало тому, что архитектор начал стремительно подниматься по карьерной лестнице и к 1773 году его назначили членом Королевской академии архитектуры. Вот некоторые из говорящих композиционных эффектов: въезд в современный город более не обязан проходить под аркой, теперь это обрамленное пространство, как архитектурная «картина», напоминающая поэтически, но не функционально, старые формы-эталоны» 35. В этой борьбе он шел дальше и был менее склонен к компромиссам, нежели его современники-«классики», даже те из них, которые сделались активными участниками буржуазной революции и проводниками ее художественной политики. Речь идет о «языке» (архитектурном) традиционном и нетрадиционном.
Этот город рисуется ему живущим стройной общественной жизнью, в которой нет места социальным конфликтам и несправедливости, в которой сбываются утопические мечты Руссо об идеально естественном и свободном человеке. Но катарсис Достоевского, не знавшего истинно масонской добродетели – быть добрым отцом семейства – глубже. Так стремление Леду быть предельно естественным в своей архитектуре принимает отчетливую социальную окраску. Эта оппозиция служит «точкой, допускающей переход от «абстрактного» к «изобразительному», трансформирующей абстрактные концепции в актантов (движущие силы)» 7.
Рассматривая образцы «символической формы» в проектах Леду, мы видим, что эти искания приводят его сплошь и рядом к построениям, уже ничего общего не имеющим с классической основой его творчества. Это отели мадам Дюбарри в Сен. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Строгое, оправданное, полезное и рациональное в формах – именно эти, приемлемые для него истины, оставляют неизгладимый след на любом произведении, которое он создавал.
Примерно в 1600 году принцип pictura quasi scriptura уже утвердился прочно. был в заточении за связи с жирондистами. Москва началась как деревня, развивалась постепенно имеет собственную планировочную структуру. Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. Известно, что архитектурный стиль Леду быстро добирается до центра русской семиосферы.
С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде. Принцип «живопись это немая поэзия» подчеркивает отсутствие неких свойств у языка живописи, неспособность живописи говорить. Каждое здание должно было выражать определенную идею, воспитывать человека. Очень ясна и выразительна форма, в которую архитектор облекает свой проект моста для реки Лю около города Шо (конструкция моста, покоящаяся на трех кораблях) не менее ясно читается образ в «Доме директора источников» (идея простейшей первичной формы цилиндра сочетается с символическим показом подчинения сил природы человеку, в виде потока воды, пропущенного сквозь здание).
Т. е. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. Леду наделил поставленное перед ним задание глубоким архитектурным содержанием.
Эпическая поэзия Леду превосходно изучена Д. Рабро10. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля». Семиотический ценностный ледолианский квадрат представлен следующими позициями: a1 – свет, a2 – тьма, не a1 – регресс, не a2 – прогресс. Французский классицизм придает первостепенное значение этому требованию. Можно выявить целый слой фантастических произведений, созданных в мистическом духе (знаменитый роман Булгакова о Воланде, произведения А. Чаянова, С. Клычкова, В. Каверина)31.
Театромания XVIII века обусловливает идею катарсиса, она в трактате предикативна. Нужно отметить общие черты Леду и Достоевского.
Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. Тем самым и сама работа жителей приобретает подобие работе макрокосма. Леду частично использует эту схему впроекте идеального города Шо. Включены несколько зданий, необычных по своему назначению, предвосхищающих морализирующую гражданскую символику Французской революции: «Дом добродетели», «Дом воспитания», «Дом братства». Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство.
В городе оно должно завершать собой «силовые линии» этого пространства, то есть прямые перспективы улиц-магистралей. Влияние Дж. Б. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. В 1772 году следует проект особняка знаменитой в свое время танцовщицы Гимар, построенного на шоссе дАнтен в Париже. Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». «Только в существенных элементах здания скрыта его красота, — говорит Ложье, — в частях, вызванных потребностью, заключается архитектурная ценность, в частях, присоединенных по произволу, — все пороки».
Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Трактат Леду с позиций текста. Это правда, что Леду стремится добиться популярности своим политическим трактатом.
В сознании эта концепция проявляет себя как ощущение божественного присутствия. Город солеварен Шо (для рабочих и служащих соляных копей в Шо) (проект 1773 г., 1775-1779). После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Увлекаясь символизмом простейших геометрических форм, Леду стремился воплотить в некоторых социально-утопических проектах идеалы Великой французской революции (1789-94). Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу).
Слава Леду как выдающегося архитектора началась с 1771 года, когда он построил для мадам Дюбарри элегантный павильон, возбудивший широкий интерес. то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. При этом в каждый из этих домов должен был нести конкретную, направленную на воспитание человека цель.
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественносимволические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Он занимался у Д. Ф.
Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба – в Ролампоне). Архитектор Франсуа Шальгрен (1739—1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку (1806—1836) на площади Звезды (Этуаль, теперь площадь генерала де Голля). В «Доме добродетелей» сочетаются основные черты «стиля Леду»: здание это «всефасадно», в основе своей имеет элементарную форму куба, причем эта форма мотивируется архитектором не только своими эстетическими качествами и не только общей тенденцией к простейшему и экономному, но и символическим содержанием (куб — символ постоянства, поясняет Леду в «Architecture Consideree»).
Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Тома де Томон, Дж.
«Если мы применим для анализа литературного произведения семантику, синтаксис и прагматику, мы сможем говорить, соответственно, об уровнях произведения: семантическом, синтаксическом и прагматическом», – говорит Успенский25. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. Для того чтобы осуществить эту высокую общественно-моральную миссию, архитектура должна быть ярко выразительной или, как формулирует сам Леду, она должна быть «говорящей» («architecture parlante»). Но этот «нисходящий» путь2 предполагает лишь частичное понимание (неполное) характера ледолианской выразительности.
Синтаксис текста, рассмотренного как дискурс, проявляется через повествовательную (нарративную) структуру, ценностный квадрат, способы существования дискурса, актантов и актеров (напоминающих о «точках зрения» Успенского) и предикативные изотопии. Подобный натурализм доводит его до бреда, когда он строит мастерскую для производства обручей в виде диска. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого.
Слава Леду как выдающегося архитектора началась с 1771 года, когда он построил для мадам Дюбари элегантный павильон, возбудивший широкий интерес. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. Клод Никола Леду начинает сооружать общественные здания с ясными, конструктивно простыми формами и чистыми объемами, с мощной каменной кладкой и контрастностью геометрических пропорций. В портик с фасада ведут ступени.
Архитектура подражает также и организации человеческого общества. В проекте г. Шо при соляных копях (Франш-Конте, с 1771, осуществлен частично) развил ренессансные идеи идеального города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы интерьер не сохранился) и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке).
Леду входит в то сильное течение французской культуры накануне революции, которое стремится к созданию высоко этического искусства, полного значительных идей и героических образов. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы».
В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б. Здание завершается круглым барабаном – цилиндрическое завершив. Помпезность внутреннего облика применялась при строгом классицистическом экстерьере. Очищенный стиль Леду принадлежит экспериментальной культуре, тогда как вариации архитектора на темы классики интересны для традиционной культуры.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Правда, во французском ампире новаторские идеи и приемы Леду были развиты довольно поверхностно: мастера наполеоновского времени отдавали лучшие свои усилия компиляциям из римских, помпейс-ких и египетских мотивов да вариантам на античные «триумфальные» темы. Намёк на литературу в названии трактата уже говорит о связи словесного и архитектурного искусства, по крайней мере, так он хотел представить свой труд.
Потому-то идеальный город Леду представляет собой только архитектурную проекцию этой нереальной гармонии и в архитектуре города Шо в равной мере характерны предельная абстракция формы (отвлеченный геометризм, акцентировка гладкой плоскости и сухой прямой линии), абстрактная символика, зиждущаяся на условном смысле всех этих «чистых» стереометрических объемов и такая же абстракция содержания (все эти «Панератеоны», «Дома добродетели», «братства», «воспитания», Храмы дружбы и т. д. ). Абстрактная геометризованная форма лишь отчасти смягчается в своей отвлеченности при помощи барельефного фриза. Проект отличается центрически ясной планировкой. Непременные актанты (sine qua non) у Леду – это Свет (Просвещение) и Тьма (Тени), что позволяет разгадать масонский образ мышления13. Создавалась новая система городской организации, подчиненная господству таких визуальных понятий, как «пространственная ось», «соподчинение», «собирание под эгидой единого пути», «диктат правильного направления», «систематизация», «удержание энергией единого центра».
Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампани, 21 марта 1736 года. Их без конца рисовали, обмеряли изучали.
Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Проект реконструкции Кремля также показывает уважение Баженова к традиции. Замысел был осуществлен лишь частично.
Труара. Здания расположены полукругом, что напоминает о движении солнца: т. е. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное.
«Заставы» – таможни (из 46 зданий сохранилось 4), заказ на строительство был получен в 1784 г., строительством занимался до 1789 г. Леду самовольно решительно меняет официальное назначение этих сооружений. Читая его, часто думаешь, что это современный автор. Леду в зданиях застав использует ордерную систему.
Блонделя и Л. Ф. Следуя путем «от выражения к содержанию», русский читатель невольно отмечает общие черты произведения Леду и текстов некоторых русских авторов. Становится излюбленным мотив триумфальной арки.
жизнь в городе организована в соответствии с порядком, равным упорядоченности «механизма» работы Вселенной. Умер Леду 19 ноября 1806 года в Париже. Намёк на литературу в названии трактата уже говорит о связи словесного и архитектурного искусства, по крайней мере, так он хотел представить свой труд. Перед нами своеобразнейшее сочетание условного языка символов с сугубо практическим устремлением к «экономному» плану и со строго продуманным и осмысленным культивированием простейших объемов, служащих, в свою очередь, для наиболее четкого выявления принципа изолированного, единичного дома. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду.
Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Своими архитектурными утопиями Леду во многом предвещал работы модернистов и конструктивистов начала XX века. Возвращение классических канонов свойственно периоду стабильности (включая политическую и экономическую стабильность государства).
Жизнеспособность принципа Ut pictura poesis основана на его синтетической стабильности. Его архитектурная деятельность началась в шестидесятые годы.
Семиотический принцип – не «немая поэзия», но для архитектуры – «говорящая архитектура». Поясним эти определения. В этом случае воображение читателя создает собственные ограничители выразительности и новое значение или образ «своего» Леду. Намечая принцип «всефасадности», Леду как бы предугадывал с острой прозорливостью ту опасность, которая грозила архитектурному ансамблю города после того, как перестала жить ансамблевая система барокко: опасность растворения ансамбля в однообразных рядах отдельных домов, в монотонных улицах-коридорах большого города. Преувеличенные и как бы сочетаемые с визуальной структурой пространства Военного кафе (в этом необычном примере живописные украшения сочетаются также с архитектоническим компонентом), эти символы, как в структуре, так и в декоре, участвуют, помимо этого, в создании характера фасадов, обработанных с применением светотени. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа».
Увлекаясь изобразительностью в архитектуре, а также символизмом простейших геометрических форм, Леду стремился воплотить в некоторых своих проектах, несущих печать социального утопизма идеалы Великой французской революции. Из проектов общественных зданий Леду выделяется проект здания Учетной кассы. Семантика, синтаксис и прагматика в композиции описания24. «Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. Красота для Леду в пропорции, соотношении масс и деталей и это красота способна воздействовать на общество, в чём и есть её цель. Интерес русских авторов в начале XX века к оккультизму и инфернальному не случаен.
Однако «мой» Леду не является реальным Леду. Это парадоксальность страдания. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. В менее крупных, преимущественно жилых постройках и проектах «ампира» идеи Леду сказались с большей отчетливостью. Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими.
Производится как бы разработка приемов, реализующих это качество. Остальные были сожжены и уничтожены. Несмотря на это, архитектурное значение застав бесспорно. Но в других проектах язык символов оказывается гораздо более темным.
Он даже создает искусственные пещеры с ложными сталактитами, проектирует урны с лепными сосульками льда, строит мостовые опоры в виде античных трирем с гребцами. Языком этой «говорящей архитектуры» призвана, по мнению Леду, служить символическая форма. Сравнительный анализ произведений крупных русских архитекторов и приемов архитектора Леду обосновывает вывод о значительном влиянии этого французского архитектора на формирование стиля «александровского классицизма», стиля «сталинский ампир», современных стилевых течений (мастерская Филиппова в Москве), но также позволяет заметить общность Леду с некоторыми архитекторами-конструктивистами, такими как Иван Леонидов. Можно рассматривать оппозицию «центр-периферия» как оппозицию «догмат – свободная воля», которая, в свою очередь, может быть представлена в виде оппозиции «идея (которой не требуется материальное воплощение – рисунок) – рисунок (который уже идея). Продукция «ЛЕД-Эффект» — это отличное решение для светодиодного освещения объектов любых типов.
Блонделя, затем – у Л. Ф. Этим внутренним рассогласованием и объясняется кратковременность существования ампира. Его текст передает вечные истины, не отличаясь проработанностью форм. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale dArc-et-Senans).
Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки. Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер, – дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 г., второй том был опубликован посмертно, в 1847 г. Творчество Леду 1770-х годов настолько овеяно влиянием великого зодчего XVI века Палладио, что этот период даже называют палладианским. В своих постройках (театр в Безансоне, Франш-Конте, 1778-80 заставы, т. н. пропилеи Парижа, 1784-89, запроектировано 80 из 6 построенных сохранились 4) Леду противопоставлял изяществу французского классицизма формы, отмеченные аскетическим стереометризмом, подготавливая тем самым стиль ампир.
Ученик Блонделя. Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Этот принцип – доминирующий принцип – подвергнется критике только в конце XVII и в XVIII веках, Беллори в Италии, аббатом Добо и Дидро во Франции, Ричардсоном в Англии финальный удар будет нанесен Лессингом в Лаокооне (1766 г. ).
Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. Шедевры образно-пластического стиля Леду – особняки и замки периода царствования Людовика XV, уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Блонделем. В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях) исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками.
Семи-символизм, подразумевающий знание истории, выявляет семантический уровень. Архитектура подражает также и организации человеческого общества.
Прием полусферического свода над свободной колоннадой применен Д. Жилярди для музыкального павильона конного двора дворца Голицына в Кузьминках, автор приблизил этот проект к тому, что можно назвать ледолианским стилем (рис. 2). 1773 год связан со строительством дворца для фаворитки короля Людовика XV, мадам Дюбарри. «Рисунок» и есть сама идея – pictura quasi scriptura. Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы.
Устами Леду, а также Дюрана, Ложье и других архитектурная теория XVIII века провозглашает принцип экономии, в котором сопрягаются чисто практические, утилитарные задачи буржуазной архитектуры со всем кругом эстетических представлений, опирающихся на начала «разумности», «естественности», «простоты». Учился у Ж. Ф. Блонделя и Л. Ф. Труара. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении.
Иногда он предвосхищал Ле Корбюзье и его «Лучезарный город», а иногда – Гауди с его безумным барокко. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Вместо этого в его проекте возникает демократический амфитеатр с широкими рядами скамей. Вовремя своего заключения заканчивает проект городаШо, где развил идею ренессансного «идеального» города, задумав единый комплекс жилых, производственных иадминистративных зданий— то есть идеальное поселение при производстве.
Например, работая в пригороде Царицыно для Екатерины II, Баженов вдохновлялся идеей «нежной готики». Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII – 1-й половины XIX веков (Ж. Ф. Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу.