Как архитектор Альберти тяготел к смелым решениям, много сделал в разработке теории пропорции. Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) – (1404 – 1472 г. г. ) – итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения. Как архитектор Альберти тяготел к смелым решениям, много сделал в разработке теории пропорции. Леон Баттиста Альберти — один из наиболее одаренных людей своего времени — архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства и ученый.
Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ). 27). Но это подражание природе не есть копирование какого-либо единичного природного образца. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). Выдвинутый им идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета.
Человек познает законы природы благодаря разуму. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Создал неск. Финальность, польза, красота – все эти социальные критерии мы находим в природе Альберти.
В полном соответствии с этим и другими подобными находятся практические советы Альберти по исправлению недостатков зданий (X, 16-17). Его личное человеческое величие было поистине титаническим.
рус. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Флорентийское иск-во кватроченто вместе с наследием античности стало источником собств. Наиболее значит.
Дизайн также включает глазное окно, которое уже было в месте. Вернемся теперь к теме Bucher nnd Bauten Буркгардта.
В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Своеобразие исторических эпох и культур Альберти чувствовал. Он развивал в зодчестве античные мотивы. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии.
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Его полотен и скульптур сохранилось мало.
Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Перые знания получил дома. «. В проекте ц. Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, А. одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу др. -рим.
Среди первых лит. Вернулся в Рим после реставрации папской власти в сентябре 1443 с того времени главным объектом его научных интересов стали архитектура и математика. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту А. (ок. 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде ц. Санта-Мария Новелла (1456–70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в ц. Сан-Панкрацио, 1467). В 50-60-е гг. Слишком же тесные узкие улицы делают город безобразным и унылым, мешают доступу света и свежего воздуха и затрудняют движение. В Галлии мы видели.
Однако в последних его сочинениях (Застольные беседыи особенноМом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками.
1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии. направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн.
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистич. Леон Баптиста (1404-1472) Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).
Фасаду, окончательно потерявшему сходство с укрепленными средневековыми замками, придан более плоскостным характер, соответствующий расположению в узкой улице старого города (пилястры вместо римских полуколонн, плоский руст, порталы вместо укрепленных ворот). Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко -- от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Альберти запланировал посвятить свой трактат на архитектуре его другу.
Вот почему я полагаю, что следует держаться планов тех авторов, которые продумали их до полной зрелости (IX, 11). После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Ксамостоятельному архитектурному творчеству Альберти пришел врезультате изучения античных памятников илитературно-исследовательского труда.
1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467).
в 1485 на лат. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. гуманистам А. провозгласил необходимость развития прозы на нар. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Виньола, как теоретик и практик, был воспитан в традициях искусства высокого Возрождения, в традициях школы Браманте и Рафаэля Творчество Виньолы, как мастера переходного времени, оказало одинаково сильное влияние как на создание архитектурного стиля римской контрреформации, так и на экспансию возрожденческой классики за пределы Рима и даже Италии. Мирабилии удивляют, как все новое и необычное.
Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти. И дальше Альберти продолжает, как будто пытаясь объяснить происхождение подобного поветрия: Некоторые полагают, что души человеческие меняются в зависимости от движения светил. городов, осуществлённых под наблюдением помощников.
Однако у Альберти не трудно заметить и различные градации такого освоения. В том месте трактата О статуе, которое передает Кротонскую легенду, Альберти определяет высшую красоту не в смысле отрешенной платоновской идеи, а в смысле высшей красоты, которою природа одарила многие тела, как бы распределив ее соответственно между ними. В сочинении на итальянском языке О семье (кн. В1450 ему была заказана перестройка церкви Св. В трактате О зодчестве (X, 1) Альберти писал: Клянусь, я порой не могу удержаться от вздоха при виде беззаботности некоторых людей, - чтобы не сказать резче, скажу: алчности, - которые разрушают то, что варвары и неистовые враги пощадили за высокое достоинство или чему время, неумолимый губитель вещей, легко дозволило бы стоять вечно. Но в одном его упрекнуть нельзя: в отсутствии живого, личного отношения к культурным явлениям прошлого.
Себастьяно Серлио родился в Болонье 6 сентября 1475 года. Но вместе с тем он чувствовал связь и преемственность культур. Вначале онвыступал вкачестве консультанта повопросам строительного искусства, затем сам приступил кпроектированию.
В соч. Работа не была издана до 1485. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). иск-во и музыка.
Выступил как архитектор-практик. Консоль гурта становится капителью пилястра. К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ).
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Тempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие рим. Работа была первым архитектурным трактатом Ренессанса.
Однако Альберти не подразумевал, что художники должны подражать природе объективно, как это, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «для в живописи красоты так же приятно, как это необходимо». Выступил в защиту литературных прав народного (итальянского) языка. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. Он тактичен по отношению к ним и всегда слушает своего собеседника. Нужна была способность обнажить смысл явления, уловить его принципиальную суть, проникнуть в природу вещей, говоря словами Альберти.
Но что-то в альбертиевском монастыре есть и от античной витрувиевской палестры. II, 20). Отстаивая принадлежность архитектуры к свободным искусствам и ее независимость от ручного труда, Альберти доказывал наличие рациональных оснований архитектурного творчества. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Мы иначе относимся к копии и цитате. Джорджио Вазари, который утверждал, что исторический прогресс искусства достиг своего пика в Микеланджело, подчеркнул академические успехи Альберти, не его артистические таланты: «Он провел свое время, находя о мире и изучая пропорции предметов старины но прежде всего, после его естественного гения, он сконцентрировался на написании, а не на прикладной работе».
Дорический и ионический ордер еще предстояло возродить на практике. На латинском языке написал комедию Любитель славы (1426), сатиру на князей и придворных в мифологически-аллегорической форме Мом (между 1443 и 1450). Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов.
Окончательная цель художника состоит в том, чтобы подражать природе. из лит. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. Даже слово libido здесь и в отзыве о Нероне одно и то же.
Приблизительно такой же архитектурной цитатой была альбертиевская дверная консоль. Леонардо, который иронически назвал себя «необразованным человеком» (omo чувства lettere), следовал за Альберти в представлении, что живопись – наука. То же – в главе о кирпичах (II, 10) и др. «Десять книг о зодчестве» Леон-Баттисты Альберти — первый известный архитектурный трактат со времени Витрувия. Леон-Баттиста Альберти изучив латинский язык и в то же время посвятив себя зодчеству, перспективе и живописи, оставил после себя книги, написанные им так, что ввиду неспособности кого-либо из современных художников к письменному изложению этих искусств, хотя многие из них в области практики и стояли выше него, он, по общему признанию, превзошел в этом отношении всех тех, кто превзошел его в творчестве такова сила его писаний, владеющая и поныне пером и устами ученых. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Одно из главных культовых сооружений Альберти — церковь Сан Франческо в Римини (начата в 1446 г. перестройка ранее существовавшей готической монастырской церкви) — было задумано в виде величественного купольного сооружения — мавзолея для тирана Римини Сиджис-мондо Малатесты, его родственников и сподвижников. В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система.
Брагина Л. М., Итальянский гуманизм. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Ключевым вопросом этической концепцииAlberti Leon Battista является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком.
Мне нравится способ Витрувия (I, 8), кто не станет порицать Тарквиния (II, 2), я не стал бы строить там, где Калигула наметил основать город (I, 4), - говорит он. Ведь редко, когда даже самой природе дано произвести на свет что-нибудь вполне законченное и во всех отношениях абсолютное (VI, 2). Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения.
Итак, немалым счастьем было для Леон-Баттисты иметь друзей, служивших ему с пониманием, умением и охотой ибо, поскольку архитекторы не могут все время присутствовать на работах, преданный и любящий исполнитель – великая для них помощь и кто-кто, а я-то прекрасно это знаю по долголетнему опыту. Цитаты образуют во взаимном сочетании новую связную картину. источникам (Дж. 4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964).
Снеся на алтарном конце церкви находившуюся там квадратную капеллу, ветхую, не очень большую и расписанную по-старинному, он построил этот круглый хор – сооружение замысловатое и мудреное, наподобие круглого храма, окруженного девятью капеллами, которые все закруглены полуциркульными арками, а внутри имеют форму ниш. И. Л. тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубл. Примечательный внутренний суд палаццо.
Основное место жительства, Палаццо Piccolomini, находится на западной стороне. В числе их есть рисунок моста св. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Одно высказывание находится в VI книге (VI, 2), другое – в VIII (VIII, 5), притом нет никаких данных для утверждения, что первое высказывание относится к готике. По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Альберти был сведущим в науках о его возрасте.
Но целое – в корне иное. Ибо большое, малое, длинное, короткое, низкое, широкое, узкое, светлое, тёмное, освещённое, погруженное во мрак и т. п. все это таково, что познается только через сравнение». Л. -Б. гуманизма. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе.
Юг требует теней в связи с этим для южных городов нужны более узкие, тесные улицы чем для жаждущего солнца севера это обстоятельство уже в средние века послужило основанием к различию в порядке расположения перекрестков: на южной стороне — на север и на северной стороне — на юг. Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. Герцог Урбино был проницательным военным начальником, который великодушно потратил деньги на патронаж искусства. Когда Джованни ди Паоло Ручеллаи при жизни Леон-Баттисты пожелал сделать на свой счет и целиком из мрамора фасад церкви Санта Мариа Новелла, он поговорил об этом с Леон-Баттистой, лучшим своим другом и, получив от него не только совет, но и проект, он решил осуществить это дело во что бы то ни стало, дабы оставить о себе память. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве.
Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «. Именно вот таким образом он считал возможным называть площади своего времени форумами, монахов – жрецами, монастыри – лагерями жрецов и т. д. Монахи Альберти – не реальные монахи его времени, не идеальные иконописные фигуры христианских житий и не жрецы или философы античности, но в них есть черты всех их. Хотя он часто характеризуется как «архитектор» исключительно, как Джеймс Бек заметил, «выбрать одну из 39областей39 Леона Баттисты по другим как так или иначе функционально независимый и самостоятельный не имеет помощи вообще никакому усилию характеризовать обширные исследования Альберти в искусствах». И конечно, - говорит он в трактате О зодчестве (IX, 5), - вновь и вновь следует повторить изречение Пифагора: Нет сомнений, что природа во всем остается себе подобной. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441.
Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить объем здания тяжелой полусферой. Когда в 1459 году Альберти появился в Мантуе в свите папы Пия II, он встретил у Гонзага очень теплый прием и сохранил дружеские отношения с ним до конца своей жизни. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого А. (1430-егг. ). Альбертиевский фасад церкви Санта Мария Новелла (1456 — 1470) является перелицовкой ранее существовавшего фасада средневековой базилики. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии. Роман-трактат «Мом» (до 1450, опубл.
Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти.
В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Принцип строить новое, не разрушая старого (фактически же переосмысливая его и подчиняя новым задачам) сыграл еще одну огромную роль в теоретической и практической деятельности Альберти. Для Северной Италии Альберти стал первым архитектором Ренессанса. Палаццо Венеция и церковь Сан Марко в Риме точно так же не были начаты Альберти. Способности человека. После римского восстания.
Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).
Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения». в 1890, 1960, 1964). С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. 252).
Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Но именно эти мрачные признания осязательно правдивы в своей первичной непосредственности: в них – предрассветные тревоги и неуверенность момента, когда исход борьбы еще неясен они отражают волнения и срывы новой мысли. На службе у пап ЕвгенияIV и НиколаяV А. принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443–49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. 46–30 до н. э). Первой увидела свет четвертая книга серии, озаглавленная «Общие правила архитектуры».
Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Выступил как архитектор-практик. Ясная (и многообразная) характеристика соотношения стены и ордера распространилась позднее – достаточно сравнить работы помощника Альберти, Росселино и, в особенности, Браманте и позднейших архитекторов 8. Нагляднее всего об этом свидетельствует (безотносительно к ее правильности) характеристика архитектуры Востока, Греции и Рима, как трех основных этапов развития зодчества (VI, 3). Архитектура для А. Б. Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и вот таким образом превосходит их все.
Альберти (Alberti) Леон Баттиста (18. 2. 1404, Генуя, – 25. 4. 1472, Рим) итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти". В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. Получивший блестящее образование и одаренный от природы, Альберти был успешным литератором и зодчим, занимался живописью и скульптурой, разбирался в музыке.
Ниже этого сада сводчатая конюшня, у которой были киоски для 100 лошадей. Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи. Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов.
в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубл. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Он признает, что не без слез видел, как день ото дня разрушаются древние образцы вещей (vetera rerum exempla VI, I).
Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства основывается на прочных материальных устоях отдельных семейств. В Риме у Альберти было много времени, чтобы изучить его древние места, руины и объекты. 1–3, 1433–37, кн.
Альберти изготовил модель храма, по которой велось строительство она изображена на медали, выполненной строителем церкви медальером Маттео да Пасти в 1469 г. Стены здания выложены из кирпича и облицованы квадрами известняка. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). Его интересуют главным образом факторы, влияющие на сохранность и качество этих вин, а не процесс их выделки.
Во всяком случае он доказал своими теоретическими сочинениями на итальянском языке, что родная речь может служить средством для выражения самых сложных понятий научной теории. Но они не встречают одобрения у опытных зодчих. О гробнице Порсенны, описываемой Плинием и у старых коментаторов превращавшейся, по выражению Катремера де Кенси, в смешное нагромождение (ridicule echafaudage) пирамид, Альберти отзывается так: Эта диковинная и отнюдь не отвечающая разумным целям постройка ни в коем случае не заслужит моего одобрения (VIII, 3).
В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Человек познает законы природы благодаря разуму. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности.
Кэтомуже периоду относится его посещение Феррары, Венеции иСиены. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. Согласно письменных источников (Дж. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания заметное место занимает сооруженная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе (начата в 1459 г., впоследствии сильно перестроена).
тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Способности человека. Реконструируя по заказу Сиджизмондо Малатесты готич. ц. Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности".
В них А., опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы худож. Сталинский «имперский» стиль», черпающий вдохновение в античности и ренессансе и строительство бараков ГУЛАГа – набирали силу. 15в. ). Образцом для них в 1479 г. Джулиано Сангалло взял ионийскую капитель, найденную во Фьезоле. Отсюда требование: Itaque pristina velim serves integra quoad nova illis non demollitis attolli nequeant (Я хотел бы, чтобы ты сохранял старое нетронутым, пока нельзя будет строить новое, не разрушив старого III, 1).
Греки почерпнули и извлекли все искусства, в том числе и зодческое из лона самой природы – ex naturae gremio (VI, 3). Следуя своей концепции гармонического развития личности, Альберти с усердием занимался физическими упражнениями, развивал в себе лучшие человеческие черты – способность к пониманию, сдержанность, человеколюбие, щедрость. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе.
Вобоих случаях зодчий столкнулся сабсолютно новой для эпохи Возрождения художественной задачей— создать такое обрамление для базиликальной постройки, котороебы гармонировало склассическим идеалом эпохи. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Прямую параллель к только что приведенным примерам архитектурного перетолкования ранее сооруженных памятников путем добавления новых элементов составляют аналогичные примеры из истории живописи XV в. Так, Мантенья в Камере дельи Спози в Мантуе (1468-1474) впервые связывает гурт свода с нарисованным пилястром, членящим стену. В книге Искусство архитектуры (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций.
И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. К концу 1440-х годов внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты. Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре.
Они и здесь не обезличиваются, так как и здесь по большей части приводятся античные имена. Примерно в 50-60-е гг. Характер — категория не только психологическая, но и социальная. в кон. Вазари в биографии Сангалло не только указывает на этот факт, но прослеживает и судьбу самой капители, характеризуя тем самым отношение людей Ренессанса к подобным цитатам: Оная капитель была скопирована (ritratto) с очень древней мраморной капители, найденной во Фьезоле монсиньором Леонардо Салутати, епископом этого места, который хранил ее вместе с другими антиками некоторое время на улице Сан Галло в доме с садом, где он жил, напротив С. Агата, каковая капитель ныне находится у монсиньора Джованни Баттиста деРикосоли, епископа Пистойи и ценима им за свою красоту и своеобразие (bellezza е varieta), поскольку среди древних капителей не встречается другой ей подобной.
Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). В книге Искусство архитектуры (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций. Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
При определении ширины улиц необходимо, по его мнению, учитывать климатические условия. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города.
Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Особенно явно его воздействие проявилось вработах урбинских мастеров. Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного его планировка интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. В конце жизни создал проект Театро Олимпико, завершенного его учеником Скамоцци. худож.
Он занимался изучением проблем математики и картографии. Кажется, что здесь безраздельно царят книги.
Крупный деятель культуры Возрождения. А. был воплощением ренессансного идеала uomo universale– всесторонне развитого человека. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель — укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.
Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». Мотив этот значительно позднее широко использовался в зодчестве барокко. Знаменитый отрывок «.
В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств». Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. В ряде теоретических трактатов (О статуе, 1435 и О живописи, 1435-36, – на итальянском языке О зодчестве, опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. пер. – «Десять книг о зодчестве», 1935–1937) стали первыми со времён античности трудами по теории иск-ва. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Альберти. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. Здесь зачастую невозможно решить, цитата это или непосредственный опыт. Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. Сан-Франческо в Римини (т. н. в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологич. Античный прием (ср.
Люди Возрождения искали для своего нового отношения к искусству и науке опоры в прошлом, принадлежа сами настоящему и будущему. Первоначально изданный на латыни, первый итальянский выпуск вышел в 1546. Работа не была напечатана до 1843. Место Альберти как архитектора-практика определялось целым рядом факторов. Имя его героя, Момуса, относится к греческому слову для вины или критики.
Во Флоренции он проектировал верхние части фасада для доминиканской церкви Новеллы Санта-Марии, классно соединив неф и более низкие проходы с двумя декоративно инкрустированными свитками, решив визуальную проблему и установив прецедент сопровождаться архитекторами церквей в течение четырехсот лет. На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства.
Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини.
Возражения, которые нередко делают (намек на Альбретри) против таких прямых улиц, а именно будто бы их легко защищать от вторжения в город неприятеля, отпадают, так как в таких случаях по его мнению, можно протянуть поперек улиц цепи или строить баррикады. Он впервые сформулировал в своем трактате эстетические идеалы Возрождения. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает». «демонстрации» с изображением ландшафтов.
Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения. Художники и скульпторы борются «через различными навыками, в той же самой цели, а именно, это почти, работа, которую они предприняли, должно казаться наблюдателю подобна реальным объектам природы». Им он посвятил свой теоретический труд О живописи (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима.
В монастыре Альберти есть нечто подобное средневековому монастырскому chiostro (V, 7). Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Красота была для Альберти «гармонией всех частей относительно друг друга» и впоследствии «это согласие понято в особом числе, пропорции и договоренности, потребованной гармонией».
Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование.
В На Живописи, Альберт использует выражение «Мы Художники», но как художник или скульптор, он был дилетантом. По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. Исключительно важные градостроительные идеи Альберти, связанные с его новым пониманием архитектуры как важнейшей общественной деятельности и отразившиеся (помимо трактата) лишь в неосуществленном проекте перестройки римского района Борго 16, остались – ив тех исторических условиях не могли не остаться – утопией.
Будучи высланным из небес, Момус, бог осмеяния, в конечном счете кастрируется. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Альберти оказался первым в ряду основоположников новой художественной культуры. Беспросветно-черным фоном всей истории гуманизма было стихийное уничтожение следов античного искусства, уничтожение, которому не остались чужды даже люди, покровительствовавшие гуманистам и которое позднее, после переплавки бронзы Пантеона папой Урбаном VIII (Барберини) в 1632 г., было заклеймлено общеизвестной фразой: Quod поп fecerunt barbari, fecerunt Barberini (то, ЧТО не разрушили варвары, разрушили Барберини). В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. И не только потому, что отдельные, принимаемые им от Витрувия указания комбинируются с данными собственных наблюдений над архитектурными памятниками, но главным образом потому, что Альберти мыслит здесь систематически, а не ссылается на авторитеты. В книге "Искусство архитектуры" (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций.
Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. проектов для др. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах.
«Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Еефасад, превращенный Альберти всамостоятельное произведение зодчества, стал одним излучших фасадов Ренессанса. «Очень немного картин его, который является существующим, совсем не прекрасны, но это не удивительно, так как он посвятил себя больше его исследованиям, чем к черчению».
Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века). Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики.
Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе.
Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. комедия «Филодокс» (1424, опубл. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие.
языке. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод.
Эта сторона для него неактуальна и его не интересует. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Я читаю у Плиния.
Именно упорядоченный, монументальный, даже тяжеловесный, чисто римский характер построек Альберти отличает их от непринужденной и вместе с тем строгой в своей возвышенной гармонии ясности произведений Брунеллески, теснее связанных с традициями средневековья и «проторенессанса» 7. Само общество Альберти мыслит как гармоническое единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. В основе композиции главного фасада лежит своеобразно трактованная тема трехпролетной римской триумфальной арки с большим центральным и боковым арочными пролетами и монументальной стеной, расчлененной на всю ее высоту ордером полуколонн, поставленных на пьедестал.
Новинками вего оформлении были волюты побокам. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». в 1520)– едкая сатира на правителя в стиле Лукиана.
Несмотря на то что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти, по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV века. Вот почему он считал возможным в той мере, в какой это было ему нужно, включить в свой трактат и средневековые источники, освещавшие отдельные вопросы науки искусства и техники воистину – Je prends mon bien partout оu je lе trouve (Я беру свое добро повсюду, где его нахожу, - Мольер). Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. 4, 1441 опубл. Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
По этому случаю, можно вспомнить моцартовское: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Был бы только, что работа Вазари была здесь добавлена описанием как этот Альберти. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения.
(Народный итальянский язык – Прим. Он отметил, что «забота об очень маленьких детях – женская работа для медсестер или матери» и которому в самых ранних детях возраста нужно преподавать алфавит. Она прозвучала как нечто новое. Оставшись в Мантуе после отъезда папы, Альберти в 1460 году закончил модель новой церкви, строительство которой было поручено флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе.
Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Казалось, ни один отец семейства не мог обойтись без башни. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти глубоко переработал эту тему иридав ей иной художественный смысл и новую пластическую выразительность. Так, например, трехчленное деление орудий у Варрона на словесные (рабы), полусловесные (домашний скот) и бессловесные (инструменты) Альберти заменил аристотелевским двучленным делением на одушевленные и неодушевленные, умалчивая притом, что у Аристотеля к первой категории отнесены рабы. Альберти весьма озабочен тем, как оградить монахинь от соблазнителей – стены должны быть высокие, сплошные, без всяких отверстий, через которые, не скажу, завоеватели непорочности, но даже факелы очей и речей соблазна не могли бы проникнуть, смущая души (V, 7).
Альберти внес чисто античное членение этажей наархитрав, фриз икарниз. При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. В то же время позиция А. по отношению к гуманизму носила двойственный характер так, в противовес мн. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153. Таким образом, хорошо начатое одними, портится и плохо довершается другими. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
Интерес к гражд. Таким образом, Альберти около 1450 оказался вроли ведущего зодчего эпохи. «Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф.
Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Minutis addittamentis excrevisse (небольшие наращивания) – вместо пропасти и разрыва традиций Вазари. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.
ПАЛЛАДИО, Андреа (1508 – 1580). Вот таким образом при изучении эстетики Альберти важно выделить в ней те неповторимые черты, которые связывают ее с культурно-историческими условиями эпохи. Наибольшую известность архитектору принесли три разработанных им типа театральных декораций, описанные в его знаменитом Трактате об архитектуре (отдельные книги публиковались в 1537–1575). После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати.
И повсюду вырастали леса башен. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Альберти, Леон (1404, Генуя, – 1472, Рим) итальянский архитектор, выдающийся теоретик искусства эпохи Возрождения. Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Джоржо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Если бы, небо, звёзды, море, горы, все животные и все тела оказались бы по воле божьей наполовину меньше, ничего не показалось бы уменьшенным ни в одной своей части.
тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. Древние, справедливо считавшие, что необходимо подражать природе, лучшему мастеру форм (optimam formarum artificem), собрали, насколько это было в силах человеческих, те законы (leges), которыми она пользуется при создании вещей и применили их к зодчеству (IX, 5).
Наиболее полно эта задача была решена вцеркви Санта-Мария Новелла. перспектива и ордерная система. Викентьева).
Античную консоль Альберти дословно процитировал. Его подробные наблюдения, включенные в его Де Р Адификаторя (1452, На Искусстве Строительства), были скопированы после архитектуры Де римским архитектором и инженером Витрувиусом (fl. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой).
Говорили иногда о ретроспективизме Возрождения. Общность культур, понимаемая отнюдь не абстрактно (в смысле общего понятия), а конкретно (в смысле культурной преемственности и связи) позволяла Альберти делать содержание источников своими. Таким образом, в этих капеллах каменные архивольты арок, опирающихся на столбы, должны отклоняться назад, чтобы не отходить от стены, которая выгибается, следуя форме круглого хора, вот таким образом, если смотреть на эти арки капелл сбоку, кажется, что они заваливаются и что они – и таковы они и на самом деле – некрасивы, хотя размеры их правильные и прием этот действительно очень трудный. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы).
Л. Б. Здесь наметилась более сложная, чем у Брунеллески, ступенчатая дифференциация внутреннего пространства и объема Здания, получившая дальнейшую разработку в конце 15 и в 16 в. в постройках Браманте и в рисунках Леонардо да Винчи. Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье. периптеров.
По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. В 1527 году Себастьяно Серлио переехал в Венецию. Им он посвятил свой теоретический труд "О живописи" (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. Архаичнее была бы в этом случае конструктивная правда готики. Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Альберти был одаренным во многих направлениях. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Но как бы то пи было, в подобных суждениях нет ни тени того антиготического чувства, которое крепнет у позднейших теоретиков Возрождения. Им он посвятил свой теоретический труд О живописи (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе.
базилики Максенция. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Леон Батиста Альберти выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье.
Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Отсюда – то внимание к конструктивной жизни здания, к его дряхлению, к изъянам, причиняемым временем, примеры которого были приведены выше и которое лежало в основе инженерных знаний Альберти. Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени. Альберти – в трактате и в интереснейших письмах к одному из заказчиков (Ручеллаи) – призывал к патриотизму и чувству гражданственности молодую буржуазную элиту, которая должна была, по его мнению, употребить свое могущество не на самопрославление путем строительства своих дворцов, нередко нарушавших целостность застройки, а на украшение родного города выдающимися общественными сооружениями.
Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр. Но это уже выходит за пределы темы настоящей статьи.
Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Примечания:«Десять книг о зодчестве» Леон-Баттисты Альберти были переведены и изданы в СССР Академией архитектуры в 1935-1937 годах.
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. Как художник, Альберти отличился от обычного мастера, получившего образование в семинарах. яз. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование.
По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен). Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
В 1514 году переехал в Рим. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus).
У Альберти, как член благородной семьи и как часть римской курии, был особый статус. Колизей) переработан в соответствии с новой урбанистической ситуацией. Альберти в отличие от многих гуманистов XV века, увлечённых классической латынью, стал писать научные сочинения и на volgare». Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом мавзолеем. Если же подобная щель только одна, то более открытая укажет на сдвиг в углах.
Во всяком случае абсолютно не прав Боринский, сливая в одно две цитаты из Альберти и утверждая, что для Альберти готика – безрассудная страсть громоздить камни (Inconsiderata coacervandorum lapidum libido), объяснимая лишь астрологически.
1–3, 1435–36), «О статуе» («Della statua», ок. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада.
его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Я не стану восхвалять недавнюю пору, лет двести тому назад, - говорит Альберти (VIII, 5), - когда распространилось всеобщее поветрие (communis morbus) строить башни даже в самых мелких городах. Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Верный своему органическому ощущению архитектуры, Альберти повествует, с каким благоговением он созерцал мертвые останки (cadavera) моста Адриана (VIII, 6). Когда Альберти были поручены работы в Сан Франческо в Римини, перед ним не стояла задача возвести новую постройку, нужно было придать старой постройке новое звучание – превратить готический храм в античный мавзолей. Из сооружений древних я научился гораздо большему, чем от писателей, - заявлял Альберти. «И Альберти был Леонардо Да Винчи как финишер новичку как владелец дилетанту. Текст трактата О зодчестве порою превращается в мозаику цитат.
в 1890), «Теодженио» (ок. 1440, опубл. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
В-третьих, наконец, Альберти делает материал полностью своим, не упоминая имени автора. Однако и в VII книге мы встречаем такую готическую фразу: Трепет, который возникает в сумраке, по своей природе увеличивает в душах благоговение и сумрачное по большей части сочетается с величием (VII, 12). Трещина, поднимаясь вверх и отклоняясь в ту или другую сторону, укажет на причину изъяна. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов -- гармонии и совершенства. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». Это жилье вершины, уполномоченное Джованни де39 Медичи, Козимо il второй сын Векчио, с его видом на город, может быть самым первым примером ренессансной виллы: то есть это следует за критериями Albertian предоставления страны, живущей «вилла под-Урбана».
Однако книга была написана «не только для мастеров, но также и для любого заинтересованного благородными искусствами», как Альберти выразился. Надо ли напоминать, что свободными искусствами назывался тогда весь круг знаний: грамматика, логика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия, законоведение, медицина и богословие. Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. Несмотря на то, что Альберти основную часть своей жизни провел в Риме, наибольшее влияние на его творчество и мировоззрение оказала культурная и художественная атмосфера Флоренции. Между этими цитатами и автором – наибольшее расстояние, они, так сказать, наиболее периферичны.
Теперь онмог реализовать свои теории напрактике. практики Возрождения, как центр.
Типичным примером может служить описание сельскохозяйственных построек виллы в V книге. Первой работой Альберти стал проект палаццо для флорентийского купца Ручеллаи— друга изаказчика зодчего (1446–51). Подлинный архитектор обязан собрать и продумать не только отрывочные и, так сказать, рассеянные (dispersas et quasi disseminatas) достоинства, но даже те, которые скрыты в глубочайших недрах природы (intimis penetralibus naturae IX, 10).
н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Исходная посылка гуманистической концепции Альберти — неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. 1-4, 1437-41) рисует образцовую семью и выдвигает идеал гармоничного человека. Перуджино в Санта Мариа Маддалена деи Пацци (1496) соединяет консоли арки с изображенными полуколоннами.
При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. и этич.
Этому препятствовала его культура гуманиста-филолога. Но мы на опыте убедились и т. д. (II, 11). опытов А. – лат. Время для Альберти – непреклонный разоритель вещей (pervicax rerum prosternator X, 1). Заметим – выбирать, а не пассивно отражать. архит. В глазах Альберти и его единомышленников это были cose antichissime, nove amoderni animi.
Его знание оптики было граничит с направленной вниз давней традицией Kitab al-manazir (Оптика Де aspectibus) арабского эрудита Алхэзена (Ибн аль-Хайтам, d. c. Альберти написал «Застольные беседы». И в Della pittura и в De статуе, Альберти подчеркнул, что «все шаги изучения должны быть разысканы от природы». Он предсказывает, что вскоре прекрасное искусство древности исчезнет без следа (VI, I). По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
В Новелле Санта-Марии, Флоренции, между (1448–70) верхний фасад был построен к дизайну Альберти. Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. В то же время позиция Альберти по отношению к гуманизму носила двойственный характер так, в противовес многим гуманистам Альберти провозгласил необходимость развития прозы на народном языке. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете.
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Десять книг о зодчестве. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку.
В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии., Леон Баптиста (1404-1472). Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
1041), который был установлен францисканскими оптическими семинарами 13-го века традиции Perspectivae ученых, такие как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаемы в третьем комментарии Лоренцо Гиберти, Commentario Терцо). Само обращение к античности требовало мужества и новаторства.
По мнению специалистов он сделал для прозаической речи не меньше, чем Данте и Петрарка для поэзии. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св.
Человек познает законы природы благодаря разуму. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. Новым во времена Альберти было не разрушение, а сохранение памятников. сочинений А. – имеющий практич. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
В данном случае неважно имя автора, важна сама мысль. Della pittura (также известный на латыни как Де Пиктюра) положился в ее научном содержании на классическую оптику в определении перспективы как геометрический инструмент артистического и архитектурного представления. Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) — наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу принадлежит оригинальная концепция многоалфавитного шифра, послужившая заметным вкладом в развитие криптографии.
Пиенцу считают ранним примером ренессансного городского планирования. 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. 1–10, 1452, опубл. Вот таким образом на первый план выдвигались не столько вопросы конструктивные, сколько (волей-неволей) вопросы переосмысления старого.
Такое отношение к источникам не приводило, однако, Альберти к модернизации прошлого. В VII книге своего трактата (VII, 8) Альберти, описав капители дорического ионического, коринфского и композитного ордера, заключает: Кроме этих, встречаются еще многие капители, сложенные из описанных очертаний и частей то увеличенных, то уменьшенных. Возможностей возводить постройки заново, с основания, было мало.
Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Проект Альберти был осуществлен только частично, ему принадлежат западный и южный фасады.
Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Достоинство (dignitas) как выражение величия было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений. и в 1550 был издан стандартный итальянский выпуск Козимо Бартоли. В организацию пространства ц. Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие рим.
Но как целое, материал деформируется, хотя составные части остаются неизменными. Под этой перспективой виллу Medici во Фьезоле можно было вот таким образом считать «музой» для многочисленных других зданий, не только во Флорентийской области, которые от конца 15-го века вперед находят вдохновение и творческие инновации здесь. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius).
А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. М., 1935, I, стр. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. 1-3, 1433-37, кн.
В книгах о живописи Альберти постоянно требует от художника, чтобы он подражал природе. Такого конструктивного и декоративного решения внутреннего пространства церкви еще не знала архитектура итальянского Возрождения. Леон Баттиста Альберти (14 февраля 1404 – 25 апреля 1472) был итальянским гуманным автором, художником, архитектором, поэтом, священником, лингвистом, философом и шифровальщиком он воплотил Человека эпохи Возрождения.
Так, говорят, на протяжении тысячелетий тысячами тысяч людей изобреталась медицина и равным образом мореплавание и почти все искусства подобного рода развивались медленно и постепенно (VI, 2). Взгляды, привычки, оценки другого времени неизбежно сказывались на интерпретации. Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48. В других случаях новизна менее приметна, но более значительна.
практики А. Согласно письм. Палладио опубликовал путеводитель по древностям Рима иллюстрировал первое печатное издание Витрувия (1556), а в 1570 — Четыре книги об архитектуре, оказавшие огромное влияние на архитектуру XVII-XVIII вв. Через его книгу Альберти открыл свои теории и идеалы флорентийского Ренессанса архитекторам, ученым и другим. И разве не видится автор сочинения О семье, апологет masserizia, хозяйственности, за вот этим отрывком из его анонимной биографии: Выходя для отдыха на прогулку по улицам и видя, как все ремесленники без устали работают в своих мастерских, он, как будто по приказанию строгого судьи, часто немедленно возвращался домой, говоря: Надо и нам продолжать начатую работу.
С большими надеждами он дал работу своей семье, чтобы читать, но в его автобиографии Альберти признается, что «мог едва избежать чувствовать гнев, кроме того, когда он видел некоторых своих родственников, открыто высмеивающих и целую работу и бесполезное предприятие автора вдоль нее». Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы».
Чаще задача заключалась в продолжении и переистолковании начатого. Современники Альберти разрушали античные памятники. Интересным примером архитектурной цитаты и вместе с тем хорошей параллелью к консоли Альберти являются капители колоннады двора в монастыре Санта Мария Мадделена деПацци во Флоренции. «В живописи Альберти не достиг ничего ни из какой большой важности или красоты», написал Вазари. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным.
.