В картинах Архипова на сюжеты из крестьянской жизни, созданных на рубеже XIX и XX веков, чувствуется отдаленный отзвук первых открытий поэтического мира народной души, сделанных еще в 20-х годах XIX столетия А. Г. Венециановым. Замысел этой, может быть, наиболее значительной картины мастера возник после посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: Смена.
В картинах Архипова почти никогда нет активного действия. и А. М. Васнецов. Здесь изображена мать художника. По приглашению Дягилева московская группа живописцев приняла участие в «Мир Искусстве».
Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. Художник отказался от многих ненужных подробностей. Нестеров, впоследствии подробно описавший историю поступления. Вместе с ним в то время занимались А. Рябушкин, Н. Касаткин, М. Нестеров. В 1924 г. Абрам Ефимович вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), а в 1927 г. ему, одному из первых советских живописцев, в связи с сорокалетием художественной деятельности было присвоено звание народного художника РСФСР.
Родился в крестьянской (мещанской) семье. В 1904 г. произошло слияние «36» и «Мир Искусства» и организован «Союз русских художников», бессменным членом которого А. Е. В этом произведении – тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. Письмо было написано С. В. Ивановым и подписано всеми выше перечисленными художниками. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен «По реке Оке» (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. Абрам Ефимович Архипов вошел в историю русского искусства конца XIX – начала XX века как художник тонкого и поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме. В 1920-х гг. Абрам Ефимович Архипов происходит из крестьян Рязанской губернии.
Вспомним такие известные картины, как «По реке Оке» или «Лед прошел». Построенные на личном вкусе Дягилева и единоличном отборе произведений первые выставки «Мир Искусства» положили водораздел между «петербургской» и «московской» группами молодых живописцев. Т-во пошло на уступки и молодежь была выбрана в члены, но во избежание «засорения» был организован Совет «старейшин», куда, однако, попали А. Е. Москвичи по почину С. Иванова, К. Коровина и др. В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия.
Оно шире, глубже, значительнее. Каждое лето, приезжая туда он выбирал самые глухие места, предпочитая жить около моря.
Когда его приняли в головной класс училища, оказалось, что Пыриков — фамилия отчима, принятая Нестеровым за псевдоним художника. Углекопы Н. А. Касаткина и Поденщицы на чугунолитейном заводе А. Е. Архипова. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина «Подруги» или «Посещение больной» (1885, ГТГ). Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом.
В этих картинах, также как написанных позже: «Радуница», «Проводы крестного хода», «Крестьяне в поле», «Лед прошел», «Поденщицы чугунолитейного завода», «Обратный» действие переносилось в пейзаж, на открытый воздух. В 1904 г. Архипов принял участие в создании «Союза русских художников». Формальное построение последних картин Архипова вполне соответствует тому значительному заданию, которое он себе поставил. Но Архипов недолго пробыл в Академии. Поводом тому послужили критические замечания А. Н. Бенуа, члена объединения, о проходящей в 1910 году выставке СРХ, напечатанные в газете «Речь». Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой.
В 1888 г. Абрам Ефимович отправился в путешествие по Волге. В 1920-х гг.
Таким образом, причины для недовольства московской группы продолжали оставаться. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1904), АХРР (с 1924). Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Излюбленными становятся красные интенсивно-розовые, звучные тона.
В 1922 году Архипов вступает в Ассоциацию художников революционной России, возникшей в Москве и пытается затронуть темы современной жизни. Светопись у Архипова полностью отражала не только настроение, но и социальное положение моделей: «Прачки» (1890-х и 1901), «Обратный» (1896) «Северная деревня» (1902) «Гости» (1914) и т. д. После 1917 стиль и тематика произведений Архипова существенно не менялись. Его крестьянские портреты-типы — «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927) — стали еще более мажорными.
Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. В биографии Архипова Абрама Ефимовича появился новый важный виток. Он родился в деревне «Егорово», Рязанской губ., 15 августа 1862 г., через год после «освобождения» крестьян.
Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1930 году Архипов вышел из Ассоциации художников Революции, в которую был преобразован АХРР и вместе с художниками: М. Б. Грековым, Г. К. Савицким, В. В. Мешковым, А. А. Рыловым, В. Н. Яковлевым, В. Н. Бакшеевым организовал новое объединение «Союз советских художников», который просуществовал до 1932 года. Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Все живописно – пар клубится, усталость старухи. Весенней бодростью веет от полотна "Лед прошел" (1895, Рязанский областной художественный музей).
Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Впервые мальчик приобщился к рисованию в местной школе. Ее мертвенная атмосфера не была в состоянии удовлетворить жизнелюбивого художника.
С этого времени начинаются разговоры учителя с отцом А. Е. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Архипов обратился к лирическому, наполненному светом и воздухом пейзажу (По реке Оке, 1890, ГТГ Лёд прошёл, 1895, Рязанский художественный музей), органически сочетал так называемый пейзаж настроения с эмоциональным состоянием изображаемых людей (Обратный, 1896, ГТГ). Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг).
В 1884 году А. Е. Образ поднят художником до глубокой степени обобщения, он стал олицетворением беспросветности, обреченности существования работниц, от зари до зари занятых тяжким трудом. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале». Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). Народный художник Республики (1927).
Это был крестьянин Рязанской губернии – Пыриков. Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), русский художник. Весенней бодростью веет от полотна Лед прошел (1895, Рязанский областной художественный музей). В 1923 году он пишет картину «Партизан» и в этом же году показывает ее на выставке АХРР (Ассоциации художников революционной России) «Красная Армия.
Ему захотелось найти тот единственно правильный художественно-пластический язык, который позволил бы передать влажность воздуха, пронизанного горячими клубами пара, духоту и тесноту подвала, пластику и сложные ракурсы женских фигур во время труда. Весенней бодростью веет от полотна Лед прошел (1895, Рязанский областной художественный музей). Если не считать творчество Цорна, то с работами импрессионистов Абрам Ефимович Архипов не был знаком. С 1910-х гг. Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру.
Это посещение предрешило вопрос о поступлении. Впервые приобщился к рисованию в местной школе. Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. А сегодня мы имеем возможность рассматривать старинные картины Архипова, на которых могла бы стоять подпись «Пыриков».
Картина «Девушка с кувшином» критикой и самой публикой была воспринята как само воплощение России, страны героически принявшей события революции 1917 года. В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» — объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории. Передвижники чувствовали наступление молодежи и всячески старались его задержать. После того, как профессор Виллевальд заставил его исправлять с антиков «следки» у писавшегося учениками натурщика в парике, Архипов в апреле 1886 г. бросил Академию, но вместе с тем Академия в лице П. П. Чистякова оставила огромный след на развитии художника. В его картинах, как правило, господствует настроение легкой, светлой задумчивости.
Мысль о новом композиционном решении появилась после очередного посещения прачечной. Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. Его детство и юность протекли в обстановке крестьянской жизни, наложившей крепкую печать на творчество художника. По-особому благородна красота народных одежд, пусть это будет даже самый бедный армячок. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Кроме откровенного любования ярким солнцем, крепким, бодрым народом, блещущим веселыми красками, любования радостью горящего художника – там нет никакой «тенденции», никакого сюжета. Наряду с изображением быта крестьян автор остро показывал социальные вопросы.
Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Два года спустя на ежегодной выставке ученический работ, основанной В. Г. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: Крестьянин Рязанской губернии (1925), Девушка с кувшином (1927), Крестьянка в зеленом фартуке (1927). Здесь изображена мать художника. Нестеров ошибочно считал, что фамилия Пыриков была псевдонимом художника, на самом деле она принадлежала его отчиму, но от нее он вскоре отказался, взяв фамилию матери.
Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). Но едва закончив картину, художник сразу же приступил к другому варианту. Если в первых своих произведениях, находясь под влиянием учителей-передвижников, он стремился передать натуру так, как она существует, передать «настоящий» солнечный свет, то уже вскоре он оставляет эти тщетные стремления. Оно шире, глубже, значительнее. устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть.
работал также над портретами (главным образом крестьянок), в которых, применяя широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов в сочетании с праздничной яркостью цвета, создал жизнеутверждающие образы людей, полных здоровья и радости. Они вместе сотрудничали в популярных иллюстрированных журналах «Ласточка» и «Всемирная иллюстрация», выполняя для них несложные рисунки и вместе провели лето 1886 года в Рязанской губернии. Талантливый юноша быстро и успешно учился.
Здесь изображена мать художника. Нетороплива беседа собирающихся к обедне жителей села. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Печально опустив голову, уставившись в одну точку, сидит больная женщина в полутемной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой.
Первые солнечные лучи заливают все вокруг.
После этого Архипов был удостоен звания классного художника. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен По реке Оке (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. К таким полотнам Абрама Ефимовича Архипова относят такие работы: «Игра в свайку», «В лавке старьёвщика», «Пьяница». Впервые мальчик приобщился к рисованию в местной школе.
Изменилась живописная манера Архипова. состоял до его конца в 1922 г. Он не примкнул к петербургской группе, когда в 1909 г. обединенный «Союз» распался и петербуржцы, оставшись верными старому лозунгу «Мир Искусства», пошли по пути стилизации и ретроспективизма, все более и более удаляясь от окружающей действительности. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен "По реке Оке" (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами.
Из многочисленных вывезенных им оттуда этюдов не пришлось построить картины. Колорит, построенный на сочетании приглушенных неярких красок, соответствует общему настроению произведения. Изменилась живописная манера Архипова.
Архипов был участником обоих выставок «36» в 1902 и 1903 гг. Излюбленными становятся красные интенсивно-розовые, звучные тона. Несмотря на молодой возраст, уже угадывалась зрелость автора в профессиональном плане. Многократные поездки на Север не дали желаемых результатов. Тут были Перов, Прянишников, Саврасов, Десятов, Сорокины.
Но методы Дягилева, применяемые им при устройстве выставок неудовлетворили москвичей. В 1897 году Архипов приступил к созданию картины «Прачки», замысел которой родился после посещения прачечных близ Смоленского рынка в Москве. С именем Поленова связано зарождение пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве, ярко развившейся в творчестве московских живописцев, впоследствии, как и А. Е. Архипов, вошедших в «Союз русских художников» (СРХ). И в центре среди них – Архипов.
Оно шире, глубже, значительнее. Впоследствии художник вспоминал: «Увидел старую женщину, она и сбила меня с толку – устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть – это более выразительноВсе живописно – пар клубится, усталость старухи». Особую роль в творческой судьбе Архипова сыграл В. Д. Поленов опытный педагог, мастер пленэрной живописи и всесторонне образованный человек, преподававший в классе пейзажа училища с 1882 по 1894 год. По рассказам художника помещик бил дедушку, а с отца почти накануне «освобождения» требовал выкупа от крепостной зависимости, но так как в семье денег на это не хватало, то жадный помещик сдал его в солдаты. Подобное настроение ясно выражено и в одной из ранних картин Архипова «Радоница», В мягкой и красивой живописи здесь передан неяркий свет погожего осеннего утра.
Там его рисунки были замечены учителем, который начал поощрять его способности. Здесь изображена мать художника. Впоследствии Абрам Ефимович отказался от неё и взял фамилию матери — Архипов. В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю.
В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. А. Е. Архипов более тридцати лет своей жизни посвятил педагогической деятельности, которую он начал в 1894 в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Весенней бодростью веет от полотна «Лед прошел» (1895, Рязанский областной художественный музей).
В 1890-е гг. С полотном «На Волге», написанной по впечатлениям от этой поездки художник дебютировал на Передвижной выставке. Изменилась живописная манера Архипова.
Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. В 1890 г. Архипов А. Е. Перовым, Архипов представил «Игру в свайку» — первую самостоятельную композицию. В 1882 году начинающий художник выставил работу «В лавке старьёвщика», а в 1883 — «Пьяница (Шинок)».
В своих воспоминаниях он писал: «Провели нас в один из больших классов (головной) и засадили рисовать голову Апостола Павла. Архиповские пейзажи северных мест: «Северная деревня», «Лодочная пристань на Севере», «Ночь на Белом море», «Северный пейзаж» стали непременными атрибутами выставок «Союза русских художников» с 1903 по 1910 год. Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. Главным принципом его обучения была приверженность натуре. Этот факт подтверждают картины, написанные им в период учебы.
Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. Горячо все взялись за делоИспытание длилось несколько часов. Вместе с ним в то время занимались А. Рябушкин, Н. Касаткин, М. Нестеров.
Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная «Девушка с кувшином», 1927) продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина "Подруги или Посещение больной" (1885, ГТГ). Несмотря на то, что живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в Московское училище. Творчество Архипова, одного из наиболее последовательных продолжателей традиций классического передвижничества конца XIX века, по самой своей природе очень лирично.
После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина Подруги или Посещение больной (1885, ГТГ). Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света. В 1885 году он получил большую серебряную медаль за живописный этюд «Натурщик, падающий с седла».
Его дед и отец были крестьянами мелкого помещика Чуфаровского, отличавшегося чрезвычайной жестокостью. Живописная манера Архипова в этот период несколько изменилась. За следующую картину, отмеченную небывалым успехом у публики «По реке Оке» его принимают в 1890 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом фартуке" (1927). На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: В лавке старьевщика (1882), Пьяница (1883), Водопой (1883) и др.
В педагогике мастер опирался на традиции русской реалистической живописи. На выполнение его отводилось несколько часов. Как пишет Нестеров, «Впереди меня сидел деревенский паренёк в коричневой отороченной широкой тесьмой поддёвке, с волосами на затылке, подбритыми в скобку, в сапогах со сборками».
Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Печально опустив голову, уставившись в одну точку, сидит больная женщина в полутемной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой. Абрам знал грамоту, которой он обучился в деревенской школе. На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень — старики, бабы, детвора.
Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Однажды молодой Архипов нарисовал «чорта» и испугавшись, надеялся только на наказание. В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший СРХ. На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень – старики, бабы, детвора. Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. А. В. Луначарский об этом периоде его творчества писал: «Маститый Архипов блещет юностью, его краски сочны и победоносны».
В это же время появляется картина «Делегатка», где крестьянская женщина предстает в новой для нее обстановке и роли. Советы Чистякова, его беседы о цвете, о красках до сих пор вспоминается А. Е. После сельской школы с ее «законом божием», да четырьмя правилами арифметики, к тому же еще основательно забытыми, куда там было выдержать довольно трудный экзамен.
Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом. Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Я был восхищен его рисунком, да и другим он нравился.
Но посещение Трутовского помогло. В самом деле, какую тенденцию можно извлечь из этого парнишки, лежащего вечером на плоту и играющего на гармошке в картине «На Волге» или солнечных баб и мужиков, переплывающих на лодке Оку («По реке Оке»). Однако академическая система преподавания его разочаровала. Зато экзамен по рисованию прошел блестяще.
Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. устроили выставку «36». Известный критик В. В. Стасов дал произведению такую лестную оценку: «Вся картина писана прямо на солнце, это чувствуется сразу по всему, по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению из сидящих на барке людей четыре бабы – просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные усталые и унылые, молча сидят на своих тюках».
Несмотря на то, что живописный этюд Натурщик, падающий с седла и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в Московское училище. Сцены из народной, крестьянской жизни, являющиеся наиболее обычными сюжетами его работ, чаще всего происходят на лоне родной сельской природы и художник умеет прекрасно передать естественную духовную близость к ней постоянно живущих среди нее русских крестьян. Оно шире, глубже, значительнее. Уже через два года на ученической выставке, которые устраивались ежегодно по инициативе В. Г. Перова с 1873 года он показал самостоятельную композицию «Игра в свайку», а в 1882 и 1883 годах выставил вполне серьезные вещи: «В лавке старьевщика» и «Пьяница (Шинок)». Изменилась живописная манера Архипова. В это время, в конце 90-х годов в Москву приехал Дягилев. Инспектор, видя, что задача у экзаменующегося не выходит, предложил экзаменовавшему по математике преподавателю оставить его в покое.
Проблема живописной передачи воздушной среды и солнечного света стала для него основной. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин.
Предреволюционный период обогащает цветовую палитру художника. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Результат не заставил себя долго ждать, написанная картина «Посещение больной», выставленная в 1887 году, была отмечена Большой серебряной медалью.
Еще в детском возрасте молодой Архипов обнаружил склонность к рисованию. В «поддевочке», в деревенских сапогах он приходит к инспектору Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества художнику К. А. Трутовскому показывать свои рисунки. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос.
В своих произведениях Архипов использовал яркие краски с переходами в промежуточные тона. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен По реке Оке (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень – старики, бабы, детвора.
Весенней бодростью веет от полотна Лед прошел (1895, Рязанский областной художественный музей). Одновременно с ним экзамен по рисунку сдавал М. В. В них он в достаточно резкой форме дал оценку деятельности «Союза» и отдельным, главным образом московским живописцам, в том числе Архипову.
На первой выставке этюдов и рисунков русских художников, устроенной этим обществом, появились следующие его произведения: «Старуха», «Старик», «Девочка», «Мальчик». На первом этапе в состав «Союза» входили московские художники и мирискусники. Однако академическая система преподавания его разочаровала. В Русском музее и в Третьяковской галерее сегодня можно увидеть такие знаменитые полотна Абрама Ефимовича Архипова, как «Крестьянская девушка», написанная в 1917 году, «Женщина в красном» (1919 год), «Крестьянка в розовом» (1910 год), в том числе особо популярные работы, такие как «Девушка с кувшином», «Северная деревня» (1902 год), есть и знаменитая картина «Прачки», которая была написана в 1890 – х годах, а второй вариант художник воссоздал в 1901 году.
Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина Подруги или Посещение больной (1885, ГТГ). Впоследствии к ним присоединились Серов, Остроухов, Е. Поленова, Ап. Васнецов и С. Иванов. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Иконописцы, нередко наведывающиеся в те места, способствовали развитию способностей мальчика к рисованию.
В этом произведении – тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. Учился в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1884-86). По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев.
В то время уже среди них слагалось то новое отношение к живописи, которое привело к крушению передвижничества и образованию «Мир Искусства». Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой.
Однако академическая система преподавания его разочаровала. Особенно четко они были выражены в картине «Прачки», которую художник воплотил в двух вариантах. Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. Все произведения А. Е.
Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале». Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине Прачки (первый вариант – конец 1890-х гг., второй вариант- 1901).
Художник вспоминал: «Белое море, поморские большие кресты, опрокинутое судно, облака над морем – все так удивительно, необычайно С этого момента я так переживал это путешествие, как будто я попал на настоящую родину». для своей коллекции. Начав с создания жанровых сцен (Посещение больной, середина 80-х гг., ГТГ), в 90-х гг. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события.
Была поставлена голова Антиноя. В 1925 году он был командирован в Северные губернии «с целью запечатления интересных моментов из революционного быта». Преподавал в МУЖВЗ (1894-1918), ГСХМ (1918-20) и Вхутемасе (1922-24) в Москве.
По живописной манере произведение значительно отличалось от того, что было создано раньше. 1918–1923». Содержание картины перерастает сюжетные рамки. В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. Для того чтобы запечатлеть родную ему, земляную силу русского крестьянства нужны были иные формы и прежнюю дробность своих многофигурных композиций художник, после последней заграничной поездки, меняет на однофигурные изображения «мужиков» и «баб».
Вместе с этим переходом видоизменяется и техника. В 1920-х гг. Художник отказался от многих ненужных подробностей. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина Подруги или Посещение больной (1885, ГТГ).
Всем, что попадалось ему под руку, углем известкой, мелом он «мазал» стены и двери, продолжая рисовать в сельской школе, где он обучался до 13-летнего возраста. Социально-обличительные тенденции искусства Архипова наиб, ярко проявились в картине Прачки (90-е гг., ГРМ 1901, ГТГ). о необходимости дать развитие его дарованию. То есть, юноша миновал оригинальный класс, будучи зачисленным сразу в головной. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: Крестьянин Рязанской губернии (1925), Девушка с кувшином (1927), Крестьянка в зеленом фартуке (1927). На периодических выставках того же об-ва он выставляет в 1889 г. «Деревенского иконописца», в 1891 г. «Келейника» и в 1892 г. «Проводы».
Обучение молодого таланта продолжалось до 1883 года. Показ был проведен в Москве. После Октябрьской революции Архипов принимал активное участие в реорганизации художественных училищ в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), где вел преподавательскую деятельность с 1918 по 1920 гг., а затем в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) с 1922 по 1924 гг.
Изображение радостного в жизни – вот главный мотив творчества Архипова «сюжет» в узком смысле слова, в понимании его основной группой передвижников (Ярошенко, Мясоедов, Прянишников и др. ) не созвучен натуре художника и его трудно увлечь на тенденциозность в картине. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он увидел старую женщину. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. Некоторые работы этого периода («Посещение больной», «По реке Оке», «Келейник») были приобретены Третьяковым П. М.
Передвижники учили лепке, постепенному, кусок за куском, выискиванию формы, забывая о целом, о впечатлении от предмета в свете и воздухе.