Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Луна.
Тишина царит над миром. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Рериха.
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Редко приходится биографу заниматься характеристикой столь оригинальной, столь исключительно-самобытной натуры. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Художник-новатор.
И было лишь началом. Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице. Это полотно – обобщенный поэтический образ Севера итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». С этой картиной, несмотря на свой возраст, художник был современным, шёл в ногу со временем. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Тем более это относится к серии «гор». Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Для современников художника его картины были радостным откровением. Архип Иванович учил живописи Н. К. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Тургенев писал, что французов оно потрясло. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это.
В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Первое прикосновение к краскам и кистям. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Отец Куинджи был сапожником. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
При жизни художник не любил рассказывать о себе, вот таким образом о его детстве и юности известно очень немногое. Крамским – идеологом передовых русских художников. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Выставка 1882 года была последней для художника. А разве не так нас учит Господь. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Был членом «Товарищества передвижников». Для современников художника его картины были радостным откровением. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Она не понята была даже Крамским. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Неоднократно наблюдал он величественно-трогательную, а иногда весёлую картину, когда Куинджи на крыше своего дома встречался с небесными странниками: голубями, воронами, воробьями, бабочками. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
Скромный по размеру пейзаж. По вечерам начиналось веселье. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Своему детищу – Обществу им. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Но то же очарование света.
Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. В картине нет ярких световых эффектов. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.
Открыл входную дверь. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру.
Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Всё я сидел, смотрел и думал.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. А лужайка за березовой рощей залита этим светом, от чего трава переливается зелеными тонами. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Его хозяин, местный хлеботорговец, заметил талант мальчика и в 15 лет отправил его в учение к Айвазовскому, в Феодосию.
Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Друзья не понимали причин, волновались. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Хозяевам нравилось. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Куинджи захотел его сопровождать. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками оно останется среди самых дорогих воспоминаний.
Обошлось это в сто тысяч рублей. Краски горят на белых стенах хаты. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.
Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Вид на гору Демерджи. И при этом везде, где только мог: на глинобитных заборах – углём, на обрывках бумаг – карандашом – рисовал.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. В двадцать с небольшим он отправился в путь.
Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Вся культурная Россия знала Куинджи.
Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Яйла», «Горный склон. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. И характер художника ничуть не изменился.
Но далее началось сплошное расстройство. Русской педагог не знал. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. О том, что произошло, говорили разное. Через год был возвращён обратно. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Куинджи же сам объяснял так:. Крым», «Крым.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Искрится легкая рябь на воде. Неужели это художественное впечатление. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Вот до чего доползла змея клеветы. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Его мастерская была лабораторией исследователя. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых.
Противоположный берег тонет во мраке ночи. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много.
Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Но решение было принято. Это был взрыв. Рассказывают, что однажды Д. И.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.
Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». В Ночном – прощальном произведении Куинджи – воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. И все же шумный успех картин Куинджи в то время, когда первым и едва ли не единственным мерилом искусства было мерило идейности и гражданственности, может на первый взгляд показаться странным.
Наступили долгие годы молчания. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Его успели удержать.
И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. И только ему одному – Куинджи – было отказано.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Этого не произошло. «Да зачем вам.
Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Крым», «Морской берег. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Набивалось до 200 человек. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Художник света».
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием – все это не оставило профессоров равнодушными. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Мне кажется, да – его картина была каким-то тихим, но точным словом, которое он попытался сказать своей родине.
О нем говорили, как о маге и чародее. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Эта пора была порой всеобщего признания и любви художника. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.
Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Ах, как живо помню я его за этим процессом. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Берёзовая роща – символ России.
Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Так продолжалось восемь лет. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Рисовал с детства, где только мог.
Наконец состоялась выставка, весьма необычная, так как на ней было представлено лишь одно полотно. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. «Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Сидел я, поворачиваясь в разные стороны, вставал, опять садился и всё смотрел, смотрел И думал: вот здесь надо поднять. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Перед его полотнами, путешествующими вместе с передвижными выставками по городам России, народ толпится особенно густо. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.
В этот момент, на пороге и наступила смерть. – «Тысяч пять». Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. На этом заканчивается его юность.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. За полгода Домиант, ставший в иночестве Дамаскином, навёл порядок и упросил отпустить его в пустыню. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. А с 1882 года, когда зритель был ошеломлён устроенными художником выставками одной картины, он перестаёт выставляться. Непримиримый там, где дело коснется его художественных убеждений исполненный бурной энергии, властный, ни на вершок не сворачивающий с намеченного пути, – и мягко-сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно к страдающим, вечно готовый прийти на помощь чужому горю.
Но после его «Днепра утром» Архип закрылся ото всех на 20 лет, лишь в ХХ веке прервав молчание выставкой новых, горячо принятых публикой шедевров. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Таков был этот оригинальный человек. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Н. К. Рерих знал и удивительную доброту своего Учителя и аскетическую его скромность в бытовой жизни. Начиналось всё нехорошо.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Моросит дождь. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину.
Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Часто изображается художниками и всегда по разному. Петрушевским изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи. И ждала.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Это усиливало эффект лунного сияния. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Армян отправили на Дон.
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Даже нападки делали это имя еще более значительным.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии.
Никто не мог понять, что происходит. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». С 1866 года Куинджи – в Академии. Главный талант художника это именно его способность передачи «живого» света.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости.
Крым» и многое другое. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. О ее цене осведомился морской офицер. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». Но зрители хлынули бесконечным потоком. Рисовал он всё лучше, потому внял совету проситься в ученики к Ивану Константиновичу Айвазовскому, жившему в Крыму. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали.
Вместо фамилий у них были прозвища. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». С Куинджи поехали 12 человек.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Кавказ». Современники рассказывали о нем следующее. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа.
Они по-детски просты и естественны. Среди рисунков художника сохранился портрет её отца – надо полагать, Архип не упускал ни одного повода, чтобы увидеться с возлюбленной. "Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село».
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Нет, понимаю. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
Нет больше выставок Куинджи. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции. Академия помогала в этом немногим избранным. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.
Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. И оно пришло, но в следующем столетии. Художник много путешествовал. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Менделеевым – хорошим знакомым художника.
Любимый с деревенского детства. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
А передвижничество не предполагает романтизма. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Днепр.
И с юношеских лет это богатое стихийностью я всецело предано, всецело прилепилось к искусству. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Это есть выражение моих личных мыслей». Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое».
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Спустя два года он создал своё собственное общество художников, которое целиком и полностью существовало на его средства. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа.
– восклицал Репин. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Греков – на другую сторону Азова. Так же и Вера.
Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. – «Хорошо, я её оставляю за собой». В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это.
Это я слилось, спаялось с искусством. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Эти люди не выносили масок.