Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Затем Архип устроился ретушером у фотографа и это занятие долго оставалось главным источником его существования. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.
Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. На этом заканчивается его юность.
Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и тому подобное) использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета (Украинская ночь, 1876, Берёзовая роща, 1879, – оба в ГТГ Ночь на Днепре, 1880, ГРМ). Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». А. И. Куинджи для ежегодных премий. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок.
Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу.
В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливаются с землей.
Тем не менее с мальчика неведомо тянуло к рисованию, приходилось рисовать на разных старых клочках бумаги, как озорник обрисовывал стены и заборы, наподобие современных мальчишек рисующих граффити. Пейзаж стал необратимо темнеть. Куинджи Архип Иванович – известный художник. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. В следующем году Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе" (ГТГ), "Степь в цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно).
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Тишина, спокойствие разлиты в природе. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой.
У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Период молчания был занят интенсивной творческой работой. На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища.
Успех картины превзошел все ожидания. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Деньги шли на поощрение молодых талантов.
Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В первый год обучения он редко делал замечания, просто наблюдал, осторожно пытаясь понять, к чему лежит душа ученика.
В то, что ему это удастся, Елевферий не верил, но все попытки уговорить дочь найти себя другого избранника были тщетны. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам.
– «Тысяч пять». Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. В 1878 году "Украинская ночь" была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер».
После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. С 1894 по 1897г. По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Но решение было принято.
Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Страдания художника были невыносимы.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Богаевский, А. Борисов.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. А передвижничество не предполагает романтизма. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Открыл входную дверь. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Замедленный ритм изображения, бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствуют созданию идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и одухотворенной.
Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. Пребывание за границей, знакомство с искусством Англии, Франции, Бельгии, Германии обогатило художника яркими впечатлениями и вместе с тем укрепило уверенность в собственных силах, в верности избранного пути. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). М. П.
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. "Куинджи, – писала французская критика, – бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами.
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. И характер художника ничуть не изменился. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Пейзаж нельзя было назвать удачей. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.
В двадцать с небольшим он отправился в путь. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. Парижская художественная критика чрезвычайно сочувственно встретила картины Куинджи. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Русской педагог не знал. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. «Березовая роща» – идеал природы. Я совершенный дурак перед этой картиной. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Крамской пишет, что картины Куинджи "ошеломляюще новы".
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Айвазовскому.
Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Крым», «Морской берег. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».
Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Главное – свет, дарующий покой и надежду.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». В 1909году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
В конце концов победа осталась за Куинджи. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Друзья не понимали причин, волновались.
На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Набивалось до 200 человек. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Среди его учеников были Н. К. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Начиналось всё нехорошо.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Выставка 1882 года была последней для художника. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучит и в работах Куинджи.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. И ждала. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.
«Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.
Вид на гору Демерджи. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море.
Крым» и многое другое. С приглушенным тоном синих и коричневатых оттенков эффектно контрастируют блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром».
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное.
Архип стал сиротой. Ввысь устремились тополя. Мир, полный неги, красоты и покоя.
Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Инициатор создания Общества художников (1909 позже – Общество имени А. И. Куинджи). Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств.
Как мы знаем, этого не произошло. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Член ТПХВ (1875-79 смотри Передвижники). В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Скромный по размеру пейзаж. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Яйла», «Горный склон.
В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Воздух обесцвечивает цвет. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Неведомский и И. Е.
Хозяевам нравилось. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря – одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». В итоге победа осталась за последним. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Куинджи же сам объяснял так: ". Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Мальчик с детства любил рисовать. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски.
Репин, Васнецов, Крамской, ставшие его друзьями на долгие годы, сыграли в биографии художника Архипа Куинджи значительную роль. Наступили долгие годы молчания. Греков – на другую сторону Азова.
В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Часто изображается художниками и всегда по разному. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников.
Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Зал был практически без освещения, лишь электрический луч направлялся на картину, усиливая её сияние и глубину. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Нет, понимаю.
Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Через год был возвращён обратно. В том же году картина была выставлена в Париже. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Затем Архип служил богатому зерноторговцу. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.
В ней все уныло, безотрадно, тускло. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. С трудом усвоив азы учебы у старого грека, художник А. Куинджи немного проучился в местной школе, но учение не давалось ему.
Вместо фамилий у них были прозвища. Хотя Бродский имел полное право на бесплатную, за казённый счет (то есть за счет Академии Художеств) поездку на работу в Италии, как закончивший с отличием курс в Академии.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Днепр. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины "Березовая роща". Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width/praquo висела на strong /pp styleстене одна. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей.
Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Что это такое. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха.
В ранний период Куинджи испытал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х гг. Луна. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство.
В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. Ввысь устремились тополя. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Обошлось это в сто тысяч рублей. Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Его просто-напросто не принимали в Академию.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Пейзажист. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Определяется и творческий метод художника.
Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Кавказ».
«Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Но далее началось сплошное расстройство. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. И неустанно рисовал. С Куинджи поехали 12 человек. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения.
Отныне Вера считалась невестой Архипа. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Общество просуществовало до 1930 г. Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник.
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность.
В Березовой роще художник созерцает красоту. Потом говорили обо всём на свете, прежде всего о живописи, но ещё и о философии истории и многом другом. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Рылов, К. Б.
Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. «Да зачем вам. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил "Украинскую ночь" (ГТГ). Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Куинджи сохраняет панорамную композицию, далевую перспективу, которые придают образу устойчивость, но сложно написанная воздушная среда вносит в медлительный строй чувств легкое оживление. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Берёзовая роща – символ России. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Рерих, А. А. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Он много экспериментировал изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Это усиливало эффект лунного сияния. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Сидел я, поворачиваясь в разные стороны, вставал, опять садился и всё смотрел, смотрел И думал: вот здесь надо поднять. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Для его современников такая интерпретация натурного мотива казалась неприемлемой, некоторые обвиняют Куинджи в невежестве и профессиональной несостоятельности. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. О том, что произошло, говорили разное.
После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни.
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников. Неужели это творчество.
Это есть выражение моих личных мыслей». Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится еще две: «Море ночью» и «Забытая деревня». Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Всё я сидел, смотрел и думал. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В скандал были втянуты и другие петербургские художники, одни из которых выступили на стороне Судковского, другие— на стороне Куинджи. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Его успели удержать.
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно.
И было лишь началом. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Архип Иванович Куинджи родился в 15 января 1841 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других". После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить.
Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников.
Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Петровская, 82). Отец Куинджи был сапожником.
Неужели это художественное впечатление. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». А разве не так нас учит Господь.
К большому сожалению из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника. Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы.
В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая роща" (все в ГТГ). В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием – некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.
В 1877 г. Куинджи делается членом товарищества передвижных выставок в 1878 г. выставляет "Лес" и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. Они по-детски просты и естественны. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня" (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. С. Р-ва. В благородной тревоге И. Н. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь.
В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. "Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. В 1908 г. ряд живописцев – участников академических выставок – решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Не был принят художниками и «Вечер». Так продолжалось восемь лет. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения.
Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Крым», «Крым. Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.
Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.
После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни.
«Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Передний план погружен в тень – так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны.
Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Петербург жил открытием выставки. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868) преподавал там же (1892-97), среди учеников – К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. О художнике снова заговорили. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Когда в 1878 году картины Куинджи экспонировались на выставке в Париже, огромный успех имела именно эта картина. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи.
Картина, названная Осень. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж "После грозы". И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.
Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром.
Краски изменились чудовищно. Туман, осталась незавершенной. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. В 1881 году художник создал картину "Днепр утром" (ГТГ). В 1872 г. за картину "Осенняя распутица" он получает звание классного художника.
Когда храм был построен, юный художник поступил к хлеботорговцу Аморети: чистил сапоги, прислуживал за столом. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.
Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. О нем говорили, как о маге и чародее.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников.
О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Картина "Север" продолжала серию северных пейзажей, начатых "Ладожским озером". Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Случилось это незадолго до восшествия на престол императора Павла, а звали мальчика Домиант Кононов.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В родном городе это было невозможно. Никто не мог понять, что происходит. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.
В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». В северной природе царят гармония и покой. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Куинджи захотел его сопровождать.
Ученики любили и уважали Куинджи. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет.
Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Картина или действительность. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи". Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Академия помогала в этом немногим избранным.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ.
Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Эти люди не выносили масок. – См. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. – «Хорошо, я её оставляю за собой».
Совсем иные по настроению "Степь вечером" и "Степь в цвету". У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. По вечерам начиналось веселье. Этой работой начался т. н. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду.
Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Это был взрыв.
Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Армян отправили на Дон. под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями (Чумацкий тракт, 1875, ГТГ).