Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Как мы знаем, этого не произошло. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.
Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Кавказ». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Наступили долгие годы молчания. Целый клубок противоречивых на первый взгляд свойств, не вытекающих одно из другого, неожиданных биографических данных. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
Так продолжалось восемь лет. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества.
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Армян отправили на Дон. Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
Как-то в гостях у Менделеевых Николай Александрович вдруг вспомнил, что должен пойти на собрание передвижников. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. «Да зачем вам. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В картине нет ярких световых эффектов. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом.
Был членом «Товарищества передвижников». Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.
Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Друзья не понимали причин, волновались. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Никто не мог понять, что происходит.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Богаевский, А. Борисов. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. И ждала. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Вместо фамилий у них были прозвища. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела.
Перед его полотнами, путешествующими вместе с передвижными выставками по городам России, народ толпится особенно густо. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. На этом заканчивается его юность. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Эти люди не выносили масок. Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Крым», «Морской берег.
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой.
Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ.
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Но делал он это лишь тогда, когда юноша успевал вдоволь потрудиться, намаяться и был полностью готов к тому, чтобы усвоить урок. Но решение было принято.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. По некоторым сведениям Архип Иванович пытался поступить в Академию художеств, но не выдержал вступительных экзаменов. Греков – на другую сторону Азова.
Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Русской педагог не знал.
Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Особенное возбуждение произвела его "Ночь на Днепре", где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Даже нападки делали это имя еще более значительным. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Тишина царит над миром. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна он был первым вполне самобытным русским импрессионистом. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Рериха. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
Он не хотел понимать, что есть приёмы, неизбежные в педагогике, есть структура учебного процесса, которую не заменить порывами вдохновения. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя.
Нервный динамичный мазок, способствующий передаче стремительности движения туч, создает сложную структуру полотна. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Куинджи захотел его сопровождать. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Это есть выражение моих личных мыслей».
Вот до чего доползла змея клеветы. Вид на гору Демерджи. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
Скромный по размеру пейзаж. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби».
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Набивалось до 200 человек.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".
Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф.
Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Это я слилось, спаялось с искусством.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Эта пора была порой всеобщего признания и любви художника. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.
В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе, Степь в цвету и Степь вечером. – «Хорошо, я её оставляю за собой». По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. По вечерам начиналось веселье.
Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
Ученики любили и уважали Куинджи. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Первое прикосновение к краскам и кистям.
На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Академия помогала в этом немногим избранным. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». И все же шумный успех картин Куинджи в то время, когда первым и едва ли не единственным мерилом искусства было мерило идейности и гражданственности, может на первый взгляд показаться странным. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Начиналось всё нехорошо. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Редко приходится биографу заниматься характеристикой столь оригинальной, столь исключительно-самобытной натуры. Днепр.
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Архип Иванович учил живописи Н. К. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Это усиливало эффект лунного сияния. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Его хозяин, местный хлеботорговец, заметил талант мальчика и в 15 лет отправил его в учение к Айвазовскому, в Феодосию. Его просто-напросто не принимали в Академию. Мальчик с детства любил рисовать. О нем говорили, как о маге и чародее.
Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Крамским – идеологом передовых русских художников. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека.
Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи.
В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр.
Хозяевам нравилось. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Любимый с деревенского детства. В 1868 году он провалился снова, но его картина Татарская сакля на берегу моря в лунную ночь, допущенная к конкурсу, неожиданно принесла Куинджи звание неклассного художника и разрешение учиться в Академии в качестве вольнослушателя. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
– восклицал Репин. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Разве каждый шаг, каждое движение и даже внешность и манеры: этот острый и прямой взор, эта закинутая назад большая львиная голова, эта твердая поступь коротких ног не свидетельствовали все о том же – об уверенной в себе силе его я, о целостности, о натуре, неизменно верной себе. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного.
Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Но после его «Днепра утром» Архип закрылся ото всех на 20 лет, лишь в ХХ веке прервав молчание выставкой новых, горячо принятых публикой шедевров. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Это был взрыв. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Через год был возвращён обратно. А разве не так нас учит Господь.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. И оно пришло, но в следующем столетии. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Нет больше выставок Куинджи.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Один из первооткрывателей затемнённых моно-выставок, художник добивался волшебного результата, направляя на свои произведения лучи электрического света.
Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Искрится легкая рябь на воде.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают».
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. В этот момент, на пороге и наступила смерть. О ее цене осведомился морской офицер. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».
Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Тем более это относится к серии «гор». Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице.
Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Выставка 1882 года была последней для художника. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Однако, в выбранных тонах он представляет удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Среди его учеников были Н. К. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. – «Тысяч пять».
А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
«Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Его мастерская была лабораторией исследователя. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».
Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Рылов, К. Б. Рассказывают, что однажды Д. И.
Куинджи же сам объяснял так:. Любовь к рисованию появилась у Архипа еще в детстве: он рисовал везде, где приходилось – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Вся культурная Россия знала Куинджи. Краски горят на белых стенах хаты. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. Явные способности начинающего живописца помогли ему, не имевшему достаточного образования, выхлопотать разрешение руководства Академии на освобождение от экзаменов по общим предметам, выдержать профессиональный экзамен и получить официальное звание художника. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
В двадцать с небольшим он отправился в путь. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.
Нет, понимаю. Обошлось это в сто тысяч рублей. Но то же очарование света.
Менделеевым – хорошим знакомым художника. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.
Неужели это художественное впечатление. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Таков был этот оригинальный человек.
Они по-детски просты и естественны. Берёзовая роща – символ России. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Крым» и многое другое.
Для современников художника его картины были радостным откровением. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. И было лишь началом. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Рерих, А. А.
Противоположный берег тонет во мраке ночи. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Всё я сидел, смотрел и думал.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Своему детищу – Обществу им.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. О том, что произошло, говорили разное. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. Яйла», «Горный склон.
Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Рисовал с детства, где только мог. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Крым», «Крым.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Открыл входную дверь. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098).
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием.
В благородной тревоге И. Н. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали.
Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским.
Главный талант художника это именно его способность передачи «живого» света. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Его успели удержать. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.
Она не понята была даже Крамским. Часто изображается художниками и всегда по разному. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Луна.
Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. С Куинджи поехали 12 человек. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Но далее началось сплошное расстройство. Моросит дождь. Отец Куинджи был сапожником. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Художник много путешествовал. Успех картины превзошел все ожидания. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.
И характер художника ничуть не изменился. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали.
После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н.
В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.