Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года. Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи. Архип Иванович Куинджи умер 11 (24)июля1910 г. в Санкт-Петербурге.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. 15 сентября 1868 года Совет Академии художеств удостоил Архипа Ивановича Куинджи звания свободного художника.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Не был принят художниками и «Вечер».
Они по-детски просты и естественны. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. «Я знал уже, что с этой крыши будет далеко видно, – рассказывал впоследствии Архип Иванович.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Обошлось это в сто тысяч рублей.
Художник увлеченно пишет красоту северной природы. Весной 1874 года Куинджи поехал на родину в Мариуполь, чтобы жениться на девушке, которая его давно ждала – купеческой дочери Вере Кетчерджи. Яйла», «Горный склон. Что это такое. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Набивалось до 200 человек.
В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. На этом заканчивается его юность.
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Ввысь устремились тополя.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. А разве не так нас учит Господь.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, – и щедрый жертвователь на дело искусства. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Рылов, К. Б.
В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Однажды Дмитрий Иванович Менделеев собрал у себя в физическом кабинете при университете нескольких художников-передвижников.
В. М. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Крым», «Морской берег. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко.
Деньги шли на поощрение молодых талантов. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения.
Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Рериха. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Через год был возвращён обратно. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Вместо фамилий у них были прозвища. В том числе две с одним названием.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
Теперь он уже достаточно зарабатывал, чтобы создать жене обеспеченную жизнь в столице. С середины семидесятых годов художник от социальной темы переходит к пейзажу. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ).
Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Березовая роща не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Куинджи же сам объяснял так:. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Своеобычный способ выражений, выразительная краткость и мощь голоса навсегда врезались в память слушателей его речи. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. – восклицал Репин. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Краски изменились чудовищно.
«Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Вечер на Украине едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Луна.
Вид на гору Демерджи. Мир, полный неги, красоты и покоя. Кавказ». Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами.
Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Айвазовскому.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
В картине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: теневые стороны хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Картина, названная Осень.
В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Ввысь устремились тополя. Это был взрыв. – «Тысяч пять». В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.
И это действительно было так – настолько необычной и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджиевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Источником вдохновения для живописца становится остров Валаам, расположенный на Ладожском озере.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Петербург жил открытием выставки.
В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Тем более это относится к серии «гор». Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности.
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.
О ее цене осведомился морской офицер. Греков – на другую сторону Азова.
Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Неужели это художественное впечатление. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
Наступили долгие годы молчания. Краски горят на белых стенах хаты. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
В конце концов победа осталась за Куинджи. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами. Его успели удержать. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. А передвижничество не предполагает романтизма. Тишина царит над миром.
Выставка 1882 года была последней для художника. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Выставка 1882 года была последней для художника. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку – со временем краски потемнели и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.
Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь.
Тишина, спокойствие разлиты в природе. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012., копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его растет от выставки к выставке, становясь поистине всенародной. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом.
Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Крамским – идеологом передовых русских художников. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.
Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Таков был этот оригинальный человек. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Теперь он ищет в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Ученики любили и уважали Куинджи. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. В ней все уныло, безотрадно, тускло.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Определяется и творческий метод художника. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.
Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.
Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.
Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
В этот период было создано около пятисот живописных работ и трехсот графических, одни из которых указывают на область новых творческих интересов, другие продолжают и углубляют старые. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Для современников художника его картины были радостным откровением. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Архип Иванович учил живописи Н. К.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Первое прикосновение к краскам и кистям. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Так продолжалось восемь лет. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Вот до чего доползла змея клеветы.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
Отец Куинджи был сапожником. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Скромный по размеру пейзаж. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Своему детищу – Обществу им. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. В Ночном – прощальном произведении Куинджи – воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Страдания художника были невыносимы. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой.
Богаевский, А. Борисов. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Вот таким образом первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского – Адольфа Фесслера. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника.
Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Успех картины превзошел все ожидания. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».
Всё я сидел, смотрел и думал. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. «Березовая роща» – идеал природы.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Днепр. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Куинджи захотел его сопровождать. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Рерих, А. А.
Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. Армян отправили на Дон.
И было лишь началом.
И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река. Рассказывают, что однажды Д. И. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Оптимизм картины словно выражал ту жажду отрадного, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Туман, осталась незавершенной. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно). В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. В этот момент, на пороге и наступила смерть. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Картина или действительность.
Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Крым» и многое другое. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Тем не менее с мальчика неведомо тянуло к рисованию, приходилось рисовать на разных старых клочках бумаги, как озорник обрисовывал стены и заборы, наподобие современных мальчишек рисующих граффити. Русской педагог не знал. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Это усиливало эффект лунного сияния. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Сам разрыв назревал уже давно: Куинджи не только уверенно шёл своим путём, но и в полной мере осознавал и степень своей популярности и своё место в русской и европейской живописи.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
В картине нет ярких световых эффектов. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Мальчику не удалось получить образования.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Куинджи ведал приёмкой кирпича, а в свободное время расписывал стены кухни, где его поселили. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Художник много путешествовал.
Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Люди понуро сидят на возах или бредут, утопая в грязи, с трудом тянут повозки волы, воет собака. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Этой работой начался т. н.
В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. И оно пришло, но в следующем столетии. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Мечта Куинджи о художественном объединении, где художник чувствовал бы себя независимым от власти, от официальных учреждений воплотилась при создании в 1908 году Общества художников.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой.
Часто изображается художниками и всегда по разному. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица».
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Неужели это творчество. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира.
И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Неужели это художественное впечатление. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.
Менделеевым – хорошим знакомым художника. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Единственный, кому художник проиграл все партии, был будущий чемпион мира Александр Алёхин. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное.
Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.
Моросит дождь. Никто не мог понять, что происходит. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. А уже через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом.
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. О нем говорили, как о маге и чародее.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. По вечерам начиналось веселье.
Открыл входную дверь. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы.
Архип Иванович считал, что талант – это замечательно, но художник должен быть ещё и мыслителем и просто жизнерадостным, влюблённым в жизнь человеком. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство.
Петровская, 82). Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Начиналось всё нехорошо.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Искрится легкая рябь на воде.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни. Среди его учеников были Н. К. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Вся культурная Россия знала Куинджи. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873).
Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое».
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.
Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют.
Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.
Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Ах, как живо помню я его за этим процессом. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Случилось это незадолго до восшествия на престол императора Павла, а звали мальчика Домиант Кононов. Его полотно — обобщенный поэтический образ Севера, созданный воображением художника итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Даже нападки делали это имя еще более значительным.
«На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Академия помогала в этом немногим избранным. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе.
В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. И. Е. Репин писал П. М. Третьякову о работе Куинджи На острове Валаам: Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Это есть выражение моих личных мыслей». Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. «Да зачем вам. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Но далее началось сплошное расстройство. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
Воздух обесцвечивает цвет. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». и А. М. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Отец Куинджи был сапожником. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Пейзаж стал необратимо темнеть.
Крым», «Крым. По сути дела в пейзаже есть только две большие цветовые массы – написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг. Друзья не понимали причин, волновались. При жизни художник не любил рассказывать о себе, вот таким образом о его детстве и юности известно очень немногое. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Пейзаж нельзя было назвать удачей. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. На Седьмую выставку передвижников 1879 года Куинджи представил три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. В северной природе царят гармония и покой. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Главное – свет, дарующий покой и надежду. Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину.
Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. В Березовой роще художник созерцает красоту.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Эти люди не выносили масок. И ждала.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». – «Хорошо, я её оставляю за собой».
Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Хозяевам нравилось.
Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.
И характер художника ничуть не изменился. Рисовал с детства, где только мог. В двадцать с небольшим он отправился в путь.
Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Но решение было принято.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу.
Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Мальчик с детства любил рисовать.
Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Тургенев писал, что французов оно потрясло. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников.
Наступили долгие годы молчания. Она не понята была даже Крамским. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев.
В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Друзья не понимали причин, волновались. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Нет, понимаю. Это имело большое значение в дальнейшей судьбе художника: вместе с этим званием Куинджи перешел из податного сословия в положение свободного художника и освободился от воинской повинности.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Берёзовая роща – символ России. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Его мастерская была лабораторией исследователя. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.
Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Куинджи же сам объяснял так:.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. С Куинджи поехали 12 человек. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
О том, что произошло, говорили разное. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Нет больше выставок Куинджи.
Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Он много экспериментировал изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе.
И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Это я слилось, спаялось с искусством.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии.
Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.