Николай Иванович Аргунов (1771 – после 1829) учился у отца Ивана Петровича Аргунова. Николай Иванович Аргунов (1771, Санкт-Петербург— после 1829, Москва)— русский крепостной живописец-портретист, автор репрезентативных парадных и камерных портретов, сын Ивана Аргунова. Николай Иванович Аргунов (1771 – 1829). Николай Иванович Аргунов родился в 1770 году в С. -Петербурге.
Художнику должно было претить приукрашивание. Аргунова. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается еще больше. Граф Николай Петрович Шереметев, полновластный хозяин многих тысяч крепостных душ, мог позволить себе любую прихоть, в том числе обучить дворового искусству, вывезти в Европу, дать вольную.
В 1809, после смерти Н. П. В 1816 за ряд портретов признан Советом ИАХ "назначенным" в академики.
Приведённые сведения не содержат других данных о жизни и творчестве художника. Среди лучших работ мастера портреты Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), Вани Якимова в костюме Амура (1790), Г. Р. Державина (1800–1801), П. И. Ковалевой-Жемчуговой (1803), Н. П. Шереметева (1800-е), А. М. Дмитриева-Мамонова (1812), М. И. Соколовой (1820). дения Н. И. Аргунова, хранящиеся в музейных экспозициях и фондах Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХУ1Н века», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Астраханской картинной галереи имени Б. М. Кустодиева и других. В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое.
Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Аргунов — один из крупнейших портретистов первой трети XIX века. Однако со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный, своеобразный мастер, выяснилось, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденцийК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Рунича удостоен звания академика. Портрет актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ставит художника в первые ряды портретистов той эпохи. Например, в «Каталоге выставки портретов», устроенной в 1868 году Обществом любителей художеств, трудами секретаря Общества С. Панина (М., 1868 г. ) обозначены сразу два портрета работы Н. И. Аргунова. Были использованы архивные документы Российского государственного архива древних актов (Москва), (отдел фондов поместных учреждений и вотчин, фонд Шереметевых, личный архив С. Д. Шереметева: переписка Н. П. Шереметева с родственниками, друзьями, повеления, переписка с управляющими Московской и Санкт-Петербургской канцеляриями).
Аргунов не был великим художником. Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. Что же касается парадных — «репрезентативных» портретов, то в них Аргунов силен не был. Н. Р. Костикова одна из первых привлекла внимание к творчеству Н. И. Аргунова1.
Художник, портретист, миниатюрист, декоратор. В маленьком этюде об Аргунове М. В. Алпатов дает блестящую характеристику его искусства: его наследие — «невелико и скромно». Портрет сенатора Рунича. — За который художником получено звание Академика»1. Но формальную вольную H. Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816. «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо.
Но вот что особенно замечательно. Крепостной графа Н. П. В этом же году получил от Императорской Академии художеств звание назначенного. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Он был сыном своего времени и своей культуры. Вероятно, художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. Шереметева, отпущен на оброк и поселился в Москве. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника».
изучалось как полноценное и, несомненно, достаточно яркое явление своей эпохи. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Крепостной графа Н. П. Когда он не был заранее скован подобными условиями заказчика, то создавал очень живые, достоверные портреты. В 1902 году вышел «Подробный иллюстрированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет», в котором воспроизводится портрет Г. П. Милорадовича (1765—1828) и даётся справка о нём14. Кто был изображён художником на портрете установить не удалось.
В 1818 за портрет сенатора П. С. Тем не менее, для исследователей мысль о возможности такой поездки имеет большое значение. Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). Николай Аргунов является завершителем славной фамилии художников, родоначальником которой был его отец. Из работ Аргунова Академия имеет: 134.
В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково). В литературе имя портретиста впервые упоминается в 1842 году в «Указателе находящихся в Академии художеств произведений по алфавиту имён художников и предметов». Автору диссертации стала очевидной актуальность продолжения работы в данном направлении.
Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портретыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты. К этому времени лучшие работы Николая Аргунова были уже позади. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н. Писал портреты артистов крепостного театра, парадные портреты Павла I, портреты Н. П.
Под 34 числится портрет известного учёного-археографа Николая Николаевича Бантыш-Каменского (1811), под 112 — портрет графини Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Шереметевой. Хотя формальную вольную Hиколай Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка и он был свободен в выборе заказчика— разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь.
Среди наиболее значимых работ в коллекции Русского музея – «Портрет Ивана Якимова в костюме Амура», 1790, написанный с дворового мальчика, воспитанника графа Н. П. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. Сын и ученик живописца И. П. До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и должен был беспрекословно выполнять все желания и прихоти своих хозяев.
Сын и ученик И. П. Г. ) Аргуновым трудов его живописному портрету с натуры, делается он назначенным. »8. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, абсолютно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Вспоминаются пушкинские «Повести Белкина» с их безыскусной простотой слога и зернами истинной поэзии.
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Являясь способным учеником своего отца, он уже в 17—18 лет работал на профессиональном уровне. Далеко не все проблемы решены и даже названы. Иван Аргунов написалсебя в конце 1750-х годов, в пору расцвета своего таланта. В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам».
Приложение 1), максимально полном на сегодняшний день. Зато в ней немало прелести, робкой, скованной, еще не сознающей себя. Это сильный, пожалуй, даже могучий человек, большой, полнокровный, с тяжелым пристальным взглядом, выдающим крутой волевой характер. Хотя формальную вольную H. Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка и он был свободен в выборе заказчика— разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь.
Настоящее местонахождение трёх работ неизвестно до сих пор: «Портрет Н. П. Шереметева» (1798, Киевский музей русского искусства), «Портрет неизвестной» (1822, Киевский музей русского искусства)— были похищены из собрания в годы Великой Отечественной войны и «Портрет Д. Н. Шереметева в детстве» (1804). «По представленному отпущенным вечно на волю Никитою (Николаем —А. Однако со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный, своеобразный мастер, выяснилось, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденций.
Одна из них — портрет Татьяны Васильевны Шлыковой (Гранатовой — по сцене). Шереметева. И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство раскрывать в человеке его моральную чистоту». Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, найдем мы такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встретим такую меткость глаза, как у Николая Аргунова. Ранние портреты Николая Аргунова, как правило, примыкают к портретной живописи XVIII века, стиль которой во многом определялся характером оформления интерьера. В 1797 занимался копированием картин Эрмитажа. Накопленные в научной литературе материалы о Н. И. Аргунове требовали определённой систематизации и упорядочивания.
В 1788 переехал в Москву. Шереметева. Художнику было восемнадцать лет, его модели — шестнадцать. Аргунова.
Вероятно, начало XIX века было временем не только наибольшей творческой активности Аргунова, но и временем его наивысших достижений. Портрет актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ставит художника в первые ряды портретистов той эпохиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). В 1960-х годах в многотомном академическом издании «Истории русского искусства» утвердилась научная значимость данной проблематики2. До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. Он смущался, терялся и живопись получалась ходульной и однообразной.
Среди документов следует особо выделить такие как: «Заметки» графа С. Д. Шереметева о «Иване Якимовиче», вариант рукописи «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова», никогда не публиковавшейся полностью, «Черновое письмо графа Н. П. Шереметева к управляющему Алексею Агапову», «Заметка» неустановленного лица, дополняющего повествование «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова». Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). Приложение дано в двух частях.
В 1793 отправлен в Петербург для усовершенствования в исксстве. Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. – Умер в 1829 году. Шереметева и его жены, бывшей крепостной актрисы П. И.
Много сил и творческой энергии уходило на изготовление копий с картин модных художников, подобных Анжелике Кауфман. В этом сборнике художник впервые назван вольным человеком. Деятельность художника, его работы следует рассматривать прежде всего в рамках русского искусства конца XVIII — первой трети XIX века в ряду других, абсолютно разных по уровню мастеров. Аргунова, руководил благоустройством графского дома в Петербурге ("Фонтанный дом") и загородной дачи Ульянка под Петербургом. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку.
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Имя Н. И. Аргунова встречается в «Сборнике материалов для истории Императорской Академии художеств» изданном под редакцией П. Н. Петрова известного в то время писателя-беллетриста, проявлявшего интерес к истории страны, в частности, к истории живописи.
Шереметева. В этом плане типичен портрет Ивана Якимова в костюме Амура, вполне отвечающий вкусам своего времени.
Третий сын— Николай тоже продолжил дело своего отца. Граф Шереметев заказал своему крепостному Н. И. Аргунову, сыну знаменитого художника И. П. Аргунова, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния. На странице 30 под 134 портрет Рунича значится работой Яненко2. Ковалевой-Жемчуговой.
Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). Это создало в Москве Аргунову известность хорошего портретиста. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм».
Недостаточная освещённость различных аспектов способствовала тому, что приводимые в печати сведения нередко носили непоследовательный характер. Второе, содержит новые документы, полностью не вошедшие в основной текст диссертации. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного». Нетрудно предположить, какое значение она могла бы иметь в жизни и творчестве крепостного, не связанного тесными узами с официальным искусством.
Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. С 1818 – академик.
Это был строгий, ясный и определенный подход к задачам своего искусства. Самыми значительными собраниями произведений Н. И. Аргунова обладают три музея: Останкино (ММУО, 11), Государственный Русский музей (11), Государственная Третьяковская галерея (12). Они лишний раз подтверждают одаренность русских крепостных художников, чьими усилиями и талантом были созданы великолепные дворцовые комплексы того времени. В 1815 получил вольную.
Мы мало знаем о художнике и его жизни. Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. Портреты Н. Аргунова вместе с заказчиками разъехались по многим городам России и, как немало портретов художников того времени, часто значатся в музеях как «Портрет неизвестной (ого)».
Родился в Москве в 1771 году. После своего освобождения писал портреты по частным заказам.