Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. Аргунов Иван Петрович (1727 – 1797) – русский художник – портретист.
Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Возводились и украшались блестящие царские резиденции, усиливался крепостнический гнет именами Новикова и Радищева начиналось русское свободомыслие. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Крепостной князя А. М.
В России во вторую половину XVIII века и не такие знатные люди, как Шереметев, но и помещики средней руки имели своих крепостных художников. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы.
В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Пестрый пояс, которым подпоясан ее сарафан и дорогие сережки в ушах, вероятно, барский подарок.
1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция – определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать.
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Также был И. П.
Можно добавить, что молодой граф П. Б. П. Б. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Особенно хорош портрет княгини.
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Оказывается, в XVIII веке художники делали кисти сами и черенок мог быть каким угодно, главное -- удобным, по руке. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметеву «Миллионным домом». Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия.
Свидетельство тому — один из предлагаемых портретов, на котором представлена русская женщина из простолюдинок. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом.
Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Но почему черенок кисти изогнут. Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев – фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского.
Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение.
На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Особенно хорош портрет княгини.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Что думал о своем положении и жизни портретист. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. В портрете Аннушки художник передал обаяние ее детской непосредственности, ее общительный и живой характер и правдиво, без экзотики показал национальное своеобразие ее облика. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Шереметеву «Миллионным домом».
Иконы писал и позже. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ). Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари.
В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной – ландшафты. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Богатейший помещик, сын знаменитого сподвижника Петра I, Шереметев был заурядным представителем тогдашнего вельможного дворянства, занимавшим высокие посты и своевременно получавшим высокие награды. По-разному складывались у них судьбы, различны были их таланты.
В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей). Но совсем недавно искусствовед Т. А. Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Он рисовал императриц Елизавету Петровну и Екатерину II.
В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых.
Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых.
В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами.
Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Особенно хорош портрет княгини. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх.
И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П. Б. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности.
По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик). К тому же, постоянная занятость хозяйственными делами графа не давала ему возможности полностью отдаться искусству. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью.
В 1746 – 1747 учился живописи у Г. -К. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» – рейсфедер – и два циркуля.
Таким образом, являясь мемориальными по своему значению, они одновременно служили одним из важнейших элементов убранства дворцового интерьера второй половины ХVIII века. Скоропадского.
В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. П. И. Аргунов). Панина. Аргунов И. П. – русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России.
Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Получила превосходное воспитание и образование.
Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX.
Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Мода на калмычат была большой.
Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Его мастерскую проходили будущие академики живописи. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Художник, портретист иконописец, педагог. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Созданию обобщенного, цельного образа способствует новая стилистика, связанная с распространением классицизма. Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И.
Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать.
Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Шереметева, хотя был доверенным лицом своего «хозяина», профессионально управляя громадными владениями Шереметевых.
Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
Учениками Ивана Аргунова были и его сыновья: будущий архитектор Павел и художники Николай и Яков, унаследовавшие от отца талант портретиста. И. Аргунов. Шереметева. Троюродная сестра императора Петра II.
Благоразумные люди находили, что, "если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной" и та же княжна Мария Кантемир выражала желание, чтобы "зверь сделался ручным и обратил внимание на свой возраст". Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Под руководством своего учителя Г. -Х. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники».
Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
В 1770 – 1880-х он пишет мало. Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. Россиянам же И. П. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е).
Но почему черенок кисти изогнут. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Вскоре Иван Аргунов достиг уровня мастерства своего учителя в тонкости передачи фактуры дорогих тканей богатых одежд вельмож. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие. Эти портреты изображают людей Петровской эпохи.
Шереметева. Писал и императриц – Елизавету Петровну и Екатерину II. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. и Ф. Л.
Черкасского. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. В некоторых усадьбах были целые картинные галереи -- здесь можно было встретить копии с итальянских, голландских, французских картин и обязательно портреты всей семьи помещика. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Постоянно практиковался в написании портретов. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской.
А ведь уже в 1750-е гг. Занимается хозяйственными делами. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг.
Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной наследницы несметного состояния государственного канцлера князя А. М. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов.
Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты.
Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений.
В Москве он почти не работает как художник. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов – «служитель» графа П. Б. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
В семье Семена Михайловича воспитанию детей, заботе о развитии их талантов уделялось немало внимания. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова.