Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова. Много нового привнес Иван Аргунов в классический портрет: некоторую камерность можно увидеть на портретах Хрипуновых, больших друзей семьи Шереметевых, которых художник изобразил в домашней обстановке, заотдыхом а «Портрет Толстой» изображает женщину за вязанием, добавляя интимную ноту. В 1788 году граф Шереметев назначает Ивана Аргунова управителем Московского дома, в это время художник уже почти не рисует.
Многие исследователи творчества Аргунова сходятся на том, что его учителем был Георг Гроот — придворный портретист поэтому Иван Петрович посвятил всю свою деятельность написанию портретов. К 1884 году (последнему периоду жизни) относится работа Ивана Аргунова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки. К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.
Будучи крепостным и не имеющим специального художественного образования, Иван Аргунов смог построить замечательную карьеру выдающегося и проницательного мастера, достойную внимания и самых высоких оценок по сей день. А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи – крестьянскую тему.
В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. А другая императрицаЕкатерина II, увидев свойпортрет, написанныйИваном Петровичем«наизусть», была приятноудивлена, говорила, что «в работеи идея хороша, также и в лицесходство есть», а потом пожелалакрепостномуживописцупозировать. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Боже благослови путь ваш и дай боже в радости тебявидеть.
Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Однакоэтот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок.
Однако лицо Иоанна Дамаскина трактовано несколько необычно для того времени, в нем проступают реалистические черты. Но разве мало мы могли бырассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. После долгогоизучения этотпортрет сталисчитать автопортретомИвана Аргунова.
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определениепринадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре —назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант.
Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет». Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Окончательно же искусствоведы убедились в том, что перед ними автопортретАргунова, когда Т. А. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника».
Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева.
Шереметева в Петербурге, пеотом в г. Москве. Художник АргуновИван Петрович родился в 1729 году в крепостной семье. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете.
Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Особенно хорош портрет княгини.
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза8230 Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых.
И но оное его сиятельство доложил, что об этом не хотели утруждать еевеличество. А в 1785 году постаревший Иван Петрович создает одно из своих выдающихся и гениальных произведений, объединившее в себе пленительный и чистый образ молодой крестьянки, картину под названием «Портрет неизвестной в русском костюме». Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Портреточень красив по ярким, насыщенным цветовым сочетаниям.
Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754). Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова.
Учениками Ивана Аргунова были и его сыновья: будущий архитектор Павел и художники Николай и Яков, унаследовавшие от отца талант портретиста. «Являетсялитература, является язык, достойный говорящего о себе народа, являютсяписатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, является народныйтеатр, журнал, в старой Москве основывается университет», в 1757 году создаетсяАкадемия трех знатнейших художеств. Никаких препятствий Шереметев не чинил. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни. Воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди, служившего дворецким у князей Черкасских, а впоследствии у Шереметьевых в «Милионном доме», получившем свое название благодаря одноименной улице, на которой он располагался.
Супругипредставлены в домашней обстановке за чтением. Рядом счеловеком лежаткарандаш, «медноерисовальноеперо» — рейсфедер— и два циркуля. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
Получила превосходное воспитание и образование. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. Но вскоре и этой весьма относительной свободе художникаприходит конец. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России.
Шереметеву «Миллионным домом». Аргунов не был великим художником. Хозяин домапохвалялсятем, что «оно, правда, не оченьхорошо писано, да писали своикрепостныехудожники». В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
Укрупнённое изображение моделей в интимной обстановке создаёт особую близость героев зрителю. Особенно хорош портрет княгини. Можно добавить, что молодой граф П. Б. Всеми этими средствамихудожник создает образ идеального вельможи, аристократа.
Не толькографы-благодетелиотмечали талантыАргунова, нои императрицы. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы. Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Группу произведений, созданных им в это десятилетие, можно пополнить одним полотном, вводимым в научный оборот в связи с подготовкой выставки. Троюродная сестра императора Петра II. Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота.
Рядом с человеком лежаткарандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Заказов со стороны он уже не брал. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне.
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н. Желая утвердитьдревность изнатностьсвоего рода, вельможи ипомещики вусадьбах идворцах создавалицелые портретныегалереи.
Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Панина.
Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома.
За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И.
Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» отобязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственныхсвоих поместий. Русское правительство использовало междоусобицы между калмыцкими ханами, поддерживая одних, преследуя других.
Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Это, безусловно, стимулировалорасцвет портретнойживописи врусском искусствеXVIII века. Колорит впроизведениях Аргунова играет существенную роль в раскрытии образа.
Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Однако именноэта жесткостьв сочетаниис построеннымна оттенкаххолодных цветовколоритом (голубое ссеребрянымиузорами платье, пудреные волосы, горностаеваямантия) придаетпортрету своеобразнуюхрупкую прелесть. А ведьвыучки, какправило, небыло никакой, писали «пообразцам». Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Скоропадского.
Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Одним изнаиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. Селиновавыполнила новуюатрибуцию (атрибуция —определениепринадлежностинеподписанногопроизведениякакому-либоавтору, школе, стране, времени)«Портретанеизвестногоскульптора», который хранитсяв ГосударственномРусском музее. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ).
Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. Они расположенытак, что образуютмонограммуиз букв «ИПА». Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Стены ипотолки парадныхкомнат затягивалисьхолстом ирасписывалиськраской наклею.
Лосенко, Головачевский, Саблуков, будущие академики живописи. С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. Основные произведения художника 1770-х годов — портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А. Мельгуновой (1777).
Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». И еевеличество изволило сказать — для чего-де не сказали, мне-де самой надобносидеть. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ.
И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Долгое время считалось, чтоизображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
Среди этих портретов можно выделить портрет В. П. Однако именно этажесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое ссеребряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придаетпортрету своеобразную хрупкую прелесть. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое.
Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство8230 раскрывать в человеке его моральную чистоту». Особенно хорошпортрет княгини.
И. Новиков, А. Н. Радищев. Художественное воспитание будущего мастера проходило в 1740-е годы, когда обучение русских художников не было еще сосредоточено в специальном учебном заведении — Академия художеств была открыта значительно позже, в 1758 году. Удивительно реалистически показано ееодутловатое, глуповатое лицо. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Иван Аргунов рос и воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова, так как, вероятно, его родители рано умерли. Онирасположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Особенно хорош портрет княгини. А. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Если в портретах современников художник стремился создать атмосферу изысканной и в то же время непринужденной светскости, свойственную рококо, то в посмертных портретах, напротив, преобладающими являлись барочные черты.
Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ. Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г. Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795). Окончательноже искусствоведыубедились втом, что передними автопортретАргунова, когдаТ. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Под руководством своего учителя Г. -Х.
Кроме того, он по-прежнему незаменим во всех касающихся искусстваделах графа. А ведь уже в 1750-е гг. Краскимерцают и искрятся, они радуют глаз. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Мягкие жемчужно-серые и розоватые краски портрета сведены кизысканной гамме.
Портретпредставляет собой типичное парадное изображение. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова.
Блестящиевоенные победы на суше и на море выдвинули Россию в ряд сильнейших мировыхдержав. А другая императрица Екатерина II, увидевсвой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потомпожелала крепостному живописцу позировать. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение. Пестрыйпояс, которымподпоясан еесарафан и дорогиесережки в ушах, вероятно, барскийподарок.
Шереметеву «Миллионным домом». Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками.
Взгляд ее, обращенный назрителя, холоден и надменен. В правой руке ондержит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Зачастую не слыхивали ни о законах композиции, ни о законах перспективы, света и светотени, а лишь догадываясь о них, по наитию распознавая свойства и взаимодействия красок.
Аргунов принадлежал к талантливой семье художников и архитекторов. Это портреты графини В. А. Мода на калмычат была большой. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. И так было нетолько в XVIII веке, но и в первой половине XIX.
После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. П. Б. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан. Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века.
Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
В 1750 г. художникзавершаетпарадный «Портреткнязя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный кнему «Портреткнягини Е. А. Лобановой-Ростовской». «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIIIвека.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова.
С ними художник делился всеми своими познаниями и умением. В залахрисоваласьиногда охота иногда резвящиесяамуры, в гостиной— ландшафты. Но совсем недавно искусствовед Т. А. и Ф. Л. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Дворянство, освобожденноеуказом «О вольностидворянской»от обязательнойслужбы, ретивозанялось устроениемприобретенныхи наследственныхсвоих поместий. В некоторых усадьбах были целые картинные галереи -- здесь можно было встретить копии с итальянских, голландских, французских картин и обязательно портреты всей семьи помещика.
Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Но почему черенок кисти изогнут. Мода на калмычат была большой. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века.
К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Сам заваливал его работой. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване).
Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, совершенно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали8230 По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. Но именно в это время появляется его 1 из самых известных произведений. Иван Петрович был признанным художником, но в то же время – угнетенным рабом.
Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Сочетанием ослепительной нарядности костюмов, представительности поз с очень правдивой, лишенной идеализации трактовкой лиц отличаются парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. Аргунов неоднократно исполнял портреты Шереметевых. Вот таким образом и пригласи- ли из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в. В начале 1760-х годов коронационный портрет Екатерины II (ГРМ, 1762 г) пишет русский художник Иван Петрович Аргунов. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии.
Смотришь теперьэти безымянныев большинствеслучаев полотнаи удивляешьсямастерскойработе. Вэто время живут и творят М. В. Ломоносов — «первый талант в России, ее честь», Н. Мы мало знаем о художнике и его жизни. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой.
Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. Но почему череноккисти изогнут. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства.
Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Таким образом, развеян миф об Иване Аргунове как первооткрывателе метода работы над посмертными портретами. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик). Шереметева.
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Одна из таких работ – картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. Эти портреты изображают людей Петровской эпохи.
Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог. Но вот что особенно замечательно. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи.
Черкасского.