На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетаяв народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Просто и скромно написан портрет калмычки Анны Николаевны (1767). портретной живописи изображением «простого человека из народа» парные портреты четы Хрипуновых (1757, музей в Останкине) и др. Напомним, что проекты Академии художеств были давние: первые из них — Нартова, Аврамова и Каравакка —помешала воплотить смерть Петра I. Борьба за Академию художеств продолжалась и в правление Анны Иоанновны (в драматических «битвах» партии немецкой ориентации Шумахера и Остермана со здравствующими еще «птенцами гнезда Петрова» и, особенно, в правление Елизаветы Петровны (ученые прямо высказывались за выведение художественного отделения из Академии наук).
ниже), учил по распоряжению имп. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик). В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Можно сказать, что И. П.
Возможно, участвовал также вперепланировке парка. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Панина. Создавались посмертные портреты государственных и военных деятелей игравших видную роль в жизни российского государства. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. В ее подготовке приняли участие крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, музеи-усадьбы «Кусково» и «Останкино».
«Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое времясчитавшийся работой И. Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона. После переворота 1741 г. продолжалась открытая борьба Нартова и Ломоносова с Шумахером, вылившаяся в обращение Ломоносова к И. И. Шувалову и президенту Академии наук Кириллу Разумовскому об отделении Академии художеств (1753). На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, чтопроявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур.
В 1770–1880-х он пишет мало. В Москве он почти не работает как художник. Колористическое решение строится на контрастах больших локальных цветовых пятен.
Проведя экспертизу и сравнительный анализ с бесспорными работами портретиста исследователи ввели в научный оборот три его новых портрета: Е. И. Бантыш-Каменской (1815 Ярославскийхудожественный музей), числящийся раньше работой Якова Аргунова и датированный 1826 годом, а также портреты П. М. Карцевой (середина 1810-х Тюменский музей изобразительных искусств) и «Жены тверскогогубернатора» (1820-е частное собрание, Москва). Безрадостны последние годы жизнимастера, не согретые теплом покинувшей его музы. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). и А. П.
Здесь-то ипрошла большая часть жизни Ивана Петровича Аргунова. Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов.
Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Аргунов пишет Хрипуновых в жанре камерного (интимного) портрета. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Его парадные портретные композиции (И. И.
Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Орлова. Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж. -Б. Мягкость и женственность излучают его «Портрет Н. А. Грибовской» (1795 ГТГ) и «Портрет неизвестной» И. Аргунова (1760 ГЭ). Благодаря отсутствию суровой нормативности (общественные тенденции особенно ярко выражены в период раннего классицизма) параллельно ему развиваются иные стилевые направления. Получила превосходное воспитание и образование. Скульптура русского Классицизм представлена монументально-декоративной пластикой (составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой), станковыми композициями, элегически-просветленными надгробиями (И. Окончательно же искусствоведы убедились в том, что перед ними автопортрет Аргунова, когда Т. А.
До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В 1770 – 1880-х он пишет мало. и Н. А. Этим портретам присущи небольшой размер, поясноеизображение, скромная гамма тонов. Не смотря на воинственную позу, лицо модели сохраняет мягкое и человечное выражение. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е).
На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан. Близок Антропову Иван Петрович Аргунов (1729–1802), крепостной художник Шереметевых. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). Академия художеств («Академия трех знатнейших художеств»), основанная в 1757 г. и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург (иностранные мастера желали быть ближе ко двору), отныне — крупнейший художественный центр. Шереметева. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете В 1770-е годы И. Аргунов работал менее плодотворно, что было граничит с его обязанностями управляющего Миллионнымдомом Шереметева в Петербурге.
Участвует в строительстве известного Останкинского театра-дворца. Этот портрет создан стареющим мастером на закате творчества. Николай Иванович (нач. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля.
Занимается хозяйственными делами. Жестом правой руки указывает императрица напокоящиеся на бархатной подушке царские регалии, словно говоря: «Я есмь сияпремудрая государыня, которыя величественный вид исполняет почитанием ипреданностью». «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу8230 Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо. Художник, портретист иконописец, педагог. Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. В соответствии с идеями европейского Просвещения, сопричастный судьбам родины гражданин по-настоящему счастлив, если живет в гармонии с природой, в союзе с которой он черпает свои нравственные силы.
Камерон, Дж. Елизаветы Петровны А. П. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Дело в том, что тогда было модно писать парадные портреты уже умерших предков. Грибовских (1795, ГТГ), членов семьи Милорадовичей (ок. В ряде произведений, приписываемыхН. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.
Discourses. Мягкая живописность обоих портретов сообщает им особую жизненность. Одарённый портретист, выработал новый тип худож. «Портрет священника» (1809 ГЭ) на основании архивных документов впервые получил имя изображенного — Пальмов. Возводились и украшались блестящие царские резиденции, усиливался крепостнический гнет именами Новикова и Радищева начиналось русское свободомыслие. Петровну. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева.
Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Крепостной князя А. М. Крепостной князя А. М.
Аргунов принадлежал к талантливой семье художников и архитекторов. Острая характерность не являлась целью художника. иск-ве: «Девочка-калмычка Анна Николаевна» (1767, музей в Кускове) «Неизвестная в русском костюме» (1784, ГТГ)– одна из лучших его работ, считающаяся первым в рус. С 1762 г. нерегулярно, а с 1764 г. —регулярно происходят в ее стенах «показы» новых произведений искусства академических учеников «для всенародного зрения».
Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. АХ (1818). П. И. Аргунов). Однако уже в портретах Лобановых-Ростовских, особенно в мужском, превалируют насыщенные плотные цвета (темно-синий кафтан с ярко-красными воротником и манжетами, пурпурная мантия, коричнево-оливковый фон), Шереметевых, Аргунов много раз писал портреты своих хозяев: П. Б.
Иван Аргунов, отданный еще в юности в ученики и модному немецкому живописцу Георгу Грооту, оказался на редкость способным. Румянцевой, 1764, ГРМ портрет А. В. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Но самыми удачными были портреты камерные.
В 1762 г. он написал портрет императрицы Екатерины II (ГРМ) по заказу Сената. Аргунов работает, как в жанре парадного, так и в жанре камерного портрета. Помимо работ для гр. Сам заваливал его работой.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. В 1788 с семьёй переехал из С. -Петербурга в Москву. Это первый в русском изобразительном искусстве живой и впечатляющий портрет девочки-калмычки, предвосхитивший калмычку Баяусту Кипренского». Скульптурные классы были представлены «статуйным», куда входил и рельеф, «орнаментным» (закрыт в конце века). За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
Вероятно также его участие в проектировании гл. дома (дворца) усадьбы. В Москве он почти не работает как художник.
Благоразумные люди находили, что, "если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной" и та же княжна Мария Кантемир выражала желание, чтобы "зверь сделался ручным и обратил внимание на свой возраст". Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Лобановы-Ростовские, 1750 и 1754, оба– в ГРМ П. Б. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками.
Шереметевы, 1760-е гг., Музей-усадьба Останкино посмертные портреты Б. П. дек. Баженова).
1753). Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Н. П. В 1746–1747 учился живописи у Г. -К. Аргунов, будущие академики живописи. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. – 1802, усадьба Кусково Московской губ. )Художник, портретист иконописец, педагог.
Обучает своих сыновей. Уже в нем сказывается влияние творчества отца. Шереметева и его жену Варвару Алексеевну – урожденную княжну Черкасскую (картины в ГЭ, Останкино, ГТГ). дочь Анна. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Дальнейшее накопление материалов о них относится к началу ХХ века, периоду, связанномус деятельностью журналов «Старые годы» и «Столица и усадьба».
Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. «Портрет неизвестного вкрасном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой И. Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждениеавторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. петерб. Кроме того, художник пишет серию портретов членов Священного Синода. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Однако он учился у Г. -Х. Это портреты графини В. А. И это делает егопривлекательным. Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г. Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795).
Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, совершенно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали8230 По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. Иконы писал и позже. апр. Во многом близок ему был один из выдающихся мастеров портретного жанра Иван Петрович Аргунов (1729-1802).
После 1797 переведён в столицу, где работал над перестройками Фонтанного дома. Головачевский и И. С. Шереметевых, 1768, музей в Кускове)– прекрасные образцы рус.
Лосенко, И. С. В 1816 получил вольную.
Еще от эпохи рокайля ведет свое начало псевдоготика шинуазри («китайшина»), тюркери («туретчина») и жапонез («японщина») используют традиции искусства Дальнего Востока и Передней Азии. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Старова и В. Бренны (в частности, участвовал в исполнении некоторых интерьеров дворца с их изысканной полихромией использованием различных материалов, уникальными наборными паркетами). Характеризуя живопись крепостных художников как «немузейную» и «негалерейную», а декоративную, автор среди прочих имен выделяет Ивана и НиколаяАргуновых исполнителей многих кусковских портретов, отмечая, что на формировании их мастерства сказались «культурное отношение к ним их владельцев и серьезная художественная школа, которую онипрошли». П. Толстой).
Масон. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Рос и воспитывался будущий художник в семье своего дяди, Семена Михайловича Аргунова – дворецкого князей Черкасских, а впоследствии управителя графов Шереметевых.
1795, музей в Останкине и ГРМ) и др. Любовь скрывали от всех, т. к. Лобановы-Ростовские, 1750 и 1754, оба– в ГРМ П. Б. А. Этот портрет отличает нежнейшее, чувственное любование моделью. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Под руководством своего учителя Г. -Х. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности.
Мы мало знаем о художнике и его жизни. Аргунов использовал в работе над этими портретами сохранившиеся прижизненные изображения и композицию европейского парадного портрета (четыре таких портрета, предназначавшихся для овальной залы «Фонтанного дома» в Петербурге, теперь в собрании Кусково). Основные произведения художника 1770-х годов — портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А. Мельгуновой (1777). Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график).
В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей). Его парадные портретные композиции (И. Особенно интересными являются интимные портреты более позднего времени. В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей).
В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». Скоропадского. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Тут исполнен образ младшей дочери Петра Борисовича. Композиция его портретов статична.
В 50-х гг. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Саблуков. В 1788 стал управляющим моск.
Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. и В. А. Своиранние работы — иконы для придворной церкви Большого Царскосельского дворца под Петербургом и для Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме под Москвой — И. Аргунов исполнил по приглашению Гроота. домом графов Шереметевых.
Черкасского. Аргунова, дворецкого «Миллионного дома» князей Черкасских (впоследствии графов Шереметевых). Шереметева, выдающегося дипломата и военного деятеля. Обучался рисованию у отца, черчению у Фёдора Семёновича. Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась русскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни. Самое важное в таком портрете – лицо человека, его глаза, руки.
И в этом она более сходилась не с французской, которую брала за пример и про которую Вольтер говорил, что в ней только «тушат гений, вместо того чтобы его зажигать», а с английской. Это отчетливо видно в изображении «Неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784, ГТГ. Портреты отличаеттакже декоративная красочность идущая от народного искусства. Саблукова, К. И. Постоянно практиковался в написании портретов. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам».
Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Лосенко, К. И. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх.
Участвовал в создании интерьеров Останкинского дворца, автор парадного портрета имп. Царскосельского дворца (1747) и для Благовещенскойц. Учился, вероятно, у С. И. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова.
Двоюродный брат Ивана Петровича. Получив после смерти графа Н. П. Шереметева (1809) бльшую самостоятельность, не связанный с заказами, художник обретает возможность независимой работы. В портретах супругов Хрипуновых (1757), близких к семейству Шереметевых, чувствуется непосредственность и глубина восприятия людей неродовитых, но, несомненно, достойных и значительных. барокко, одним из зодчих Фонтанного дома Шереметевых в С. -Петербурге (1750–55), автором ряда построек в подмосковном имении Шереметевых Кусково, где проявил себя как мастер ландшафтной (парковой) архитектуры: кухонный флигель (1755), павильон «Грот» (1755–75) с необычной внутр. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности.
Для Петербургской Академии было характерно приурочивать выставки к какому-либо государственному «мероприятию»: таковым было восшествие Екатерины II на престол, тезоименитство великого князя Павла Петровича, «почетного любителя художеств». Подобно «историческим» портретам Шереметевых и Черкасских (1760-е все —в Кускове) И. Аргунова, ранние оригиналы использовались и Н. Аргуновым в написании портретов «Графини П. И. Шереметевой в полосатом халате» (1803 Кусково) и графа А. М. Дмитриева-Мамонова (1812 ГТГ), лицо которого художник заимствовал с портрета М. Шибанова (1787 ГРМ), а композицию — с изображения А. Д. Ланского работы Д. Г. Левицкого (1782 ГРМ). Автопортрет (. ). Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И.
Павел Иванович (1768, С. -Петербург– 1806, там же. ), архитектор. P. 83). Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803 все– музей в Кускове).
Известны его образы крепостных актрис (Т. В. Она часто выступала в спектаклях вместе с ПрасковьейКовалевой-Жемчуговой. Художнику заказывают для Сената портрет императрицы, который ей чрезвычайно понравился.
А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Аргунов разглядел в Неизвестной истинное благородство, спокойную ясность, «свет в душе», что является не только чертой женской красоты, но и качеством народного характера, отмеченного изначальной простотой, просветленностью, праведностью. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754).
Кваренги), возникает русский вариант палладианства (Н. Воскресенского мон. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф.
Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване).
Она определила пути отечественного искусства на протяжении всей второй половины столетия. С ними художник делился всеми своими познаниями и умением. Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково). Шереметева исполнял частные заказы: портреты А. М.
В 1785 году художник пишет свой самый поэтичный и загадочный «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Но почему черенок кисти изогнут. Новшеством в художественной жизни была реализация произведений учеников через «факторскую» Академии.
В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Изображение фигуры – при подчеркнутой объемности лица – плоскостно. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства)интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческойжизни.
Так, полны естественности, приветливости и большой внутренней значительности лица мужа и жены Хрипуновых, мелких помещиков, живших в доме Шереметевых на Миллионной улице, управляющим которого был Аргунов (1757, Останкино), выразительно умное и властное лицо Толстой (урожденной Лопухиной) на портрете из Киевского музея русского искусства (1768). В разных искусствах. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. 1768, там же. ), архитектор. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой.
живописцев и архитекторов, крепостных графов Шереметевых. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Воспитывался в С. -Петербурге у дяди, С. М. Копированию с «образцов» придавалось огромное значение в программе обучения Академии. В произведении читается скрытое противоречие между прекрасной внутренней ясностью героини и ее тихой робостью. Ее президент Рейнолдс опровергал «ложное и грубое мнение, что правила связывают гениев.
Чудесно изображение в охристо-коричневой гамме воспитанницы Шереметевой «Калмычки Аннушки» (1767, Кусково). В 1750-54 гг. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею.
Измайловой (1759, ГТГ). Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. В завершение курса полагалась самостоятельная композиция по специальности. у двора, не взирая на разные перемены врассуждении его особы, был особливо уважаем».
В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности совершенному государственному началу. Приезжай, душа моя, к намскорей. и Е. А. Единственным утешением длянего были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. И на 34-м году жизни после рождения сына она скончалась от чахотки.
Узнав о талантливом мальчике, Шереметев решил сделать его «домовым»художником. Иван Петрович А., художник. Аргунову, было отведено его авторство, в частности: «Портрете неизвестного (купца. )» (1818 ГРМ), портретах Н. Н. Бантыш-Каменского (ГИМ, РГАДА), «Портрете неизвестного» (1810-е Национальный музей вВаршаве). и А. П. Все это подорвало силы и здоровье Паши. Постоянно практиковался в написании портретов.
В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Парадный портрет Петра III (1762, ГРМ). Эта линия дарования Николая Аргунова привела его к созданию самыхпроникновенных и одухотворенных портретов графини П. И. Шереметевой (начало 1800-х оба — в Кускове), бывшей ведущей крепостной актрисы и певицы шереметевского театра Ковалевой-Жемчуговой. Писал и императриц: Екатерину Вторую, Елиз. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. С полотна смотрит еще молодой, полный сил, никак не несчастный человек в коротком напудренном парике и живописной одежде. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова.
С 1793 возглавлял строительство дворца-театра в Останкине, реализуя проекты И. Е. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Героями подобных портретов нередко становились духовно близкие художнику люди. Занимается хозяйственными делами. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг.
Вподобного рода портретах, как и в поэтических одах, создавался образ монарха, носителя власти вообще. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
П. И. Аргунов). Фёдор Семёнович (кон. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Шереметеву «Миллионным домом». Николай Аргунов.
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине)демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И.
Созданные в этот период работы, развивающие в основном типы парадного и полупарадного портрета, необычайно разнообразны по художественным и техническим приемам. Аргунов Иван Петрович (1727, . Величественные ансамбли и отдельные здания (преимущественно в Петербурге) создают А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, Классицизм И. Росси, В. П. Стасов в Москве строительство ведется Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьевым (особенно характерным для Москвы становится тип небольшого особняка с уютным интерьером). Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, И. Аргуновнаписал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русскойкультуре. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Иван Петрович А. между 1723 и 1728, Москва– 15 (27). Шлыковой-Гранатовой, 1789 П. И.
Он передал мужественный и волевой облик сподвижника Петра. Бутурлиной, 1763, ГТГ). Острейшая борьба за Академию художеств, таким образом, длилась около трех десятков лет. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
Врусле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина И. Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящноепроизведение. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм». в Новом Иерусалиме (ок. Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство. Один из создателей интимногокамерного портрета в рус. Иконы писал и позже.
«Архаизмы» в живописном почерке при большой художественной выразительности еще более очевидны в творчестве Алексея Петровича Антропова (1716–1795), живописца, который многие годы работал в Канцелярии от строений под началом Матвеева, а затем Вишнякова. ПавлаI (1797) для «Малиновой гостиной». Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково).
Был видным представителем рус. А. Львов). Ведущим направлением Академии становится классицизм, как это было характерно и для европейских академий.
Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Но русский классицизм XVIII в. имеет свои специфические черты. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты изКускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок.
Мода на калмычат была большой. Известно несколько имен представителей этой талантливой семьи: Алексей Аргунов — «урных дел мастер» (каменщик, лепщик), архитектор ФедорАргунов, один из создателей дворцово-паркового ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге двоюродные братья художники Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына: архитекторПавел, участвовавший в постройке Останкинского дворца-театра и художники-портретисты Николай и Яков. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию.
Почетный член Петербургской АН. Но особенной теплотой насыщены исполненные Аргуновым портреты детей и юношей. Особенно хорош портрет княгини. Литейному делу, значение которого все возрастает в связи с тем, что бронза становится преимущественным материалом, учили не в системе скульптурных классов, а в «классе разных мастерств».
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Шереметеву «Миллионным домом». Акад.
А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. 1770, С. -Петербург– после 1832), художник. Николай Аргунов. В своем развитии русский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е — первая половина 1780-х гг. ), строгий или зрелый (вторая половина 1780-х — 1790-е годы, вплоть до 1800 г. ) и поздний (просуществовавший до 1830-х годов включительно).
Особенностью интимного портрета Аргунова является то, что его, прежде всего, влекут внутренние достоинства модели, лучшие стороны его души. Валлен-Деламот (1729–1800) – авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. А. и X. М. Хрипуновых (1757 Московский музей-усадьба «Останкино»), а также он один из первых обратился к написанию портретов простых людей. Но совсем недавно искусствовед Т. А.
Фон портретов темный, нейтральный. Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Портретпредставляет собой типичное парадное изображение. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Столько достоинства в лице, так ясен и тверд взгляд, столько царственности в посадке головы, что невольно закрадывается мысль — а не маскарад ли это. «Социетет наук и художеств» явно тормозил и то и другое и Шувалов решил это прекратить. и В. А. Интерес к отечественной истории привел к тому, что многие дворянские фамилии стремились больше узнать о своих прадедах, о героических событиях, в которых они участвовали и подвигах, которые совершали.
1732, С. -Петербург– ок. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. 3.
Уже в первом по времени дошедшем до нас изображении – статс-дамы А. М. Аргунов написал этот портрет в 1753 году. Однако портрет далек от будничности, а лицо Хрипуновой умно и привлекательно. А только всегда прищуривался граф Петр Борисович, проходя залой, где висел гроотовский портрет его супруги Варвары Алексеевны: немка — даже губы сжаты, как у принцессы Курляндской На Ивана он полагался, правда хвалить его стал уж после того, как заговорили онем в Петербурге и Москве, после того, как по поручению сената исполнил он коронационный портрет Екатерины II.
Это портрет неизвестной крестьянки, одетой в русский наряд. Писал иконы дляВоскресенскойц. Портрет неизвестной в русском костюме был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Это очаровательная девушка в платьице, расшитом цветами. Правдивостьи характерность в подаче модели, присущие портрету К. А. Хрипунова работы И. Аргунова, отличают и портреты кисти Н. Аргунова: П. С. Сапожникова (1802 Останкино), священника (1809 ГЭ), Н. Н. Бантыша-Каменского (1813 Астраханская государственная картинная галерея имени Б. М. Кустодиева).
Иван Аргунов. В начале 60-х годов мастер создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Заказов со стороны он уже не брал. И. Новиков, А. Н. Радищев.
«Неизвестная в русском костюме» – это портрет-обобщение. Аргуновы, воспитанники АндреяМатвеева в Канцелярии от строений. Портреты очень красивы их отличают яркие, насыщенные цветовые сочетания.
Важнее всегобыло в то время, чтобы хозяин дома мог похвалиться и сказать: «Оно, правда, неочень хорошо писано, да писали свои крепостные мастера». Очень интересны его парадные, так называемые, ретроспективные «исторические» портреты. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, впортретах Хрипуновых (1757 Останкино) И. Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. Живописцу это блестяще удалось.
В 1746 – 1747 учился живописи у Г. -К. Если в портретах современников художник стремился создать атмосферу изысканной и в то же время непринужденной светскости, свойственную рококо, то в посмертных портретах, напротив, преобладающими являлись барочные черты. Но зато больше времени он смог уделять свои сыновьям: Николая и Якова он учил живописи, а вместе с Павлом участвовал в строительстве дворца-театра в Останкино, выстроенного по его проекту. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова. Бажеву (ряд исследователей предполагает, что он учился у В. И.
В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем — не к римской античности, а к греческой), с воплощением его, как идеальных, понятий логического, разумного, естественности, простоты и верности природе, выдвигавшихся просветительской философией в качестве исходных критериев прекрасного, в их русском понимании. Изображен в контр-адмиральском мундире с орденом св. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Он был сыном своего времени и своей культуры.
Головачевского. В этот период времени слава Аргунова достигает апогея. образности, соединившей принципы классицизма с веяниями предромантизма. АРГУНОВЫ, семья рос. Учился, возможно, у двоюродного брата, живописца Фёдора Леонтьевича А. (1716–54).
является создателем нового в России типа камерного портрета (К. Одно из первых его произведений — «Портретсмеющегося старика» (1788 ГРМ), ранее предположительно считавшееся изображением крепостного крестьянина Н. А. Сеземова, разбогатевшего на питейном деле, скорее является не портретом конкретного лица, а в большей степени — портретом-типом, произведением жанрово-бытового характера. Аргунов был художником трагической судьбы. Портрет происходит из собранияА.
Светлый ток внутренней жизни и застылость, статуарность позы отличают эту работу мастера. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. В мае 1792 отправлен в С. -Петербург для обучения к некоему арх. Помимо своих сыновей Павла, Николая и Якова (о них см.
Троюродная сестра императора Петра II. Первыесвои портреты Аргунов создает в духе так называемого парадного портрета, оченьраспространенного в XVIII веке, целью которого было показать высокоепроисхождение изображенного или его заслуги перед государством, во всемвеликолепии отразить его блистательное окружение и пышное одеяние. Мастера зрелого Классицизм (1770-90 гг. : В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков) создают постройки с тонкой пластической дифференциацией фасадов, активно участвующие в организации пространственно-планировочной структуры города развивается новый тип камерного дворца (Ч. В декоративно-прикладном искусстве русского Классицизм среди замечательных образцов изделий, характерных для Классицизмвообще (художественный металл, фарфор, хрусталь и т. д. ), оригинальностью своей техники и материала выделяются произведения камнерезного искусства, вещи из полированной стали, мебель из карельской берёзы. У него учились его сын известный художник, Николай Аргунов и будущие академики А. П.
Как естественно она изображена. Никаких препятствий Шереметев не чинил. Хрипунова изображена в естественной позе, в домашней одежде, просто и правдиво. Портреты купцов братьев Варгиных (1814 ГРМ) и П. М. Вишнякова (ГТГ) лишены той дистанции, которая стояла раньше междукрепостным художником и заказчиком. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых.
барокко. Аргунов был едва ли не единственным из крепостных художников, кто на некоторое время выдвинулся в число ведущих мастеров своего времени. 1802, там же, художник. Основой школы являлся рисунок: сначала простейший от руки, затем с «образцов» (преимущественно гравюры с произведений старых мастеров), далее—с гипсов (антики) и уже потом — с обнаженной натуры. П. Б. Шереметев хотел увековечить память отца, сподвижника Петра I, фельдмаршала Б. П.
Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». отделкой (раковины, кораллы, средиземноморские камни) и, возможно, Оранжерея (1761–64). И. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы. L, 1990. В соответствии с этими канонами окружающая жизнь, природа должны быть «исправлены», «улучшены» кистью или резцом художника. П. Б. В своих поисках Антропов не был одинок.
Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре —назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства. В эпоху русского ампира (1-я треть 19 в. ), отражающего идеи политического триумфа и мощи России, осуществляются особо грандиозные градостроительные мероприятия (особенно в Петербурге, где впервые была поставлена и решена проблема сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировки со свободным, открытым пространством реки), разрабатываются регулярные планы более чем 400 городов, «образцовые» проекты почти всех типов сооружений, формируются ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и других городов. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Можно добавить, что молодой граф П. Б.
От Гроота Аргунов усвоил приемы рокайльного письма, что видно на двух сохранившихся иконах из собрания ГРМ «Спаситель» и «Богоматерь»: грациозные, несколько манерные, вытянутые фигуры, радостная, праздничная, светлая гамма голубоватых тонов. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. портрет С. Кулябки, 1760, ГРМ, портрет Ф. Дубянского, ГЭ. В день воцарения Екатерины II в 1762 году граф П. Б. Шереметев назначен присутствовать в Сенате — в этом же году Иван Аргунов исполняет парадный портрет императрицы для Сената (нынев ГРМ), созданный по памяти, — крепостным художникам не разрешалось портретировать коронованных особ.
Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. Чевакинского в С. -Петербурге.