Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но это не могло заменить ему свободу.
Аргуновы, семейство русский архитекторов и художников искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров. Вообще-то о частной жизни художника известно немногое, но, видимо, калмычка Аннушка стала для Аргунова близким другом. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу.
Аргунов учился у Г. -Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. Аргунов учился у Г. Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы. А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи – крестьянскую тему.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но это не могло заменить ему свободу. В ранних работах Аргунова ощущается воздействие этого художника.
Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Шереметева, 1768, Кусково). Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Получила превосходное воспитание и образование.
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. А ведь уже в 1750-е гг. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора.
и Я. И. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». В ее лице нет ни жеманства, ни манерности. Это прежде всего портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева, одного из немногих отказавшихся принимать участие в деле царевича Алексея ("не мне судить цареву кровь"), знаменитого полководца и верного сподвижника Петра I (прах умершего в 1719 г. фельдмаршала император сопровождал с непокрытой головой от Зимнего дворца до Александро-Невского монастыря). Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график).
Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В. Фигура женщины по-антроповски грузна, заполняет собой весь холст. С. 189).
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора.
Все это, несомненно, послужило поводом для пренебрежительного отношения искусствоведов к таланту Николая Аргунова. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Николай Аргунов. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И.
С. 237–238). Шереметева.
Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота. Конечно же, расшифровка напрашивается сама: Иван Петрович Аргунов, замечательный портретист, энергичный человек, самородный талант. Особой страницей в искусстве середины столетия являются так называемые ретроспективные портреты кисти Аргунова – портреты предков П. Б. Шереметева. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы.
Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. Аргуновых. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Однако на портрете младшей дочери Шереметевых – Варвары Петровны (1766, "Кусково") физический недостаток ("косина", как писали в XVIII в. ) оборачивается прелестной милой неправильностью, придающей очарование ее совсем юному, пухлому лицу и всему ее какому-то беззащитному облику.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Аргунов учился у Г. Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Бахрушина, Киевском музее русского искусства, музеях Рязани, Уьяновска и других. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Шереметеву «Миллионным домом».
Похищенные калмыцкие дети нарекались русским именем, новые хозяева воспитывали их девушек потом выдавали замуж. Автопортрет (. ). Эта молодая женщина показана автором так, словно бы именно она олицетворяет идеал русской женщины. Особенно хорош портрет княгини. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх.
Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
Но почему черенок кисти изогнут. Портреты, как это характерно для времени, решены в противоположном цветовом ключе.
Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Шереметева.
Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать.
Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет».
В портрете жены Лобанова-Ростовцева – Екатерины Александровны, урожденной княжны Куракиной, парном к мужскому исполненном через четыре года (1754, ГРМ), художник, быстро усваивавший уроки западноевропейского мастерства, становится более изящным в письме. Но совсем недавно искусствовед Т. А. Особенно хорош портрет княгини. "Калмычка Аннушка" (1767, "Кусково"), воспитанница Варвары Алексеевны (таких экзотических детей тогда модно было держать богатым господам), прямо на зрителя держит гравированный портрет своей недавно умершей благодетельницы. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг.
Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева.
Ранее он значился как "портрет неизвестного", потом как "портрет архитектора", затем скульптора (даже более конкретно – скульптора Федота Шубина). Отсюда и барочный характер его ретроспективных портретов. Иван Петрович Аргунов (1729–1802) несколько младше Л. П. Антропова, но его активный творческий период приходится на те же 1750–1760-е гг., что и у Антропова.
Да и трудно было представить привлекательным этого совсем непривлекательного человека, личностно ничего собой не представлявшего. Подобной характеристики нет ни у Гроота (портрет 1746, ГТГ), ни у Ротари (1750-е, "Кусково"). В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. Еще в 1753 г. к нему в обучение были отданы три (имеются сведения, что четыре, но имя четвертого до нас не дошло) мальчика из певческой капеллы ("спавшие с голоса"), все трое в последующем – известные русские художники: Антон Павлович Лосенко, будущий профессор Академии художеств и руководитель класса исторической живописи, а также Кирилл Иванович Головачевский (1735–1823) и Иван Семенович Саблуков (1735–1777), оба впоследствии замечательные педагоги. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее.
Возможно, учился живописи у двоюродного брата Ф. Л. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Одна из таких работ – картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году.
Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Отец Н. И. В 1770 – 80-е rr. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Мода на калмычат была большой.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Шлыковой-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве). Из-за дороговизны работы приглашенных иностранных мастеров многие дворяне прибегали к услугам доморощенных и часто крепостных художников. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. – время расцвета творчества Аргунова.
Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Занимается хозяйственными делами. Шереметеву «Миллионным домом».
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Судьба этого замечательного живописца драматична. Т. 1. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Тайны истории в романах, повестях и документах.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Расцвет творчества художника приходится на конец 1750-х — 1760-е годы и связан с эстетикой рококо. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Панина. О Петре Борисовиче Шереметеве писал князь И. М. Долгоруков (Долгорукий) в своих пленительных мемуарах как о человеке, богаче которого не было в государстве. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
"Он сорил золото кучами для своих собственных забав или чтоб выказать всю свою пышность и никогда гроша не уделял на то, чтоб прославиться благотворением. Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны, как и у Антропова. Однако уже в портрете офицера Конногвардейского полка князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ), первой известной нам работе Аргунова в этом жанре, очевидна связь художника со старорусской живописью: лицо тщательно моделировано, поза при подчеркнутой горделивости статична, одежда написана жестко. Форма лепится иначе, чем у Антропова. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Скоропадского.
Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Но почему черенок кисти изогнут. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».
Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Черкасского. М., 1996. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России.
СПб., 2004. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Ну и, наконец, он знаменит своей молчаливостью". К счастью, традиционная закваска позволила ему сохранить при этом свое лицо.
В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Шереметева. Это большие цветовые пятна. Пестрый пояс, которым подпоясан ее сарафан и дорогие сережки в ушах, вероятно, барский подарок. Троюродная сестра императора Петра II.
Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее.
Шереметева. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». Холодная цветовая гамма голубовато-серых и лимонно-серебристых, серебристо-дымчатых (в волосах) тонов женского портрета разработана в сложной игре оттенков, в чем, несомненно, сказалось влияние Гроота.
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Никаких препятствий Шереметев не чинил. Они подтверждают одаренность русских крепостных художников, чей талант был замечен и развит их хозяевами.
Пришла роковая минута и очи московского Креза вечным сном смежились" (это написано в 1788 г. – в год смерти Шереметева). Оставаясь крепостным всю жизнь, Аргунов, естественно, не раз писал своих хозяев. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Смотришь теперь эти безымянные в большинстве случаев полотна и удивляешься мастерской работе.
Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Николай Аргунов. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Иван Аргунов.
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Зачастую не слыхивали ни о законах композиции, ни о законах перспективы, света и светотени, а лишь догадываясь о них, по наитию распознавая свойства и взаимодействия красок. Лишь легкая улыбка трогает ее губы, а глаза смотрят задумчиво и даже грустно для 16-летней девушки (для современного зрителя, осведомленного о ее дальнейшей жизни, это ощущается как предчувствие: у Варвары Петровны оказалась нелегкая судьба – она была несчастлива в браке с Разумовским).
В некоторых усадьбах были целые картинные галереи — здесь можно было встретить копии с итальянских, голландских, французских картин и обязательно портреты всей семьи помещика. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной — ландшафты. Портрет маленькой Софьи Матюшкиной (1763, ГТГ) К. И. Головачевского объединяет черты того сложного узора, который представляет собой отечественное искусство середины столетия.
Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Как естественно она изображена. Заказов со стороны он уже не брал. "Все суды были им куплены, когда дерзал кто входить с ним в тяжбу. Аргунова и у Г. Х.
Лицо совсем не идеализировано: художник не боится передать и сильную "косину" глаз и общую невыразительность черт. Особенно хорош портрет княгини. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Оказывается, в XVIII веке художники делали кисти сами и черенок мог быть каким угодно, главное — удобным, по руке Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В будущем Аргунов станет писать мягче и технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Раскосые глаза на смуглом лице ("таракушки", как называла их Шереметева) – живые, быстрые, взгляд смышленый и эта живость близка уже искусству XIX в., сродни карандашным портретам О. А. Кипренского.
А. А. В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного».
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Сердце в нем было бронзовое, душа – несогреваемая льдина. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Собственно, те же задачи решат художник и в "Автопортрете" (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ). Но главным его призванием был портрет.
Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Был крепостным графа П. Б. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Особенно хорош портрет княгини. В мужском портрете (П. Иван Аргунов, отданный еще в юности в ученики и модному немецкому живописцу Георгу Грооту, оказался на редкость способным.
Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди, служившего дворецким у князей Черкасских, а впоследствии у Шереметьевых в «Милионном доме», получившем свое название благодаря одноименной улице, на которой он располагался. Самые неожиданные и почетные заказы предлагают Аргунову — написать иконы для придворной царскосельской церкви, сделать портрет одного из приближенных царицы Только о каждом из таких предложений, от кого бы они ни следовали, писал Иван Аргунов графу, прося его согласия. Сам заваливал его работой.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Будучи крепостным, происходивший из замечательной династии мастеров, давшей и архитекторов и живописцев, он попал к графу П. Б. Шереметеву в "приданом" его жены (урожденной княжны Черкасской) и помимо живописи вынужден был заниматься множеством других дел (в основном управлял домами графа в Петербурге и Москве). Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Требования заказчиков, желавших, чтобы их портреты были выполнены в самом современном по их понятиям духе и напоминали бы работы известных тогда иностранных мастеров, мешали полному выявлению индивидуальности мастера. Парный портрет жены художника (в котором по аналогии можно усмотреть портрет неизвестной, портрет жены архитектора, скульптора и т. д. ), Марии Николаевны Аргуновой (1760-е, ГРМ), очень красив по колориту, построенному на противопоставлении лимонно-желтого платья и темно-синего плаща, более импозантен, но и более холоден.
Гроота. П. Б. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
Женский портрет Аргунова написан более изысканно, в голубовато-серой гамме (беличий мех на плечах, седые волосы), с сильным всплеском голубого в атласном банте на груди. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок.
Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
П. И. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Все эти подробности биографии П. Б. Шереметева мы не можем, конечно, прочитать на портрете, но то, что художник не стремился как-то приукрасить свою модель (разве что костюмом), очевидно. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Но совсем недавно искусствовед Т. А. Письмо артистично свободно и в этой смелости видится шаг к новому этапу в развитии отечественного искусства.
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва.
Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века.
Но смерть никого не чтит. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова.
Можно добавить, что молодой граф П. Б. Четыре портрета из ретроспективной серии находились в "наугольной" овальной зале Фонтанного дома в Петербурге (ныне – в музее "Кусково"), Естественно, Аргунов не мог писать этих лиц с натуры: он родился через 10 лет после смерти Б. П. Шереметева. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Судя по всему, в 1746-47 гг.
Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Среди этих портретов есть и парадные и полупарадные и камерные.
Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог. Особенно хорош портрет княгини. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Художник АргуновИван Петрович родился в 1729 году в крепостной семье. Но почему черенок кисти изогнут.
Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. И в лице ее и в костюме есть та подлинность, которая для нас очевиднее и дороже авторских указаний или документов. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века.
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны.
А в 1785 году постаревший Иван Петрович создает одно из своих выдающихся и гениальных произведений, объединившее в себе пленительный и чистый образ молодой крестьянки, картину под названием «Портрет неизвестной в русском костюме». Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья».
Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с вспышками голубого и розового в шейном платке. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Свои первые уроки живописи Аргунов получил у рокайльного мастера Георга Гроота в их совместной работе над иконостасом Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе (погиб во время Великой Отечественной войны). В Москве он уже совсем не работает как художник.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Аргунов – сын). За последние годы за произведением окончательно утвердилась атрибуция автопортрета (возраст, характер взгляда, как бы направленного в зеркало, всматривающегося в свое изображение, расположение инструментов, которые в соответствии с "Иконологическим лексиконом" если и не совсем соответствуют аллегориям, сопровождающим живописца, то во всяком случае связаны с художествами и позволили исследователю видеть здесь монограмму Аргунова: "ИПА"), Поворот головы и туловища сообщают композиции барочную динамичность голова, руки, складки одежды моделируются тонкой светотеневой игрой колористическая гамма очень сложна. Он жил для суеты – и умер в чаду ее" (Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни.
Наиболее характерными для художника представляются портреты 1760-х гг. из Останкинского дворца-музея. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.