Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет160— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. С его именем также связывают и картины в более традиционном стиле — чаще портреты, но их атрибуция не всегда бесспорна. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов160— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Критики отмечают сходство картин Арчимбольдо с картинами Сальвадора Дали и Макса Эрнста. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Рисунок в Луврском музее— «Повар»- составлен из кухонных элементов. Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
В 1563 году пишет первую серию портретов, составленных из овощей и фруктов и других элементов растительного мира, «Времена года». Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы160— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Арчимбольдо — автор семнадцати станковых полотен. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу160— императора Максимилиана. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt).
Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. Вертумн был богом превращений, метаморфозом природного изобилия. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени.
Земля. Arcimboldo также попытался выразить его признательность природы через его портреты. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира.
Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство).
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Даже оторопь берет. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Воздух.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии.
По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Огонь. Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии». Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Сохранилось мало его работ: обычно— это портреты по грудь, в профиль, реже— в фас.
Они были тщательно построены его воображением. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Несколько позже (1566) появились «Элементы». «Лето» — уже не девушка, а молодая женщина картина ярко передаёт пышность и зрелость, богатство фруктов, ягод и овощей.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Для императора написал нимфу Флору и портрет императора. Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. Это было продолжение позднего Средневековья160— искусство, воплощающее идеи.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. На расстоянии его портреты были похожи на нормальные человеческие портреты. «Осень» показана в виде буйства винограда, гранатов и множества других плодов, формирующих профиль весёлого и крепкого мужчины. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников160— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Существует версия, что росписи в церкви св. В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. На воинственное начало указывают и пушки. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б.
Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Они называют и дату создания «Вертумна» — 1590 г. Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Он родился в Милане в семье живописца Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи. Постепенно, начиная с чистого белого и добавляя все больше черной краски, Арчимбольдо удавалось передать октаву из двенадцати полутонов с помощью цветов в диапазоне от «низкого» белого до «высокого» черного. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Особенности расположения картин отражают господствовавшие в эпоху позднего Средневековья представления о годовом цикле, который в то время обычно делили на два полугодия (зимне-весеннее и летне-осеннее) также и у Арчимбольдо соседние периоды одного полугодия обращены друг к другу, как бы переговариваясь друг с другом и образуя единую композицию.
Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Его дедушка был архиепископом, отец – художником.
Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Есть мнения, что большое количество картин было написано между 1564 и 1576, но только очень немногие из них известны нам. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Арчимбольдо стал настоящим символом этого искусства и этогодвора. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь.
Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом). Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Весной человеческий портрет был составлен из только различных весенних цветов и растений. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Природа и человек сливаются воедино.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. На воинственное начало указывают и пушки. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Вообще художнику очень повезло с покровителями. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. «Времена года» характеризуются причудливым сочетанием множества объектов окружающей природы, в аллегорической форме отражающих дух своего времени и его восприятие.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Интересно решены третий и четвертый типы. Это суть земля, воздух, огонь и вода.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. 8230 Энциклопедический словарь — Арчимбольдо, Джузеппе Джузеппе Арчимбольдо (итал. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Кауфман вообще скептически относился к атрибуции работ Арчимбольдо и признавал несомненными оригиналами только четыре картины, а именно те, на которых имелась подпись художника. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления.
Таким же образом он умел передать и целых две октавы. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В 1562 году германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II в Праге художник получает придворное звание «мастера празднеств» за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье.
Публиковались и другие работы20. Вода. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги.
Его кора подобна коже, ветви – волосам. Рудольф II был восхищен картиной и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Поперек скалы вздымается мост, под ним — поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды.
Дата рождения художника неизвестна. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Арчимбольдо был главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Маньерист был склонен показывать тесные отношения между человеком и природой.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства.
Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. В 1592 г. РудольфII император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа.
После смерти Фердинанда I Арчимбольдо был вновь назначен придворным живописцем у Максимилиана II и по его поручению испольнил еще четыре версии «Времен года». Это суть огонь, земля, вода и воздух. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Изобретательные импровизированные композиции из фруктов, цветов, вещей и животных складываются в причудливые полуфигуры.
Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585) Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже160— анфас. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590—1591), которые он послал в Прагу. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Миланский»)5. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма изображенные здесь на ордене Золотого Руна. Его биограф сообщает, что отец Рудольфа II МаксимилианII высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус.
Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Так, здесь мы находим четыре вида пламени, о которых говорит Агриппа. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Arcimboldo известен как Маньерист 16-го века. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.
Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Хвосты животных, которые стали бородой портрета использовались в качестве тряпок. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII.
Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.
Итальянский художник периода маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом РудольфаII».
Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень. «Времена года» — цикл из четырёх работ итальянского живописца шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо, создавшего их по заказу императора. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. Публиковались и другие работы.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. В цикле «Стихии» раскрываются все особенности гения Арчимбольдо. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Прага считалась в то время культурным центром всей Европы. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому).
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Публиковались и другие работы20.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Существует версия, что росписи в церкви св. В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Арчимбольдо, Джузеппе Википедия — Арчимбольди (arcimboldo) Джузеппе (ок. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб. Каждый объект был связан характеристикой. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Это полностью соответствовало вкусам современного им общества и самого императора. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Дата рождения художника неизвестна.
Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья. И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи».
Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Лица стилизованы весьма искусная (теперь сказали бы— компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Вариантов «Времен года» было несколько.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей).
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Главная тема его картин – игра с образами и формами. Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.
Публиковались и другие работы20. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Он родился в Милане.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.
Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Картины Джузеппе Арчибальдо остаются одним из самых загадочных явлений живописи XVI века.
Так, например, «Весна» Арчибальдо часто включается в энциклопедии живописи даже для самых маленьких. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. В начале 1550-х гг. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
На воинственное начало указывают и пушки. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг.
Его работы показали не только природу и людей, но также и как близко они были связаны. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
С другой стороны, Зимой, человек был составлен главным образом корней деревьев.