Рудольф II был восхищен картиной и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа. Найдите там две картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето» и «Осень». Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. 440 лет назад в 1573 году итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1527 – 1593) завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым.
Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту, развлекая царственного заказчика45. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. АРЧИМБО769ЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан — 11 июля 1593, там же) итальянский художник. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи».
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Полотно входит в цикл «Профессии». Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье.
В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 – 1801 гг. ) : Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства.
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье — 20 флоринов в месяц. С Рудольфом II его связывала личная дружба. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Автора картины звали Джузеппе Арчимбольдо (вариант — Арчимбольди), родился он в Милане в 1527 году.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Несколько позже (1566) появились «Элементы».
Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом). Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов.
И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Данная работа символизирует лето из цикла «Времена года», который состоит из четырех стилистических схожих антропоморфных портретов. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Итальянский художник периода маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени».
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта.
Он родился в Милане. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. В начале 1550-х гг.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
Написанные с совершенной зрительной адекватностью, красочные, на свой лад одушевленные, они обладают почти сюрреалистической навязчивостью. Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
(Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй — в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника.
Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Наиболее известны два больших цикла — «Времена года» и «Стихии».
Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Всё славит обильный урожай. Предметы изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. —Твои картины не угодны Богу.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека.
Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Что это такое.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». На полотнах "Лето" и "Осень" – композиции из фруктов и овощей, на портрете "Весна" – цветочная композиция, "Зима" – ветвистое дерево с кислым лимоном.
Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo. — Снимите капюшон, любезный, чтобы я мог увидеть, кто бросает мне такие обвинения. Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. Картины художника при жизни вызывали споры.
Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В свою очередь, миска, с овощами и фруктами осени, превращается в оригинальный головной убор. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официант» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории).
Это суть огонь, земля, вода и воздух. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать".
Зима. Человек и природа объединяются воедино. При дворе Рудольфа II, который особенно любил его живописные работы, Арчимбольдо также занимался закупкой произведений искусства (его стараниями в Прагу попали произведения Дюрера и Брейгеля) и разнообразных редкостей и диковинок для императорской кунсткамеры.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов57.
Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них. Дата рождения художника неизвестна. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий.
На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Неимоверно удивившись, Джузеппе направился к зеленщикам. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года».
В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. — возмутился Джузеппе. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. — Розы на них становятся цветами зла, а овощи — сатанинскими символами. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Она также относится к первой серии, написанной для Максимилиана II, о чем свидетельствует инициал М на одеянии фигуры. При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Это суть земля, воздух, огонь и вода. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. Он был известен как автор картин в стиле «каприччо» – причудливых импровизаций, которые пользовались большим успехом. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами.
Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Карикатуры и наброски странных чудовищ, нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи стали для юноши настоящим потрясением, повлиявшим на его собственное творчество. Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом.
Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Адам Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Даже оторопь берет. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей или «курьезов», как их тогда именовали. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» – из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Самое большое количество картин под названием «Весна». На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме.
Вариантов «Времен года» было несколько. Портрет императора Максимилиана с семьей Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». В своей аллегорииогня Арчимбольдо изображает различные его виды используемые человеком для собственных целей: от маленького огонька масляной лампы черезогонь раскаленных углей вплоть до впечатляющей силой пушки. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем.
Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Гейгер и А. Вентури) указывали, что Арчимбольдо мог быть связан как с гротескной традицией немецкой готики — по пути в Вену он вполне мог посетить Аугсбург и Мюнхен, так и с наследием Леонардо да Винчи, которое он точно изучал в Милане21. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря».
РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Если смотреть в определенном положении, эта картина изображает натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм».
В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Маньеризм — всегда искусствовысокой игры. Маньеризму присуща претенциозность. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.
В Древнем Риме Вертумн считался также покровителем торговли. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. Публиковались и другие работы20. Его кора подобна коже, ветви – волосам.
Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения.
Только художник, поэт выражает «дух природы», ее «внутренний разум». Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Сохранилось мало его работ: обычно160— это портреты по грудь, в профиль, реже160— в фас.
Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима».
На воинственное начало указывают и пушки. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА НАТЮРМОРТ: В XVII веке в Голландии и Фландрии возник новый самостоятельный жанр живописи – натюрморт (nature morte – «мертвая природа»), – представляющий собой изображение неодушевленных предметов. Существует версия, что росписи в церкви св. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.
Лишь поэт, художник может выразить дух природы, ее внутренний разум.