В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). итальянский художник. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). Весной человеческий портрет был составлен из только различных весенних цветов и растений. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу160— императора Максимилиана.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже – анфас. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II).
Он играет правилами искусства. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В следующем году, 11 июля 1593, художник умер. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. Забытый средневековый художник был провозглашен в ХХ в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в ХVI столетии». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей).
По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Весна.
Самое большое количество картин под названием «Весна». Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность., но только очень немногие из них известны нам. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.
Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Маньерист был склонен показывать тесные отношения между человеком и природой. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам.
Поперек скалы вздымается мост, под ним — поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна и влажна, воздух влажен и горяч. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Полотно входит в цикл «Профессии». Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в XVI столетии». Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
Хвосты животных, которые стали бородой портрета использовались в качестве тряпок. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
Публиковались и другие работы. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы весьма искусная компоновка элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Огонь. Воздух. Каждый объект был связан характеристикой.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Публиковались и другие работы20. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28.
Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Вариантов «Времен года» было несколько. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Об этом пишет Команини в своей поэме «Вертумн». Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета.
Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан — 11 июля 1593, там же) итальянский художник. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей или «курьезов», как их тогда именовали. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». В старости вернулся в родной город. 1573. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Arcimboldo также попытался выразить его признательность природы через его портреты. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Короче, разносторонний художник. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства.
(Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
В Праге Арчимбольдо был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы и официально носил титул «Мастер Празднеств». В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника.
Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание ХVI в. – «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Париж, Лувр Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В этих исследованиях, по всей видимости, Арчимбольдо преуспел. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Все увлечены разнообразием живых форм.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
было довольно много. Публиковались и другие работы. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году) В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века.
Картины художника при жизни вызывали споры. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан.
Стремясь поделиться с друзьями своим «открытием», я услышала совершенно иные оценки: «Это шутки. », «Прикольно, но разве это красиво. », «Это не эстетично и к искусству никакого отношения не имеет». Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Вода. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений.
В начале 1550-х гг. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Так, согласно Парацельсу, огонь и светящее пламя подчинены солнцу. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг ит. д. Земля. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. На расстоянии его портреты были похожи на нормальные человеческие портреты. Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей инженер, водный инженер.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий – «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков.
проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет – смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563160год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий160— «Огонь» и «Вода», 1566160год, в Венском Музее истории искусств. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб. Некоторые из картин Арчимбольдо, включая знаменитого «Вертумна», до сих пор находятся в Швеции в замке Шкоклостер — бывшей резиденции маршала.
Флора Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии».
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» – в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна).
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде».
Дата рождения художника неизвестна. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье — 20 флоринов в месяц. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. РудольфII собрал огромное количество произведений искусства. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени». Дата рождения художника неизвестна. К сожалению из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Сложно сказать, где и у кого он учился. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Маньеризму присуща претенциозность. Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима».
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Публиковались и другие работы20. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Даже оторопь берет.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Также вполне вероятно его пребывание на родине в 1581 году, поскольку в одной из записей городского архива от 17 марта упоминается, что тогда его сыну Бенедетто ещё не исполнилось 18 лет36. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.
Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов57.
Arcimboldo известен как Маньерист 16-го века. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Лица стилизованы весьма искусная (теперь сказали бы— компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Вертумн изображался в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой.
Сложно сказать, где и у кого он учился. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом.
Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
В 1592 г. РудольфII император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа. Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место.
На воинственное начало указывают и пушки. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма изображенные здесь на ордене Золотого Руна. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Его работы показали не только природу и людей, но также и как близко они были связаны.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Джузеппе Арчимбольдо В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет160— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
С другой стороны, Зимой, человек был составлен главным образом корней деревьев. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Существует версия, что росписи в церкви св. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.
Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом РудольфаII». Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Они были тщательно построены его воображением., но только очень немногие из них известны нам. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Джузеппе известен как маньерист 16-го века.
В 1591 г. художник написал два своих самых прославленных полотна – «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа). Все это ненавязчиво и естественно помогает созданию единого, цельного образа. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
Однако отдельные объекты в каждом портрете были фактически перекрыты вместе, чтобы сделать различные анатомические формы человека. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Маньеризм — всегда искусствовысокой игры. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Однако он был лишь одним из придворных живописцев, наряду с Доменико и Джеронимо Поццо и Джулио Лучинио, которые также получали жалованье, но из разных источников. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности.
Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году41. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. С Рудольфом II его связывала личная дружба.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Существует версия, что росписи в церкви св.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Плохо еще и то, что Арчимбольдо Джузеппе, картины которого сейчас насчитываются в количестве 20 штук, не оставил после ухода никаких личных свидетельств ни о себе, ни о своих полотнах.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Известны также знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 г. был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Они называют и дату создания «Вертумна» — 1590 г. Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной.
В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16-17 вв. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). В начале 1550-х гг. Что это такое. В начале 1550-х гг.
В 22 года он помогал отцу расписывать Миланский собор. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. По возвращении в Италию продолжает исполнять свои тематические портреты, причем часто предметы, составляющие фигуры моделей соотносятся с родом их занятий (например, «Портрет библиотекаря», 1565 из книжных томов). Рисунок в Луврском музее – «Повар» – составлен из кухонных элементов. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Команини сообщает, что звуки «цветового клавикорда» соответствовали тому или иному цвету, составленному художником по цветовой шкале. На воинственное начало указывают и пушки.
Однако он был лишь одним из придворных живописцев, наряду с Доменико и Джеронимо Поццо и Джулио Лучинио, которые также получали жалованье, но из разных источников. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593, в 66 лет. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами.
При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо29.
Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».