Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. Как его отец, Джузеппе Арчимбольдо начал свою карьеру как проектировщик для витража и фресок в местных соборах, когда ему был 21 год. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир.
Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий. Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Джузеппе Арчимбольдо (также записанный Arcimboldi) (1526 или 1527 – 11 июля 1593) был итальянский живописец известный прежде всего созданием образных голов портрета, сделанных полностью из объектов, таких как фрукты, овощи, цветы, рыба и книги. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформировал реальность. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Отец Джузеппе, Бьяджо Арчимбольдо, был художником Милана. На выставке представлены материалы, знакомящие с жизнью и творчеством художника Джузеппе Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо (итал.
Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Будучи переходным периодом с 1520-го по 1590-й, маньеризм перенял некоторые художественные элементы из Высокого Возрождения и сложился под влиянием других элементов в эпоху барокко. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому).
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Изобретательные импровизированные композиции из фруктов, цветов, вещей и животных складываются в причудливые полуфигуры. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Некоторые листья от вечнозеленых деревьев и ветвей других деревьев стали волосами, в то время как соломенная циновка стала костюмом человеческого портрета. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. На полотнах "Лето" и "Осень" – композиции из фруктов и овощей, на портрете "Весна" – цветочная композиция, "Зима" – ветвистое дерево с кислым лимоном. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Он родился в Милане в 1527 году. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Полотно входит в цикл «Профессии». Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь.
При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Стоит отдалиться – и видишь лицо.
Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Публиковались и другие работы. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Самое большое количество картин под названием «Весна». Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров.
Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Публиковались и другие работы20.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Публиковались и другие работы20. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Воздух. Вода. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).
«Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Хотя в литературе часто можно встретить утверждения, что художника пригласил его давний почитатель — император Фердинанд I, в действительности, судя по архивным данным, своим приглашением в Вену художник обязан Максимилиану II. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Художник развлекается. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека.
Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Он родился в Милане. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Существует версия, что росписи в церкви св. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Маньеризму присуща претенциозность. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Существует версия, что росписи в церкви св. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран.
Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Земля. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Дата рождения художника неизвестна. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Вариантов «Времен года» было несколько. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Вообще художнику очень повезло с покровителями. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Arcimboldo известен как Маньерист 16-го века. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. С другой стороны, Зимой, человек был составлен главным образом корней деревьев. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо— лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Несколько позже (1566) появились «Элементы».
Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В начале 1550-х гг.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Хвосты животных, которые стали бородой портрета использовались в качестве тряпок. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело.
Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. На воинственное начало указывают и пушки. От шляпы до шеи каждая часть портрета, даже губы и нос, была составлена из цветов, в то время как тело было составлено из заводов. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Его работы показали не только природу и людей, но также и как близко они были связаны. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Публиковались и другие работы. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Arcimboldo также попытался выразить его признательность природы через его портреты.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
Картины художника при жизни вызывали споры. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Что это такое.
Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Даже оторопь берет. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Он изобретает карикатуру. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке.
Дата рождения художника неизвестна. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Огонь. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. В начале 1550-х гг.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Зима.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека.
Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Они были тщательно построены его воображением. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. С Рудольфом II его связывала личная дружба. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Его кора подобна коже, ветви – волосам. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом.
Маньерист был склонен показывать тесные отношения между человеком и природой. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Весной человеческий портрет был составлен из только различных весенних цветов и растений. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. На воинственное начало указывают и пушки. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. На расстоянии его портреты были похожи на нормальные человеческие портреты.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.
Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Публиковались и другие работы. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами. Например, «Огонь», он же Марс, т. е.
Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Каждый объект был связан характеристикой. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом.