Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Когда в ходе Тридцатилетней войны шведская армия вторглась в Прагу в 1648-м, многие из картин Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей инженер, водный инженер. Даже современники Джузеппе Арчимбольдо понимали и ценили искусство художника, как что-то виртуозное и гениальное. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Часть критиков в своих дебатах называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами. Любивший все необычное и экстравагантное Рудольф II предоставил Арчимбольдо невероятную свободу творчества. Восхищенный Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. С 14 мая 2015 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Съедобные портреты Арчимбольдо». Арчимбольдо наиболее известен за его оригинальные портреты, сложенные полностью из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т. д. Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформировал реальность.
Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи стал Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Именно у Рудольфа Джузеппе Арчимбольдо пользовался особой славой и почетом. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий. Портреты Арчимбольдо напоминают волшебные сказки из детства. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Xасть критиков называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (15621587) сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо художник при дворе. Служа ему, Арчимбольдо носил титул «Мастер Празднеств». Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. После создания эскизов на сюжеты Священного писания и создания гербовых щитов для самого князя Фердинанда из Богемии, Джузеппе Арчимбольдо в 1562 году был приглашен в Прагу, на службу уже ставшему на престол Фердинанду I в качестве придворного художника. На выставке представлены материалы, знакомящие с жизнью и творчеством художника Джузеппе Арчимбольдо.
Через год, 11 июля 1593, Джузеппе Арчимбольдо скончался. На службе у императора Арчимбольдо занимался написанием серии портретов королевской семьи в крайне необычном собственном стиле под названием «Времена года». Джузеппе Арчимбольдо (итал.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо, написавшего второй вариант «Времен года» (1573). Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление.
Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан— 11 июля 1593, Милан)— итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма.
В своих работах Арчимбольдо упоминает такие культуры, как баклажаны, которые были возвращеныиз отдаленных колоний Нового Света (Северная и Южная Америка). Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции используются изображенияфруктов, овощей и других органических элементов. Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века.
Отслужив при дворе в общем счете более 30 лет из которых 12 лет служил Руд ольфу II, Джузеппе Арчимбольдо попросил об отставке, на что получил положительный ответ вместе с высокими почестями от императора и отправился к себе на родину в Милан. В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). После его смерти в 1593 году, все коллекцииАрчимбольдо были утеряны и разбросаны по миру на протяжении очень длительного времени. Портреты Арчимбольдо зачастую напоминают волшебные сказки из детства, они пропитаны аллегориями: вместо носа мы видим огурец, на месте щеки персик, а в качестве воротника выступают колосья.
Существует версия, что росписи в церкви св. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. После кончины его стиль и формальные эксперименты были забыты, а новый интерес к наследию Арчимбольдо вспыхнул в 1930-х годах.
Существует версия, что росписи в церкви св. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов2829. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.
Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства49. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Публиковались и другие работы20. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому).
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Также не много надо, чтобы от окружающих голову искр загорелись пропитанный серой фитиль трута и изображающая глаз небольшая свечка. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Маньеризму присуща претенциозность. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Например, «Огонь», он же Марс, т. е. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг ит. д.
Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Зима. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Что это такое.
В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Самое большое количество картин под названием «Весна».
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех.
В 1566 году ему компенсировали и дорожные расходы, выделив на поездку в Италию 100 гульденов. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Картины художника при жизни вызывали споры. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного.
Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году41. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Он изобретает карикатуру. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Он родился в Милане в 1527 году. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Гейгер и А. Вентури) указывали, что Арчимбольдо мог быть связан как с гротескной традицией немецкой готики — по пути в Вену он вполне мог посетить Аугсбург и Мюнхен, так и с наследием Леонардо да Винчи, которое он точно изучал в Милане21.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Кроме того, Вертумн меняет форму в зависимости от времени года, становясь попеременно пахарем, жнецом, виноградарем или старой женщиной. Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз.
В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо был связан с венским двором до самой кончины императора Максимилиана в 1576 году. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. В начале 1550-х гг. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. На воинственное начало указывают и пушки. В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Дата рождения художника неизвестна. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.
Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Вообще художнику очень повезло с покровителями. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Вода.
Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо29.
Публиковались и другие работы20. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Дата рождения художника неизвестна. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Аллегория заставляет остановиться и разглядывать каждый элемент, даёт пример, как из частей возникает целое. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Второй вариант был написан уже при Рудольфе. В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.
Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Внутри каждого цикла также наблюдается симметрия: две головы обязательно смотрят направо, а две— налево. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Всё это— чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Даже оторопь берет. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора.
Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Огонь. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Он родился в Милане. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Воздух.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Публиковались и другие работы. Публиковались и другие работы. Художник развлекается.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица).
После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). С Рудольфом II его связывала личная дружба. Полотно входит в цикл «Профессии».
Однако он был лишь одним из придворных живописцев, наряду с Доменико и Джеронимо Поццо и Джулио Лучинио, которые также получали жалованье, но из разных источников. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591).
В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Публиковались и другие работы. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. На воинственное начало указывают и пушки. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Земля. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.
Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Несколько позже (1566) появились «Элементы». Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
В начале 1550-х гг. Вариантов «Времен года» было несколько. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.