Арчимбольдо наиболее известен за его оригинальные портреты, сложенные полностью из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т. д. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Отель Degli Arcimboldi находится в 1, 5 км от миланского университета Бикокка и театра Арчимбольди. Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей инженер, водный инженер. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Отель Арчимбольди расположен в жилом районе Милана, в самой современной hi-tech зоне известной благодаря Университету. Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. В частности четыре времени года Арчимбольдо представил в виде мужских портретов из растений так, как бы мы застали их во время того или иного сезона. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником.
Как его отец, Джузеппе Арчимбольдо начал свою карьеру как проектировщик для витража и фресок в местных соборах, когда ему был 21 год. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир. В своих работах Арчимбольдо упоминает такие культуры, как баклажаны, которые были возвращеныиз отдаленных колоний Нового Света (Северная и Южная Америка).
После возобновления постановок в Ла-Скале театр Арчимбольди стал самостоятельным театром, но работает в сотрудничестве с «Ла-Скала». Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Часть критиков в своих дебатах называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи стал Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе.
Итальянский художник ХVI века Джузеппе Арчимбольдо вряд ли мог предположить, что его необычные живописные произведения кто-то сделает еще более необычными, превратив в исполинские скульптуры. Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
Когда в ходе Тридцатилетней войны шведская армия вторглась в Прагу в 1648-м, многие из картин Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II. Отец Джузеппе, Бьяджо Арчимбольдо, был художником Милана. Xасть критиков называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.
Компания Sicis отдает дань уважения знаменитому итальянскому художнику Арчимбольдо серией репродукций его картин, воспроизведенных при помощи своего собственного языка – мозаики. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (15621587) сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо художник при дворе. Копии творений Арчимбольдо американец выполнил не из даров природы, а из стекловолокна. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены.
Перед вами фрагмент ковра исполненного нидерландскими мастерами по картонам Арчимбольдо. Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции используются изображенияфруктов, овощей и других органических элементов. Джузеппе Арчимбольдо (также записанный Arcimboldi) (1526 или 1527 – 11 июля 1593) был итальянский живописец известный прежде всего созданием образных голов портрета, сделанных полностью из объектов, таких как фрукты, овощи, цветы, рыба и книги.
Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. После его смерти в 1593 году, все коллекцииАрчимбольдо были утеряны и разбросаны по миру на протяжении очень длительного времени.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Некоторые листья от вечнозеленых деревьев и ветвей других деревьев стали волосами, в то время как соломенная циновка стала костюмом человеческого портрета. Весной человеческий портрет был составлен из только различных весенних цветов и растений. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Публиковались и другие работы. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Маньерист был склонен показывать тесные отношения между человеком и природой. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Всё это— чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм. Хвосты животных, которые стали бородой портрета использовались в качестве тряпок.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Они были тщательно построены его воображением. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Существует версия, что росписи в церкви св. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
Его работы показали не только природу и людей, но также и как близко они были связаны. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Однако отдельные объекты в каждом портрете были фактически перекрыты вместе, чтобы сделать различные анатомические формы человека. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Каждый объект был связан характеристикой.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Дата рождения художника неизвестна. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Удобные подушки.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Arcimboldo также попытался выразить его признательность природы через его портреты. На воинственное начало указывают и пушки. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Джузеппе известен как маньерист 16-го века. В начале 1550-х гг. Есть бар, где можно было заказать кофе и коктейли. Завтраки неплохие, много выпечки. В шаговой доступности супермаркет. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
Даже оторопь берет. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). На самом же деле художник этой веселой работой осуждал некоторых богачей, которые собирали книги просто для того, чтобы похвастаться их количеством, а не для того, чтобы прочесть их. Arcimboldo известен как Маньерист 16-го века.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. С другой стороны, Зимой, человек был составлен главным образом корней деревьев. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. На расстоянии его портреты были похожи на нормальные человеческие портреты. Отель находится рядом с метро идти буквально 3 минуты до станции Bignami. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей).
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Сохранилось около двух десятков работ Арчимбольдо того периода — официальных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных возможно, на стилевое своеобразие оказала влияние придворная кунсткамера, которую курировал художник. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Дата рождения художника неизвестна. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. Однако убирали ежедневно и качественно, полотенца меняли каждый день. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Оно вытекает из множества заключенных в них символов и намеков на династию Габсбургов.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). От шляпы до шеи каждая часть портрета, даже губы и нос, была составлена из цветов, в то время как тело было составлено из заводов.
Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Номер чистый, но присутствовали царапины на стенах и въевшиеся пятна на ковровом покрытии. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Существует версия, что росписи в церкви св.
Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Публиковались и другие работы20.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Вариантов «Времен года» было несколько. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
На воинственное начало указывают и пушки. Кровать в номере удобная, белье чистое. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Цикл «Стихии» («Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля») имеет политическое значение. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.