В искусстве он пошел своим самобытным путем. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. В период Высокого Возрождения, тво Италии достигло в конце XV – первой половинеXVI века, какЛеонардо да Винчи, когда творили такие Рафаэль, мастера, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности. – Сюжет он выбрал неслучайно.
Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален.
Это огромные двуручные мечи весом и четыресемь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружиеалебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo исбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частностиарбалеты. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Washington, 1982. Таково знаменитое полотно «Апостолы Петр и Павел» (Эрмитаж).
В своем очерке Испанский портрет XVI века. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. Отсюда их внимание ко Кресту. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов.
Речь идет о книгах, лежащих на столе. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях.
Так полагал Мейстер Экхарт. Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса.
У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVIXVII вв.
Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Эль Греко – визионер. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Петр трижды отвечает утвердительно.
И это тоже передано, в том числе, через одежду. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии.
Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер.
Отражает отношение человека к окружающему миру. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что-то другое20, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет, он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета.
По преданию, за это его выгнали из Рима. Многие приемы – игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника.
Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. На первый план, против обыкновения, выдвинут Павел, а не Петр, легендарный глава христианской церкви, которому якобы сам Христос вручил ключ от царствия небесного (Петр держит его в левой руке). Доменикос не был исключением. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие.
А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю.
А у меня получится. » Искусство Испании XVIXVII вв. в 1633 г. ) в одном из сонетов, посвященных художнику, а всего их – четыре, определяет его живопись с помощью слова «extraneza», т. е. как необычную14. Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как св. В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация24, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике.
Доспех, состоявший из шестидесяти – ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок, весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительнонадевавшейся под него). 11. Но это принципиально другие возможности. Ренессансная норма не была совершенной для Эль Греко, но художник обращался с нею свободно, очевидно, всё-таки свободнее большинства, коль скоро современники говорили о странности его картин.
Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами». Отдых на пути в Египет, Картины Мурильо на религиозные сюжеты Благословление Иакова Исааком, привлекательной миловидностью женских и детских образов, Вознесение отличаются мадонны непринужденностью композиции, красотой цветовой гаммы. Встречается подобное и в реальной истории.
Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку.
В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного» 19. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. Испания конца 16 – начала 17 века – замкнутая держава с жестким политическим режимом – переживала острый кризис абсолютизма.
С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. Талант художника формировался под воздействием итальянскихобразцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана изучал картины старыхмастеров). Тереса39.
А в четвёртом столетии святой император Константин Великий построил в честь них два великих храма в столицах Римской империи — Риме и Константинополе. И вообще все великие трудились для идеи. Но картина Эль Греко — гораздо сложнее. Претензии Эль Греко на высокую оплату изумляли церковных иерархов, а тот факт, что художник снял для себя часть роскошного дворца маркиза де Вильены, да ещё нанял по венецианскому образцу музыкантов, чтобы они услаждали его и узкий круг избранных друзей во время обедов, вызвал повсеместное удивление в Толедо.
В Толедо он работает до конца жизни: создаёт свои лучшие полотна, получает заказы от церкви, пишет портреты. Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме2.
Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие35. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Страшные гонения на христиан в Риме. Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (15911652). Арест святого Петра ожидается со дня на день. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио.
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. 2. Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность».
К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. У Бога ничего случайного не бывает. Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим».
Уже упоминавшийся нами П. А. Флоренский пишет по этому поводу: «Но и пользование двумя пространствами зараз, перспективным и неперспективным, встречается тоже. » и далее: «Этот приём составляет характерную особенность Доменико Теотоко-пуло, по прозванию El Greko, «Сон Филиппа II», «Погребение графа Оргазе», «Сошествие св. Например, в церковной. Что это значит. Если только заказчиком не был сам король. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Эль Греко высоко ценили современники. В том же 1577 г., когда художник поселился в Толедо, в местной тюрьме из-за распрей в кармелитском ордене, вылившихся в спор между «разутыми» и «обутыми» (descal-zos у calzados), сидел один из выдающихся испанских мистиков, поэт Хуан де л а Крус.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV – XVIII вв. Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Они у подножия Креста. был Франсиско Рибальта (1551/551628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. Наконец, Доминикос поселяется в испанском Толедо, где и получает прозвище «грек» (Эль Греко). Вот почему он католик, хотя на Крите доминировали греческие культурные традиции.
Известно, что в круг избранных входили представители интеллектуальной элиты, например, Гонгора и Парависино, просвещённые представители клира, например, Антонио Коваррубиас. Расстановка закладок в Апостоле также неслучайна. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св.
У Бога ничего случайного не бывает. Vol. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии — с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Но это только на первый взгляд.
Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно. Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного». Апостолы Петр и Павел Между 1587-1592. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». P.
Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по правусчитается богатейшим.
А выразитель взволнованных чувств, Однако цвет для Эль Греко не признак постоянный предмета. - Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время.
ниже. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, святого Андрея в картине «Святой Андрей». Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Это-то и придаёт картинам Эль Греко особую убедительность» 22.
2. Представляет собой взгляд человека на мир в целом. Здесь противопоставлены разные типы людей. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. И даже была закреплена на высоком государственном уровне.
Собственно, как и глаза апостола Петра. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами». Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. XVI, 18). «Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. Маврикия».
Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (15861588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Но почему же Церковь поступает наоборот. Возможно, это так.
Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – то его труды по объему превысят все остальные книги. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей».
Не осталось у него и учеников. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св. 19 Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи с необходимостью иллюстрировать сочинение святого Августина «О граде Божьем» возник новый стиль изображения святых.
Собственно, как и глаза апостола Петра. Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью.
В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект.
О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. Испанию окончательно освободили в 1492 году. Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. Эта линия проходит не по центру полотна. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Того, на чем строится совокупность приёмов прямопер-спективного изображения.
И здесь уместно задаться вопросом, почему художник поступил именно так, а не иначе и конкретнее, с какими культурными нормами связана его позиция, насколько культурный климат Испании санкционировал эти авторские установки. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600).
Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно с связан предшественниками и современниками. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Семейство и т. д. В связи тем, что Собор подтвердил значение покаяния и исповеди изображения кающихся грешников, в частности, Марии Магдалины, считались особенно желательными. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). Но иконописное тяготение к вертикали, симметричность композиции, рудиментарный геометризованный по сравнению с одеяниями интерьер – всё это знаки верхнего мира, а также свидетельство того, что византийская традиция осознана мастером как определённая система приёмов, пригодных для определённой цели.
Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Апостол Павел здесь никого не обличает. В искусстве он пошел своим самобытным путем. В 1567 году он отправился в Италию учиться живописи у знаменитого Тициана.
121, 5x105 Уроженец Крита, Эль Греко относится к испанской школе живописи. Кстати имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек».
Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля. Духовная ситуация в Толедо была сложной, при этом не следует забывать и о том своеобразном факте, что самая благая ориентация художника на аутентичное религиозное возрождение приходила в противоречие с реальным положением дел и что именно при «Савонаролах» художников притесняли значительно больше, чем при своенравных и деспотичных папах. И вскоре Доменико посчитал себя уже мастером, так что однажды заявил, что мог бы написать «Страшный суд» лучше Микеланджело. В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле.
Эволюция творчества Греко определяется этапами его жизненного пути. Тереса. Логичнее думать, что именно это и есть Евангелие. Об идее светоносности см. Красное пятно хитона, составляющее центр композиции, символизирует тему мученичества.
Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. Причём поступает с самых ранних веков существования христианства.
Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ от других элементов духовного мира человека: 1. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком.
Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной.
Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. Эль Греко – визионер.
Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что Эль Греко был художником-эрудитом: знание вменялось в обязанность ренессансному художнику, а философия, наука и искусство воспринимались им как грани единого целого.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. дети» 31.
Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых онработал в Испании. Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе.
В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Руки Петра находятся на том же уровне. Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения.
Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии И гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. И видишь слезы в глазах апостола язычников, Но вдруг меняется фокус и кажется, замечаешь горькую складку губ, что, вот, он не может слова, подобрать растерян, не способен угомонить зарвавшегося оппонента, не может ничего изменить в грядущем, но любовь не позволяет ему сжать руку в кулак и ударить или заорать. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Не случаен и выбор места жительства. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита.
Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. Творчество Эль Греко пришлось на самый пик Контрреформации, признанным лидером которой был Филипп II. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса34. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме. Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. Апостол Павел здесь никого не обличает.
Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». И здесь, на первый взгляд, композиционное решение картины также просто.
– и Павел вдруг видит Самого Бога. Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже. Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи.
Он обладал острым и ироничным умом, глубокой проницательностью. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали.
7. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. «Domine, quovadis. » («Господи, куда ты идешь. ») – обращается Петр к Спасителю. А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал.
Так полагал Мей стер Экхарт. «Cada uno es hijo de sus obras» («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. И в этом плане опыт творцов нового искусства – искусства Нового времени – структурно воспроизводит парадигму мистического опыта. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен.
Однако вряд ли это справедливо. 9. Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др.
Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Что христианство, Мы помним, столкнулось с резким неприятием как в среде иудейской как только стало распространяться, так потом и в римской. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Так как справа от Павла стоит Пётр, абсолютно иной — лицом, руками и каждой складкой своих одежд. Об идее светоносности см.
Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее.
Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (15091586) Скорбящая мадонна и Мадонна с младенцем. Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи. » Аннибале Карраччи 12-й год правления императора Нерона. XXI, 42) – читаем мы Евангельские слова, сказанные Господом о Самом Себе. Не осталось у него и учеников.
Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Грек понациональности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвищеЭль Греко. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде.
Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. Двухфигурная композиция обычно не подразумевает сложности прочтения. После него осталось колоссальное эпистолярное наследие – до нас дошла только его часть, то, что мы читаем в Новом Завете. Для Толедского собора написана одна из лучших его картин – «Эсполио» (от лат.
Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Что же касается самого способа отсылки к миру ушедшей «орфографии», то этот приём значащих реминисценций сделался приметой искусства XX в., признавшего великого мастера «своим». Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Не осталось у него и учеников. Работал в Венеции и Риме. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом.
Крестьянское вооружение, в основу которогозачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда:боевая коса, боевой бич, боевой цеп, bdquoморгенштерн (утренняя звезда)-выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева. Изображение апостолов Петра и Павла в трактовке Эль Греко — это противопоставление двух натур и темпераментов. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. Композиция произведения тщательно выверенная. Когда он написал картину для дворца Эскориал, консервативный Филипп II не оценил гения. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование.
Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. В действительности же по своей внутренней сути полотна этого художника имеют очень мало общего с маньеристическими произведениями с их холодной вычурностью образов и фальшивыми чувствами, маскировавшими в их работах отсутствие подлинной духовности.
National Galery of Art. Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия. Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. ispolias – «грабить»), 1577 – 1579 годы. Но это не так.
Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен. Washington, 1982. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати.
Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Извыдающихся работ можно упомянуть декоративную скульптуру Джузеппе Маццуолы «Гибель Адониса», картину Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами», замечательные картины Тьеполо – «Триумф императора» и другие с сюжетами изистории Древнего Рима.
Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже.
Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. автопортрет). Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения.
У него была масса почитателей, но не было учеников и последователей. Композиционно единство Апостолов передается обращенностью их корпусов друг к другу. Ипоединок нередко приводил к серьезному увечью и даже гибели Первоначально участников, применяли боевое оружие. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Это произошло в Риме во время гонений на христиан императора Нерона. В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности).
Что Эль Греко был оппозиционером папству, Некоторые исследователи указывают то, на а Рим – это папский город. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. Руки Петра находятся на том же уровне.
Он — весь в сомнениях и размышлениях. Эль Греко величайший мастер колорита. ниже. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы.
Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми.
Холст, масло. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно».
Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля. Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда.
Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Апостол Пётр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел был обезглавлен. Всё конкретно-определённое в Ренессансе, – пишет Л. М. Баткин, – собственно не-ренессансно (христианство, платонизм, аверроизм и т. д. ) ибо «Ренессанс – это культура общения культур» 33. Пребывание Эль Греко на своем родном острове не было продолжительным. Многие полагают, что полотно Эль Греко передает именно этот момент спора, обличения и раскаяния.
И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Испанию окончательно освободили в 1492 году. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица.
Многие молодые критские художники ехали совершенствовать свое мастерство в Италию. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. И всё бы хорошо с Павлом: красная тога, яркая лысина, великая Книга и мощные руки (вспомним Маяковского — «прибирала партия к рукам»). Больше заказов от короля он не получал.
Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Когда он уже жил в Толедо, к примеру, человек весьма современного к мышления, нему явился один искусствовед. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон ок. Испанский период.
Столкнулись две точки зрения. Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное. И вообще все великие трудились для идеи.
11. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили. Здесь все находится в драматическом движении. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер. Вспомним, что один из близких друзей мастера, послуживший моделью для знаменитого портрета (около 1609 г. ), по справедливости считающегося едва ли не лучшим произведением данного жанра в мировой живописи, прелат и придворный проповедник Филиппа III, поэт Феликс Ортенсио Парависино (ум. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов.
Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи. Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения. Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двое-мирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом.
В самом углу полотна поместил Евангелие и Эль Греко. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам.
Важно то, что они сумели сделать. Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». В месте их зрительного соприкосновения (его нет на самом деле, так как Петр стоит глубже) фигуры Апостолов сливаются в единую линию. Центральное положение этого столба в картине Греко, конечно, неслучайно. 2.
Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. 10 Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др. Гордый и независимый, но вместе с тем трудолюбивый и просвещённый.
Не случаен и выбор места жительства. Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII подлинным векасопровождалось расцветом искусства. Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. Это, например, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, врачи Косьма и Дамиан, русские князья Борис и Глеб. Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком.
Маврикия». В свою очередь, Фигура Петра, с одной исполнена, стороны, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности.
Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Духа», «Вид Толедо» и другие его произведения явно распадаются – каждое на несколько, не менее двух пространств, причём пространство духовной реальности определённо не смешивается с пространством реальности чувственной.
– Его путь ко Христу был очень своеобразным. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Ирина отличают напряженная эмоциональность образов, насыщенность колорита, своеобразие светотеневого освещения. National Galery of Art.
Таким образом, в основе всех уровней текста «Апостолов Петра и Павла», уровней рисунка, композиции, цвета, персонажа лежит оппозиция «земное – небесное» и она-то, проявляясь на всех уровнях и рождает особую экспрессию этого завершённого в себе и внешне уравновешенного полотна. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение.
1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис ок. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. Надо сказать, что во времена Греко на Крите уже больше трех веков сосуществовали православие и католицизм, принесенный сюда венецианскими крестоносцами в 1204 году.
Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях. Камень, Его же небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии. Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии.
И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. А то место, на которое указывает сам Павел, по логике картины – его собственный текст, где он сам пишет о служении апостолов. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование.
В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. По преданию, апостолы Пётр и Павел мученически закончили свою жизнь в один и тот же день.
Апостолы прекрасно это понимают. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). P. 9.
Фигуры Апостолов равноправны на полотне. Контрастом ему выступает апостол Петр. Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта много-слойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Регламентация церковного искусства в католических странах распространялась не только на тематику, но и на исполнение.
Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Петр рядом с ним выглядит старчески-слабым, сомневающимся. Известно, что в круг избранных входили представители интеллектуальной элиты, например, Гонгора и Парависино, просвещённые представители клира, например, Антонио Коваррубиас. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма современного мышления.
Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество св. Это случилось по дороге в Дамаск. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.
Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений.
Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Художник сохранил только книгу. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. «Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. 2. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал.
Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Известно немало примеров, когда имена двух святых упоминаются, по большей части, только вместе.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественногооформления. Но, наверное, не это главное.
Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи38, конечно, тоже преображенную под его кистью.
Среди них так называемая теория византизма, само название которой говорит о том, что ее приверженцы определяющее место в творческом методе Эль Греко отводят иконописным традициям, усвоенным мастером в ранней юности из обучения у критских художников. Доменикос Теотокопулис (1541-1614) – настоящее имя Эль Греко – уроженец Крита, обучался в мастерских известных иконописцев своего времени – Михаила Дамаскиноса, Андреаса Рико испытал косвенное влияние Феофана Грека, в середине XVI века определявшего художественную жизнь критской школы, которая благодаря ему вышла за пределы Крита и получила свое дальнейшее развитие уже на Пелопонессе. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОРУЖИЯ XV-XVII вв. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. Доменикос Теотокопулус родился на Крите в то время, когда остров был во владении венецианцев. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения. Не осталось у него и учеников.
И это тоже передано, в том числе, через одежду. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Вглядимся в их глаза. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (16181682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Он старше Павла, в более блеклой одежде, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине, а о глубочайшей молитве. Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающихподлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохиВозрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519).
Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art.
Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Апостолы Петр и Павел – одно из самых спокойных полотен религиозной живописи Эль Греко. Один из биографов художника пишет: «Крит дал Эль Греко жизнь, а Толедо – кисть». Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством.
Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (15681649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий. Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых. Если только заказчиком не был сам король. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа» 17. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита.
Vol. Причем он его обвинил публично и пояснил, что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, которое должно быть проповедано всему миру, а не только иудеям. И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле.
Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте. Одновременно «натурализм» Пуль-цоне также был стопроцентной «манерой». Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов.
Эль Греко оставил после себя библиотеку из 130 книг на четырёх языках о литературе, живописи и архитектуре (для XVI века — целое богатство). Больше заказов от короля он не получал. Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса. А усталый Петр смотрит на происходящее с бесконечным разочарованием уже наступившего на все грабли, знает, что ничего нельзя изменить и понимает, что будет, возможно, даже поднимает руку, чтобы утешить (остановить) брата. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу.
Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинера-рия, жизненного пути37, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдущих, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: «. Здесь он знакомится с Иеронимой де лас Куэвас, у них рождается сын Хосе Мануэль.
Петр ни о чем не спрашивает Павла, а тот ничего ему не отвечает. И это отразилось в его портретах. Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно».
– Обычно считается, что это Евангелие. Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. Сам Петр стоит несколько глубже. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Умер он с долгами, в возрасте 73 лет.
Если мы обратим внимание на руки апостолов, то Павел одной из них опирается на книгу, а другая развернута к зрителю. Но это принципиально другие возможности. Невзирая на то, что Апостол Павел занимает больше места, он отнюдь не выступает главным действующим лицом, просветителем Апостола Петра. Искусствоведы, анализировавшие картину, мало задумывались о том, что это может быть. Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда».
Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двоемирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом. Довольно большое по размеру (122 х 105 см), оно написано в 1587 – 1592 годы и считается одним из самых значительных произведений Эль Греко. И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. 2.
Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой». Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко». Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. С этой целью уже с IXвека проводились турниры рыцарей. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. Показательно, что и уста его плотно сомкнуты, что исключает возможность говорения.
Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме. Картина примыкает к так называемому циклу «апосто-ладос», т. е. изображений Христа и двенадцати апостолов, создававшихся по заказам церковных иерархов и призванных украшать алтари интерьеры соборов, госпиталей и т. д. Один из циклов апостоладос (1602-1605), украшающий собор в Толедо, бесспорно, принадлежит кисти самого мастера, в некоторых поздних работах ему, возможно, помогала мастерская.
21 Этот приём, прежде всего, нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Претензии Эль Греко на высокую оплату изумляли церковных иерархов25, а тот факт, что художник снял для себя часть роскошного дворца маркиза де Вильены, да ещё нанял по венецианскому образцу музыкантов, чтобы они услаждали его и узкий круг избранных друзей во время обедов, вызвал повсеместное удивление в Толедо.