Хотя живопись Эль Греко и существовала вне привычных жанров и даже ломала установившееся национальные традиции, в то же время она была самобытным их проявлением и рождалась из недр этой эпохи и этой страны. Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью. Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе.
Здесь и там в критический момент твердость характера оставила его, уступив место безотчетному страху, под влиянием которого он на деле противоречил самым святым своим убеждениям. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. Если только заказчиком не был сам король. Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой.
– Крит в то время принадлежал Венецианской республике. Среди них Москва, Смоленск, Севастополь, Караганда, Барнаул, Уфа и многие другие. Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. И тогда возникает один из самых главных вопросов, что же такое было в живописи Эль Греко, что, при всём признании живописного таланта автора, ощущалось зрителями как некое нарушение норм и вызов общественному вкусу. Апостолы прекрасно это понимают.
Господь всегда помогал апостолам и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди.
С нами же, арестантами, разговоров о цилиндрах и полярных пайках не заводилось. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Настал момент, когда жизнь человека изображённого на этом витраже, претерпела крутой перелом. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса.
Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами». Он никого не оскорблял, говорил мало. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Особенно это заметно в кино и анимации.
Удивительно, что художники разных поколений, жившие вразличных концах христианской ойкумены, работавшие вразных техниках, никогда невидевшие творений друг друга, неимевшие нипечатных репродукций, нимиллионов «картинок» винтернете, так точно «совпадали» внаписании этого лика. XXI, 42) – читаем мы Евангельские слова, сказанные Господом о Самом Себе. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. Но это принципиально другие возможности.
прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды» (Лк.
Все это делается не всегда с сознательным расчетом, а как-то инстинктивно. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. По милости Божьей Апостол Пётр стал священным свидетелем и мучеником Евангелия.
Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. Однако на Крите он пробыл только часть жизни.
Соответственно, реформаты отвергали все, что касалось отправления культа, толкования таинств, почитания святых, значения исповеди и покаяния их форм. Сами черты изображения вовсе не мёртво условны, но, наоборот, глубоко продуманы и в своей чёткой краткости необыкновенно выразительны. Там сосуществовали две общины – католическая и православная. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.
Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех.
Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. Скрещенные ключи-традиционный атрибут св. Особенно это заметно в кино и анимации. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). Мастер берёт каноны старого искусства, проходит их искус и затем уже. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви.
Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. Об этом событии напоминает петух у ног Апостола. Это говорит о том, что радость в Духе и вере – начало небесной радости, которая наступит. P.
И здесь, на первый взгляд, композиционное решение картины также просто. Вы действительно верите, что честной иконописец хотел сделать как можно лучше. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Центральное положение этого столба в картине Греко, конечно, неслучайно.
Это редкость среди арестантов и в лагере и в тюрьме. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих.
Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). – В 1587 году (а закончил в 1592-м). И вообще все великие трудились для идеи. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра иПавла. Но с тех пор произошло много благотворных изменений. с. ).
Сравнительно с первым выпуском, вышедший недавно второй выпуск (за истекший 1907 год) приятно поражает обилием художественного материала и превосходным выполнением цветных воспроизведений. Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой.
Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Но это не так. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Но, наверное, не это главное.
Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности. Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Слово (в соответствии с Еф. Писания.
Апостолы прекрасно это понимают. Величественный католический храм упомянутым святым высится также в Великом Новгороде. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. XVI, 18). Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись.
И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. Герб в нижней части витража изображает перевёрнутоый крест, на котором он был распят.
Значащим становится само различие приёмов изображения разных миров: рисунка, композиции, точки зрения, цветовой интерпретации. 11. Они у подножия Креста. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике.
Фризоргера любила вся разведка и даже сам Парамонов, которому Фризоргер сделал замечательный письменный стол, проработав над ним, кажется, полгода. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Речь идет о книгах, лежащих на столе. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения.
Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе.
Таким голосом говорят в театре молодые актеры играющие стариков. Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие. Вместе с этим благодатным явлением происходит и обновлённое устремление к иконе во всём её святоотеческом великолепии. Св. В месте их зрительного соприкосновения (его нет на самом деле, так как Петр стоит глубже) фигуры Апостолов сливаются в единую линию.
Однако сердце располагается в середине белой розы. Камень, Его же небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла. Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал.
Больше заказов от короля он не получал. – и Павел вдруг видит Самого Бога. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля.
Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку. Об идее светоносности см.
Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др. Например, если последние отрицали или сводили к минимуму роль церкви и святых как заступников, посредников между человеком и Богом, то контрреформаторы эту роль всячески подчёркивали. Но сознательное соположение разных языков граничит с осознанием их условности и, стало быть, представляет собой выход на определённую метапозицию по отношению к ним.
Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника. Особую группу составляют изображения Петра иПавла вместе. Наэнкаустической иконе апостола Петра (одной изпервых, написанных надоске) присутствуют теже черты, что инафреске римских катакомб, вмозаиках базилик, впроизведениях скульптуры, надонышках поминальных сосудов. – Его путь ко Христу был очень своеобразным.
Эль Греко – визионер. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. Изображение апостолов Петра и Павла в трактовке Эль Греко — это противопоставление двух натур и темпераментов. Апостолы Петр и Павел – одно из самых спокойных полотен религиозной живописи Эль Греко. Атрибуты Лютера – книга (т. е.
Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Во многих городах страны действуют ныне храмы в честь святых апостолов. Отсюда их внимание ко Кресту. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны.
Для сравнения возьмём другую – раннюю итальянского периода – работу Эль Греко, портрет Джулио Кловио. Сходную оценку можно встретить и у современных советских искусствоведов. Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. Мы видим его сначала гонителем христиан, он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом.
В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения. Уже самое название возлюбленный брат, данное ему Петром, говорит о абсолютном отсутствии какой-либо борьбы между двумя первоверховными Апостолами, о полном их братстве во Христе и о согласии и взаимном содействии в деле проповеди Евангелия.
6, 17) символизирует меч с надписью «о », т. е. Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Я думаю, что в этом была заслуга Фризоргера ибо не было человека мирнее его.
Ограничение глубины, плоскостной характер изображения резко повышает его декоративные возможности. В искусстве он пошел своим самобытным путем. Пребывание Эль Греко на своем родном острове не было продолжительным. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию.
Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Важно то, что они сумели сделать. Композиция произведения тщательно выверенная. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством.
В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком. National Galery of Art. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству.
И это тоже передано, в том числе, через одежду. Он стал днём их памяти. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими».
Они у подножия Креста. Доменикос не был исключением. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. 9.
У Бога ничего случайного не бывает. «Domine, quovadis. » («Господи, куда ты идешь. ») – обращается Петр к Спасителю. Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Кроме этого изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день.
Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. Правда, это были вчерашние заключенные, только что отбывшие свой «термин» или срок и называвшиеся в лагере полупрезрительным словом «вольняшки». И этот перечень можно продолжать долго. – Сюжет он выбрал неслучайно.
Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное. Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом.
«Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. В самом углу полотна поместил Евангелие и Эль Греко. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются. Сам Петр стоит несколько глубже. Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало.
Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Не осталось у него и учеников.
Расстановка закладок в Апостоле также неслучайна. Герб в нижней части представляет так называемую «Розу Лютера», которой сам реформатор придавал следующее значение: «На первом месте стоит крест, чёрный, в сердце естественного цвета. На энкаустической иконе апостола Петра (одной из первых, написанных на доске) присутствуют те же черты, что и на фреске римских катакомб, в мозаиках базилик, в произведениях скульптуры, на донышках поминальных сосудов. Фигуры Апостолов равноправны на полотне. Композиционно единство Апостолов передается обращенностью их корпусов друг к другу. Для того, чтобы не грешить, надо быть Богочеловеком, каким и был Господь Иисус Христос, Единый непогрешимый среди земных людей.
Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях. Кстати имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек».
Вот таким образом знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники. Washington, 1982. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов.
Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Петр ни о чем не спрашивает Павла, а тот ничего ему не отвечает. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета.
Если соотнести эти работы, то будет очевидно:Петр и Павелстоят там же, у Распятия. Апостол Павел здесь никого не обличает.
«В цилиндрах домой поедете», – постоянно твердил им начальник. Фигура Петра, в свою очередь исполнена, с одной стороны, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен. Ежегодно в этот день отмечается праздник День Петра и Павла. К этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, в Толедо, который в каком-то смысле стал его второй родиной.
Никакие разрушения и потрясения не нарушат прекрасный угол, где собраны чудотворные Лики. Его взгляд не фиксирован на каком-либо определенном объекте, это глаза человека, смотрящего не вовне, а внутрь себя. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двоемирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом. Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой». Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел.
Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Между апостолами изображен увенчивающий ихХристос. Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Таким образом, я должен помнить, что вера в Распятого делает нас блаженными. Многие молодые критские художники ехали совершенствовать свое мастерство в Италию. Логичнее думать, что именно это и есть Евангелие.
Но с Фризоргером я не ссорился ни разу. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. Герб в нижней части представляет «меч Слова» на фоне раскрытого Св. Соответственно современному состоянию искусства в России, наиболее досто-примечательным является вклад в «Ежегодник», сделанный художниками.
Собственно, как и глаза апостола Петра. Ирония жизни здесь в том, что большая половина людей, прибавляющих себе лета и убавляющих силы, дошли до состояния еще более тяжелого, чем они хотят показать. Арест святого Петра ожидается со дня на день.
Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность». Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов.
Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного». Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно».
Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. Контрастом ему выступает апостол Петр. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу.
Страшные гонения на христиан в Риме. В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. 16, 19). Тереса. – Считается, что это Евангелие. Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции.
Здесь же хочется заметить, что Эль Греко, с колыбели воспитанный в канонах православного учения, не мог не знать самых основ христианской патристики и для него было непреложной истиной высочайшее духовное достоинство, чтимое в Апостоле Петре христианской Церковью. Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение.
В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. Эта роза находится на небесно-голубом фоне. «Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы.
Вранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, впрофиль. Петра. Краски икон также поражают всегда благозвучными аккордами. Вглядимся в их глаза. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Не случаен и выбор места жительства.
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Vol. Столкнулись две точки зрения. Среди них так называемая теория византизма, само название которой говорит о том, что ее приверженцы определяющее место в творческом методе Эль Греко отводят иконописным традициям, усвоенным мастером в ранней юности из обучения у критских художников. Доменикос Теотокопулис (1541-1614) – настоящее имя Эль Греко – уроженец Крита, обучался в мастерских известных иконописцев своего времени – Михаила Дамаскиноса, Андреаса Рико испытал косвенное влияние Феофана Грека, в середине XVI века определявшего художественную жизнь критской школы, которая благодаря ему вышла за пределы Крита и получила свое дальнейшее развитие уже на Пелопонессе. Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме.
Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Маврикия».
«Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия.
Удивительно, что художники разных поколений, жившие в различных концах христианской ойкумены, работавшие в разных техниках, никогда не видевшие творений друг друга, не имевшие ни печатных репродукций, ни миллионов «картинок» в интернете, так точно «совпадали» в написании этого лика. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Эти работы сразу же обратили на себя внимание специалистов. Это случилось по дороге в Дамаск. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру.
Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита. Предположение о принадлежности сюжета картины Антиохийскому эпизоду является необоснованным.
строит свои иконы, где столь чудесно сочетаются искания современного художественного глаза с утончёнными правилами старины (в этом отношении особенно интересны росписи церкви в Пархомовке, вдохновлённые византийскими образцами)». Но я быстро научился не придавать большого значения этой пышной ругани. ниже. И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. белый – цвет Духа и Ангелов.
Здесь мы встречаем имена: Л. С. Бакста, Александра Бенуа, А. М. и В. М. Васнецовых, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, С. В. Малютина, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, К. Ф. Юона и др., разносторонние дарования которых давно уже очаровывают любителей истинного искусства. Что это значит. Даже еслибы художник неизобразил связку ключей вруке апостола, трудно былобы ошибиться. Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи. » Аннибале Карраччи 12-й год правления императора Нерона.
Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. Так полагал Мейстер Экхарт.
Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей». 22, 61). Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых.
Показательно, что и уста его плотно сомкнуты, что исключает возможность говорения. Кроме этого изображение связано исобстоятельствами последних дней икончины апостолов, казненных водин день. Писанию. Он — весь в сомнениях и размышлениях.
Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса. Достаточно вспомнить обширный сонм древнерусских святых.
В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений. «Слово Божие». Икона, как живое звено церкви и жилища, входит широко в жизнь.
Однако вряд ли это справедливо. Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. Двухфигурная композиция обычно не подразумевает сложности прочтения. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим.
Отсюда их внимание ко Кресту. Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св. Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение.
Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св. В своем очерке Испанский портрет XVI века. Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор.
Но это только на первый взгляд. Руки Петра находятся на том же уровне.
Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Это указывает на то, что вера дарует радость, утешение и мир. В лагере многие стараются (и небезуспешно) показать себя старше и физически слабее, чем на самом деле. Искусствоведы, анализировавшие картину, мало задумывались о том, что это может быть.
Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает.
Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. четыре мозаичных панно Рериха украшали снаружи стены храма. В том же, 1906, году Рерих разработал эскизы мозаик для церкви на Пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом (Церковь с мозаиками Рериха была разрушена в годы Великой Отечественной войны). Кроме Апостолов, подобающие изображенным персонажам атрибуты – книги Священного писания, чернильница, скупые приметы аскетичной обстановки – вот и все основные элементы, которые образуют композицию картины.
Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра и зрителей. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица.
И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог.
Эволюция творчества Греко определяется этапами его жизненного пути. Одна рука лежит на книге Святого Писания, указующий жест другой как бы подтверждает написанные им проповеди христианской веры. Петр трижды отвечает утвердительно. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих«Петра и Павла»задает каждому из нас высокую, но необходимую планку.
Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Жар быстро спадал и если оба продолжали еще долго лениво отругиваться, то это делалось больше для порядка, для сохранения «лица». Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим».
Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В то же время это и тот самый Симон Пётр, который в ночи ареста отрёкся от Господа и покинул Его, о чём Иисус предупредил его, сказав: «. На стене у входа находилось мозаичное панно вертикальной формы Спас и святые. Эта линия проходит не по центру полотна.
.