Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон ок. Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Возможно, это так.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное.
«Domine, quovadis. » («Господи, куда ты идешь. ») – обращается Петр к Спасителю. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Того, на чем строится совокупность приёмов прямопер-спективного изображения. Не осталось у него и учеников.
Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало.
– Его путь ко Христу был очень своеобразным. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.
Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия. Красное пятно хитона, составляющее центр композиции, символизирует тему мученичества. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Арест святого Петра ожидается со дня на день.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Достаточно сказать, что был расцвет деятельности инквизиции и тайных иезуитских орденов, подпольно убиравших неугодных им людей.
автопортрет). Эта линия находит свое продолжение в единственном освещенном фрагменте стены за их фигурами – некоем световом столбе.
Всё конкретно-определённое в Ренессансе, – пишет Л. М. Баткин, – собственно не-ренессансно (христианство, платонизм, аверроизм и т. д. ) ибо «Ренессанс – это культура общения культур» 33. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме. – Сюжет он выбрал неслучайно. Соответственно, реформаты отвергали все, что касалось отправления культа, толкования таинств, почитания святых, значения исповеди и покаяния их форм. 11.
Это случилось по дороге в Дамаск. Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Происходящему на Земле, Чуду, которое разверзается над головами сопутствует присутствующих, чудо на Небе и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего.
Композиционно единство Апостолов передается обращенностью их корпусов друг к другу. А у меня получится. » Искусство Испании XVIXVII вв. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV – XVIII вв. Страшные гонения на христиан в Риме. Среди них так называемая теория византизма, само название которой говорит о том, что ее приверженцы определяющее место в творческом методе Эль Греко отводят иконописным традициям, усвоенным мастером в ранней юности из обучения у критских художников. Доменикос Теотокопулис (1541-1614) – настоящее имя Эль Греко – уроженец Крита, обучался в мастерских известных иконописцев своего времени – Михаила Дамаскиноса, Андреаса Рико испытал косвенное влияние Феофана Грека, в середине XVI века определявшего художественную жизнь критской школы, которая благодаря ему вышла за пределы Крита и получила свое дальнейшее развитие уже на Пелопонессе.
Больше заказов от короля он не получал. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.
В искусстве он пошел своим самобытным путем. Эль Греко оставил после себя библиотеку из 130 книг на четырёх языках о литературе, живописи и архитектуре (для XVI века — целое богатство). С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Такое поведение Петра было лицемерием и проявлением обычной человеческой трусости и в данном случае Петр явился таким же непостоянным человеком, каким был при троекратном отречении от Господа. Но почему же Церковь поступает наоборот. Апостол Пётр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел был обезглавлен.
Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно. И тогда возникает один из самых главных вопросов, что же такое было в живописи Эль Греко, что, при всём признании живописного таланта автора, ощущалось зрителями как некое нарушение норм и вызов общественному вкусу. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Не случаен и выбор места жительства.
В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. - Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время.
Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Это огромные двуручные мечи весом и четыресемь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружиеалебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo исбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частностиарбалеты. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. Если принять мнение Каганэ, что такая форма общения между Апостолами у Эль Греко имеет место, то она действительно перекликается с Антиохийским эпизодом, когда Апостол Павел, доказывая Петру его неправоту, одновременно обращался к стоящей перед ним толпе христиан. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи. » Аннибале Карраччи 12-й год правления императора Нерона. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. Но, наверное, не это главное.
Работал в Венеции и Риме. И даже как раз наоборот – принимал косвенное участие в преследовании его учеников. Но однажды, когда Савл (будущий Павел) ехал в Дамаск – Господь поразил его ударом, ослепил (на некоторое время) и лично обратился с повелением служить ему. Важно то, что они сумели сделать. Композиция произведения тщательно выверенная. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса. Это произошло в Риме во время гонений на христиан императора Нерона. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность».
Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. Центральное положение этого столба в картине Греко, конечно, неслучайно. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях.
В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация24, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное.
Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. Здесь противопоставлены разные типы людей. ниже.
Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. XVI, 18). Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.
10 Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др. Стремящийся средствами ораторского искусства переубедить своих противников, Павел Его трибун. Речь идет о книгах, лежащих на столе. Не осталось у него и учеников. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Апостол Павел здесь никого не обличает. 2. А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку.
«Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид.
В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений. Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св. Что же касается самого способа отсылки к миру ушедшей «орфографии», то этот приём значащих реминисценций сделался приметой искусства XX в., признавшего великого мастера «своим».
Так полагал Мейстер Экхарт. Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых. В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений.
Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Крестьянское вооружение, в основу которогозачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда:боевая коса, боевой бич, боевой цеп, bdquoморгенштерн (утренняя звезда)-выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.
Тереса39. Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Трактовка образов Апостолов, как пишет А. Ромм в своей статье О портретах Эль Греко8, восходит, скорее, к портретной живописи мастера, которой он посвятил себя в годы пребывания в Венеции.
Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что Эль Греко был художником-эрудитом: знание вменялось в обязанность ренессансному художнику, а философия, наука и искусство воспринимались им как грани единого целого.
Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Когда он написал картину для дворца Эскориал, консервативный Филипп II не оценил гения. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса34. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. Все иудейские предрассудки, все "еврейские штучки" – Павел выжигал калёным железом. Именно благодаря Павлу – христианство не осталось маленькой еврейской сектой, обречённой на жалкое прозябание. Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинера-рия, жизненного пути37, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдущих, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. Гордый и независимый, но вместе с тем трудолюбивый и просвещённый.
Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Испанию окончательно освободили в 1492 году.
Мы помним, что христианство, как только стало распространяться, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, так потом и в римской. Линии рук, складки плащей, контуры фигур образуют сложный орнамент16, не умаляя психологической убедительности образов. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие35. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона.
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Расстановка закладок в Апостоле также неслучайна. 2. Если только заказчиком не был сам король.
Vol. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви.
Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста). День памяти двух апостолов известен со времён раннего христианства и отмечался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе. Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте и ему отсекли голову. Следует отметить, что апостол Пётр, был особо выделен из числа учеников, самим Иисусом Христом. Таким образом, композиционное равноправие Апостолов утверждается неожиданным присутствием Апостола Петра в правой части картины, ведь все Евангелие пронизано вопросами Петра и ответами на них Господа Иисуса Христа. – Обычно считается, что это Евангелие. Претензии Эль Греко на высокую оплату изумляли церковных иерархов25, а тот факт, что художник снял для себя часть роскошного дворца маркиза де Вильены, да ещё нанял по венецианскому образцу музыкантов, чтобы они услаждали его и узкий круг избранных друзей во время обедов, вызвал повсеместное удивление в Толедо. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. В 1567 году он отправился в Италию учиться живописи у знаменитого Тициана. И гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем.
И всё бы хорошо с Павлом: красная тога, яркая лысина, великая Книга и мощные руки (вспомним Маяковского — «прибирала партия к рукам»). Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже. ниже. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Об идее светоносности см. Известном своими добрыми делами, в основе сюжета лежит средневековая о легенда толедском графе Оргасе. «Cada uno es hijo de sus obras» («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом.
«Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Встречается подобное и в реальной истории. Одновременно «натурализм» Пуль-цоне также был стопроцентной «манерой». Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Многие приемы – игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ).
Эль Греко – визионер. Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». Так полагал Мей стер Экхарт. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Доменикос не был исключением. Талант художника формировался под воздействием итальянскихобразцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана изучал картины старыхмастеров). Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Доспех, состоявший из шестидесяти – ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок, весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительнонадевавшейся под него). Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе.
Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по правусчитается богатейшим. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. У него была масса почитателей, но не было учеников и последователей.
1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис ок. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др.
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. XXI, 42) – читаем мы Евангельские слова, сказанные Господом о Самом Себе. 7. В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения.
Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию.
Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). Камень, Его же небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком.
Испания конца 16 – начала 17 века – замкнутая держава с жестким политическим режимом – переживала острый кризис абсолютизма. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Отражает отношение человека к окружающему миру. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу.
И всё же это была Испания, страна, в которой живописные произведения всё ещё в основном предназначались для украшения алтарей, а культовая скульптура и резьба по дереву ценились выше живописи. Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. А усталый Петр смотрит на происходящее с бесконечным разочарованием уже наступившего на все грабли, знает, что ничего нельзя изменить и понимает, что будет, возможно, даже поднимает руку, чтобы утешить (остановить) брата. Круг портретируемых Эль Греко широк он дает представление различных о типах людей Испании того времени. Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе.
И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Но сознательное соположение разных языков граничит с осознанием их условности и, стало быть, представляет собой выход на определённую метапозицию по отношению к ним. Среди учеников Христа начались разногласия по поводу того, можно ли нести учение Христа "язычникам" из числа других народов – и апостол Пётр проявил колебания в этом вопросе. Тогда Господь послал оробевшим и колеблющимся ученикам Павла – которого сам призвал на служение. Апостол Павел (тогда его звали Савл), при земной жизни Иисуса – не был учеником Христа.
Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». P. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». В отличие от апостолов, которые были учениками Христа при его земной жизни – Павел был высокообразованным человеком, который родился за пределами Палестины, являлся Римским гражданином, хорошо знал латинский и греческий языки, его кругозор был неизмеримо шире, чем у других апостолов. Он решительно, бескомпромиссно отверг все колебания прочих учеников, обличил слабых и колеблющихся (в том числе и самого Петра) – и понёс учение Христа всему миру. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто.
Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов.
Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие.
И здесь, на первый взгляд, композиционное решение картины также просто. Он всю жизнь собирал бибиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он переехал на постоянное место жительства. Само слово "христиане" – появилось в Сирии, где проповедовал Павел. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос.
Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двоемирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме.
Он обладал острым и ироничным умом, глубокой проницательностью. И это тоже передано, в том числе, через одежду. Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Апостол Павел здесь никого не обличает. Кстати, Ломаццо связывал змеевидность фигуры с формой языка пламени – наисовершеннейшей, по его мнению, формой.
Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Испанию окончательно освободили в 1492 году. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОРУЖИЯ XV-XVII вв. Представляет собой взгляд человека на мир в целом. В своем очерке Испанский портрет XVI века.
Задача не столь трудная, каковой она может показаться на первый взгляд, так как, отвлекшись от великого разнообразия вкусов, школ и направлений искусства того времени, мы укажем только на некую очень общую изобразительную норму, сложившуюся, разумеется, стихийно и лишь отчасти зафиксированную в разных теоретических сочинениях на темы искусства. 2.
Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. И всё-таки реакция на его творчество была противоречивой её отличало настороженное восхищение, приятие и неприятие. А в четвёртом столетии святой император Константин Великий построил в честь них два великих храма в столицах Римской империи — Риме и Константинополе. Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающихподлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохиВозрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519).
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. В месте их зрительного соприкосновения (его нет на самом деле, так как Петр стоит глубже) фигуры Апостолов сливаются в единую линию. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Петр трижды отвечает утвердительно. Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
2. был Франсиско Рибальта (1551/551628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. В том же 1577 г., когда художник поселился в Толедо, в местной тюрьме из-за распрей в кармелитском ордене, вылившихся в спор между «разутыми» и «обутыми» (descal-zos у calzados), сидел один из выдающихся испанских мистиков, поэт Хуан де л а Крус.
Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. Пребывание Эль Греко на своем родном острове не было продолжительным. Например, в церковной. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер.
Логичнее думать, что именно это и есть Евангелие. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи38, конечно, тоже преображенную под его кистью. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. ispolias – «грабить»), 1577 – 1579 годы.
Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (16181682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Извыдающихся работ можно упомянуть декоративную скульптуру Джузеппе Маццуолы «Гибель Адониса», картину Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами», замечательные картины Тьеполо – «Триумф императора» и другие с сюжетами изистории Древнего Рима. Иными словами, ведущим для всей ренессансной и последующей живописи становится принцип, предопределённый общей переориентацией европейской культуры в эпоху Возрождения. Собственно, как и глаза апостола Петра.
Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. В этот период у Греко сформировался определенный типаж его персонажей, всегда внутренне возбужденных, аскетичных и вдохновенных. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица.
Уже упоминавшийся нами П. А. Флоренский пишет по этому поводу: «Но и пользование двумя пространствами зараз, перспективным и неперспективным, встречается тоже. » и далее: «Этот приём составляет характерную особенность Доменико Теотоко-пуло, по прозванию El Greko, «Сон Филиппа II», «Погребение графа Оргазе», «Сошествие св. По преданию, апостолы Пётр и Павел мученически закончили свою жизнь в один и тот же день. Например, в кружке друга и покровителя Микеланджело Виттории Колонна, близком к реформаторским настроениям даже в их протестантском варианте, обсуждались именно послания апостола Павла, апостол Павел был почитаем реформаторами и скомпрометирован похвалами Лютера6. 21 Этот приём, прежде всего, нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двое-мирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом.
Многие молодые критские художники ехали совершенствовать свое мастерство в Италию. Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». Эрмитажная картина не единственное двойное изображение апостолов Петра и Павла, существует стокгольмский вариант, картина на аналогичный сюжет есть в каталонском музее изобразительных искусств в Барселоне известен ряд реплик4.
Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. Собственно говоря, "Пётр" – это не имя, а прозвище, которое в переводе означает "камень". Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили.
Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. 2.
Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII подлинным векасопровождалось расцветом искусства. С этой целью уже с IXвека проводились турниры рыцарей. – и Павел вдруг видит Самого Бога.
Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как св. Причём поступает с самых ранних веков существования христианства. Если убрать из картины Петра, Павел не шелохнётся, будет самодостаточен и даже станет в чём-то похож на Карла Маркса. Что это значит. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов. Император Пётр I начал постройку новой столицы России, Санкт-Петербурга, с основания Петропавловской крепости.
Слева, Сразу при входе в 243, зал защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, можно видеть вооружение XV века. 9. Классический мистический опыт – процедура сугубо рациональная, поскольку подразумевает то, что называется отрешённостью.
Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Эль Греко величайший мастер колорита. Таково знаменитое полотно «Апостолы Петр и Павел» (Эрмитаж). Христианство как таковое, было сформировано при активнейшем участии Павла.
Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. «Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей». Отсюда их внимание ко Кресту.
Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Vol. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: «. И вообще все великие трудились для идеи. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита. Картина примыкает к так называемому циклу «апосто-ладос», т. е. изображений Христа и двенадцати апостолов, создававшихся по заказам церковных иерархов и призванных украшать алтари интерьеры соборов, госпиталей и т. д. Один из циклов апостоладос (1602-1605), украшающий собор в Толедо, бесспорно, принадлежит кисти самого мастера, в некоторых поздних работах ему, возможно, помогала мастерская.
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. Вот почему он католик, хотя на Крите доминировали греческие культурные традиции. Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом.
Тереса. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Как уже говорилось, он всю жизнь учился.
Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме. Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию».
Это произошло уже после Вознесения, после Сошествия Святого Духа на апостолов, которые уже начали проповедовать. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Вспомним, что один из близких друзей мастера, послуживший моделью для знаменитого портрета (около 1609 г. ), по справедливости считающегося едва ли не лучшим произведением данного жанра в мировой живописи, прелат и придворный проповедник Филиппа III, поэт Феликс Ортенсио Парависино (ум. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, святого Андрея в картине «Святой Андрей».
Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Контрастом ему выступает апостол Петр. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте. Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой».
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Washington, 1982. И вскоре Доменико посчитал себя уже мастером, так что однажды заявил, что мог бы написать «Страшный суд» лучше Микеланджело.
Не случаен и выбор места жительства. Руки Петра находятся на том же уровне. Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом.
Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе. Не осталось у него и учеников. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество св.
Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину.
Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком.
Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. Довольно большое по размеру (122 х 105 см), оно написано в 1587 – 1592 годы и считается одним из самых значительных произведений Эль Греко.
Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Здесь он знакомится с Иеронимой де лас Куэвас, у них рождается сын Хосе Мануэль.
Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых онработал в Испании. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко». Прежде всего, в опровержение написанным ранее интерпретациям данного полотна надо сказать, что нет никакого внутреннего конфликта между Апостолами.
Духовная ситуация в Толедо была сложной, при этом не следует забывать и о том своеобразном факте, что самая благая ориентация художника на аутентичное религиозное возрождение приходила в противоречие с реальным положением дел и что именно при «Савонаролах» художников притесняли значительно больше, чем при своенравных и деспотичных папах. National Galery of Art. Но Павел стал тем "мотором", который резко ускорил распространение учения Христа избавив его от всякий примеси иудаизма – и стал незаменимым соратником апостола Петра. Картина художника Эль Греко: "АПОСТОЛЫ ПТР И ПАВЕЛ" 1592 г. Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме2.
Если Пётр – первый апостол, основатель папства, ключарь, более или менее однозначно олицетворял католическую церковь, хотя и трактовался как персонаж, склонный к нерешительности и сомнениям, то отношение к апостолу Павлу предопределялось позицией, занимаемой теми или иными культурными кругами в религиозной полемике времени. Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер.
Если только заказчиком не был сам король. Он — весь в сомнениях и размышлениях. Об идее светоносности см. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 в. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора.
Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (15861588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими».
Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Однако вряд ли это справедливо.
Что он до конца жизни верность сохранял тем основам, Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, которые были в него заложены на Крите. Эволюция творчества Греко определяется этапами его жизненного пути. Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (15911652). Эта линия проходит не по центру полотна. Сам Петр стоит несколько глубже.
Нижнюю зону, нижний город, населяли обыкновенные человеческие существа, а верхняя зона, небесный город, населялась святыми. ». Собственно, как и глаза апостола Петра. Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже. Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения.
Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Но это принципиально другие возможности.
ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ от других элементов духовного мира человека: 1. Апостолы прекрасно это понимают. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Искусствоведы, анализировавшие картину, мало задумывались о том, что это может быть.
Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Руки Петра находятся на том же уровне. Сам факт принципиально различного подхода к письму верхнего и нижнего миров предполагал не непосредственность явленного откровения, но глубоко продуманную и осознанную интеллектуальную акцию.
в 1633 г. ) в одном из сонетов, посвященных художнику, а всего их – четыре, определяет его живопись с помощью слова «extraneza», т. е. как необычную14. Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. И это отразилось в его портретах. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии.
В искусстве он пошел своим самобытным путем. Washington, 1982.
Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии.
В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что-то другое20, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет, он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета. Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Грек понациональности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвищеЭль Греко.
В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения. Фигуры Апостолов равноправны на полотне. Кстати имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек».
Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного» 19. National Galery of Art. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым.
Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта много-слойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Эль Греко – визионер. У Бога ничего случайного не бывает. Они у подножия Креста. Фактически, он принёс учение Христа европейцам.
Маврикия». – В 1587 году (а закончил в 1592-м). И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле.
– В 1587 году (а закончил в 1592-м). В самом углу полотна поместил Евангелие и Эль Греко. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно». Больше заказов от короля он не получал.
На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена восновном портретная и пейзажная живопись XVIII века периода – расцветаанглийского искусства. Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. Это-то и придаёт картинам Эль Греко особую убедительность» 22. Но это только на первый взгляд. Вглядимся в их глаза.
Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, творчество Тициана казалось ему слишком чувственным – более внешним, чем внутренним. Не осталось у него и учеников. Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. Духа», «Вид Толедо» и другие его произведения явно распадаются – каждое на несколько, не менее двух пространств, причём пространство духовной реальности определённо не смешивается с пространством реальности чувственной. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита. Для Толедского собора написана одна из лучших его картин – «Эсполио» (от лат.
Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. Маврикия». Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.
Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Один из биографов художника пишет: «Крит дал Эль Греко жизнь, а Толедо – кисть». стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы.
Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Здесь все находится в драматическом движении. Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу.
Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Апостолы Петр и Павел – одно из самых спокойных полотен религиозной живописи Эль Греко. Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой.
Столкнулись две точки зрения. Испанский период. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио.
Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (15091586) Скорбящая мадонна и Мадонна с младенцем. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля.
Художник дает почувствовать мрачной характер эпохи, Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. Петр ни о чем не спрашивает Павла, а тот ничего ему не отвечает.
Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины.
Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному. Петр рядом с ним выглядит старчески-слабым, сомневающимся. Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы.
Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно». А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа» 17.
Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного». Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Умер он с долгами, в возрасте 73 лет. Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (15681649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий. Но это не так.
Эль Греко высоко ценили современники. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией. Но картина Эль Греко — гораздо сложнее. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). У Бога ничего случайного не бывает. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Однако на Крите он пробыл только часть жизни.
К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной.
Художник сохранил только книгу. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект.
Но это принципиально другие возможности. 19 Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи с необходимостью иллюстрировать сочинение святого Августина «О граде Божьем» возник новый стиль изображения святых. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св. 11.
дети» 31. В действительности же по своей внутренней сути полотна этого художника имеют очень мало общего с маньеристическими произведениями с их холодной вычурностью образов и фальшивыми чувствами, маскировавшими в их работах отсутствие подлинной духовности. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. Показательно, что и уста его плотно сомкнуты, что исключает возможность говорения.
Наконец, Доминикос поселяется в испанском Толедо, где и получает прозвище «грек» (Эль Греко). Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». P. 9.
Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVIXVII вв. И это тоже передано, в том числе, через одежду. Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. Он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом, Мы видим сначала его гонителем христиан.
А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественногооформления. Двухфигурная композиция обычно не подразумевает сложности прочтения. На первый план, против обыкновения, выдвинут Павел, а не Петр, легендарный глава христианской церкви, которому якобы сам Христос вручил ключ от царствия небесного (Петр держит его в левой руке). Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях.
И даже была закреплена на высоком государственном уровне. Таким образом, в основе всех уровней текста «Апостолов Петра и Павла», уровней рисунка, композиции, цвета, персонажа лежит оппозиция «земное – небесное» и она-то, проявляясь на всех уровнях и рождает особую экспрессию этого завершённого в себе и внешне уравновешенного полотна.
По преданию, за это его выгнали из Рима. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. И вообще все великие трудились для идеи. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами».
Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами».