Яркий представитель стиля рококо Джованни Баттиста Тьеполо даже изобразил на своей картине «Аполлон и Дафна» отца девушки, который помогает ей избежать преследователя.
Наиболее известно творение Поллайоло (1470-1480). Мифический образ мифичен в меру своего оформления, т. е. 16 в., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и одноименная картина Н. Пуссена (1664, Париж, Лувр). Например, так как Аполлон якобы приплыл с Крита в Дельфы на дельфине, он стал покровителем морских путешествий.
Делакруа действовал по детально разработанной программе. (194). Строителем был коринфянин Спинфар». Разочарованный Аполлон долго не мог прийти в себя, пытаясь принять неизбежное. – «Аполлон» Я. Сансовино и «Аполлон и Дафна» Л. Бернини, нового времени – «Аполлон» О. Родена.
Эпитет Ликейский («волчий») указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. Его «Аполлон и Дафна» – картина изображающая бога в нарядном камзоле, но с оголенными ногами, а нимфу – в развевающемся платье с зелеными ветвями вместо пальцев. Мифичен способ изображения вещи, а не сама вещь по себе. Произведение Делакруа послужило отправной точкой для композиций на аналогичную тему Гюстава Моро («Фаэтон», 1878) и Одилона Редона («Колесница Аполлона», 1909).
В живописи — «Аполлон и Диана» Л. Кранаха Старшего (нач. Оракул Аполлона упоминается в «Одиссее». (192). Вариант композиции находится в Музее Бардини во Флоренции (Riccoboni 1951, p. 263).
В честь Аполлона в Дельфах весной и осенью устраивались празднества, а каждые четыре года — Пифийские игры (с 582 до н. э., на них состязались не только спортсмены, но и поэты и музыканты по своему значению Пифийские игры уступали только Олимпийским). 4 в. до н. э. ) и «Аполлон Кифаред» («Аполлон с кифарой») — римская копия греческого оригинала (3 в. до н. э. ). (196).
1821. Примерно того же возраста и этрусские статуи Аполлона, например, «Аполлон» с фронтона храма в Вейях (кон. По легенде, Аполлон стремился отомстить дракону Пифону, который преследовал его мать.
Важную роль играл храм Аполлона на Делосе, в котором в 478—454 гг. 6 в. до н. э. ).
Мастер изобразил Аполлона, каким его представляли себе древние эллины. Наиболее подробно история под названием «Аполлон и Дафна» описывается Овидием в его «Метаморфозах» («Превращениях»). (193). В период 6-5 веков до н. э. Сын богини красоты Афродиты (у римлян – Венеры) Эрот не на шутку обиделся.
В 548-547 годах до н. э. Эта тема стала еще более популярной в эпоху барокко. Так, однажды сатир Марсий, который считал себя лучшим игроком на флейте, предложил Аполлону соревнование в музыке. Меняется и формальный строй работ Помпео Батони. Много даров приносили паломники Аполлону и в гомеровскую эпоху. Аполлон появился в результате любви Зевса и одной из его многочисленных возлюбленных — титаниды Лето (, читается ЛитО).
Трудно поверить, что эта мраморная скульптурная группа – работа начинающего мастера. Архитектором храма Аполлон в Бассах в Аркадии, который сохранился лучше всего, был соавтор афинского Парфенона Иктин. Начиная с века Квадроченто (пятнадцатое столетие) нимфа и олимпийский бог буквально не сходят с полотен известных мастеров. На него взбиралась и усаживалась пифия. Подобно ей, Дафна также дала обет целомудрия. Над ней возвышался золотой треножник. 4 в. до н. э. ), «Аполлон Сауроктон» (убивающий ящерицу) — копия работы Праксителя (2-я пол.
1580, Венецианская Академия), «Аполлон и Дафна» П. Веронезе (2-я пол. 266), что позволяет датировать его серединой 1660-х. (3386). Тьеполо и даже Ян Брейгель. Двухфигурная композиция очень компактна. (2142, 144).
В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). Антиков поражало именно превращение прекрасной девушки в не менее красивое растение. – спросите вы. Эпоха Ренессанса так и называется, так как она возродила интерес к Античности.
Более того, «В адитоне, расположенном, за целой храма, происходило таинство оракула. Некоторые из них были довольно далеки от его первоначального назначения. Тициан, Наказание Марсия, 1575-76 гг. растениями. Бога изображали безбородым и златокудрым юношей, с сильной и мужественной фигурой, луком и золотыми стрелами, лирой и колесницей — с ней Аполлон путешествовал по небу.
В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры последние были введены в честь победы Аполлона над Пифоном по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). С именем Аполлона связаны славнейшие памятники античной архитектуры и скульптуры. в Дельфах является исполненная из мрамора голова Аполлона. Из скульптур назовем бронзового «Аполлона» Джамболоньи (1573—1575, Флоренция, Палаццо Веккьо), «Аполлон и Дафна» Л. Бернини (1624, Рим, Галерея Боргезе), «Аполлон и нимфы» Ф. Жирардона (1666, Версаль, Дворцовый парк), «Аполлон с Пифоном» О. Родена (1900, Париж, Музей Родена). Первоначально Аполлон был богом — хранителем стад, затем городов греческих колонистов и в конце концов стал богом света и солнца (а его сестра Артемида — богиней охоты, природы и луны) и к тому же имел целый ряд других функций. Именно в миниатюрах-иллюстрациях к «Метаморфозам» впервые в европейском искусстве встречается сюжет «Аполлон и Дафна». Здесь он основал оракул и святилище.
В конце концов Посейдон поднял на поверхность сухой бесплодный остров (остров куропаток), который не боялся гнева Геры и плавал по морю. Рафаэль СантиАполлон и Марсий, 1509-11 гг.
В статуэтке проступает желание скульптора наметить мускулатуру рук, ног, груди, хотя это еще и не очень ему удается. Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. (193). Эта датировка была предложена автором каталога (Markova 1991, р. 142-144) и получила поддержку в последнем издании монографии Феррари и Скавицци (Ferrari, Scavizzi 1992). Постепенно она приходила в беспамятство и начинала бормотать бессвязные речи.
В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свой прорицалище и учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). В скалистом полу адитона имелась расщелина из которой исходили дурманящие газы. лавровый, «прорицающий из лавра», «любящий лавровое дерево» Дафну. Лишь иногда, как, например, в доме Диоскуров (Помпеи), мозаика представляет ее настигнутой Аполлоном. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф.
Но это была еще не любовь. После очищения от пролитой крови он вернулся в Дельфы, но не остался там навсегда.
Дескать, какую власть имеет подросток над людьми с его детскими стрелами. Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Он уже не лавр, он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Басин, Фавн Марсий учит юношу Олимпия играть на свирели.
на месте древнего сгоревшего храма архитекторов Трофония и Агамеда строят новый. Скрываясь от Геры (ревнивой жены Зевса), Лито скиталась по свету, преследуемая чудовищем Пифоном, которого Гера послала, чтобы он не давал Лито найти покоя. Он был братом Артемиды, которая стала олицетворением Луны. Девицы разоблачили Левкиппа не без помощи Аполлона. Сюжет мифа «Аполлон и Дафна» относится к наиболее популярным в культуре эллинизма. 16 в., Мюнхен, пинакотека), «Аполлон и музы» Тинторетто (ок.
Влияние испанского мастера проявляется в художественных приемах, в характере колорита и светотени, создающих настроение мрачной напряженности. Мифического образа нет самого по себе, как нет вещи, которая бы уже сама по себе была прекрасна. Чтобы оправдать присутствие этой странной группы в доме духовного лица, кардинал Барберини написал пояснение: «Всякий ищущий наслажденья мимолетной красотой, рискует оказаться с ладонями, полными горьких ягод и листвы».
Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали искусства и религии. Великолепные храмы были посвящены Аполлону в Сиракузах и Селинунте на Сицилии (6 и 5 вв. С приближением зимы он унесся на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, в страну гипербореев, где царит вечная весна. 4 в. до н. э. ), «Аполлон Мусагет» — римская копия оригинала Скопаса (сер.
Он – Дафний, т. е. И в зрелые годы, выработав собственный художественный язык, отвечающий стилистике барокко, Джордано периодически возвращался к «темной» манере своего учителя. В поэзии его называют Луконосцем, Сребролуким, Ясновидящим, Дальновержцем, Светлородным или чаще всего Блистающим (Фебом).
Преследование Аполлона и превращение нимфы изображали Бернини, Л. Джордано, Джорджоне, Дж. Аполлон, а вслед за ним и зритель, видит, что добыча ускользает. 6 в. до н. э., Музей виллы Джулия). Солнцеподобный сын Зевса на тот момент лишь слегка симпатизировал Дафне.
Аполлона часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романо, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др. ) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др. ). Аполлон прекращает гражданские распри и дает силу народу. до н. э. ). Аполлон Карнейский связан с Карном – демоном плодородия.
В Риме для него был уже в конце 5 в. до н. э. построен храм за Карментскими воротами, еще один велел возвести на Палатине Август после 31 г. до н. э. Из античных скульптурных изображений Аполлона наиболее известны «Аполлон Бельведерский» («образец мужской красоты») — римская копия греческой бронзовой скульптуры Леохара (2-я пол. образы этих богов стали сближаться в Дельфах им обоим устраивали оргии на Парнасе20, сам Аполлон нередко почитался как Дионис21, носил эпитеты Диониса— Плющ и Бакхий22, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах). В нее влюбился некий смертный – Левкипп. Если когда-то Пифон победил Аполлона и в Дельфах указывали его могилу, то теперь он – убийца хтонического Пифона. Не чуждался этой фривольной темы и Рубенс.
Ну, а при чем тут Аполлон. Так, он остановил эпидемию в Афинах. Чтобы сблизиться с красавицей, он надел женский наряд и заплел волосы в косы. Картина изображает превращение бегущей девушки в лавр. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами.
Если бы не вторая стрела, Аполлон и Дафна, возможно, достигли бы близости. Только через 9 дней Илифия смогла добраться к Лито и на свет первой появилась Артемис (), а затем Аполлон. хранилась общая казна греческих государств, объединившихся в так называемый Делосский союз (амфиктионию).
Также как бог-стреловержец он покровительствовал троянцам в Троянской войне — его стрелы принесли чуму в ахейские лагеря. До недавних пор именем Аполлона называли архаические статуи молодых мужчин в застывшей позе (куросы) — по большей части ошибочно. Миф об Аполлоне явился фундаментальным для искусства мифом, что по-мнению М Элиаде: «наиболее фундаментальные из мифов заключают в себе архетипы, которые человек стремится переживать вновь и вновь, часто за пределами того, что обычно именуют религиозной жизнью». Лента, стягивающая волосы, перехватывает лоб.
Это только начало истории. А в нее он пустил острие антипатии, отвращения. Его эпитет Дримас, «дубовый» Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и др. Его обман раскрылся, когда Дафна с прочими девушками пошла купаться в Ладоне. Длинные пряди волос обрамляют чуть склоненное лицо. Скульпторы и художники нового времени изображали Аполлона не менее часто, чем античные.
Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. дон. э.
Персонажи будто не касаются земли. (217-18). Так прекрасная нимфа превратилась в лавр. Во время этого вынужденного служения Аполлонпредпочитал быть пастухом. Не разделяя его чувств, она бросилась бежать прочь.
Все эти статуи находятся в Ватиканских музеях, античные копии этих и других статуй имеются в Национальных музеях в Риме и в Неаполе, а также в парижском Лувре. Согласно античному мифу, Аполлон, подобно своей небесной «ипостаси» — солнцу, является одновременно «сияющим и уничтожающим». Первое здание (7 в. до н. э. ) сгорело, второе (кон.
Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного Аполлона. По мнению чешского востоковеда Б. Грозного, его малоазиатским предшественником был хеттский бог дверей (ворот) Апулюн. Аполлону в его схватке со змеем оказывают помощь многочисленные боги (Диана, Меркурий, Геракл, Вулкан и пр. ). 13.
Здесь находился «пуп земли» – Омфалос, росло лавровое дерево, бил источник Кассотида. нынешний храм построили амфиктионы из священных денег. Он выкристаллизовался в эпоху эллинизма и имел несколько вариантов.
Именно с оракулом связана функция Аполлона как бога пророчеств. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида— Луну). Юная нимфа жила и воспитывалась под покровительством богини-девственницы Артемиды. Но и тогда коварный бог ревновал. (2137-138).
Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Только горсть зеленых листьев осталась в руках у преследователя. И по этой линии также невозможно провести грань между мифологией и поэзией. Они обе живут в одухотворенном мире и эта одухотворенность есть способ проявления вещей, модус их оформления и понимания», (463) что наглядно демонстрирует миф об Аполлоне и его культовые изображения.
Здесь стояли жертвенник Посейдона, статуи богинь судьбы мойр, Зевса и Аполлона». Однажды сын Зевса стал насмехаться над богом любви.
Но, говорит поэт, красота остается. Его обыгрывал в стихах Овидий Назон.
Что же касается изображений Аполлона на рельефах, вазах и пр., то их не в состоянии охватить даже самый подробный каталог. 450 до н. э. ), найденная в театре Диониса под Акрополем (Афины, Национальный археологический музей). Йохан Лис, Аполлон и Марсий, 1627 г. Питер Пауль Рубенс (мастерская) Аполлон и Марсий1577 – 1640. Имя Аполлона упоминается во многих мифах. Оскорбленные женщины растерзали Левкиппа. Аполлон – пастух (Номий) и охранитель стад.
Только скульпторы 4 века до н. э., современники или последователи Праксителя, могли создать именно такой образ Аполлона, побеждающего страшные, темные существа силой своего очищающего света». (2146). К числу лучших изображений Аполлон, а сохранившихся в греческом оригинале, относится «Аполлон» с западного фронтона храма Зевса в Олимпии (460—450 до н. э., Олимпия, музей) и мраморный «Аполлон» — копия статуи Каламиса (ок. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город, он – Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла он – Сминфей («мышиный»), но он спаситель от мышей. Аполлон почти настиг Дафну.
После рождения богов острову было дано имя Делос (, читается ДИлос) и Зевс навечно закрепил остров на месте. Но чем быстрее Дафна пыталась убежать от преследователя, тем настойчивее был влюбленный Аполлон. Эти вечно зеленые ветви являются теперь символом триумфа. На горе Кинф Лето родила двойню: дочь Артемиду и сына Аполлона. Чтобы показать, что его власть распространяется не только на людей, но и на олимпийцев-небожителей, он метнул в сердце Аполлона стрелу любви к нимфе Дафне.
Это была любовь, обреченная на отказ. Один из самых известных мифов связан с основанием Дельфийского Оракула. У Аполлона более 350 эпитетов, все они как-то соотносятся с его происхождением, деяниями и достоинствами. Четвертый храм был построен Трофонием и Агамедом и, как рассказывают, был каменный. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры).
Затем культ распространился по всей Греции. Так Аполлон прочно вошел в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. В адитоне стояла золотая статуя Аполлона.
образы этих богов стали сближаться в Дельфах им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил его эпитеты – плющ и Бакхий. Считается, что его культ был рождён у дорийцев. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа.
Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Фигуры так пластичны, так устремлены ввысь, что кажется, они сделаны из эфира. Однако сам бог, как и Солнце, которое он олицетворяет, несет не только свет, но и смерть. Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону.
Достаточно вспомнить в этой связи, что первыми жрецами у оракула были критяне. Не случайно, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах). Прекрасным памятником греческой скульптуры 4 века до н. э.
В одной из таких отлитых в бронзе фигурок (возможно Аполлона) высотой около 20 см представлен обнаженный юноша с короткой, но сложной прической. В эпоху рококо сюжет был не менее модным. широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «Аполлон, стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др. ), «Аполлон, Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др. ), «Аполлон убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Мастер виртуозно превращает мрамор в текущую массу.
И мы, глядя на скульптурную группу «Аполлон и Дафна» Бернини, забываем, что перед нами – каменная глыба. наиболее значительные прозведения европейской пластики 16-17 вв. И сегодня можно видеть 7 монолитных дорийских колонн этого храма из первоначальных 38. Он – основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, «отчий».
(223) особенно процветают Дельфы после победы над соседним городом Крисой в 590 году до н. э. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от нее получивший мудрость, теперь он «пророк Зевса», возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога. В знак своей отвергнутой любви Аполлон всегда носит лавровый венок. в меру своего изображения, в меру понимания его с чужой стороны.