Небо мглистое, бессолнечное. Увлекшись затем историческими картинами, археологическими изысканиями, а в последствие на базе этих знаний и написанием картин, созданием оформления к операм современных композиторов: «Хованщина» 1897 и «Сказание о неведомом граде Китеже»1907, а также иллюстрированием книг «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и «Картины русской истории» давало повод думать, что пейзаж, как жанр, отошел для него на второй план. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Картины художника отличаются статичными композициями.
Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). XVII век» (1903). Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. Холодное осеннее небо наполнено рваными облаками.
Человеческие фигуры — не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Поля, перелески, пашня. Материал для них он получал в многочисленных поездках по России и Европе. Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его работа «Старый дом» дышит спокойствием и умиротворением.
Он расположился на фоне терема, на крыльце которого автор изобразил его семью. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» – большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами. На полотне изображена заброшенная, пустая изба.
За картину «Лесная тропинка» (1885) Васнецов получил премию Московского общества любителей художеств. Обе картины были высоко оценены зрителями. А на следующий год за работу «Старая дорога» (1886) он был удостоен премии имени С. Г. Строганова. Во дворе столпилась челядь, слуги и простые крестьяне.
В этот раз картины «Сибирь», «Московский Кремль», «Избушка на курьих ножках» и «Элегия» были приняты и экспонировались в Русском отделе. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца. Две работы были удостоены серебряных медалей.
Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная – знакомят с личными вещами художника. Но художник не был доволен собой. В 1898 году он поселяется в Париже. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Картина выполнена в холодных темных тонах: зеленом, сером и фиолетовом.
После окончания училища в 1872 году Аполлинарий уехал к брату. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год). На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва). Васнецов вновь представляет работы для Салона.
На фоне леса выделяется старое дерево с голыми ветвями. Художник хотел посетить Францию и Италию, где он активно изучал западную живопись. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Однако несмотря на довольно унылый вид этого жилья, композиция производит приятное впечатление за счет праздничных красок пейзажа: зеленый луг, ярко-синее небо, солнечный воздух.
Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Его приобрел В. Третьяков. Сам залив только угадывается в левой верхней части картины. Последнюю работу Васнецов послал на Всемирную выставку в Париж.
Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). После Парижа художник посещает Рим, затем Неаполь, Флоренцию и Венецию. Так, в журнале «Нива» были напечатаны его работы «Лунная ночь на реке Каме» (1879) и «Вид на реке Каме» (1879), «Вид Троице-Сергиевой лавры», «Вид на храм Христа Спасителя» (обе 1880). Художник не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Урал» (1892) и «Оренбургские степи» (1893) и «Кама» (1895) и «Северный край» (1899).
Он отдавал предпочтение изображению бытовых сцен или сооружений прошлого. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург. Примерно в это же время Васнецов начинает активную художественную деятельность, в частности он иллюстрирует журналы. Весьма интересна картина «Серый денек» или «Серенький день», которая создана под впечатлением путешествия в Финляндию, предпринятую им в 1881 году. Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Это и молодые елочки и взрослые высокие деревья.
Васнецов долго работал над циклом, несколько раз перерисовывая уже написанное. А рядом стоит засохший ствол, возле которого по контрасту поднялось справа высокое стройное хвойное дерево. В центре композиции – русский князь, принимающий дань от жителей. Художник получает признание и публики и маститых коллег. «Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем.
Он жил в Замоскворечье. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Синяя гора». Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор).
Но вскоре эта работа наскучила ему. В 1889 году художник посещает Крым, где прожил чуть меньше полугода. К этому периоду относится его работа «Ахтырка» (1880). Здесь Васнецов выполнил несколько рисунков и этюдов: «Луг.
Синяя гора» (1891) и «Горное озеро. Бровары», «На берегу Днепра», «Дома, освещенные солнцем», «Тополь над Днепром» (1887), «Днепр перед бурей» (1888) и «Весенняя тишь» (1890). Урал» Эпический размах — и тут же нежная «Эллегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Город очень понравился художнику и он еще несколько раз приезжал в столицу древней Руси. Примерно в 1899 году Васнецов вышел из Товарищества передвижников и основал в 1901 году союз «36 художников», затем – Союз русских художников, просуществовавший до 1923 года. Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Это произведение просто пугает мощью природы.
В возрасте 14-и лет он потерял и отца. Здесь он выполнил много этюдов, но закончил только три картины: «Ифигения в Тавриде» (1890), «Утро у Байдарских ворот» (1890) и «Эллегия» (1893). За горой начинается болото, а еще дальше – непроходимая чаща и горы. Из путешествия Васнецов привез множество этюдов, которые затем стали картинами.
Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Поездка завершается в Париже в 1900 году. Здесь его заинтересовал исторический пейзаж. Пейзажи этого края восхитили его больше южных. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. Художник создал четыре картины: «Весна», «Лето» или «Гроза идет», «Осень», «Зимний сон» или «Зима» (1908 – 1914). Таким образом, Васнецов отобразил основные социальные слои средневекового времени.
Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Следующее путешествие Васнецова проходило по Европе. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям. В 1885 году Аполлинарий навещает своего брата Виктора в Киеве. На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху.
Синяя гора». В том числе и «Тайга на Урале. Но во время подготовки спектакля «Сказ о неведомом граде Китеже» Аполлинарий Михайлович вдруг пишет один из вдохновенных своих пейзажей «Озеро» в 1902 году. Особенно привлекало его XVII столетие. Но работы «Сумеречный ветер» (1899) и «Старорусский город» (1899) не были приняты жюри. В серовато небе, плотно затянутого облаками, одиноко парит чайка.
В 1895 году художник посещает Кавказ. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения. Возможно именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. В 1883 году А. Васнецов на выставке передвижников представил два пейзажа: «Серый денек» и «Роса» (обе 1883). В 1907 году Аполлинарий приступил к серии «Времена года», которую задумал уже давно.
«Картины Аполлинария мне очень нравятся. Сложно находил себя Аполлинарий Васнецов. Вскоре Москва появилась и на его картинах «Вид на Крымский мост» (1879), «Кремль и храм Христа Спасителя (1879). В 1903 году прошла первая выставка Союза.
В дальнейшем художник не пропустил не одной выставки передвижников. Синяя гора», «Горное озеро. Художник всегда мечтал рисовать пейзажи. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли.
Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. В основу сюжета автор положил бытовой эпизод из средневековой Руси 12 века. За картину «Тополь над Днепром» Аполлинарий был выбран членом Товарищества передвижников, а за работу «Весенняя тишь» он получил премию Московского общества любителей художеств. Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого. Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Здесь он намеревается подготовить несколько картин к Весеннему салону 1899 года.
В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Картины Аполлинария Васнецова занимают важное место в отечественной живописи.
Еще до поездки за границу, художник переселился в Москву. Расцвет творчества художника приходится на конец 19-го века. На первом плане художник изобразил гору, поросшую деревьями.
Одно из таких полотен называется «Двор удельного князя». Первые пейзажи А. Васнецова посвящены Вятскому краю: «Заречные дали» (1878) и «На реке Вятке» (1878). В 1891 году он путешествует по Уралу. От родных просторов — к историческому пейзажу. Родился в семье священника. Наиболее известна работа «Тайга на Урале. Эти работы существенно отличаются от предыдущих картин художника по живописной манере.
В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера. Отец старался дать детям образование. Он увлекся изображением Москвы прошлых эпох: «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Улица в Китай-городе» (1900), «Базар. После поездки из-под его кисти появляются пейзажи: «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896), «Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и «Пустыня гор» (1897). «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.