Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин.
Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму.
Лев, упомянутый старцем, есть изображенный на гравюре рядом с Богом Агнец – символ Царя Небесного, победителя смерти. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Интерес к нему оживлялся лишь во времена религиозных потрясений и обостренных противоречий, как, например, в конце первого тысячелетия, когда верили в близость Страшного Суда, затем в двенадцатом и тринадцатом веках, когда возникло великое движение мистических сект и ересей и, наконец, во второй половине пятнадцатого столетия в связи с той религиозной революцией из которой выросла немецкая Реформация.
По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях.
3И вторично сказали: аллилуия. 7:9-17). Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом.
Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Но, гравируя свои неистово гневные листы, он стремился говорить с современниками о том, что их волновало и что воплощалось тогда в привычных мотивах религиозного мифа. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года.
Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона. И всё это хорошо иллюстрируется движением по синусоиде с вылетами в экстремы на перегибах. Но тут возникает принципиальное затруднение касательно того, что надо понимать под гармонией. Кроме упомянутого в самом начале сверхобщего подозрения относительно парно-враждебных современников-идеалов искусства у меня есть ещё подозрение об исторической взаимопревращаемости типов идеалов (гармонический превращается в идеал трагического героизма, последний – при несгибаемости автора от внешних обстоятельств – превращается в идеал экстремистского типа, при сгибаемости – в идеал соединения несоединимого и т. д. ). Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде.
Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. Немедленно. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т.
В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. Когда низменное наступает (как вещизм в СССР после войны и разоблачения сталинизма), то трагический героизм (Высоцкого, например, левого диссидента), опираясь на, казалось бы, совсем недавнее торжество гармонии личного и общего (победу в Великой Отечественной войне), – трагический героизм думает, что можно прошлое вернуть, ведь люди – те же надо только как бы разбудить заснувших в потребительстве. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера.
Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием. «Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. 8И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый виссон же есть праведность святых.
На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам».
В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. В интерпретации Дюрера грозные пророчества Иоанна не столько устрашают ужасами предстоящего конца мира, сколько указывают на возможный путь к свету.
Репродукция отличается высоким качеством печати. Мировой переворот касается не только земли, но и неба.
Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Популярность их была поистине необыкновенна. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи.
Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». 6: 7–8).
Конец XV – первая четверть XVI века, так называемая эпоха Дюрера, считается периодом Высокого Возрождения. Реформация. Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони.
В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. 18И произошли молнии, громы и голоса и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды».
Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения. 7:3). Каждый из всадников имеет свой уникальный образ.
9И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. 900 рисунков). н. мастерские гравюры, 1513-14). В период Северного Возрождения это была попытка вернуться к фундаментальным духовным ценностям, как ни парадоксально, путем демонстрации самых жутких картин, описанных в книге «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова). Боязливо косятся на нее паж и дама.
А правый диссидент (Галич) в то же время так же неистово рассчитывает на немедленную победу – Ну как сказать. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть.
Из-за того и имён авторов этих произведений не сохранилось.
Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Целая стопка. Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Художник расположил всадников по диагонали. Только Богу. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим.
Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Каждый лист имеет монограмму художника.
Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. На переднем плане – грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся.
Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира. Не против Рима императорского, но против папского Рима. Ноги его – как столпы огненные. Сейчас, скажем так, не век гравюры.
Она полностью передает красоту и стиль творения известного мастера. И это также является чем-то новым. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). На ней роскошное платье, обнажающее плечи, головной убор знатной венецианки, в правой руке она держит богато украшенную чашу и в целом образ ее столь прельстителен и обманчив, что никто в толпе, поклоняющейся ей, не обращает внимания на то, что она сидит на монстре, а чаша ее наполнена скверной. Вот-вот и взойдёт (солнце гармонии). ибо в один час пришел суд твой.
В немецком искусстве, для которого чуждо было стремление к классическому идеалу, экспрессия всегда преобладает над гармонией, а ярко выраженные индивидуальные черты – над возвышенно идеальными. Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина.
Он благословляет грозное апокалипсическое войско. В 1505-07 вновь был в Венеции. С. 236-237).
Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Самые разные. Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. Уперев руки в бок, в центре группы в уверенной позе изображен мужчина, критично и свысока вглядывающийся в блудницу, в нем мы можем предположить самого Дюрера (С. Но это не жест, эпатирующий зрителя, не дань моде – это движение души, мощное и глубокое.
Обязательные для получения звания мастера "годы странствий" (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке.
Серия выполнена на деревянных досках большого размера, текст помещается на обороте и не всегда соответствует содержанию композиции. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса».
К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Это ловушка, которая погубит тебя.
И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Поздний Микеланджело (если допустить мысленный эксперимент) был бы с Шекспиром.
Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния. Может быть. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». 17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. 2И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб.
И все кормчие и все плывущие на кораблях и все корабельщики и все торгующие на море стали вдали 18и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Производительная как бы. Пожалуй.
А Дюрер, хоть Лютера и уважал и знал заочно, но мыслил синкретично и аполитично, принимая Откровение Иоанна ближе к сердцу, собственно, отсюда и гениальность листов. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. Причины его удачи проистекают в первую очередь из художественного принципа, положенного Дюрером в основу изображений. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами.
Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле. Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). 1И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл исходящую от престола Бога и Агнца.
Мистицизм и отстраненность, присущие живописи мастеров Северной Европы, сочетаются с элементами конкретики: художники облачают персонажей в современную одежду, тщательно выписывая ее детали. Так вот за исходное – гармонического типа идеал – было принято в качестве исторической конкретизации искусство Высокого Возрождения (слияние телесного с духовным) иллюстрируемое на Синусоиде идеалов точкой на середине синусоиды (при этом время, считаем, течёт слева направо). Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции.
«И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Такое землетрясение. Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св.
Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. Внутреннее противоборство происходит между демоном и изображенным слева внизу орлом – символом Иоанна Евангелиста. Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия.
Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. (Самозабвенно игравший Гамлета Высоцкий играл своё идейное будущее, до которого сам почти не дожил, почти не успел разочароваться в нас, вовремя умер. ) То есть Дюрер оказался между идеалом Ренессанса в творчестве Микеланджело и идеалом Микеланджело же, но после Ренессанса.
Он был истинным гуманистом своего времени. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису».
«Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Основоположник искусства немецкого Возрождения. 6:12-17).
Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Число 144000 (Откр.
Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. И если условия жизни нарушается искусство умирает. Художник переносит действие в своё время. Родился в 1471 году – умер в 1528 году.
и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. Собирать гравюру нелегко. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов.
В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. Справа налево выгравированы эти наездники. 14Я сказал ему: ты знаешь, господин. К иллюстрированию Апокалипсиса обращались многие художники, как, например, Дюрер, но никто не воплотил видения Конца света так впечатляюще, как Иероним Босх.
20Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки ибо совершил Бог суд ваш над ним. Это безумно разнообразный материал. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. В пику антиподу, потребительскому католицизму, скажем так.
И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). Словно одним человеком. На других лицах написаны робость испуг или протест. 76). Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене.
Одна была очень забавная. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса. Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект.
Гравюр сохранилось не так много – почему. Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17). Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Почему он турецкий. Крикнуть громче – и они проснутся.
Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем». Но эти чары скоро будут разрушены. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. 6И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась.
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности».
Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Работал в Нюрнберге. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался. Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи.
В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. 19Итак напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего.
В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т. е. Всадники, которые изображены на гравюре, – образы, которые встречаются в библии.
Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Мастера стремятся соединить натурализм с идеализацией классицизма. В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны.
Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Мы предлагаем постеры на холсте и на бумаге. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис».
234-235). Апокалипсис (лат. Основная мысль, однако же, ясна и проста: тяжелые испытания человечества под гнетом ужасающих потрясений и распад разъеденного разложением и грехами Рима, причины этих бед это — песнь исполненная ненависти к угнетателям и властителям мира, соединенная с аллилуйей в честь окончательной победы истинного и единственного Господа.
Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. И Альбрехт Дюрер оказался первым, кто решил их объединить в одном произведении. Оба думают, что можно вот-вот победить.
И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну.
Сейчас. И все выполнены – мистика какая-то – как-то одинаково. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи.
2Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. На других лицах написаны робость испуг или протест. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки.
Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Может быть именно вот таким образом они так сильно занимали и занимают умы людей, даже далёких от искусства гравюры.
И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Но все это слишком хорошо известно, чтобы на этом дольше останавливаться, зато мне хотелось бы сказать несколько слов об общих причинах создания цикла. 7:4), разумеется, символическое (12000x12144000, ср. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. Художественное повествование развивается в трех планах.
Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Писании символически обозначает полноту). – Только вдвоем.
Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса и бездна (Откр. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Не «не должен», а именно «не может».
Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. И мне кажется, в современном искусстве Дюреру также наследуют художники разных направлений.
У меня как раз такой увели, очень жалею. Массы ибо каменных королей и святых в Шартрском соборе и в других соборах – уйма.
Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры.
Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства. 2Она отворила кладязь бездны и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Взяв власть в Иерусалиме иудеи перебили всех римлян и про-римски настроенных, а в ответ на это в Цезарее в один день было умерщвлено 20 тысяч евреев. Нигде в современном ему нидерландском итальянском или французском искусстве мы не найдем бури и натиска юности, подобных дюреровским.
аллилуия. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел.
Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом.
Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. В нем нет ни тени славы и величия. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя).
Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. Листы с иллюстрациями, ценившиеся как самостоятельные произведения и печатавшиеся отдельно от текста, распространились по всей Европе. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Откр.
4Это те, которые не осквернились с женами ибо они девственники это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста).
Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом. Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему.
Социализм (не советский, марксовский, государственный, а самоуправленческий, прудоновского-бакунинский, что был у Парижской Коммуны и у арагонцев во время гражданской войны в 1936-м в Испании), – социализм я считаю высотой. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. В центре круга – скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов. Языки пламени вздымаются до небес. А между тем, посмотрите на турецкий тюрбан на императоре Домициане, который варит в кипящем масле Иоанна. Волнения крестьян разгорались все сильнее. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель.
4И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа.
Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. 7:1-2). Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Капитализм я считаю низостью.
Все погибнет в очистительном пламени. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. То есть готика есть некая успокоенность после героичности (романского искусства воинствующей ценности потустороннего мира).
4Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Боязливо косятся на нее паж и дама. В его усложненном аллегорическом художественном языке звучит яркая нота трагизма, которая, по всей видимости, объясняется особенностями национального стиля и теми социально-экономическими, религиозными и политическими противоречиями, которые охватили Германию на рубеже XV–XVI веков в преддверии Реформации. Первой стала Четыре Ведьмы.
Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим.
В Государственном Музее архитектуры им. Этот биографический момент был очень важен. Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие.
«Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. Иоанна варят в котле. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. И действительно: Иоанн постоянно слышит и описывает музыку – оркестровую, хоровую, звучащую одновременно, как раскаты грома. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса».
Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века.
Так Апокалипсис Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую (История искусства как история духа. И дым ее восходил во веки веков. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95 Венеция и Падуя).
4И узрят лице Его и имя Его будет на челах их. Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию».
Изменяется сама физическая природа и это сопровождается неизбежным катаклизмом. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам.
Который также парадоксален. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Так, Смерть можно узнать по худому изможденному телу, а Войну по решительному и непримиримому виду. Вверху листа парит белый ангел.
Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное. Это уже слишком близко, что-то интимное. Оно же как человек. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Что примечательно – в библейских текстах всадники появляются не все вместе, а по очереди. 3И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer 1471, Нюрнберг — 1528) — художник, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Шекспир был с Гамлетом. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков).
Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). И вот на людей обрушиваются страшные бедствия.
И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Здесь же каждый персонаж существует сам по себе.
В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). На подтверждение я наткнулся нынче в связи с Дюрером.
На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов». Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы.
Так великое. В 1495–1500 гг. 1И взглянул я и вот, Агнец стоит на горе Сионе и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
И ему удалось это сделать, сюжет гравюры получился интересным и гармоничным. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. А Дюрер – с Лаэртом и Высоцким. Стоимость плакатов отличается в зависимости от материала, на котором они отпечатаны.
Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. И это была личностная искренняя вера в Бога. В этой семье росло восемь детей из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном.
Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). Последний всадник с луком – это Победитель. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. Квадрат Альбрехта Дюрера). У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности.
Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10). С «Апокалипсисом» же просто повезло. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В нем есть словно бы неистово кипящая юношеская сила, ведь в апокалиптическом тексте Дюрера, это вполне определенно, привлекали не только исторические аналогии, но — дух, обуреваемый идеалами будущего и юношески горячо ими увлеченный.
«Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам. Страшный суд – главная тема, проходящая через все творчество Босха. Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». И ведь это были не умеющие читать люди.
Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам.
Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. И я сделал выставку «300 лет Романовых». Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью.
Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.