Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин.
Волнения крестьян разгорались все сильнее. На лошади четвертого всадника нет ни седла, ни попоны, а вместо поводьев болтается веревка.
Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку. Иеронима 1492. Не случайно портрет является наиболее значительным достижением немецких художников. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников.
20Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки ибо совершил Бог суд ваш над ним. Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте.
Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. 7:4), разумеется, символическое (12000x12144000, ср. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. 7:3). Который также парадоксален.
Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». «Апокалипсис» написан святым Иоанном около 90 года на острове Патмос, куда он был сослан за христианские проповеди. Как тонко выделены отдельные волоски, показано то, что шерсть в участках шеи влажная.
Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). Дюрер создал более 200 гравюр. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494 – 1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495 – 1497, Британский музей, Лондон). Целая стопка. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать.
Динамика стремительного движения передается этим диагональным построением, благодаря соответствию главного вектора композиции психологическому вектору зрительского восприятия. Интерес к родине Ренессанса. Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения.
В Государственном Музее архитектуры им. В картине царит торжественно-праздничное настроение. 4И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам.
В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. В центре круга – скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов.
Образы, созданные мастером, получались напряженными, внутренне неспокойными, динамичными. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий.
Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Достаточно сравнить гравюры Дюрера с аналогичными по сюжетам иллюстрациями Кёльнской Библии (1479), чтобы увидеть новаторство молодого мастера., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). сочетается с пантеистическим восторгом перед богатством и красотой Божьего творения. На более раннем из них (1493) перед зрителем предстает юноша, держащий в руках ветку чертополоха — символ мужской верности.
В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. По виртуозности исполнения они превосходят все ранее им созданное. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта.
Современные немецкие и венецианские костюмы, оружие и архитектурные формы еще более усиливают это впечатление, что обусловило огромный успех серии «Апокалипсис», воспринятой современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Если в первом из них (1493, Париж, Лувр) он стремился с возможной точностью запечатлеть свой внешний облик, то два других заключают в себе более глубокое содержание. 2И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома и услышал голос как бы гуслистов играющих на гуслях своих.
Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Третья гравюра – «Меланхолия». Это ярко можно наблюдать в портрете отца (1497), в котором художник изображает старца с сетью глубоких морщин на лице и седыми волосами. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное.
В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Он создает замечательную галерею портретов современников — графических и живописных («Эразм Роттердамский», рисунок углем, 1520, Париж, Лувр «Портрет молодого человека», 1521, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров «Портрет Ульриха Фарнбюлера», гравюра на дереве, 1522 «Мужской портрет», 1524, Мадрид, Прадо «Портрет Филиппа Меланхтона», гравюра на меди, 1526 «Портрет Иеронима Хольцшуэра», 1526, Берлин, Государственные собрания и др. ). Картины художников, творивших за Дюрером, стали носить уже чисто светский характер. «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются.
Такое землетрясение. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св. Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник.
Могучую крылатую женщину, сидящую в окружении орудий ремесла, геометрических фигур и измерительных инструментов и погруженную в мрачное раздумье, часто называют музой Дюрера. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Обязательные для получения звания мастера "годы странствий" (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. На переднем плане – грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе.
Дело в том, что легко поддающаяся коррозии железная доска никогда не имеет достаточно гладкой поверхности и вот таким образом задерживает часть краски, вследствие чего отпечаток получается сероватым и малоконтрастным. Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. Иерониме» художник воспевает человеческий разум. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море.
Самые разные. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Религиозная тематика перестала играть доминирующую роль в немецком искусстве. В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих.
Отделенное причудливыми облаками от земного мира, там высится мощное строение, врата его распахнуты языки пламени вырываются наружу и образуют кольцо вокруг того изображения, в котором все резко контрастирует с реальностью, там — окруженная небесными хорами мандорла, старые средневековые образы и представления, нереально, фантастически сжатые в идеальном пространстве — и с этим видением связан пророк, приближающийся к Трону Господню, чтобы услышать то, что ему надлежит совершить. Мировой переворот касается не только земли, но и неба. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Адам и Ева стали выражением ренессансного идеала, гармонии духа и тела человека. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (Руководство к измерению.
Дюрер был живописцем и графиком, математиком и инженером, написал несколько трактатов по теории искусства и точным наукам, оставил после себя одну из первых в истории западноевропейской культуры автобиографий. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». 17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Лист Св. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные. В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей).
Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. По возвращении на родину молодой художник особенно остро ощутил тревоги и смуты, терзавшие страну накануне XVI века.
В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины — серия пейзажей.
Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним. – Только вдвоем.
Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Работал в Нюрнберге.
Вся обстановка, окружающая святого, демонстрирует зрителю гармонию мирового устройства. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки (1503-1504), на основе которых художник создал прославленную гравюру на меди «Адам и Ева» (1504). Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Все они объединены общей темой — стремлением художника показать силу человеческого разума и воли. Потом город отстроили заново.
Так, в творчестве Дюрера появились изображения обнаженных тел, отличающихся необычайной точностью, например, гравюра «Четыре ведьмы». Она помогла атрибутировать нескольких авторов. 7:9-17). Когда вострубил первый Ангел, то «сделались град и огонь, смешанные с кровью и пали на землю и третья часть дерев сгорела и вся трава зелёная сгорела» (8:7).
По всей вероятности, алтарь был написан в 1502-1504, ныне он находиться в Старой Пинакотеке в Мюнхене. Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене. Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом.
Так из первого видения семи светильников он выбирает образ того, кто был подобен сыну человеческому, голова которого была как белая волна, очи — как пламень огненный, того, кто в деснице свой держал семь звезд из уст которого выходил острый с обеих сторон меч, а чье лицо лучилось как солнце далее он выбирает светильники и узревшего это — Иоанна. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. Художник расположил всадников по диагонали.
Родился в 1471 году – умер в 1528 году. «Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer 1471, Нюрнберг — 1528) — художник, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Среди немногих живописных работ исполненных Дюрером в ранний период, — три автопортрета. В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника.
30 ноября 1486 отец Дюрера заключил контракт с художником Михаелем Вольгемутом (1434-1519), мастерская которого была крупнейшей в городе и отдал ему в обучение сына сроком на три года. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. Иероним», «Меланхолия», ряд больших декоративных работ для императора Максимилиана. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. Вот таким образом не случайны в творчестве мастера мотивы гибели человечества, страшного суда, мысли о смерти.
Библиотека университета). Второе путешествие в Италию (1505 – 1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Потом Вавилон, лишённый почти всех жителей, утерял своё значение.
Этот цикл был создан в то же самое время, когда во Флоренции проповедовал и был сожжен Савонарола. Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Сейчас, скажем так, не век гравюры. Одна была очень забавная. В них угадывается внимательное изучение птиц. Ноги его – как столпы огненные.
В 1512 он завершил третий по счету цикл «Страсти Христа», а в 1513-1514 выполнил три больших эстампа «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», вошедшие в историю искусства как «Мастерские гравюры» («Meisterstiche»). Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Дюрер перенял от итальянских теоретиков искусства учение о пропорциях человеческого тела, а позднее и сам внес в него много нового, обобщив свои наблюдения и исследования в «Четырех книгах о пропорциях». Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос». Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Этот цикл принес художнику всемирную славу. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута.
В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. В них словно отражены разные грани духовной жизни эпохи: активное служение Истине, воплощенное в образе сурового воина, следующего по избранному пути, не страшась ни козней дьявола, ни самой смерти «тихий» подвиг научного труда, красота и возвышенность уединенной созерцательной жизни, которую олицетворяет склонившийся над рукописью святой Иероним. Гравюр сохранилось не так много – почему.
Популярность их была поистине необыкновенна. Все погибнет в очистительном пламени. 19Итак напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего.
Он держал в деснице Своей семь звёзд и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел.
В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками. По обе стороны от ее трона расположились поклоняющиеся: император Максимилиан и Папа Юлий II, а также заказчики картины — члены немецкой колонии. В 1490-1494 странствовал по немецким землям с целью усовершенствования в профессии. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам».
Его лучшие листы («Блудный сын», 1496 «Морское чудовище», 1496 «Мадонна с обезьяной», 1498 «Немезида», начало 1500-х богатству значительно превосходят работы Шонгауэра. Диагональное расположение всадников, стремительно прорезающее наискось все пространство листа и тем самым визуально ускоряющее темп движения, усиливает внутреннее напряжение и подчеркивает неотвратимость надвигающихся бедствий. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. К сожалению, сохранились лишь три рисунка, выполненные пером, датированных 1489: «Три ландскнехта», «Кавалькада» и «Сражающиеся всадники». В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр).
В 1490-е художник обращается к живописному творчеству. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Бело — розовые пышные крылья ангелов трепещут в воздухе. Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался.
Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени — «Автопортрет» (1484). И я сделал выставку «300 лет Романовых». «Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам. Страшный суд – главная тема, проходящая через все творчество Босха. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. гравюры последнего оказали на него большое влияние.
Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. Не менее ярко Дюрер проявил себя в те годы и в области резцовой гравюры. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников.
Почти во всех работах изображена фигура современника живописца. Дюрер приезжает в Италию. В «Апокалипсисе» даны пророчества, предвещающие борьбу Небесного воинства с тёмными силами антихриста, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд и вечное светлое Царство на новой Земле под новым Небом.
Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века – времени, когда был предсказан Конец света, в наглядные образы, обладающие такой невиданной эмоциональной убедительностью. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Это, бесспорно, неслучайно, столь же неслучайно и то, что подобное явление повторилось в немецком искусстве и величайший поэт Германии открыл свое художественное творчество, полный юношеской радикальностью убеждений и страстно увлеченный идеей прогресса, так что возможно было бы говорить о родственном типе художника. Несмотря на неуверенность художника, в рисунке уже хорошо виден стиль мастера.
И это также является чем-то новым. На рисунке изображен худенький подросток с длинными прядями волос, обрамляющими лицо. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Лицо всадника обращено вверх и выражает отрешенность и равнодушие.
А у Беллини сестра замужем за Монтеньи, а родной брат Жентиле Беллини в 1480-м году посылается венецианским сенатом в Стамбул, чтобы там писать портрет Мехмеда II, который в 1453 году захватил Византию.
Эта болезнь мучила его до конца жизни. Ведущую роль в живописи и графике Дюрера начинает играть жанр портрета. Лишенная третьего измерения, эта композиция подчеркивает эфемерность, составляющих ее земных образов. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку.
В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). Стремление к самопознанию, отраженное и в ряде графических автопортретов мастера разных лет, говорит о нем как о художнике новой формации. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Иероним», «Всадник, смерть и дьявол».
Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем». Даже в таких акварелях, как «Большой кусок дерна» (1503) и «Заяц» (1502, обе — Вена, Альбертина), естественно-научный интерес к натуре, характерный для людей эпохи Возрождения. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему.
Сценка комическая, а вовсе не трагическая. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.
Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. иллюстрации к «Кораблю дураков» С. Бранта и др. Следом идет «Дрезденский алтарь» и «Семь скорбей» — обширный полиптих.
Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Полного расцвета живописное мастерство Дюрера достигло ко времени его второй поездки в Венецию, где он написал большое алтарное панно «Праздник четок» для церкви Сан Бартоломео (1506, Прага, Национальная галерея). Необычайной силой экспрессии отличается гравюра «Четыре всадника», где Дюрер продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство. Это уже слишком близко, что-то интимное.
В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. До сих пор значение некоторых деталей в гравюре «Меланхолия» до конца не раскрыто. аллилуия. 2Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. Писании символически обозначает полноту). Этим и объясняется тот факт, что художественное развитие на примере больших алтарных картин протекало менее интенсивно, чем в тех видах искусства, что возникли из потребностей духовного воспитания и образования, как то: в резьбе по дереву, гравюрах на меди и в книжной иллюстрации.
Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Спокойный, полный достоинства молодой Иоанн и старый Петр с «сократовским» черепом и следами внутренних борений на усталом лице евангелист Марк.
Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. При этом от начала и до конца своего творческого пути он оставался ярким представителем немецкой культуры, выразителем национального духа. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Так великое. В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра.
Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам. Автором «Апокалипсиса» считается евангелист Иоанн -любимый ученик Иисуса Христа, сын рыбака. Антония и св. Когда вострубил второй Ангел, то «большая гора, пылающая огнем, низверглась в море и третья часть моря сделалась кровью» (8:8), что погубило третью часть кораблей и морских обитателей. ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Воплощенный в последнем капитальном произведении мастера — диптихе «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека), написанном для нюрнбергской ратуши, этот образ как бы играет разными гранями. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Позади Мадонны, выделяя ее, висит узкий длинный ковер. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис».
Он создал серии «Малые страсти Христовы» и «Большие страсти Христовы» на меди, три прославленные гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Но это же соседство, в свою очередь, вызывало сильное стремление противопоставить мощному импульсу исходившему из колыбели европейского Ренессанса, свое, национальное. Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона.
Предполагалось, что Альбрехт Дюрер будет участвовать в городских проектах. В 1520-1521 совершил поездку по Нидерландам, оставив подробный дневник путешествия. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями.
Художник переносит действие в своё время. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Он был истинным гуманистом своего времени. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы.
И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 г. скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится и по сей день. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. «Апокалипсис» Дюрер, в котором отразились настроения, характерные для предреформационной Германии, стал уникальным творением, открывшим новую эпоху в искусстве ксилографии.
Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. «Апокалипсис» принес Альбрехту Дюреру всемирную известность, а «Меланхолия» Дюрера вошла в золотой фонд изобразительного искусства. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. В 1486-1490 занимался в мастерской нюрнбергского живописца и гравера М. Вольгемута. Иоанна варят в котле. Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. 7:1-2).
Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17).
Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности». Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». Был бы в гравюрах цвет, то цвет огня божественного гнева слился бы с цветом расплавленного металла, которым окрашены лик и ноги Господа. Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. 3И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Он разгневан чем-то и вот таким образом беспощаден.
«Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа.
Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. ибо в один час пришел суд твой. Дюрер (Durer) Альбрехт (1471 – 1528), немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. В поисках способов наиболее правдивого отражения окружающего мира Дюрер реформировал традиционную манеру гравирования по дереву, введя в ксилографию приемы использовавшиеся в гравюре на металле.
семейство с кузнечиком» (около 1494-1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (около 1498). «Праздник четок» — бесспорный шедевр Дюрера, в котором немецкая любовь к деталям органично сочетается с итальянским размахом, а рационализм пространственного построения дополняется чувственным великолепием колорита. Этот субъективизм выходит за рамки средневекового наследия, где всеобщей теологической системой объяснения мира были поставлены определенные границы личному духовному отношению к окружающему миру. 14Я сказал ему: ты знаешь, господин. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания.
Изменяется сама физическая природа и это сопровождается неизбежным катаклизмом. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни.
То, что окружает героя (интерьер, пейзаж), также является отражением реалий времени, в котором жил мастер. Квадрат Альбрехта Дюрера). Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева». Себастьяна. Ковер поддерживают два парящих в воздухе ангела. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.
Серия из 15 гравюр иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в городе Нюрнберг (Германия). Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Самой крупной работой этого времени была серия из 15 больших гравюр на дереве «Апокалипсис» изданная в 1498 в виде альбома, который имел огромный успех и стал поистине «народной книгой». За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. А рядом, но обособленно от них спешит на костлявой кляче полуголый тощий старик, его ноги почти касаются земли.
«Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Боязливо косятся на нее паж и дама. Земной Рай находится прямо под Раем Небесным.
Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. В картине 1498 (Мадрид, Прадо) Дюрер изобразил себя утонченным «аристократом духа», уверенным в себе и полным достоинства.
Отсюда два толкования: некоторые исследователи считают, что птица – это орел, который олицетворяет Иоанна Евангелиста, другие усматривают в ней пеликана, который, согласно распространенному тогда поверью, кормит птенцов собственной кровью – традиционный символ жертвы, принесенной Христом. Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Сохранилось четыре живописных портрета, датированных 1521-1528: портреты неизвестного бюргера (1524), нюрнбергских купцов Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра (1526) и гуманиста Иоганна Клеберга (1526).
Уперев руки в бок, в центре группы в уверенной позе изображен мужчина, критично и свысока вглядывающийся в блудницу, в нем мы можем предположить самого Дюрера.
Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». К числу лучших принадлежат портреты курфюрста Фридриха Саксонского (1524) императорского советника Ульриха Варнбюлера (1522) известного гуманиста Эобана Гесса (1527). Может быть. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса».
Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект.
Слева и справа, на боковых створках, размещены образы св. 1498, Мюнхен, Старая пинакотека «Оплакивание Христа», ок. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. В глубине художник изобразил и самого себя с листом в руках, содержащим подпись и дату. Первой его значительной работой стал цикл гравюр на дереве, посвященный Апокалипсису.
Анной (1519-1520, Метрополитен). Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Языки пламени вздымаются до небес. В середине 1490-х гг.
Накануне 1500 вся Европа была охвачена распространивши мися слухами о предстоящем конце света и близости «судного дня». Здесь ему двадцать два года. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Вверху листа парит белый ангел.
Сюжетные картины Дюрера раннего периода отражают поиски индивидуальной манеры, в которых он стремился соединить опыт своих немецких предшественников и новации итальянцев («Алтарь Паумгартнеров», ок. В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Но по праву этот заяц навсегда останется произведением искусства высшего уровня. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами.
6:12-17). Измельченные, нервно взметенные линии композиции замечательны тем, что их ритм не уничтожает то мощное чувство монументальности, то умение воспринимать мир в его грандиозном величии, которое Дюрер воспринял у мыслителей и художников средневековья. В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. Пожалуй. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию.
Развитие художественного метода Дюрера иллюстрируют два «Автопортрета». 8И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый виссон же есть праведность святых. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг — поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева — мученики во главе с Богоматерью справа — пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева — деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа — миряне во главе с императором и королем. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы.
Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера.
Это безумно разнообразный материал. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника.
Когда вострубил третий Ангел, то от падения с неба большой звезды на третью часть рек и на источники вод «третья часть вод сделалась полынью и многие из людей умерли от вод, так как они стали горьки» (8:11). Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer.
В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. 15Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая 16и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, 17ибо в один час погибло такое богатство. В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман).
Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Вот таким образом, во время написания «Апокалипсиса», Вавилон не мог быть объектом показательного разрушения. Таким образом, в них как бы сочетались современность, притча и библейская легенда, вот таким образом гравюры представляют собой синтез элементов искусства раннего Средневековья (именно оттуда художник берет аллегории и символы) и современности. 9И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель.
6: 7–8). Следующей крупной работой художника стала книга «Страсти Святой Бригитты», в которую вошли 30 гравюр.
3И вторично сказали: аллилуия. И поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд» (8:12). Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. Справа налево выгравированы эти наездники. Новое положение художника — не ремесленника, но артиста — подчеркнуто горделивой позой изысканным костюмом, нарядной светлой цветовой гаммой. Не против Рима императорского, но против папского Рима. Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи.
4И узрят лице Его и имя Его будет на челах их. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Св.
Наслаждаясь своим мастерством, писал художник золотисто — красную парчу, пурпурный и фиолетовый бархат, темно — синий шелк, грозный блеск стали, темное сукно, сверкание золота и драгоценных камней, благородный узор ковра, нежность бледно — красных и белых роз. «Паумгартнеровс кий алтарь», заказанный Дюреру братьями Стефаном и Лукой Паумгартен. н. мастерские гравюры, 1513-14).
В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. «Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Каждый лист имеет монограмму художника. 1500, там же «Геракл и стимфалийские птицы», 1500, Нюрнберг, Германский национальный музей «Поклонение волхвов», 1504, Флоренция, Уффици). Крупнейшим мастером этого времени был Альбрехт Дюрер. Откр.
И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Много путешествовал по своей стране и по Италии, знакомился с классическим наследием, особо пристально изучая пропорции человеческого тела. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Слева в небе расступаются облака и появляется всадник на белом коне и целое воинство следует за ним.
В «Св. На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества.
Только Богу. Но Дюрер – автор и живописных полотен. Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). Мастера стремятся соединить натурализм с идеализацией классицизма. 900 рисунков). Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога.
Гордый языческий Рим времени Иоанна Богослова, согласно «Апокалипсису», будет обязательно разрушен, наподобие порушению знаменитой Вавилонской башни – символу человеческой гордыни. Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса и бездна (Откр.
Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Число 144000 (Откр. В этих работах природа не противопоставле на человеку, а является неотъемлемой частью мира людей, она прекрасна и одухотворена — картины «Вид Инсбрука», «Заход солнца», «Вид Триента», «Пейзаж во Франковии». Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. Мадонна, папа император вписываются в воображаемую пирамиду.
В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. Последний творческий взлет мастера относится к 1520-м.
В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. В период Северного Возрождения это была попытка вернуться к фундаментальным духовным ценностям, как ни парадоксально, путем демонстрации самых жутких картин, описанных в книге «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова).
При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды».
Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Это ловушка, которая погубит тебя. это«Св. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью.
У современников впоследствии были все основания называть Дюрера «немецким Леонардо». о котором свидетельствуют рисунки с итальянских гравюр, в том числе с «Битвы морских божеств» А. Мантеньи (Вена, Альбертина), влечет Дюрера в Венецию, где он проводит зиму 1494/95. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497 – 1511, Жизнь Марии, около 1502 – 1511, Малые Страсти, 1509 – 1511). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. Рыцарь — аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. У меня как раз такой увели, очень жалею.
Творчество Дюрера оказало огромное влияние на развитие германской живописи и гравюры. В центре на фоне цветущего пейзажа сидит Мария, у ног которой играет на лютне ангел.
В 1492 он приехал в Кольмар, чтобы познакомиться с М. Шонгауэром. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486 – 1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера.
Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Призрак является не посреди пустыни, но на родной земле, на которой растут хорошо знакомые растения.
Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Для него это была своего рода «информация к размышлению».
В этой семье росло восемь детей из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra co versazio e (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). Жил и работал в Нюрнберге — одном из главных культурных центров Германии того времени. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.
Впервые эта техника была использована для исполнения гравюр. На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов». И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. 2И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб.
Все созданное им в эти годы было отмечено новизной и смелостью исканий. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Иные грани личности мастера воплощены в «Автопортрете» 1500 (Мюнхен, Старая пинакотека), который поражает напряженным внутренним драматизмом и аскетизмом живописного решения. Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10). На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей.
Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э.
Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые.
Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. Подобный ковер, как фон для девы Марии, Дюрер видел на картинах Джовани Беллини. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать.
Может быть именно вот таким образом они так сильно занимали и занимают умы людей, даже далёких от искусства гравюры. Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни.
Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству. В 1505-07 вновь был в Венеции. В Германии XV века церковь играла первостепенное значение.
К концу XV столетия относятся созданные Дюрером гравюры на меди и дереве: «Продажная Любовь» (1495-1496), «Св. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера.
А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес».
В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны. В одной руке держит раскрытую книгу, вручая ее Иоанну, а другой, указывая на небо, клянется в непреложности Божественного суда над миром. 9И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, 10тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои перед престолом, говоря: 11достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все и все по Твоей воле существует и сотворено. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95 Венеция и Падуя). Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16).
«Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле.
Но эти чары скоро будут разрушены. В центральной части алтаря представлено «Рождество Христово», на створках изображены св. Копирование работ Мантеньи пробудило в нем стремление к созданию крупных монументальных форм и ясно устроенного реального пространства, в котором действуют и двигаются герои. Парящие херувимы держат за ее спиной завесу, а над головой — драгоценную корону.
Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму.
4Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Этот биографический момент был очень важен. художник, график, гравер.
Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки. Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово. Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. С «Апокалипсисом» же просто повезло.
Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Собирать гравюру нелегко. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру.
Как разносторонне одаренный мастер, Альбрехт Дюрер занимался также алтарной живописью. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису».
В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Оно же как человек. И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века.
«Геркулес», «Мужская баня». Он дважды побывал в Италии: в 1494-1495 и 1505-1507. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой эпохи.
Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. Апокалипсис или «Откровение апостола Иоанна Богослова» – заключительный раздел библейского Нового Завета. Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. Муки творческой души, стремящеися проникнуть в тайны мироздания, составляют содержание самой загадочной из гравюр — «Меланхолии».
К 1515-1518 относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени.
Почему он турецкий. Но это не жест, эпатирующий зрителя, не дань моде – это движение души, мощное и глубокое. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф.
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков).
«Паумгартнеровс кий алтарь», «Оплакивание Христа», «Поклонение волхвов» — эти работы стали первыми в истории развития немецкой живописи религиозными произведениями, которые носили возрожденческий. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому.
«И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить» (8:6). Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Эти картины явились своеобразным отражением средневековых представлений о мироустройстве в сочетании с авторским отношением к современным ему событиям.
Самым значительным результатом его путешествия на юг стали акварели исполненные по дороге в Венецию и на обратном пути, — первые в европейском искусстве «чистые» пейзажи («Вид Инсбрука», Вена, Альбертина «Вид Триента», Бремен, Кунстхалле «Домик у пруда», Лондон, Британский музей и др. ). Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). В 1495–1500 гг.
В Италии, прежде всего благодаря произведениям Мантеньи, он познакомился с итальянскими достижениями в области изображения человеческой фигуры и при этом с отличным от нидерландского, хотя и проистекающим из того же источника, способом наблюдения природы и изображения ее, способом, в котором соединились понятие верности природе с понятием природной закономерности и основывающейся на ней формальной красоты. Одной из самых ярких работ в живописи Дюрера считается картина «Поклонение волхвов». Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). Строгие, неподвижные, они подобны молчаливым стражам. И если условия жизни нарушается искусство умирает.
Она входит в цикл из пятнадцати гравюр на дереве, созданных им для иллюстрации «Апокалипсиса». Не «не должен», а именно «не может». На других лицах написаны робость испуг или протест. Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»).
За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. В восприятии природы он обнаруживал черты, присущие всем художникам Северной Европы. У подножия скалы город. И дым ее восходил во веки веков. «Четыре всадника» – одна из самых известных его работ.
Слева восседающий на троне император Домициан и его придворный с мечом, оба одеты турками— обычный для того времени способ изображения врагов Христа. В работе прослеживаются тенденции, характерные для творчества мастера: с одной стороны, — следование традициям средневекового искусства (неправильная перспектива, тонкие резкие контуры), с другой, — реалистичное изображение героев с заострением внимания на их индивидуальных чертах. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Альбрехт Дюрер».
Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т. е. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой.
Еще в юности Дюрер освоил технику ксилографии (гравюры на дереве) и резцовой гравюры на меди. В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения.
Дальнейшее развитие образ прекрасной златовласой Марии получил в картинах «Мадонна с чижом» (1506, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с разрезанной грушей» (1512, Вена, Художественно-исторический музей) и др. Евстафий и св. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8).
Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Одной из последних работ Дюрера является живописное полотно «Четыре апостола», написанное в 1526. Художник намеренно сближает рамки гравюры, вся группа персонажей едва помещается в них. Это — наиболее амбициозное из всех произведений художника.
В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну. Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане. Первой стала Четыре Ведьмы. (Греческое слово «Апокалипсис» означает «Откровение»).
При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию». Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке.
«Малые страсти» состоят из 36 листов небольшого формата. Однако лицо его не выражает ни злобы, ни ярости, словно ему жаль свою будущую жертву. В них религиозные и мифологические сюжеты представлены в несколько переосмысленном виде. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий.
1510-е — время блестящего расцвета графического искусства Дюрера. Фигура сильной крылатой женщины, погруженной в глубокие раздумья, символизирует человеческую волю и глубокую мысль. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. Подобные произведения Дюрера отличаются подробной детализацией каждого выведенного на полотне образа, будь то фигуры людей или обстановка, окружающая их. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Однако художественный эффект снижался из-за несовершенства техники.
10Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний 11то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну и в Пергам и в Фиатиру и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикию. И все же Германия вошла в общее русло европейского Возрождения, ворвавшись в него очень своеобразной, национально окрашенной рецепцией античного классического мира. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Стоит отметить, как мастерски художник изобразил шерсть животного. Особое место среди его полотен занимают портреты: «Автопортреты» (1493, 1498), «Портрет Освальта Крелля» (1499).
Замысел картины возник у его во время пребывания в Венеции. Художественное повествование развивается в трех планах. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его.
Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони.
Не менее произведений искусства его привлекала окружающая природа. В нем нет ни тени славы и величия. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). «Четвертый Ангел вострубил. В картине «Рыцарь, смерть и дьявол» представлен образ человека с сильной волей.
Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». Особенно часто он писал автопортреты.
Он благословляет грозное апокалипсическое войско. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Апокалипсис (лат. гуманистический и реалистический характер. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец.
При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства. Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Дюрер просто не дает нам читать, воздвигая перед глазами вертикальные картины и заставляя глаз двигаться сверху вниз, как по музыкальной партитуре для обеих рук.
Георгий. Творчество Альбрехта Дюрера Дюрер, Альбрехт (Drer, Albrech) (1471-1528), немецкий художник, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. Однако Дюрер, разочаровавшись в технике офорта, больше не возвращался к ней. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.
Главной своей задачей художник видел в том, что бы показать, что отличает портретируемого от других людей, вот таким образом героями своих картин он выбирал яркие личности. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т.