Альбрехту Дюреру было всего 27 лет, когда он задумал «Апокалипсис». «преголя» предлагает вниманию своих читателей несколько иллюстраций к «Апокалипсису»: восемь гравюр А. Дюрера, шесть гравюр Г. Доре и шесть гравюр Ю. Шнорр фон Карольсфельда. Наследие Альбрехта Дюрера ценно для нас тем, что донесло очищающую силу древней книги Библии «Апокалипсис», предсказания которой разворачиваются в современном мире. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555).
Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин. И – прибавим теперь биографический момент выставки – вы решили не ограничиваться «Апокалипсисом» Дюрера.
По цельности, монументальности и эмоциональной выразительности «Апокалипсис» Дюрера – величайшее произведение Северного Возрождения. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555).
Так вот за исходное – гармонического типа идеал – было принято в качестве исторической конкретизации искусство Высокого Возрождения (слияние телесного с духовным) иллюстрируемое на Синусоиде идеалов точкой на середине синусоиды (при этом время, считаем, течёт слева направо). В «Апокалипсисе» даны пророчества, предвещающие борьбу Небесного воинства с тёмными силами антихриста, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд и вечное светлое Царство на новой Земле под новым Небом. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года.
Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане.
И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». Справа налево выгравированы эти наездники. И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5).
В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух — черное. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово.
На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны. И дым ее восходил во веки веков. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку.
Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния. Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона.
Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Как великие нидерландцы Ян ван Эйк и Гуго ван дер Гус, он умел извлекать из старой философии новые уроки, а художественные приемы готического искусства он виртуозно использовал для новых творческих задач.
Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Боязливо косятся на нее паж и дама. 9И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы. 7:1-2).
3И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». А правый диссидент (Галич) в то же время так же неистово рассчитывает на немедленную победу – Ну как сказать. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси.
В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Только Богу.
Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало — но на этот раз — Зеркало спасения. Мастера стремятся соединить натурализм с идеализацией классицизма. Уперев руки в бок, в центре группы в уверенной позе изображен мужчина, критично и свысока вглядывающийся в блудницу, в нем мы можем предположить самого Дюрера (С. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам.
14И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя и все тучное и блистательное удалилось от тебя ты уже не найдешь его. Языки пламени вздымаются до небес. На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов».
И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира. Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле.
И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Некоторые исследователи считают ее законченным произведением, другие предполагают, что это створка несохранившегося алтаря. «Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Это безумно разнообразный материал.
На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов». Действо разворачивается на городской площади, в окружении толпы людей, по-разному реагирующих на происходящее. 14Я сказал ему: ты знаешь, господин. Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. В пику антиподу, потребительскому католицизму, скажем так. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни.
На подтверждение я наткнулся нынче в связи с Дюрером. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом. Художник расположил всадников по диагонали.
Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. И тоже очень связан с безумной эпохой средневековья, там сама жизнь была очень трудной, абсолютно другой. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе.
19Итак напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Соседство Италии, конечно, не могло пройти бесследно для Германии и итальянский Ренессанс, без сомнения, оказывал влияние на немецкую культуру.
Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти».
Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. Не «не должен», а именно «не может». 4И узрят лице Его и имя Его будет на челах их. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий.
Крикнуть громче – и они проснутся. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. 2Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. Вот-вот и взойдёт (солнце гармонии). Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому.
Такое землетрясение. Когда вострубил первый Ангел, то «сделались град и огонь, смешанные с кровью и пали на землю и третья часть дерев сгорела и вся трава зелёная сгорела» (8:7). Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием.
Популярность их была поистине необыкновенна. Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Капитализм я считаю низостью. Одна была очень забавная.
Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. Сейчас.
Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности». Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать.
Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11).
В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное. 4Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. В центре круга – скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов.
Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться».
Внимание останавливает крупная фигура слепого всадника в центре гравюры, олицетворяющего суд. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить. В Государственном Музее архитектуры им. Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству.
Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам.
И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. аллилуия. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Апокалипсис или «Откровение апостола Иоанна Богослова» – заключительный раздел библейского Нового Завета.
Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Потом Вавилон, лишённый почти всех жителей, утерял своё значение. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Не против Рима императорского, но против папского Рима.
«И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Когда вострубил третий Ангел, то от падения с неба большой звезды на третью часть рек и на источники вод «третья часть вод сделалась полынью и многие из людей умерли от вод, так как они стали горьки» (8:11). Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста).
С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война.
В нем нет ни тени славы и величия. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8).
В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. В произведениях Дюрера нет той ясной гармонии и умиротворения, которые присутствуют у Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Джорджоне. 7:9-17).
Оно же как человек. Откр. Апокалипсис (лат. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов.
В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Изменяется сама физическая природа и это сопровождается неизбежным катаклизмом. Производительная как бы. Так возникает тип художника, диаметрально противоположный его итальянским или нидерландским современникам, тип нового идеализма образования и универсализма, покоившегося не только на естественнонаучной эмпирии, как у Леонардо, но основанный — как три столетия спустя у Гете — на никогда не иссякающем соучастии во всем, что владеет духом людей и дает пищу фантазии.
Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса.
В немецком искусстве, для которого чуждо было стремление к классическому идеалу, экспрессия всегда преобладает над гармонией, а ярко выраженные индивидуальные черты – над возвышенно идеальными. Может быть. Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад».
«Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Но это не жест, эпатирующий зрителя, не дань моде – это движение души, мощное и глубокое. В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» — с «Земным Раем».
«Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. Когда низменное наступает (как вещизм в СССР после войны и разоблачения сталинизма), то трагический героизм (Высоцкого, например, левого диссидента), опираясь на, казалось бы, совсем недавнее торжество гармонии личного и общего (победу в Великой Отечественной войне), – трагический героизм думает, что можно прошлое вернуть, ведь люди – те же надо только как бы разбудить заснувших в потребительстве. Массы ибо каменных королей и святых в Шартрском соборе и в других соборах – уйма. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения.
«Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался. Художник переносит действие в своё время. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Это уже слишком близко, что-то интимное. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота.
И все выполнены – мистика какая-то – как-то одинаково. И действительно: Иоанн постоянно слышит и описывает музыку – оркестровую, хоровую, звучащую одновременно, как раскаты грома. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Целая стопка.
На других лицах написаны робость испуг или протест. Поздний Микеланджело (если допустить мысленный эксперимент) был бы с Шекспиром. Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери.
Все погибнет в очистительном пламени. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.
Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. Писании символически обозначает полноту). Но эти чары скоро будут разрушены.
Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». И отправной точкой этому послужило знакомство Дюрера с гравюрами итальянского художника Андреа Мантеньи. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века.
Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки. На переднем плане – грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся.
Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Страшный суд — главная тема, проходящая через все творчество Босха.
Мария, написанная Босхом, кротка и спокойна, на ее появление Иоанну указывает ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья лишают образ материальности. Когда вострубил второй Ангел, то «большая гора, пылающая огнем, низверглась в море и третья часть моря сделалась кровью» (8:8), что погубило третью часть кораблей и морских обитателей. Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы.
После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. Позднее художники будут более отстраненными, появится холод, вычурность деталей, математическая структура. 6:12-17). Оба думают, что можно вот-вот победить.
На центральной створке показаны последние часы существования земной жизни перед Страшным судом. Волнения крестьян разгорались все сильнее. Вот таким образом, во время написания «Апокалипсиса», Вавилон не мог быть объектом показательного разрушения. Квадрат Альбрехта Дюрера).
Страшный суд – главная тема, проходящая через все творчество Босха. Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. 3И вторично сказали: аллилуия. 1После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами.
Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. И всё это хорошо иллюстрируется движением по синусоиде с вылетами в экстремы на перегибах. На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях.
Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему.
За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». Это ловушка, которая погубит тебя. 234-235). Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов.
Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. Вверху листа парит белый ангел. Гордый языческий Рим времени Иоанна Богослова, согласно «Апокалипсису», будет обязательно разрушен, наподобие порушению знаменитой Вавилонской башни – символу человеческой гордыни. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». И поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд» (8:12).
Почему-то именно глядя на листы Дюрера, представляешь о том, как хор праведников поет песню, которую никто доселе не слышал и никто, кроме них исполнить не может. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» — зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом.
В период Северного Возрождения это была попытка вернуться к фундаментальным духовным ценностям, как ни парадоксально, путем демонстрации самых жутких картин, описанных в книге «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова). Все погибнет в очистительном пламени. Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием. (Греческое слово «Апокалипсис» означает «Откровение»).
В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Мировой переворот касается не только земли, но и неба. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э.
Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». А ведь он создан черными линиями на белой бумаге. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества.
Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее — Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». И это также является чем-то новым. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные.
То есть готика есть некая успокоенность после героичности (романского искусства воинствующей ценности потустороннего мира). «Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе. В одном из них изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмосе пишет свое знаменитое пророчество. В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17).
Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи. Но только не Дюрер: он ведет с Иоанном совершенно доверительный и совершенно равноправный диалог, являясь добросовестным иллюстратором сакрального текста, настолько адекватным, что заставляет припомнить наблюдение Иоанна за ангелами: те, в отличие от своих антиподов, не ни в коем случае не разрешали поклоняться себе. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя).
Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). «Апокалипсис» написан святым Иоанном около 90 года на острове Патмос, куда он был сослан за христианские проповеди. В центре круга — скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов.
2И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее. В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. Кроме упомянутого в самом начале сверхобщего подозрения относительно парно-враждебных современников-идеалов искусства у меня есть ещё подозрение об исторической взаимопревращаемости типов идеалов (гармонический превращается в идеал трагического героизма, последний – при несгибаемости автора от внешних обстоятельств – превращается в идеал экстремистского типа, при сгибаемости – в идеал соединения несоединимого и т. д. ).
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене. Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане. Он был истинным гуманистом своего времени. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. С одной стороны итальянцы и турки, с другой – отец, который был тесно связан с нидерландскими мастерами, а это в 15 веке – лучшие в Европе.
Иоанна варят в котле. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. – Только вдвоем.
Число 144000 (Откр. В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу.
Боязливо косятся на нее паж и дама. С. 236-237). Ноги его – как столпы огненные. Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему. Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. 20Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки ибо совершил Бог суд ваш над ним.
Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т. е. 76). Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати.
И лишь Гамлет – сверхисторический оптимист – знает, что лишь в сверхбудущем победит гармония. Дюрер представил вавилонскую блудницу в облике прекрасной венецианки изображая ее царственно и обольстительно, как некое волшебное видение она подманивает к себе усталого странника, показывая ему кубок. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. «Четвертый Ангел вострубил.
Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Но в Откровении говорится о неизбежности Божьего Суда, в результате которого все греховное и лживое будет повержено. Сейчас, скажем так, не век гравюры. Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера.
Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса».
Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Особенно часто он писал автопортреты.
8И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый виссон же есть праведность святых. У меня как раз такой увели, очень жалею. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Социализм (не советский, марксовский, государственный, а самоуправленческий, прудоновского-бакунинский, что был у Парижской Коммуны и у арагонцев во время гражданской войны в 1936-м в Испании), – социализм я считаю высотой.
Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. 2И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Но Дюрер – автор и живописных полотен.
Немедленно. Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10). Который также парадоксален. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы.
На вершине холма стоит Иоанн, молитвенно сложив руки, очарованный видом, открывающимся перед ним. С «Апокалипсисом» же просто повезло.
Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса и бездна (Откр. Нет, пожалуй, в истории изобразительного искусства более яркого по своей экспрессивности, емкости и символичности художественного воплощения образа приближающейся беды. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера.
Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Диагональное расположение всадников, стремительно прорезающее наискось все пространство листа и тем самым визуально ускоряющее темп движения, усиливает внутреннее напряжение и подчеркивает неотвратимость надвигающихся бедствий. Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект.
7:4), разумеется, символическое (12000x12144000, ср. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Почему он турецкий. Гравюр сохранилось не так много – почему. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. 4И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник.
Пожалуй. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника.
И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Каждый лист имеет монограмму художника.
Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем». И ведь это были не умеющие читать люди. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Волнения крестьян разгорались все сильнее.
Собирать гравюру нелегко. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги.
Многие тогда считали, что это время уже наступило. Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога.
И я сделал выставку «300 лет Романовых». ибо в один час пришел суд твой. Так из первого видения семи светильников он выбирает образ того, кто был подобен сыну человеческому, голова которого была как белая волна, очи — как пламень огненный, того, кто в деснице свой держал семь звезд из уст которого выходил острый с обеих сторон меч, а чье лицо лучилось как солнце далее он выбирает светильники и узревшего это — Иоанна. Самые разные.
Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. На переднем плане — грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся.
«И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить» (8:6). Этот биографический момент был очень важен. Из-за того и имён авторов этих произведений не сохранилось. Реформация.
На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку.
17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения. Автором «Апокалипсиса» считается евангелист Иоанн -любимый ученик Иисуса Христа, сын рыбака. 7Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.
(Самозабвенно игравший Гамлета Высоцкий играл своё идейное будущее, до которого сам почти не дожил, почти не успел разочароваться в нас, вовремя умер. ) То есть Дюрер оказался между идеалом Ренессанса в творчестве Микеланджело и идеалом Микеланджело же, но после Ренессанса. В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Так великое.
В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. Действие происходит где-то в заоблачной выси: на причудливых облаках стоят светильники и среди них возникает радуга с восседающей на ней фигурой Первого и Последнего, перед которым преклонил колени и сам пророк таким образом, это — видение не Иоанна, но самого художника. Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки. 7:3). В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать.
В его усложненном аллегорическом художественном языке звучит яркая нота трагизма, которая, по всей видимости, объясняется особенностями национального стиля и теми социально-экономическими, религиозными и политическими противоречиями, которые охватили Германию на рубеже XV–XVI веков в преддверии Реформации. И это была личностная искренняя вера в Бога. Потом город отстроили заново.
Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. «Страшный суд» — один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. Шекспир был с Гамлетом.
Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. На других лицах написаны робость испуг или протест. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15).
Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис — Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Малая часть земли, показанная на этом листе – «часть за целое», обозначает для Дюрера и для его зрителей вообще всю ведомую им землю. «Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам.
Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Словно одним человеком. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера.
А Дюрер – с Лаэртом и Высоцким. Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. «Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. И если условия жизни нарушается искусство умирает.
Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Дюрер просто не дает нам читать, воздвигая перед глазами вертикальные картины и заставляя глаз двигаться сверху вниз, как по музыкальной партитуре для обеих рук. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие.
А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года.