«картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей. » (Автор неизвестен).
Главный персонаж произведения – Жиль, французский вариант Пьеро (героя итальянской комедии масок), – неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости. Натура Ватто была, напротив того, гордая и неуживчивая, болезненно чувствительная и глубоко грустная. Одним из первых он сумел оценить самостоятельную значимость рисунков Ватто и опубликовал завещанные ему листы в сборнике Фигуры разных характеров (1726).
Картина «Затруднительное предложение» — поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей, которые сопровождали бы, например, жанровую картину подобной тематики, если бы она была исполнена в стиле академической школы живописи того времени. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Так же жизненно конкретна Помона в картине Вертумн и Помона (до 1715), напоминающая, скорее, театральную героиню-простушку или рыжеволосую красавицу служанку, которая часто позировала ему.
Что это была за композиция, можно лишь догадываться. Они не были переписаны полностью, хотя какие-то изменения претерпели. ГМИИ им. 181). Ватто любит объединять изображения в любовном диалоге попарно (Робкий влюбленный, ок.
Наибольшая кривизна их находится на уровне локтя стоящего юноши. Рассмотрим это произведение. Это не просто воспроизведение кокетки, красавицы, физической красоты.
В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) по правилам Шарля Дюфренуа. Картины «Компания на лоне природы», «Праздник любви» (1717-1720, обе в дрезденской картинной галерее), как и другие картины Ватто, содержат в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона., он зарисовывал их в естественных позах, предпочитая более простые более сложным. Указ. 1710), Рекруты, догоняющие полк (ок.
Был избран почетным членом Академии живописи в 1739 году. Parker et J. Mathey. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник").
Он родился во фламандской провинции. К ранним произведениям Ватто, по-видимому, относятся и две парные картины — Обезьяна-скульптор (или Скульптура, Новый Орлеан, Художественный музей) и Обезьяна-художник (или Живопись, утеряна). Мы опять вернулись к этой картине. Искусство Ватто навсегда осталось поэтическим рассказом о Франции, ее истории, ее людях.
Размер картины 65 x 84, 5 см, холст, масло. Владельцы богатых особняков Лондона охотно покупали его работы (некоторые он привез с собой. — Е. Ф. ), многие полотна навсегда остались в Англии. В период 1712-1720 годах Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни «Комеди Франсэз» и «Комедии Дель Арте». Именно под таким названием в 1717 году было зарегистрировано в академическом реестре знаменитое полотно Ватто Паломничество на остров Киферу (1717), за которое он получил звание действительного члена Королевской Академии живописи и скульптуры. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Так называемые галантные сцены Ватто – «Радость жизни» (около 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. Ватто с нежной иронией показывает как они флиртуют — кокетливо и вместе с тем невинно — и в результате работы кисти Ватто получилась теплая и очаровательная живопись.
Предмет, который он видел некоторое время перед собой, надоедал ему.
В невидимую дверь словно входят дама и галантно протягивающий ей руку кавалер. 23, 0 X 29, 0. Опущенной рукой она не подбирала юбку, а держала платочек. Если в картине видим белокурую музыкантшу в основном со спины, видим ее плечо, руку по локоть и боковую часть гитары, то дама, различимая на рентгеноснимке, дана в неполном профильном повороте, почти в фас. Очаровательна по своему зеленоватому дождливому тону п. рная к Роздыху картинка Тягости войны. Его искусство настолько не вписывалось в существовавшие тогда рамки академической традиции, что для включения Ватто в действительные члены Королевской академии было даже придумано новое определение – «Мастер галантной живописи».
Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик. Глядя на полотна Шарм жизни (ок. (Когда её купили, то разрезали пополам. Для Ватто в его «галантных празднествах» важна была прежде всего общая выразительность мизансцен. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода.
Свои мысли об искусстве Антуан Ватто выразил в полотне Жиль (1718–1719) исполненном до отъезда в Англию. «Я всегда была ценительницей созданий столь исключительного таланта», — писала о Ватто Розальба Каррьера. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды.
В ней нет определенного действия – ни его начала, ни конца. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г. ) должна была использоваться как вывеска комедийной труппы. Размер картины 60 x 75 см, холст, масло. Ehlins Stockholm».
Точно неизвестно, уехал ли он из родного города один или вместе со своим учителем Метейё в повозке бродячих актеров-комедиантов. 1, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им»4. Действительно, розовые платья двух посетительниц лавки написаны великолепно их нежные тона оттенены коричневыми камзолами кавалеров. Antoine Watteau. Об эскизах Ватто все же существуют сведения в каталогах XVIII века.
1717 Неосмотрительность, 1716–1718, Лувр, Париж) или вчетвером (Партия вчетвером, ок. Его лучшие пьесы: Игра любви и случая, Лживые признания, Деревенский наследник. Он станет «рубенсистом», как те французские художники, которые еще в конце XVII столетия оспаривали со сторонниками Никола Пуссена («пуссенистами») первенство колорита над рисунком, приоритет чувства над рассудочностью классицистов.
Найденное движение было последней чертой, завершившей картину. 1720). Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Должно ли оно было прозвучать как ностальгическое воспоминание об ушедшем прошлом «Grand sicle», галантные нравы которого пародировались в романах Мариво. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника.
Ценя красочную возможность рисунка, Ватто часто использовал тонированную бумагу. Он утверждал, что Ватто писал исключительно быстро, так что знаменитая «Вывеска Жерсена» была завершена в восемь дней. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Причем к любому из подобных эпитетов можно добавить «чуть-чуть» ибо Ватто неизменно уклоняется от изображения сильных страстей и ясно выраженных эмоций.
В 1689 году труппа стала называться Thйвtre de la Comйdie-Franзaise. Полотно имело огромный успех и Ватто исполнил его повторение (1718, Дворец Шарлоттенбург, Берлин), за которым закрепилось название Отплытие на остров Киферу (1718–1719). Это гармоничное сочетание элементов бытового, театрального и декоративного и обусловило неподражаемую манеру Ватто.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Catalogue complet de son oeuvre dessine, t. t. Перу Жюльенна принадлежит лучшее жизнеописание Ватто. ), любитель искусства и друг Ватто и знаменитый торговец картинами Жерсен (Эдм-Франсуа Жерсен (1669-. ) – торговец картинами, наследник своего тестя Сируа, также торговца картинами, рамами, багетом.
Эту мелодичность в движении уловили братья Гонкуры, писавшие: «кажется, что процессия движется в определенном ритме и ее движение напоминает гармонию танца». Кавалер (от франц. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». 1712), Маскарад (Итальянские комедианты, ок.
Это тот род композиции, который в XVIII веке почти непереводимо назывался «Partie carree» – «Партия вчетвером».
Указ. Но это всегда костюм, сотворенный фантазией Ватто. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». Не видно, что он от этого страдает. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Справа, за столом — другая пара покупателей, расположившаяся рядом с владельцем лавки и его супругой (возможно, это изображение Марии Луизы Сируа).
И декоративные работы и крупные полотна — «Паломничество на остров Киферу» (1718) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство — мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Порой и в рисунках на библейские сюжеты жест является для художника словно лишь поводом для воссоздания поэтической атмосферы единения фигур в пейзаже, как, например, в рисунке Нахождение Моисея (Школа изящных искусств, Париж) исполненном, возможно, под впечатлением от рисунка Паоло Веронезе из собрания Кроза. С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше.
Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Игра одной из дам на гитаре словно наполняет картину тихо звучащей музыкой. 1718) или самое прославленное «галантное празднество» — Паломничество на остров Киферу, невольно ощущаешь ту еще неразделимую грань между искусством и жизнью, которую пытались постичь все мастера века Просвещения, в том числе и Антуан Ватто, стремившийся столь поэтически тонко решить эту важнейшую эстетическую проблему своего времени. Рисунки — абсолютно особая грань дарования Антуана Ватто. И почти все дома в нём выстроены заново.
«Сцены собеседования» Ватто с изображением развлекающихся в парижских парках дам и кавалеров получили название «галантные празднества». Они направлены с легким наклоном влево и вверх, создавая нечто вроде части арки. Эти мазочки очень жидки и полупрозрачны. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особнякекомм. Шарль Бодлер, тоже признававший его исключительное дарование, неожиданно сопоставлял его с неоклассицистом Энгром: «Если бы господин Энгр получил заказ с острова Киферы, его картина была бы не игривой и проказливой, как у Ватто, а мощной и полнокровной, как любовь во времена античности».
Прекрасный пейзажист XIX века Джон Констебл копировал пейзажи Ватто и говорил об одном из его «галантных празднеств» (Сельский праздник. — Е. Ф. ), что картина написана «так легко, что, кажется, написана медом». И это резко противопоставляет Жиля остальным персонажам. Ватто с азартом уничтожал бедное произведение: удары какого-то орудия вроде шпателя или ножа с закругленным концом оставили резкие и беспощадные следы. Костюм всегда будет играть большую роль в его работах. Что же такое произошло с картиной.
Он исполнил ее за неделю, так как уже имел опыт подобной работы, ранее сделав для бывшего владельца лавки некоего Дьё вывеску со сценой «Людовик XIV, преподносящий орден дофину». «Галантный Арлекин и Коломбина». Удалось найти этюд и к этой девушке (Две сидящие женщины. «Затруднительное предложение». «Жиль в костюме Пьеро».
В первое время этот театр мог бороться с конкуренцией уличных представлений (марионеток, акробатов, площадных певцов) лишь с помощью запретительных мероприятий парижских властей. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Так, пара персонажей из полотна Гамма любви введена в картину Праздник любви (ок.
А, быть может, воспроизведение сцены из прециозного романа Поля Таллемана Езда в остров любви (1663), популярного в аристократических кругах, ставшего своего рода учебником игры в чары любви. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Благодаря этой замене фигуры стоящих кавалера и дамы получили больше свободы и пространства, а следовательно, большую легкость и самостоятельность. Являются ли реставрационными чинками все эти необъяснимые неровности и борозды.
Гораздо выше этих писателей Лесаж, создавший Тюркаре. Созданный Ватто образ актера полон человечности, беззащитной доброты. – Именно последнее. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. 1716, Дворец Сан-Суси, Потсдам). Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. Писались они обыкновенно в стихах, что придавало еще большую искусственность.
При посредничестве Сируакомм. Рядом с ними — третья пара — дама и кавалер, пристально разглядывающие в лорнет демонстрируемое им полотно овальной формы. Элемент жанровости присутствует и в картине на религиозный сюжет Отдых Святого Семейства (ок.
Вряд ли, они все равно остались бы лишь повторениями пройденного художником пути. В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3.
Результат исследования есть и какой результат. Это было последнее временное улучшение. В приступах уныния и недовольства художник иногда уничтожал свои работы.
Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры. Размер картины 130 x 97 см, холст, масло. Это была еще одна попытка обращения к «большому стилю», в трактовку которого художник привнес мироощущение мастера века Просвещения. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Живопись Ватто несет в себе отзвук празднеств, проводимых в парках дворцов эпохи «Grand sicle» Короля-Солнце — Людовика XIV и отклик на кардинальные изменения в мироощущении и предназначении художника нового начавшегося столетия — века Просвещения.
Ценивший колористический талант Ватто, Делакруа несколько свысока отмечал его манеру «словно по трафарету» писать деревья, делая сравнение с фламандцами не в пользу Ватто. Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городке Валансьенн на границе Франции и Фландрии. Отметил, однако, что «картины очень знамениты, но и очень черны». Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Он прошел путь от традиционного для XVII столетия аллегорического портрета до портрета, предвосхищающего достижения лучших мастеров этого жанра в век Просвещения. 1716), Наслаждение балом (ок.
Ось симметрии делит группу на стоящих справа и сидящих слева. Совсем заново была написана фигура полулежащего на траве юноши. У него имелись щегольские и комические (театральные. ) костюмы, в которые он наряжал лиц обоего пола, в зависимости от того, кого он находил для позирования.
Наибольшая кривизна их находится на уровне локтя стоящего юноши. Ватто был блестящим рисовальщиком. 16.
В картине Ватто видится синтез мечты и реальности, мифа и современности, но, какой смысл вкладывал в него сам художник, навсегда останется тайной «манеры Ватто», особое обаяние которой именно в этой недосказанности всего изображаемого им. В Англии под сословием джентльменов (джентри) разумеют всех землевладельцев, не принадлежащих к высшей знати, а также врачей, адвокатов, священников и вообще лиц имеющих ученую степень. Watteau.
Этот «жанр» создан его воображением, впечатлениями от реальной действительности — мира человеческих чувств, театра, музыки, в нем живут воспоминания о произведениях старых мастеров. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
Ватто создавал свои «галантные празднества» на основе рисунков с натуры, которые потом объединял. На спине ее корсажа заметны две продольные складки и полосы. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Они представляют существенную часть его художественного наследия.
Недоговоренностью и тягой к неуловимому, некоей полумаской искусства Ватто были увлечены русские мастера объединения «Мир искусства», для которых оно олицетворяло наивысшие достижения в европейском художественном наследии. Почти в танцевальных па движутся пары по крутому склону берега к тихой воде озера, где ждет их корабль. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Он не любил работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения.
Нет, не может быть. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Парис избравший Красоту в образе Венеры, предстает в живом диалоге с богиней. Его дворец на улице Ришелье в Париже и в загородном особняке в Монморанси украшало большое собрание произведений искусства, каталог которого владелец доверил составлять П. Ж. Мариэтту. 1718). Художник умел гармонично объединять фигурки дам и кавалеров в пейзаже, уподобив «сцены собеседования» некоему музыкальному спектаклю.
Размер картины 55 x 43 см, холст, масло. Полон любовной поэзии романтичный и меланхолический образ героя ярмарочного театра, актера исполняющего серенаду, в картине «Меццетен». Беседа считалась искусством в высшем свете. Название гравюры происходит от строк стихотворной подписи под ней.
Их разноцветность является, вероятно, результатом смешения красок непосредственно на кисти художника, когда на двух, трех ее волосках задерживается один цвет, на следующих же уже набирается другой. Никакого элемента случайности в его выборе не было. Строгий академический Совет в лице таких маститых живописцев и скульпторов, как Иасент Риго, Никола Ларжильер, Шарль де Ла Фосс, Жан Жувене, Антуан Куазево, Франсуа Жирардон, присудил ему лишь вторую премию.
Этот факт вызвал большую путаницу с определением сюжетов его произведений. Следы повреждений и их чинок или записи выглядели бы совсем иначе. соч., стр. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). Можно предположить, что в вытянутой руке он держал какой-то неразличимый теперь предмет (может быть, снятую маску. ). Иначе он работал редко. » (Н.
Она олицетворяет галантный XVIII век. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. Гонкуры сравнивали его «галантные празднества» с музыкой, гармонией танца. (Когда её купили, то разрезали пополам. Являются ли реставрационными чинками все эти необъяснимые неровности и борозды. Королевский музей, Амстердам. ).
Экзотичны, как и графические образы Рубенса, листы Ватто с изображением голов трех молодых негров (Лувр, Париж) или Персиянин (Музей Тайлера, Гарлем), напоминающий героя Персидских писем Шарля де Монтескье — Узбека. При исследовании поверхности картины мы увидим какие-то неровности. 1712), похожей на спящую девушку. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью.
Такова «жемчужная шутка Ватто», скрытая от глаз посторонних. Этюды и картина позволяют судить о блестящем колористическом таланте Ватто. Полотна Бивак (1709–1710), Бивак (ок. На гравюре Н. А. Тардье по рисунку Ватто «С тобою рядом сидя под этой дивной сенью» Жан де Жульен и художник изображены во время летней прогулки в саду особняка его друга. В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) по правилам Шарля Дюфренуа.
В картинах «Актеры французского театра» (около 1712, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Любовь в итальянском театре» (1716, Берлин, Картинная галерея), «Галантный Арлекин и Коломбина» (1716-1718, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1717-1720, Вашингтон, Национальная галерея искусства) Ватто использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Не случайно жизненно правдив образ Антиопы в полотне Юпитер и Антиопа (ок. Зато стиль достигает высшего совершенства в Мелите и Лжеце Корнеля и в Тяжущихся Расина.
Отъезду, однако, предшествовало знаменательное событие. Опять насмешки судьбы – обе картины утеряны, остались лишь гравюры. Вернемся к правой стороне картины и посмотрим, что делается там. Сохранилось 563 листа исполненных в характерных для него техниках — «в два цвета» (сангиной и черным мелом сангиной и свинцовым карандашом), «в трех карандашах» (сангина, черный и белый мел), пастелью, гуашью. В картине «Капризница» художник изобразил воображаемых героев — преднамеренно безразличную леди и рядом с ней внимательного и настойчивого спутника. Люлли, Ватто продумывает действие «ритмически» и «мелодически», если под последним понимать исключительно тонкую организацию цветовой гармонии каждого полотна.
Среди них были любимые, без которых не обходилось ни одно представление. Дворец Ла Мюэтт во времена Ватто принадлежал королевскому егермейстеру дАрменонвилю, который, по-видимому, заказал Ватто росписи (не сохранились) и декор кабинета.
Жерсена (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем). Однако если присмотреться к фигурам справа, то можно заметить, как разрушается эта спокойная идиллия. Рука его покоится на мраморной голове, что указывает на ремесло ваятеля.
Adhemar. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Он ничуть не портит подлинника, сам же высоко ценится наравне с ним.
12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Перед ним – зрители, позади – актёры, но он абсолютно одинок.
Здесь, несомненно, происходит выяснение отношений. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1718) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Путешествовал по Италии и Греции в поисках предметов классической древности. Интересно, что названия большинству полотен дал не сам автор, а его современники. 1717), — художник писал со своего друга Сируа.
Пьеро – постоянный тип итальянской комедии дель арте, один слуг-шутов. Следует отметить, что второй этюд той же гитаристки Ватто использовал в другой своей картине – «Радости жизни», принадлежащей галерее Уоллес в Лондоне. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами».
«Меццетен». Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины.
Высший класс джентри (джентльменов) образуют пожалованные монархом в наследственные баронеты и кавалеры орденов (рыцари). Граф де Кейлюс (Анн Клод Филипп де Кюбиер, граф Кейлюс (1692-1765), принадлежал к дворянской военной семье, служил в мушкетерском полку до 1714 года. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Мы опять вернулись к этой картине.
Рисунки тоже имели большой успех у маршанов и высоко ценились. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер.
(Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. ). Теперь он записан совсем, а вместо него появился другой – тот, что сидит на траве ближе всего к краю картины. Говорил он мало, но хорошо он любил читать, это было его единственным развлечением, которое он позволял себе на досуге не получив хорошего образования, он недурно судил о литературе Конечно, его постоянное усердие в работе, слабость здоровья и жестокие страдания, которыми была полна его жизнь, портили его характер и способствовали развитию тех недостатков, которые ощущались в нем, когда он еще бывал в обществе» (Жерсен). Рисунки Ватто делал исключительно для себя, получая от этого живейшее наслаждение и хранил их в альбомах. В орнамент вкраплены фигурки кавалеров и дам, циркачей, восточных богинь, обезьянок.
В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Греза итальянцев П. Лонги и С. Риччи и многих других европейских мастеров. Уйдя в отставку, начал изучать историю искусства. С его именем, как с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто».
Сейчас трудно определить, какой точно смысл вкладывал он в сюжет этого полотна. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Финетта восхищала Ренуара и он считал эту картину лучшей в собрании Лувра. Двух самых известных в Париже трупп – итальянской и французской комедии. Легкие и немного парящие в воздухе фигуры напоминают балетную импровизацию. Они направлены с легким наклоном влево и вверх, создавая нечто вроде части арки.
Я начала листать все издания картин и рисунков Ватто, не выпуская из рук нужной мне для сравнения рентгеноскопии «затруднительного предложения». Неожиданно в 1709 году Ватто покидает мастерскую Одрана и уезжает в Валансьен, где проводит несколько лет (до 1711 года). 1950, p. 171. ). Есть и такие, которые сохраняют всю свежесть, нежность и яркость его палитры. cavalier, букв.
Он сумел выразить в этом полотне все то, к чему шел всю свою жизнь. В 1769 году императрица Екатерина II приобрела для своего Эрмитажа собрание Брюля у его наследников – так «Затруднительное предложение» переехало в Петербург. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Иногда Ватто вводил сценки с двумя фигурами в «галантные празднества» с большим количеством фигур, тем самым позволяя себе варьировать мизансцены, придавать им большую живость. Француз Антуан Ватто одним из первых в начале XVIII века создал свой тип «сцен собеседования», соединив в нем столь ценимые в век Просвещения увлечение театром, мастерством ведения беседы превратившимся в высшем свете в моду, натурные наблюдения.
Это авторские счистки старого красочного слоя, какой-то невидимой сейчас картины, которая существовала на холсте до «Затруднительного предложения». Оно имеет и другое название — «Что я вам сделал, проклятые убийцы. ». Мне, однако, не удалось отыскать эти эскизы. Первыми получают свое объяснение борозды по краям картины.
Художник часто бывал неудовлетворен своими работами. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Уголь, свинцовый карандаш и сангина. 9. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды.
13. Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества.
Как и в работах последнего, образ провинциального скульптора из Валансьена наделен сознанием собственного достоинства, пониманием исключительности избранного ремесла. Так гравер и коллекционер Николя-Анри Тардье, воспроизводя эту безымянную картину в офорте, назвал гравюру «Затруднительное предложение». Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Ведь до него французская живопись знала только высокие чувства классических трагедий. В начале XVIII века, действительно, существовала мода на ведение беседы на различные темы.
1716–1717), Общество в парке (ок. Как мастер века Просвещения Ватто верил в самое высокое предназначение своего ремесла.
Тончайшие нюансы человеческих переживаний – иронии, печали, тревоги, меланхолии – раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», около 1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-1719, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В картинах — Актеры итальянского театра (ок. Путь к нему лежит через мечту, через умение превратить жизнь в некое возвышенное театрализованное действо. «Компания на лоне природы» или под другим названием «Общество в парке». соч., стр.
Он постоянно искал возможности перебрасываться от сюжета к сюжету. Картина также известна под названием «Любовь в французском театре». Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Это сказано не то в шутку, не то всерьез. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности.
Многие голландские картины, подвергшиеся конфискации и переданные в Музей Наполеона, были отнюдь не героического содержания. Часто он начинал композицию и уставал, завершив ее лишь наполовину» (H. Особенное негодование художника вызвал, очевидно, левый край изображения. Или это авторские изменения.
Он показал не только духовную близость покровителя и живописца, но представил их как равных. При воспоминании о работах французского художника XVIII века Антуана Ватто (1684–1721) в памяти оживают его чарующие небольшие картины с изображением «галантных празднеств», как когда-то современники назвали тот жанр живописи, в котором работал художник. Мужской силуэт стал стройнее, жест руки – выразительнее. Лавка Жерсена стала завещанием Ватто последующим поколениям мастеров. Ватто покинул родной город между 1700–1702 годами, когда Валансьен отошел Франции.
Воплощению тончайшей гаммы чувств в каждом из полотен Ватто способствует пейзаж. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. К их числу относятся все картины Эрмитажа. Простому глазу кажется, что она написана широко, мягкими и крупными мазками.
Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Любимый публикой волшебник сцены Арлекин – главный организатор интриги. Это авторские счистки старого красочного слоя, какой-то невидимой сейчас картины, которая существовала на холсте до «Затруднительного предложения».
«Венецианский праздник». Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Трудно определить истоки подобных сценок в творчестве художника. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Такой отпечаток с полной точностью повторяет оригинал.
Картины Ватто отличаются законченностью в целом, завершенностью каждой детали. Размещение фигур их позы, жесты продумывались художником достаточно тщательно. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. 1716), Беспечный (1717), Капризница (ок.
Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в картине художника «Жиль в костюме Пьеро». Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. Отдельно стоит Скарон, с его неисчерпаемым остроумием, переходящим часто в шутовство.
Комедия дель арте (итал. Влажный климат Англии усилил болезнь. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Это портреты-маски, олицетворяющие как бы различные амплуа актеров и, одновременно, различные оттенки человеческих характеров и настроений — лукавство, неприкаянность, кокетство, грусть.
Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Паломничество на остров Киферу, быть может, не самое лучшее произведение Антуана Ватто. Фигура юноши не прослеживается на снимке.
Сюжет полотна Ватто исключительно прост. Или следами повреждений. Все, что видел художник вокруг себя, что привлекало его внимание, он зарисовывал на листках своих маленьких альбомов, которые теперь считаются шедеврами мировой графики. К позднему творчеству художника относится Портрет скульптора Антуана Патера (1720, Музей изящных искусств, Валансьен).
Что же такое произошло с картиной. Karlekslectionen av Watteau. Чрезвычайно интересный материал о картине дает ее исследование при помощи микроскопа. 1714) Ватто запечатлел уголок парка около особняка Пьера Кроза в Монморанси.
Удалось уловить разработки композиций в рисунке, но не более того. Жерсен огорчался, что в результате такого неряшества картины Ватто темнеют день ото дня и, вероятно, скоро погибнут. Paris, 1879, p. 430). Не заметили их и знаменитые бытописатели – «малые голландцы» и веселые фламандские жанристы. 1710), Въезд в Валансьен (ок. Иногда это целые пикантные сценки с изображением настойчивого кавалера и сопротивляющейся дамы (Соблазнитель), в которых угадываются сюжеты его будущих картин.
Что же все-таки хотел изобразить художник. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Смог ли Ватто после Лавки Жерсена вновь возвратиться к написанию своих «галантных празднеств».
О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Но действительно необычайный сюрприз ожидает нас в том месте, где на картине изображена гитаристка: там, за частой сеткой борозд счистки, рентгенограмма дает изображение дамы с гитарой, но совсем не той, которая нам хорошо известна по «Затруднительному предложению». Зарисовки с натуры служили Ватто основой для его будущих живописных композиций. 11. Не только своему таланту, но и этим людям художник обязан сохранившимся сведениям о нем.
Доказательства моих предположений сами шли в руки. И какая живопись. Дама играла на гитаре, за ней стоял склонившийся, может быть, говорящей ей что-то кавалер, а справа находилась сохранившаяся в «Затруднительном предложении» пара. Тернер называл его своим любимым художником и подражал ему в фантазии, названной Как Вам угодно. Вряд ли справедлив был в своей оценке Делакруа, писавший, что «каждая маленькая фигурка у него (Ватто. — Е. Ф. ) изолирована и слишком уж заметно, что она была написана на досуге, абсолютно независимо от соседних с ней фигур».
Ранние небольшие жанровые картины – с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», около 1708, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени Александра Сергеевича Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Рекруты, догоняющие полк», около 1709, Нант, Музей изящных искусств «Бивуак», 1710, Москва, ГМИИ им. Размер картины 36 x 26 см, дерево, масло. Результат не вполне гарантирован, рентген упрямится, если картина переведена на другой холст, когда ее оборот покрыт краской, содержащей металлические белила и в ряде других случаев, но в «Затруднительном предложении» как будто все идет благополучно. Уже на распродаже 1783 года, (Vente Blondel dAzaincoutt), на которой были работы мастера, в том числе «Елисейские поля», художник Пьер обсуждал возможность их покупки для короля.
В полотне Похищение Европы (Париж, Школа изящных искусств, сохранилась гравюра) он изобразил не сцену похищения Европы быком, а сцену с героями, резвящимися на берегу моря среди нимф. Лучшие писатели комедий XVIII века – Реньяр и Данкурт. В Валансьене Антуан Ватто впервые начинает самостоятельно работать. Как и в своих ранних парных композициях Любовь на итальянской сцене (1712–1715) и Любовь на французской сцене (1712–1715), он снова словно попытался сравнить мир актеров французского и итальянского театров импровизационную свободную игру итальянцев и более скованные классицистические правила игры соотечественников. – Именно последнее.
При соскабливании пострадала ступня кавалера, написанная затем заново. Sa vie-son oeuvre. Обе фигуры были также соответственно изменены.
Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. На ее месте справа были написаны тонкие, словно тающие стволы деревьев, полная воздуха и света даль, легкое строение и часть неба.
Из воспоминаний его друга, торговца рамами и стеклом, владельца лавки у моста Нотр Дам Сируа известно, что Ватто давал следующий совет Никола Ланкре, своему будущему ученику: «Обучение у какого-либо мастера — пустая трата времени надо ставить себе смелые задачи, руководствуясь Учителем всех Учителей — Природой сам я поступал именно так». Иначе он работал редко. » (Н. Paris, -1958, 57. ). Вот собственно и все, что есть на картине. Английское искусство очень многим обязано Ватто.
Между действующими лицами появилась определенная внутренняя связь. А. С. В XVIII столетии художники всех европейских школ, стремившиеся приблизиться к правдивой передаче действительности, обратились к написанию «сцен собеседования». Сюжеты французской комедии черпались, однако, очень часто из испанских драматургов. Художник умер в зените славы и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера— в этой работе принял участие молодой Франсуа Буше, в чьем искусстве десятилетие спустя стиль рококо достигнет своей кульминации. Однако затишье между военными действиями всегда оставалось здесь кратковременным явлением. Другие сообщения вызывают большие сомнения, например, свидетельства Жерсена: очень возможно, что его наблюдение справедливо и что художник был нетерпелив и непримирим в своем творчестве, но всего этого мы отнюдь не наблюдаем в его произведениях.
Или это авторские изменения. Ватто смело нарушает традиционную иконографию в трактовке известных сюжетов.
Сангина, 20, 0 X 34, 0. В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам» (Жан де Жюльен). Жан Антуан Ватто был крещён 10 октября 1684 года в провинциальном Валансьене, незадолго до рождения будущего живописца вошедшем в границы Франции.
Ватто изображает эту уличную сцену из спектакля без иронии. Этюд к ней мне не удалось найти среди рисунков Ватто. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Он просто один и все. Жан де Жюльенн (Жан де Жюльенн (1686-1767) – сын крупного коммерсанта, занимавшегося продажей сукон и родственник крупных мастеров-красильщиков, работавших на знаменитой шпалерной мануфактуре Гобелен. Первыми получают свое объяснение борозды по краям картины.
В портрете передан сильный волевой характер этого немолодого человека. Из комедий Вольтера лучшая Блудный сын. Он же представлен в роли танцора в полотне Венецианские празднества (1719, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Да и впоследствии многие мастера и критики не всегда были справедливы к нему.
В них проявились фантазия, свобода рисунка, редкое колористическое дарование мастера. Искрящиеся легкие мазки придают особую переливчатость краскам, рождают колористическое обаяние каждого полотна исполненного тем «изяществом кисти», которое отмечали современники у Ватто. Кавалер также претерпел некоторые изменения при переработке картины. 2.
Фигура юноши не прослеживается на снимке. Сируа, по-видимому, помогал художнику в продаже его произведений. Но действительно необычайный сюрприз ожидает нас в том месте, где на картине изображена гитаристка: там, за частой сеткой борозд счистки, рентгенограмма дает изображение дамы с гитарой, но совсем не той, которая нам хорошо известна по «Затруднительному предложению».
Кроме приведенного свидетельства Жерсена есть иной документ. Это — жизнь, проведенная в созерцании приятелей-актеров, одетых в переливающиеся атласные костюмы, флиртующих или музицирующих, жизнь, наполненная страстью и отчаянием и еще самым главным для Ватто — возможностью рисовать. Они напоминают капризные восточные безделушки из фарфора, входившие в моду. Это гораздо более важно для него, чем мимика лиц, которые словно в тени. На рентгеноснимке он выглядит много тяжелей и приземистей, чем сейчас. Есть только настроение, есть чувства, может быть, «малые», а может быть и нет, есть тихие аккорды гитары, случайные, бездумные.
1716–1717), Безмятежная любовь (ок. Итак, «Затруднительное предложение». За эти труды был принят почетным членом в Академию живописи. Вскоре Ватто сменил наставника. Исходя из этого, я заключила, что девушка была написана последней.
Автопортрет сангиной (1722, Музей Конде, Шантийи) считается работой или самого художника или копией с него исполненной Ф. Буше в год смерти Ватто по заказу Жана де Жульена для издания Фигуры разных характеров. Это редкий случай переработки одной композиции в другую. Так в XVIII в. писали парадные портреты. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Существует еще гравюра Л. Крепи (1727, Школа изящных искусств, Париж) исполненная с утерянного оригинала, где полуфигура художника изображена в костюме героя комедии дель арте.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Картина не имеет повествовательного сюжета. Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу — картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. В ранних полотнах Искательница приключений (ок.
Размер картины 56 x 46 см, холст, масло. Здесь, по-видимому, была написана картина Актеры итальянского театра (1719–1720), а парная к ней — Актеры французского театра (1720–1721, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)— завершена по возвращении на родину. Энергичные акценты линий сангины и черного мела придают живую выразительность и тонкую эмоциональность его ранним графическим образам — фигурам солдат в дозоре или на отдыхе, бродячих актеров итальянской комедии, рекрутов, зарабатывающих на жизнь гаданием савояров (беженцев из беднейшего района — Савойи. — Е. Ф. ). Фигуры комедиантов в картинах Лукавица (Финетта) (ок. Не случайно его «галантными празднествами» восхищались импрессионисты и, особенно, Ренуар, которого тоже интересовала передача особого неуловимого ритма жизни природы и человека, но уже в новой эпохе.
Париж, Лувр. ), если не специально выполненным для картины, то во всяком случае чрезвычайно для нее подходящим. Предполагалось, что он будет здесь лечиться, так как болезнь легких обострялась, но переезд через Па де Кале до Дувра, а затем дорога до Лондона не пошли ему на пользу. Но не все произведения Ватто потемнели. Писал исследования, посвященные античному искусству. Клод Одран был хранителем коллекции Люксембургского дворца, благодаря чему Ватто мог познавать здесь прекрасные произведения искусства, среди которых особое место принадлежало полотнам Питера Пауля Рубенса из серии История правления королевы Франции Марии Медичи., он зарисовывал их в естественных позах, предпочитая более простые более сложным. Однако мне удалось проследить некоторое сходство фигуры и позы этой дамы и героинь еще двух картин Ватто: «Влюбленного Арлекина» известного по гравюре Кошена и «Ревнивцев», гравированных Скотэном.
1716, частное собрание, Париж). Весной Ватто стало хуже. В этой работе Ватто вновь выразил свое представление о роли художника. При исследовании поверхности картины мы увидим какие-то неровности. Антуан Ватто сумел достичь славы и признания при жизни. Возможно, это интерпретация известной со времен Ренессанса темы «садов любви», которая привлекала в свое время Рубенса и других мастеров Фландрии и Италии. Быть может, он отразил с тонким оттенком иронии в этом комичном любовнике свои собственные чувства.
«Надо посмотреть еще нескольких Ватто, чтобы изучить его приемы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», — запишет в своем Дневнике Эжен Делакруа. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекина. В Валансьене он уделял ему много времени и остался верен ему всю жизнь. В Англии подобные «сцены собеседования» получили название «conversation pieces», в Италии — «conversazioni». Но этого не случилось.
Братья Гонкуры писали о ней так: «Грация Ватто — подлинная грация. Герои картин Ватто часто находятся в ситуации визуального диалога. Фигуры стоящей пары относятся к раннему варианту. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Обе картины Ватто в коллекции Дрезденской галереи – «Общество в парке» и «Праздник любви» – в сущности, написаны в одном жанре – «галантных празднеств».
Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй – игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. 1716), Мецетен (1717–1719) выглядят величественно, хотя эти полотна невелики по размеру. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Итак, «Затруднительное предложение». Перед нами редкий случай, когда Ватто тут же, на холсте, перерабатывал свой замысел.
Оба они – наиболее близкие друзья Ватто, который даже жил в их доме. Вывод может быть только один: она чем-то очень не понравилась художнику. Фламандская традиция навсегда останется важнейшим источником искусства Ватто. К сожалению, автопортреты Антуана Ватто сохранились лишь в рисунках и гравюрах. Сведения почерпнуты из издания Archives de l Art frangais.
В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. А. С. Пушкина)13. Размер картины 57 x 73 см, холст, масло.
и есть, как и всегда у Ватто, прекрасная природа, немного сказочная или театральная. Что же мы видим на картине. Вот примерно и все, что удалось установить по поводу работы Ватто над «Затруднительным предложением». 1713), Арлекин и Коломбина (Хотите покорять красавиц. ), 1712–1715 Две кузины, ок.
Полотно Лавка Жерсена явилось одним из ранних образцов бытовой живописи века Просвещения, предвосхитив работы Шардена, Ж. -Б. Замены одной маски другой в труппе актеров были совершенно невозможны.
«Портрет кавалера». 1716), рассказывая о сюрпризах и нечаянностях любви. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». К дому примыкал сад, спускавшийся к самой Марне, — с боскетами, густыми деревьями, сад, напоминающий фоны картин Ватто.
Трудно предположить, что что-то одно явилось источником рождения его «галантных празднеств».
Писал исследования, посвященные античному искусству. Автопортреты Ватто, быть может, лучшее, что было создано им в этом жанре. В своих картинах Ватто создал идеальный мир, проникнутый чувством умиротворенности, покоя и легкой печали. 1716 Гамма любви, ок. Результат исследования есть и какой результат. Английское искусство очень многим обязано Ватто.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. В 1717 Ватто присвоено звание академика. В полотне Перспектива (ок. По-видимому изменение колорита картин началось рано, так как в каталогах XVIII века есть указания на почернение его произведений (К подобным картинам из числа наиболее знаменитых относятся «Общество в парке» (Лувр, Париж) «Хотите ли вы покорить красавиц» (галерея Уоллес, Лондон) «Чаровник» (музей в Труа) «Гамма любви» (галерея Уоллес, Лондон) «Елисейские поля» того же собрания и другие.
Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. 1710. Возможно, работая над этим циклом, Ватто думал о скульптурных образах Флоры, Цереры, Бахуса (в Лувре хранится его прекрасный рисунок Вакх с чашей, связываемый с циклом), которые украшают парк Версаля. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. Все три наброска блестяще передают движение, характер, настроение.
Исходя из результатов анализов, можно твердо сказать, что на холсте, на котором сейчас мы видим «Затруднительное предложение», еще до его создания имелась какая-то композиция. Paris. Элементы модной «китайщины» (распространенной также в украшении мебели и фарфора. — Е. Ф. ) свидетельствуют о том, что Ватто использовал характерные мотивы эпохи, но проявлял фантазию и вкус, предвосхищая поиски мастеров рококо.
«За ним навсегда сохранится слава величайшего и искуснейшего рисовальщика, которого когда-либо явила Франция», — писал Э. Ф. Жерсен. В начале XVIII столетия Ватто стал одним из мастеров, предвосхитивших новую концепцию пейзажа — пейзажа «на мотиве», основанного на передаче конкретного вида, эффектов освещения, красок реальной природы. На сцене комедии дель арте появилось более сотни персонажей. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, – «Вывеска лавки Жерсена».
Одно из самых больших своих произведений. Огорченный отказом, он на время покинул Париж. 1712), Искательница приключений (ок. Вместо одной гитаристки появилась другая, которую мы хорошо знаем.
Они изображали фигуры в интерьерах и пейзажах, объединяя их совместным действием. Он покинул дом Жерсена.
В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Adhemar. Французский просветитель, написавший свое эссе уже после смерти художника, тоже пытался решить эту проблему, призывая актеров в их игре к большей жизненности и естественности: «Приобретайте грацию и свободу, делайте все ваши поступки простыми, естественными и легкими, не будьте симметричны, безжизненны, пригвождены, размеренны и расставлены кругом», — назидательно советовал он им.
Размер картины 37 x 48 см, холст, масло. В 1735 году он издал свод гравюр исполненных с его живописных произведений. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. ). Глядя на эти диалоги влюбленных в картинах Вертумн и Помона или Похищение Европы, вспоминаются слова П. К. Мариво: «Ну и сюрпризы преподносит нам любовь. » В этих полотнах живет отзвук театральной травестии, нарушающей традиционные строгость и чопорность академической картины на мифологический сюжет.
Сохранились гравюры с изображением сюжетов исполненных им вместе с Одраном. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Друг художника Э. Ф. Жерсен купил антикварную лавку «Великий монарх» и обратился к Ватто с просьбой написать для нее вывеску.
Он не держал учеников и вел уединенный образ жизни. В отличие от мира «галантных празднеств», где фантазия художника талантливо объединяла мир реальности и театра, сцены в картинах 1719–1720 годов выглядят просто эпизодами из пьес, ставившихся в это время. Он живет в доме своего последователя — живописца Филиппа Мерсье. Не повторил ли он где-нибудь эту, только впоследствии разонравившуюся и стертую даму. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».
181. ). Adhemar. Результат не вполне гарантирован, рентген упрямится, если картина переведена на другой холст, когда ее оборот покрыт краской, содержащей металлические белила и в ряде других случаев, но в «Затруднительном предложении» как будто все идет благополучно.
Ватто и правда, был не чужд искусству театра и его пейзаж превращается в декорацию, где расположенные по краям деревья, словно кулисы, приоткрывают происходящее на воображаемой сцене. Жерсен оставил одно из наиболее полных (после биографии Жюльенна) жизнеописаний Ватто. ), наиболее близкий человек к художнику, отмечают необыкновенную напряженность, с которой работал Ватто, напряженность, которая, по их мнению, приводила его к меланхолии.
I-II. Актеры назывались соmйdiens ordinaires du roi. Далее мои исследования принимают уже почти неправдоподобный характер: в одном из аукционных каталогов удается найти контрэпрев (Контрэпрев рисунка фигурировал на распродаже собрания барона Швиттера 1883 года, 179. ) использованный для картины. Жан де Жульен, унаследовавший почти все работы Ватто, фактически сохранил их для истории.
Для Ватто в данном случае он и сыграл роль подготовительного этюда к картине. Сохранились лишь расписанные художником панели кабинета. Иногда я видел, как он полностью стирал уже законченные картины, чем-то ему не понравившиеся, найдя в них воображаемые недостатки» (Н. Он изображает актеров или своих друзей в костюмах театральных персонажей, располагая их по одному, попарно или живописной группой в пейзаже. Он начал творить в то время, когда т. н.
У Жерсена Ватто жил по возвращении из Англии, для него написал знаменитую «Вывеску Жерсена». Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
1717), которая очень нравилась Ренуару. Граф де Кейлюс (Анн Клод Филипп де Кюбиер, граф Кейлюс (1692-1765), принадлежал к дворянской военной семье, служил в мушкетерском полку до 1714 года. Картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей, которые сопровождали бы, например, жанровую картину подобной тематики, если бы она была исполнена в стиле академической школы живописи того времени. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Другие борозды идут под его ногами, одна из них даже пересекает его левую щиколотку. 7. Это – продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка.
«Ватто никогда не бывает удовлетворен своими картинами, что не мешает ему быть одним из нынешних королей кисти», — писал один из его биографов. И, хотя истоки подобных жанровых сценок следует искать в творчестве фламандских мастеров, в этих небольшого размера картинах чувствуется «французская ирония и чувствительность», которую подметил в творчестве Ватто поклонник его живописи Александр Бенуа. Изящными абрисами линии черного мела и сангины переданы закругленные формы тел лежащей Вакханки (Музей Коньяк-Жё, Париж) и обнаженной Женщины с вытянутой рукой (Лувр, Париж). В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. В сборнике «En konstbok National Museum. Ватто считается основоположником рококо в живописи. В них Ватто вновь обратился к теме театра, любимому им миру кулис, масок, превращений.
Им посвящены такие полотна, как «Отплытие на остров Киферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (1717-1718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Иногда в его рисунках встречаются формы, которые будут привлекать внимание мастеров рококо — орнаментальный картуш для веера (с него гравировал Ф. Буше) или изображение раковины, от которой и происходит слово «рококо» или «рокайль». французский художник и рисовальщик.
Свое преклонение перед прекрасным Ватто выразил в полотне Суд Париса (ок. Как и в орнаментальных мотивах, он ищет четкости в изображении фигурок молодой, уверенной в себе особы и юноши-гитариста в картине Искательница приключений и горбоносого гитариста-обольстителя и слушающих его серенаду двух дам (Обольститель). Картина известна также под названиями «Мальчик-савояр с сурком» и «Шарманщик с сурком». Размер картины 185 x 150 см, холст, масло.
Следы повреждений и их чинок или записи выглядели бы совсем иначе. Рентгеноснимки показывают и их первичное состояние. Комедии делились на Комедию характеров, Комедию интриги и Комедию нравов.
1718), Елисейские поля (ок. Adhemar. Отныне фламандский художник — его самый любимый художник. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. К шедеврам Ватто относится и исполненный сангиной Портрет Антуана де Ла Рок (Музей Фитцуильям, Кембридж). Видно, как художник возвращался к тем же образам с любовью и удовольствием. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству.
По-видимому, прежде чем ввести избранную им фигуру в композицию, он ее долго мысленно «пригонял» к отведенному ей месту. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Размер картины 41 x 33 см, холст, масло. Пушкина «Военный роздых», около 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж) – обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира Ватто, художник, несомненно ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи короля Людовика XIV, а обращается к искусству 17 века – крестьянским жанрам Луи Ленена, графике Калло, фламандским и голландским мастерам. Церера, олицетворяющая лето, (Флора — весну, Бахус — осень, Сатурн — зиму. — Е. Ф. )— обычный персонаж подобных циклов в общепринятой в те времена иконографии их изображения. Актёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои подлинные чувства, во многом близок самому живописцу. «Галантные сцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью.
1712) или в несохранившихся и известных лишь по гравюрам (гравюра Л. Жакоба Изгнание итальянских комедиантов из Парижа в 1697 году) он изображает актеров, превращая сценки в некую разыгрываемую ими пантомиму. Особенное негодование художника вызвал, очевидно, левый край изображения. В 1717 Ватто присвоено звание академика.
Он был очень сложной, во многом противоречивой натурой: человеком имевшим, по словам современников, тяжелейший характер и одновременно обладавшим множеством друзей, мрачным меланхоликом и творцом такого нового жанра в живописи, как «галантные празднества», художником, пользующимся запущенными, засоренными палитрой и кистями и создающим картины, сияющие чистотой цвета как драгоценные камни. Такие же борозды есть и у левого края картины. Уйдя в отставку, начал изучать историю искусства. Картина известна также под названием «Портрет джентльмена».
Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Содержание этого самого известного «галантного празднества» художника вызывает различные мнения. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьёзностью.
Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Изобразительное пространство словно пронизано «трассами» взглядов задумчивых, мечтательных, рассеянных, нежных, просительных, кокетливых, грустных, насмешливых, равнодушных. Или следами повреждений.
Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником. Оно подчеркнуто освещением и светлыми одеждами двух главных персонажей и более темными — остальных (Меркурия, Минервы, Юноны. — Е. Ф. ), не безучастных, а заинтересованных свидетелей происходящего. Вот таким образом эмоциональнолирическое содержание каждого «галантного празднества» у него индивидуально, как в каждой балетной пасторали, в нем существует своя внутренняя логика композиции, заставляющая ощутить руку умелого «хореографа», придающего каждой картине особую пластическую выразительность. commedia dellarte – комедия масок) – итальянский профессиональный театр использовавший маски, пантомиму и буффонаду (16-17 вв. ). Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение.
В великолепном графическом портрете Дочери Сируа (Британский музей, Лондон) Ватто сопоставил два характера, два человеческих темперамента использовав прием, к которому потом будут прибегать романтики, стремившиеся раскрыть разнообразный и изменчивый внутренний мир человека. соч., стр. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. «Французская комедия». Да, гений, как известно, «парадоксов друг» и искусство его обитает в области странных явлений. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Осенью 1719 года Антуан Ватто уезжает в Англию. «Ватто был среднего роста, слабого сложения, он отличался беспокойным изменчивым нравом, твердой волей по умонастроению был вольнодумец, но вел разумный образ жизни он был нетерпелив, застенчив, в обращении холоден и неловок, с незнакомыми вел себя скромно и сдержанно, был хорошим, но трудным другом, мизантропом, даже придирчивым и язвительным критиком, постоянно не был доволен ни собою, ни окружающими и нелегко прощал людям их слабости. 1709, Музей изящных искусств, Нант), Савояр (1711), Отдых военных (ок. Ватто был первым художником 18-го столетия во Франции, который создал нечто полностью новое в искусстве живописи, нечто ранее неизвестное, нарушив правила и традиции французской академической школы живописи.
Также мало нам известно о живописной «кухне» художника. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Ватто изобразил в своей картине персонажей комедии дель арте. 15.
Этот этюд не был использован ни в одном мне известном произведении художника. Совсем иное впечатление создается при шести и особенно двенадцатикратном увеличении. Он никогда не называл, не подписывал и не датировал свои картины. 172. ).
Выдающаяся пьеса первого Игрок слишком усыпана остроумными фразами. Это одно из первых произведений Ватто, где театральные впечатления сливаются с жизненными наблюдениями, как это и в дальнейшем будет в картинах художника. Эту жизненность и естественность по-своему искал и Ватто, создав свой тип «сцен собеседования», в которых проблема соединения идеализации и натурности обрела наивысшую гармонию. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». У него имелись щегольские и комические (театральные. ) костюмы, в которые он наряжал лиц обоего пола, в зависимости от того, кого он находил для позирования.
Рассмотрим это произведение. Полотно Сатира на врачей (начало 1710-х), написанное, по-видимому, в Валансьене, еще не достаточно самостоятельная работа. Он состоял из платья с прямыми, тяжело падающими складками.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. К сожалению их состояние действительно необратимо. Затем увлекся гравированием рисунков художников прошлого и некоторых современных мастеров. О его полотнах можно сказать тоже словами Дидро: «В этом есть что-то от сна, но это не сон».
За эти труды был принят почетным членом в Академию живописи. Произведения Ватто рассказывают о времени, в котором он жил, о нем самом как о тонком и искреннем художнике, они «открывают» век Просвещения во Франции, в них сфокусированы многие непростые эстетические проблемы, стоящие перед искусством и пленительная смелость в попытке их решения.
Указ. Была полностью уничтожена фигура мужчины, стоящего за спиной музыкантши. Затем увлекся гравированием рисунков художников прошлого и некоторых современных мастеров. Путешествовал по Италии и Греции в поисках предметов классической древности. В рисунках Ватто часто встречается изображение дочерей Сируа, позировавших художнику.
Лица героини и героя были частично закрыты черной полумаской, говорили они на итальянском литературном языке. Ватто избрал тот, который, с его точки зрения, наиболее подходил к картине. Как в операх его великого современника Ж. -Б. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм.
Юбка была значительно уже, нежели на картине. 1712) и Обольститель (ок. Ватто не был однообразным художником. «Савояр с сурком». Мир реальности и мир искусства сопоставлен теперь по-иному. Его «галантные празднества» всегда охотно раскупались, так как удивительно гармонировали с интерьерами особняков знати. Здоровье Ватто ухудшалось.
Перед нами редкий случай, когда Ватто тут же, на холсте, перерабатывал свой замысел. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Жиль Ватто, подобно Хромоножке Хусепе Риберы или Продавщице креветок Уильяма Хогарта, Шутам Диего Веласкеса, стал воплощением образа человека из народа, жизнь которого стремились познать и правдиво передать художники XVII и XVIII столетий.
Образ Мецетена — персонажа французской комедии, который создавался в полотнах Мецетен и В костюме Мецетена (Семейный концерт, ок. Новому театру «Комеди Франсэз» была предоставлена привилегия ставить трагедии и комедии и дана была ежегодная субсидия в 12000 франков было точно определено число актеров урегулировано управление театром. Персонажи левой стороны картины оказались переделанными еще капитальнее. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.
Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.