В мастерскую Родена вступили парижские сумерки, когда внезапно распахнулась дверь и в студию вошел Антуан Бурдель. Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle 30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция— 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция)— французский скульптор, ученик О. Родена. Его студия стала Музе Боерделлом, художественным музеем, посвященным его работе, расположенной в 18, рута Антуан Бурдель, в 15-м районе Парижа, Франция. Антуан Бурдель (31 октября 1861 – 1 октября 1929), родившийся Эмиль Антуан Борделль, был влиятельным и продуктивным французским скульптором, живописцем и учителем.
Эмиль Антуан Бурдель (фр. Художественный музей Эмиля Антуана Бурделя (Muse Bourdelle), находящийся в 15 округе Парижа, был открыт еще в 1949 году, через 29 лет после смерти знаменитого французского скульптора-монументалиста.
Аллегории дополнительно объясняли добродетели генерала – Мощь (Сила), Переможнисть (Победа), Свободолюбие (Свобода), Красноречие (Ораторство). появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне». Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках. Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году. Это дало ему возможность продолжить образование в Париже.
На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. для Бурделя было отмечено большой удачей – он получил заказы на оформление Театра Елисейских полей и памятник аргентинскому генералу Альвеару. Его ярким образным воплощением является Пенелопа, внешняя гармония которой полна внутреннего драматизма, как полно тревоги ее долгое, бесконечное ожидание.
«Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море», 151 говорил о «Пенелопе» Бурдель. В 1876 г., одержав победу в трудном конкурсе, юный Бурдель поступил учиться в Тулузскую Школу изящных искусств. Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929.
Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910-1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). Придавал символико-аллегорический характер монументальным произведениям (памятник генералу К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913-23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж). Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена.
Чтобы передать пафос, духовное и физическое напряжение своих героев, Бурдель смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж). Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30 октября 1861, Монтобан 151 1 октября 1929, Ле Везине), французский скульптор, график. Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана.
Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации. Об этом свидетельствует голова «Аполлона» (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Преподавал в Париже в студии Гран-Шомьер (1909-1929), ученики Бурделя – А. Джакометти, В. Н. Мухина, И. Д. Шадр.
Такие случаи доводили меня до отчаяния еще немного и я покончил бы с собой. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель. Я работал с ним девять лет.
(1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». В центре его внимания могучие характеры, люди действенные, активные, целеустремленные. Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (187615184), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (188415186).
Учился в Тулузе (1876-84), в парижской Школе изящных искусств у А. Фальгьера (1884-86) в 1886-90 годах пользовался советами Ж. Далу, в 1893-1908 годах работал ассистентом в мастерской О. Родена. «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: «Умирающий кентавр» (1914) и «Сафо» (1925, обе бронза, Музей Бурделя) 151 воплощение трагизма судьбы поэта и творца. Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения.
Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909-1912), Сафо (1924-1925). В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ). Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений.
В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Третий аспект наиболее глубок и сложен. Среди последователей Бурделя – А. Августинчич, Е. В. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович.
Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. Первую модель будущего конного монумента художник создал 1912 года. С 1909 года Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер. За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов.
Мое сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты. Среди первых крупных произведений мастера «Памятник павшим» в Монтобане (1893-1902). На литье из бронзы всех фигур потратили три года. Он ученик Парижской академии, в столице он с 1884 года.
В Аполлоне (19001511904, Париж, Музей Бурделя) он воплотил идеал человека с могучим интеллектом, видя в нем олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком. М., 1935). Творчество Бурдель Эмиль Антуан, одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (например, статуя Эльзасской Мадонны (1922) выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Бурдель Эмиль Антуан работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Она была моим главным источником. О нем не забыли и земляки монтобанци, обитавших в Париже.
Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. Это уже нечто большее, чем ученик. В портретах («О. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан – 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Высота аллегорий равнялась 370 см. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера.
«Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье. Примерно в это же время его произведения упоминаются на выставках в Салоне. Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Он увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики.
Его общая высота составляла 20 метров. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (187615184) и Париже (188415186). Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Бурдель. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, 151 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Особую одухотворенность образам Эмиля Бурделя придает чувственное интеллектуальное постижение и переосмысление им античности, которую великий французский скульптор воспринимал как гимн абсолютного равновесия, обогащенный тем, что дало ему новое время.
Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми). Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915–1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909–1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает «Пенелопу» (1912, бронза, там же). Творческое наследие его поистине огромно – сотни памятников, статуй, барельефов, бюстов, тысячи рисунков, пастелей, гуашей иллюстраций. Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью».
Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908). Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893-1908). Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным». Статуя «Франция» (1925) была поставлена в память павшим в войне 19141511918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже 151 в честь волонтеров «Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года 151 8 мая 1945».
Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства. Художник увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. В портретах (О. Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ.
Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). Углы постамента подчеркивали фигуры аллегорий. Начавшийся в 1912 году произведение было закончено лишь 14 лет спустя и торжественно открыт в октябре 1926 года.
Кроме огромного фриза (14 м х 2, 48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах. В 191215123 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса 151 вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. Скульптора часто упрекали в его чрезмерном увлечении архаикой, в неумении решать насущные проблемы современными методами. Роден», бронза, 1909 «А. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Лошадь и всадник – как одно целое, монумент в статической позе хорошо выглядел на фоне неба. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86).
Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер. Во второй половине 80-х гг. Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Пенелопа, 190915112, Сафо, 192415125, 151 все бронза). Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909–1912), Сафо (1924–1925).
Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра) могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже) «Анатоль Франс» 151 олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады). Произведения Б. конца 1880-х 151 начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 18931511902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны. В отдельных произведениях Бурдель Эмиль Антуан 20-х гг. Вдвое выше них постамент украсили глухие арки и площадка для лошади. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. В отдельных произведениях Б. 20-х гг.
Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой. Как и в монументах, в многочисленных (около 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека» : Л. ван Бетховен (бронза, 1887-1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. А в пятнадцать лет в надежде на славу и удачу при поддержке поэта Э. Пувийона, с которым они впоследствии стали большими друзьями, поехал учиться в тулузскую Школу изящных искусств. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона».
Бурдель стремится идти своим путем. Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца. Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Надо мной простиралось военное небо Франции. ». В 190915129 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу (см. МИЦКЕВИЧ Адам), которого он представляет в образе странствующего пророка.
Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Увы, памятник Альвеару – один из удивительных образцов монументальной пластики XX в. – во Франции так и не был установлен.
Увлеченный традициями греческого искусства, Бурдель попытался возродить утраченные представления о классическом синтезе искусств в оформлении Театра Елисейских полей (1910-1913), для которого он выполнил не только скульптурный фриз и пять метоп, но почти 60 фресковых росписей в интерьере. С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки). Памятник К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-17), А. Мицкевичу в Париже (1909-29, оба – бронза), выразительные портреты (О. Жизнь – моя единственная школа. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (статуя Эльзасской Мадонны, 1922, выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции.
Мужеством и напряженной скорбью веяло и от аллегорических фигур. Позже Эмиль Бурдель сказал:. Среди монументальных работ мастера памятники Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и Мицкевичу в Париже (1909-1929). Произведения Бурдель Эмиль Антуан конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет.
Меня удерживало только одно — искусство. В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе. Роден, бронза, 1909 А. Франс, бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 191515123), в установленных в Париже статуе Франция (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 190915129) стремился выразить гражданские идеи. Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. Преподавал в студии Гранд-Шомьер (1909-29). В грандиозной бронзовой конной статуе генерала Альвеара (19141511923, Буэнос-Айрес), возведенной на высоком пьедестале из розового гранита, архитектоническое построение форм, удлиненные пропорции, чеканная линия силуэта, утяжеленность деталей, пластическая игра рождают образ огромной силы. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор.
Преподавал в студии Гранд Шомьер (190915129). Я готов был даже на подвиги. «О, люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне. Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека.
В 1893 году Огюст Роден предлагает Бурделю место пратисьена (помощник, переводящий скульптуру в другой материал или размер) в своей мастерской. После окончания тулузской школы Эмиль Бурдель как наиболее одаренный выпускник был удостоен специальной стипендии монтобанского муниципалитета. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов.
Участник выставок парижского Салона с 1884 года. Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники (см. АРХИТЕКТОНИКА). Однако дух Бурделя полон томления, его влечет драматизм, побуждающий форму трепетать и пульсировать. Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы.
Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится. И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов.
появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика. Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру. В 191015113 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе.
Начало 1910-х гг. Бурдель решился покинуть академию и его лишили Тулузской стипендии. – Превозмогая боль, я начал лепить. В 20-е гг. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (18931511908).
Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». символом возвращения в искусство образа естественного человека. Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» 151 настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система.
Тема центрального фриза 151 «Размышления Апполона и музы», в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан (см. ДУНКАН Айседора) (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы). Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану». Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией.
Форма Бур деля не проста и не плавна она вся комками, глыбами. Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель Эмиль Антуан творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Бурдель Эмиль Антуан отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза). Крупнейший ваятель рубежа 19-20 века, Бурдель оказал значительное влияние на дальнейшее развитие скульптуры, став одним из предшественников монументального искусства Германии и СССР 1930-40-х годов.
В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. Лучшие произведения Эмиля Антуана Бурделя (18611511929), художника напряженных чувств и высоких помыслов, проникнуты духом героической борьбы, созвучной прогрессивным устремлениям эпохи. скульптор приобрел мировую известность. От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж, Пенелопа, 1909-12 и Сафо, 1924-25, – оба в Музее Бурделя, Париж все – бронза). В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Бурдель неустанно работал десять лет, накопил гору рисунков с вариантами. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. Идеал человека первозданной необузданной силы выражен Бурделем в статуе «Стреляющий Геракл» (1909, Париж, Музей современного искусства).
В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. Эти статуи 151 одна из самых больших удач художника. Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Его композиции отличает взвешенная конструктивность грубоватых, обобщенных форм. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929).
В 1893 он получает заказ на «Памятник павшим в войне 18701511871» для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит). Одним из самых известных произведений мастера этого времени становится «Геракл, стреляющий из лука» (1909). Терновец. Роден, 1909, А. Франс, 1919, – оба бронза, Музей Бурделя, Париж).
Предмет для него только предлог, повод для творчества. Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности». В своих работах мастер все чаще обращается к темам и образам античной мифологии. «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари 151 вот мои истинные учителя». «Адам» (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) 151 одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве. Лошадей он зарисовывал в конюшнях кирасирського полка в родном Монтобане, куда перебрался в годы 1-й мировой войны.
До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Спасало право выставляться в разных салонах и продажа своих работ. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена.
Этим признанием он очень дорожил. Посетил Италию, Грецию, Чехию. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели и автора». Там он обучался в мастерской Фальгиера.
Франс», бронза, 1919) Бурдель Эмиль Антуан выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи. «Аполлон» был для меня отдыхом. Мои руки опухли от сырой глины. Бурдель Эмиль Антуан (Bourdelle) (1861-1929), французский скульптор. Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29).
С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования. В 1925 году – бронзовую статую Франция. Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. В памятнике ощутимо влияние О. Родена (см. РОДЕН Огюст), в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника).
Мастер остановился на варианте с подчеркнутым Вертикализм. Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б.