Среди ранних работ в творчестве Антониса ван Дейка наиболее известны «Семейный портрет» (ок. 1619), портреты Корнелиса ван Геста (ок. 1620) и портрет жены Рубенса Изабеллы (1621).
В результате такой системы из мастерской выходило огромное количество картин. Антонис ван Дейк (1599-1641) родился в семье состоятельного торговца тканями Франса ван Дейка. Уже 10 лет Антонис стал учеником антверпенского художника Хендрика ван Балена, а в 1615 г., вместе со своим другом Яном Брейгелем Младшим, открыл собственную мастерскую. В феврале 1618 г. Антониса ван Дейка приняли свободным мастером в Антверпенскую гильдию художников святого Луки. Известно, что учителем Антониса ван Дейка был и Питер Пауль Рубенс, который с 1608 г. являлся ведущим живописцем Антверпена и который назвал девятнадцатилетнего Антониса ван Дейка лучшим из учеников. Более того, во время первой поездки ван Дейка в Англию, состоявшейся в конце 1620 г., Рубенс рекомендовал молодого художника своему поклоннику графу Арунделю. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев.
63 картины, созданные с 1615 г. по 1626 г. Раздел 2. Это уже пожилой человек с усталым лицом, чуть припухшими и покрасневшими веками. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. Августина (1628, Антверпен, Церковь св.
Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Мария Кайперс прожила недолго и после ее смерти в 1607году Антонису сначала приглашали учителей на дом, а в 1609году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному в то время художнику Хендрику ван Балену. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников.
Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Применко). Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы. Антонис ван Дейк – великий фламандский (нидерландский) художник. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета.
1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В последнем произведении художник достигает необычайной экспрессивности и драматизма.
По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Известен т. н. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе). В 1618 году Антониса ван Дейка зачисляют в гильдию художников св. Те стали спрашивать Полифема, кто его обидел.
И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка. В это же время он стал писать картины совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640). Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами».
Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант— не сохранился 2-й— Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Образ Чалонера лишен какой бы то ни было идеализации. Получил блестящее образование. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом.
Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Творчество Антониса ван Дейка Конный портрет Карла I, 1634 Королевская коллекция, Виндзор Юпитер и Антиопа, 1620-е Художественный музей, Гент Портрет дамы, 1634-1635 Пинакотека Брера, Милан Венера и Вулкан, 1630-1632 Музей Лувр, Париж Эволюция творчества художника Антониса ван Дейка (1599—1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Придя домой, Полифем загнал свое стадо в пещеру и завалил выход большим камнем. Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель).
Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь. 21 картина, проданная на Sothebys с 2007 г. по 2016 г. Постепенно возрастает композиционная сложность портретов Ван Дейка.
Написана в Лондоне. Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. Последний стал громко кричать, призывая на помощь живущих поблизости циклопов. Его картины, написанные на религиозные и мифологические сюжеты, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана, следуют канонам барочной живописи.
Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет. ». Козлоногий сатир, присутствуя на трапезе крестьян, удивлен непоследовательностью людей: крестьянин дует на кашу, чтобы ее остудить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть. Он создает картины для храмов, пишет портреты горожан и их семей. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Перед зрителем предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты, одновременно величественной и непринужденной. Ван Дейк— один из них. Король даровал ему дворянский титул и золотую цепь.
Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий— «Иконографию»— сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта.
Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя). А. С. Центром этого искусства, средоточием новых художественных идеалов стала мастерская Рубенса в Антверпене, куда в 1610-х годах начали стекаться молодые силы с разных концов страны.
В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. Матфей (ок.
Пушкина). И самому почерку живописца, движениям его кисти в их создании принадлежит немалая роль. Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный, портретно индивидуализированный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618). Бобовый король 1655 г. На картине изображен фламандский национальный праздник «трех волхвов» или «трех королей», который отмечался 6 января.
Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен. Браун).
Дух непринужденности характеризует общее впечатление. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Но если личная судьба надолго связала Йорданса с его учителем (в 1616 году молодой художник женился на дочери ван Норта Екатерине), то в творческом развитии художника искусство ван Норта заметной роли не сыграло. В портрете нет ярких красок. Так, в декабре 2009года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3миллиона фунтов (13, 6миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника.
Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16портретов), государственные деятели и философы (12портретов), художники и коллекционеры (52портрета). Учиться рисованию мальчик начал в 10 лет у известного на то время мастера Хендрика Ван Балена.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Этот метод привел к некоторому снижению их качества, что дало повод многим исследователям высказывать мнение об упадке творчества мастера в конце жизни.
Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)— самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере).
Вместе с тем автопортрет Ван Дейка — своего рода идеал творческой натуры. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Все это иной раз приводит к неровности качества работ. 1623, Эрмитаж, Ленинград).
В то же время ван Дейк создает ряд самостоятельных произведений, таких как Самсон и Далила (около 1620), Св.
Художник выделил светом фигуру Карла, оставив в тени его слуг и коня. И тайна его рождения заслуженно привлекла бы к себе внимание историографов. Одиссей же, отыскав в пещере кол, заострил его, обжег на костре и ослепил Полифема. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира— от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Однако в последних работах Ван Дейк уделял больше внимания «изобразительности» и декоративности в ущерб жизненности. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал.
В одеянии священнослужителя широкие, плавно ниспадающие пурпурные складки великолепно сочетаются с рисунком белых кружев. Зимой 1641года у четы Ван Дейк родилась дочь. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Одиссей предложил циклопу вина. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7250500долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7миллионов долларов. Вы прибавили бы к его имени: "учитель неизвестен".
Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639). Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров («Семейный портрет», между 1618 и 1626 годами, Санкт-Петербург, Эрмитаж), знати их семейств. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн). Вместе с двенадцатью своими спутниками он вошел в пещеру, неся большой мех с вином.
В том числе 21 картина, проданная на аукционах Sothebys с 2007 г. по 2016 г. Раздел 1. Антонис с детства тяготел к рисованию и вот таким образом уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. Детские портреты открывают еще одну грань его искусства. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св.
В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Напившись вина, Полифем спросил Одиссея, как его зовут. Из всех вандейковских портретов Карла данный – самый прекрасный: богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника (К. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры.
Иконография была издана в 1632 в Антверпене. Но происхождение подкачало. Картины История зарубежного искусства Искусство Франции.
Фигуры все более органично связываются с ним, активно включаясь в пространство изображенной архитектуры. Луки, он помогает Рубенсу и выполняет частные заказы. У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы.
Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. Сюда шестнадцатилетним юношей пришел и Ван Дейк. Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. Годы юности Ван Дейка (22 марта 1599 – 9 декабря 1641) совпали с наступлением нового этапа в истории художественной культуры Фландрии – с началом подъема и затем блистательного утверждения в искусстве Западной Европы фламандской школы живописи. Как истинный фламандец, он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых нидерландских мастеров, создавая гладкую, блестящую, эмалевую поверхность, то бросая на поверхность картины густые пастозные динамичные мазки, пятна, беспокойные линии. Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св.
Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. Влияние Рубенса сказывается во многих религиозных и мифологических композициях ван Дейка этих лет, в частности в «Святом Мартине» из церкви Савентема. Один из них заявил, что краски ван Дейка – «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность».
Его затемненное лицо противопоставлено ярко освещенному спокойному лицу Христа. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. «Автопортрет" Антониса ван Дейка принадлежит к числу шедевров коллекции Эрмитажа. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Домиником и св.
К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). При дворе Карла I Антонисом ван Дейком было написано около 40 портретов самого короля и не менее 30 портретов королевы. В марте 1634 г. художник вернулся в Антверпен, но уже через год снова оказался в Англии. Умер Антонис ван Дейк 9 декабря 1641 г. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен музее, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Чикагском художественном институте, Лондонской Национальной галерее, Галерее королевы, Национальной галерее Шотландии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Дрезденской галерее старых мастеров, Королевской галерее Маурицхёйс, музее Лихтенштейнов, Венском музее истории искусств, Национальном музее Прадо, Государственном Эрмитаже. В 3 разделах коллекции представлено 154 произведения Антониса ван Дейка. К числу наиболее значительных религиозных композиций этого периода принадлежат также «Венчание тернием» из музеев Мадрида и Берлина и «Поцелуй Иуды» из Мадрида. Итальянский период творчества мастера (1621-27 гг. ) отмечен заметным влиянием Тициана и Корреджо.
Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Он стоит, лошадь его держит конюх. Между тем славе художника это не мешало: 18октября 1634 года гильдия св. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской.
Ван Дейк славится как мастер детского портрета. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника.
Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. В портретах английских аристократов Ван Дейк стремился воплотить свой идеал духовно утонченной личности, показать не только внешнее преимущество, но и аристократизм духа. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. В пещере жил циклоп Полифем — великан, дикарь и людоед.
Это в полной мере отразилось на его живописи. Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Вместе с тем ван Дейк писал психологически выразительные портреты людей высокого интеллекта и творческой одаренности (портрет скульптора Ф. Дюкенуа). Увидев незваных гостей, он сразу же сожрал несколько человек. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся.
Мартин и нищие, (около 1620–1621). Каждый сеанс длился не более часа. В Англию он вернулся тяжело больным.
предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях.
И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета.
Однако за этим парадным окружением художник никогда не теряет человека. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь. Когда работа была закончена, ван Дейк вносил необходимые поправки и изменения. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем.
Симон (ок. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Ван Дейк использует только контрасты черного и белого. Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра— «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи— сэра Антониса ван Дейка.
Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни. Он изобразил Карла на фоне мрачного романтического пейзажа. Скандал в благородном семействе.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. Портреты английской знати, которые ван Дейк постоянно писал в те годы, достаточно однотипны. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Ван Дейк пишет теперь почти исключительно портреты. Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. Законченный ренессансный corteggiano (придворный) изящный и непринужденный, он смотрит на местность и сверкающее впереди море, абсолютно позабыв о двух своих слугах. он работал в мастерской Рубенса.
К этому же периоду относится Автопортрет художника (1628). Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). За это время ван Дейк писал лицо и набрасывал контуры фигуры. Так он выбрался из пещеры вместе со стадом. Живой взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, подвижные пальцы – все помогает выявить внутреннее существо человека, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость.
Вы уже не назвали бы ван Дейка сыном Рубенса.
Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christies более чем за 6миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Дейк Антонис. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Вплоть до последнего времени картина считалась копией.
За свою жизнь он написал сотни портретов людей. Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. И тем не менее среди них также были сильные произведения («Портрет Томаса Чалонера», конец 1630-х годов, Санкт-Петербург, Эрмитаж). А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи.
Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. 1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы. Третий результат Ван Дейка— 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (van Dyck, Anthony) (1599–1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта.
В детских портретах он достиг чрезвычайной нежности, а в полотнах на религиозные сюжеты – глубокой одухотворенности. Пышные развевающиеся драпировки звучного красного тона, детали парадной архитектуры вносят в портреты оттенок приподнятости и торжественности. Это одна из последних работ художника.
Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9декабря 1641года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны.
70 картин, созданных с 1627 г. по 1641 гРаздел 3. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже— ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. Высадившись на земле циклопов, Одиссей заметил близ моря пещеру. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Английский двор был в то время одним из самых блестящих в Европе. Так, в «Портрете Елизаветы и Филадельфии Уортон» бросается в глаза неорганичная связь фигур и фона.
«Король» выбирал себе «королеву» и «свиту». Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. Да и большинство высокородных заказчиков сэра Антониса Ван Дейка разорились или пали на полях сражений. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей.
1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Здесь художник сделал ударение на невозмутимости и граничащей чуть ли не с равнодушием беззаботности короля. В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги.
Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие. Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы.
В «Семейном портрете» художник накладывает краски почти без подготовки, местами оставляя открытым грунт и даже холст. Совсем маленькие – трогательно прелестны, те, кто постарше, следуя придворному этикету, напоминают «маленьких взрослых».
Поездка вышла на редкость удачной— с конца 1620до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. 1618, Лондон, частное собрание), Св. С самого начала творчество мастера несло в себе глубоко индивидуальные черты. Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительности характеров.
В 1608— 1609 г. Снейдерс работал в Италии, впоследствии жил в родном Антверпене. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом.
«Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Это был период наивысшего творческого расцвета художника. В пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что у него была любовная связь с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого.
Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. 1620—1621, Виндзор, Королевское собрание).
Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. Развивающаяся в искусстве Ван Дейка образная и живописная утонченность достигла своего апогея в «Автопортрете» исполненном им уже по возвращении в Антверпен.
Сюжет написан по басне Эзопа. Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом наибольших аристократических семейств города. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены.
Художник изображает его то во весь рост, то верхом на коне, то пишет на одном полотне голову Карла в трех различных поворотах (что послужило образцом итальянскому скульптору Бернини для работы над портретом короля). Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии). У последнего, как известно, в свое время учился и Рубенс. От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка.
Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. В изображении кардинала Гвидо Бентивольо (1622-1623 гг. ) парадность соединяется с живостью и эмоциональностью.
Идущий во главе быстро надвигающейся толпы предатель устремился к Христу. Две его дочери, увековеченные художником, умерли от горя, а королева бежала из Англии. Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом.
1621, Кассель, Картинная галерея). Известен т. н. Зато ван Дейку открылись души их детей. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор). Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем.
1618, Лондон, частное собрание). И мазки краски то тонкие и прозрачные, то плотные, густые, почти рельефные, сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, жить саму красочную поверхность, в то же время создавая ее неповторимый узор. В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). В эти дни в ГМИИ им.
Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. 1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Положение второго живописца Фландрии не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. 1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок.
Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х — начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом.
Этому воспротивилась его мать Венера. Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Но художник стремился подчеркнуть чистоту и обаяние их возраста. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. В 1649 ему отрубили венценосную голову.
Но лучшим из них может считаться луврская картина «Карл I на охоте». Тот ответил: «Никто». В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства.
Для чего ему это было нужно. В Италии Ван Дейк выработал и довел до совершенства тип парадного портрета, в котором главную роль играют поза, осанка, жест модели. Незаурядный сильный характер чувствуется в его облике (он был известен в свое время как политический деятель, подписавший в числе других во время английской революции смертный приговор Карлу I). Это определило обращение Антониса ван Дейка к портретной живописи. В марте 2011года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств.
В самой технике, в движениях руки художника по холсту есть ощущение артистизма, свободы. Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками. Циклопы успокоились и разошлись.
Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Низкий горизонт усиливает динамику силуэта изящной фигуры. Антонис ван Дейк (1599-1641) родился в семье состоятельного торговца тканями Франса ван Дейка. По глубине характеристики он нисколько не уступает полотнам прежних лет.
Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Ван Дейк умер неделю спустя после рождения дочери, 9 декабря 1641 г. в Лондоне и был погребен в Соборе святого Павла.
За сим циклоп улегся спать. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Подобные образы впоследствии абсолютно исчезают в творчестве ван Дейка. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр).
Главным для Ван Дейка стало искусство портрета. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую.
Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. Он писал также художников позже, работая в Генуе (1621—1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета.
К числу подобных работ можно отнести портрет Томаса Чалонера. Он совершил две поездки в Париж. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Это юноша двадцати одного года, его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест, тем более что он видит успех и богатство Рубенса».
Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени.
Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Он создал прекрасные образы, где на первый план выдвигались изысканность и аристократизм моделей («Карл I Английский на охоте», 1635).
Тот сказал, что его имя «Никто». Рубенс первый прозорливо отметил редкий дар молодого живописца как мастера портрета. С 1618 по 1620г. После возвращения из Англии Ван Дейк, следуя примеру Рубенса, отправился в Италию и пробыл там 6 лет. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства. Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица. Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок.
От робкого подражания стилю Рубенса в Поклонении пастухов (1618) он очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому Пьяному Силену (около 1618–1620). В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея). Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св.
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. В Англии господствующим жанром в живописи был портрет и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Ван Дейк также известен и как придворный художник. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный.
Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630). Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Но с этой работой связана очень интересная история.
Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Книги и античные бюсты, помещенные на столе в «Портрете антверпенского бургомистра Николаса Рококса», отражают богатый мир духовных интересов представленного человека известного в свое время ученого-нумизмата, коллекционера и покровителя искусств. Молодого Йорданса влекли иные идеалы. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти».
Однако напряженная работа недодала сил художнику – хрупкий от природы он тяжело заболел, а вскоре, 9 декабря в 1641 г., умер и был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников.
1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Побуждая заглянуть в глаза тому или иному своему персонажу, создавая у зрителя ощущение как бы личного контакта с ним, художник вызывает тем самым активное сопереживание зрителя духовному миру человека изображенного на портрете.
Факты свидетельствовали об обратном. К этому периоду относятся, в частности, портреты МарииЛуизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы (около 1628), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (около 1628), а также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству – фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта филолога и издателя Яна ван дер Ваутера иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. В истории европейской живописи XVII века Ван Дейк — баловень судьбы, которому всегда сопутствовала удача и шумная слава. Портрет— жанр особенный. Уделяя больше внимания эмоциональной выразительности лиц, художник создал блестящую галерею портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких темных тонов и раскрытием внутренней жизни портретируемого («Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», 1622-25). Однако сложившейся национальной художественной школы в Англии не было.
Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).