Корреджо (1494–1534) – итальянский художник, чьим настоящим именем было Антонио Аллегри. Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия— около 5 марта 1534, там же)— итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Антонио Аллегри да Корреджо родился в городке Корреджо близ Модены около 1489, точная дата неизвестна. Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри да Корреджо, (итал. Correggio, собственно Антонио Аллегри (Allegri), прозванный Корреджо по месту своего рождения (в Моденской области) — знаменитый итальянский живописец (1494—1534).
Умер Антонио Корреджо около1534 г. или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Антонио Аллегри родился в небольшом городке Корреджо в Эмилии, откуда и получил свое прозвище. Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения, крупнейший из мастеров Пармы, предшественник динамики и чувственности искусства барокко.
Картина эта была в величайшем почете у Лоренцо Нази, пока он был жив, как память о близком ему друге, а также по причине благородства и совершенства работы. Такова первая дошедшая до нас алтарная картина Корреджо «Мадонна со Святым Франциском» (1514—1515, Дрезден, Картинная галерея).
Но, как он ни старался и ни усердствовал, все же никогда не удалось ему превзойти Леонардо в некоторых трудных задачах и хотя некоторым кажется, что он выше его по своей нежности и природной легкости, тем не менее, он не мог сравняться с ним по выразительности самой основы его замысла и величию мастерства, а только приблизился к нему гораздо больше, чем другие, в особенности изяществом своего колорита. Павел и Моисей. Иосифом и св.
«Леда» вместе с «Ио» (ныне в Вене, повторение в Берлине) попала после долгих скитаний во владение герцога Филиппа Орлеанского, сын которого совершил акт вандализма, вырезав головы на обеих картинах. вступительную статью). Самые значительные алтарные композиции Корреджо, часто называемые «День» и «Ночь», были написаны десятилетием позже и свидетельствуют о значительном изменении его стиля. Живопись этого художника необыкновенная, волшебная и чарующая.
На вопрос, кто его оскорбил, он достал свой набросок. Портрет этот достался потом его наследнику, Джулио Романо и находился в Мантуе. Бастиана и св.
Видя это и Микеланджело из соревнования вылепил их несколько, а Лоренцо, видя его прекрасное дарование, навсегда его отметил приободренный этим, через несколько дней принялся он копировать в мраморе имевшуюся там античную голову Фавна, старого и морщинистого, с отбитым носом и смеющимся ртом и хоть никогда Микеланджело в руках не держал ни мрамора, ни резца, подделка удалась ему так, что Великолепный изумился и, видя, как по собственной своей фантазии открыл он Фавну рот и сделал ему язык и показал все зубы, Лоренцо сказал, милостиво шутя, как ему было свойственно: «Однако ты должен был бы знать, что у стариков не все зубы бывают целы, всегда скольких- нибудь у них не хватает». Рассказывают, что добродушие Рафаэля было так велико, что для удобства своих друзей он разрешил им выкладывать стены не сплошными и цельными, но оставляя в них над прежними нижними комнатами пустые пространства, которые заполнялись бочками, трубами, деревом, отчего так расшаталось основание, что стало расседаться и пришлось, потом все заново переделывать.
Содома произвел полную революцию. Св. Воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить собор св. В то время Тициан подружился с божественным Людовико Ариосто33, который признал его отличным живописцем и прославил его в своем «Неистовом Роланде».
Марка для увековечения памяти дожа24. 5.
Голову Ио впоследствии восстановил Прудон, голову Леды Шлезингер.
Проект Рафаэля – базилика в виде латинского креста. Цецилию, брошенную в кипящее масло. Исполняя этот заказ, он изобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах – купидонов играющих с охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась уже прелесть и грация его кисти. Он уселся, чтобы надеть вязаные кальсоны, которые не лезли ему на ноги, так как после купания они были еще мокры слыша шум битвы и крики и бой барабанов, спешил он изо всех сил натянуть хотя бы одну штанину помимо того, что выступали все мускулы и жилы на теле, он скорчил рот, хорошо показывая этим, как он мучается и как напрягся до кончиков ног.
30. Вызывает удивление и тот факт, что у художника не было учеников, во всяком случае, ставших впоследствии знаменитыми, но множество подражателей. Эрмитажная «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна» музея Шантильи.
Корреджо запечатлел основные моменты мифа: обратившись в тучу, Юпитер приблизился к Ио, чтобы заключить её в объятия орел Юпитера хватает юного пастуха Ганимеда, чтобы унести его на Олимп. Убедившись в такой ошибке, Рафаэль, как человек сообразительный, впоследствии решил работать самостоятельно, без чужой помощи, над картиной «Преображение», писанной им для церкви Сан Пьетро – ин – Монторио, в которой проявил все вышеописанные особенности, необходимые для хорошей живописи. Вскоре затем Агостино Киджи из Сиены, богатейший купец и большой друг талантливых людейЗ8, заказал Рафаэлю расписать капеллу, после того как тот написал в лоджии его дворца (ныне известного под именем палаццо Киджи в Трастевере)39 в нежнейших тонах Галатею на колеснице, влекомой по морю двумя дельфинами и окруженной тритонами и разными морскими божествами.
Тогда же в Урбино были написаны две маленькие картины на тему сокрушения чудовища: луврский «Св.
Когда мальчишки, собираясь по обыкновению идти вслед за сорванным палио и при салюте труб выкрикивать имя или прозвище хозяина лошади-победительницы, стали спрашивать у Джованантонио, какое нужно возглашать имя, он ответил: «Содома Содома. » Они и принялись так кричать. Франциска прямо поразительна. Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги.
И уже возврат стал невозможен. Георгий» был написан несколько позднее (1506) и герцогом Урбинским предназначен в подарок Генриху VII английскому в виде благодарности за присланный Гвидубальдо орден Подвязки. Для братства св.
Этот образ жизни, с одной стороны – чудачества, с другой – работы и картины, в числе которых было кое-что хорошее, создали ему такое имя в Сиене, главным образом среди народа и низших слоев (нобили знали его гораздо лучше)6, что многие считали его великим человеком. С росписи существуют копии работы Агостино и Аннибале Карраччи и акварели Паоло Тоски.
Содома действительно гениальный художник. К числу лучших его станковых работ принадлежит небольшая композиция «Поклонение Младенцу» (ок. Марк и св. Из учеников – сотрудников Рафаэля – самым деятельным был Франческо Пенни, по прозванию Фатторе (1488-1528), а самыми даровитыми – Джулио Романо (см.
А с другой стороны, абсолютно ясно (и свидетелем тому каждодневный опыт), что и талант один не приносит больших плодов, если ему не сопутствует счастье. Иосифа. Оказав сравнительно небольшое влияние на современников и попав в круг тех влияний, которые исходили от Мелоццо да Форли, Микеланджело и Мантеньи (произведения первых двух Корреджо, по- видимому, не мог знать), Корреджо сильнее повлиял на живописцев барокко XVII и XVIII вв. Невозможно передать, с какой кропотливой тщательностью написаны Рафаэлем все фигуры, красноречивые и в безмолвии своем на цоколях под этими композициями среди разнообразных герм написал он защитников и благотворителей церкви с таким талантом, любовью, здравомыслием и абсолютной гармонией красок, что лучше ничего нельзя себе вообразить.
Там изображены Богоматерь, вознесшаяся на небо, Иисус Христос, ее венчающий и возле саркофага – двенадцать апостолов, созерцающих небесную славу, а на пределле внизу три небольших картины: «Благовещение», "Поклонение волхвов» и «Сретение Господне»5. Тем более знаменательно его троекратное упоминание изящной техники изображения волос. Вобрав в себя всё самое лучшее от этих художников, он создал целый мир своей собственной живописи, которая до сих поражает ценителей прекрасного своим очарованием, глубиной и эмоциональностью.
Георгий» и луврский же «Св. Для церкви Санта Мария Маджоре он написал картину изображающую св. Бросаются в глаза необычайные позы: кто стоит прямо, кто на коленях, кто согнулся, кто полулежит, кто прыгает кверху и изображены они в труднейших ракурсах.
Да и, правда, скорее творение божественное, чем человеческое32. Но двухлетнее пребывание в Милане (1498-1500), где он если и не был учеником Леонардо, то во всяком случае складывался непосредственно под его влиянием, сформировало его вполне.
Вопросы, которые едва ли когда- нибудь будут разрешены, см, об этом: Ivan Lermolieff (G. 14. Кроме того, он написал еще Европу, переплывающую море на быке104. Картины капеллы св. Когда он закончил эту работу и вернулся во Флоренцию, флорентийские граждане Дэи заказали ему картину для их алтаря в Санта Спирито25 он начал ее и сделал эскиз почти до самого конца, причем в то же время исполнил еще картину, которая была отослана Сиену однако ввиду отъезда Рафаэля, закончил ее Ридольфо Гирландайо, который написал голубую одежду на ней недостававшую26. Внизу, с другой стороны изображена колесница Венеры и грации, уносящие вместе с Меркурием на небо Психею, а на других консолях разные другие поэтические истории.
Случайно тогда Пьеро Содерини взглянул вверх, статуя ему очень понравилась, но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: «Нос у него, кажется мне, великоват». Антонио Аллегри (1489–1534), больше известный под именем Корреджо, среди всех многочисленных последователей Леонардо да Винчи едва ли не самый очаровывающий. 4). С этим действительно нельзя не согласиться ибо тот, кто много не рисовал и не изучал избранные античные и современные образцы, не сможет успешно работать сам по себе и исправлять то, что он изображает с натуры, придавая этому ту прелесть и то совершенство, которые даруются искусством помимо порядка вещей в природе, создающей обычно некоторые части некрасивыми. Сикстом и св.
Сикста, в Пьяченце, написал он алтарный образ Богоматери со св. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карл герцога Саксонского, когда тот был в заточении. В XVIII веке ее окрестили Форнариной. На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Так как произведений Тициана – бесчисленное множество, в особенности портретов, то почти немыслимо все упомянуть. 50.
Описание работ Рафаэля в ватиканских Станцах у Вазари чрезвычайно путано и дает абсолютно неверное представление о фресках, особенно о тех, которые в Stanza della Segnatura: тут он свалил в одну кучу фигуры «Диспута» и «Афинской школы». Средний купол этой церкви заполнен как бы парящей фигурой Христа, окруженной апостолами, сидящими на облаках. Сиенская живопись прошла через кватроченто так, как будто ничего не случилось нового в итальянском искусстве со времен Симоне Мартини и Липпо Мемми.
Счастливейшим могло ты почитать себя имея мастера, талантом своим и обычаями вознесшего тебя выше небес. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. В творческом наследии Корреджо кроме росписей значительное место занимает серия монументальных алтарей изображающих Мадонну в окружении святых. Блажен и тот, кто служил ему, работая под его началом ибо всякий, подражая ему, с честью достигал искомой цели и кто следует ему в его занятиях искусством, будет почитаем в мире, а кто уподобится ему в святом его характере, будет отмечен на небесах72.
Марии-Аннунциаты) и Мадонна делла-Скала (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами). Георгием. Но вследствие смерти Рафаэля, а потом и Агостино работа эта была передана Себастиано Венециано.
Множество фигур, расположенных концентричскими кругами, слитыми в единую, динамическую массу вспышками света и провалами теней изображенных в резком ракурсе «di sotto in su» («снизу вверх») стремительно уносятся к центру купола фигуры обращены к зрителю ногами, что дало повод критикам Корреджо назвать эту роспись «рагу из лягушачьих лапок». биографию Мазаччо, 45) и абсолютно исключительный гений декоративного искусства Джованни да Удине (1487-1564).
По их же уговору он написал в качестве подарка для папы полуфигуру Христа в образе «Се человек». Потом написал последовательно (1509-1512) «Диспут» и «Афинскую школу» на продольных стенах, а на поперечных, где окна, – «Парнас» и еще серию аллегорических фигур. Прибыв в Рим, в течение нескольких месяцев он не получал от папы никакой работы. Тогда спустился Микеланджело и про себя посмеялся над тем, как он удовлетворил желание правителя, сожалея о людях, которые, корча из себя знатоков, сами не знают, о чем говорят. Ознакомившись с приемами гравирования по работам Альбрехта Дюрера, Рафаэль захотел попробовать свои силы в этом искусстве и убедил Маркантонио из Болоньи53 проделать разные опыты, которые тому удались так блестяще, что Рафаэль отдал ему отпечатать первые свои работы: избиение младенцев, вечерю, Нептуна и св.
Studien, V. I. Средняя часть фрески (две центральные фигуры коронования) была снята и находится ныне в Пармской библиотеке. Отступление это сделано мною ради истины его будет достаточно и для остальной части этого «Жизнеописания».
Так это произведение еще гораздо больше прежних прославило и возвеличило его талант. Недаром впоследствии Микеланджело увидел работу Рафаэля, он подумал, что Браманте (как это и было в действительности) сделал ему это назло для пользы и славы Рафаэля.
Затем он написал портреты Карла V89, короля католического90 и многие другие.
Эрмитажный «Св. Когда Микеланджело начал заниматься искусством у Доменико, ему исполнилось четырнадцать лет и хотя некто, составлявший его жизнеописание после 1550 года, когда я впервые написал мои «Жизнеописания», утверждает2, что другие по незнанию наговорили много небылиц и пропустили достойное упоминания и в частности, хотя он называет Доменико завистником, который будто бы никакой помощи Микеланджело не оказал, однако все это неправда, как то можно видеть по записи, сделанной рукою Лодовико – отца Микеланджело в книге Доменико эта книга принадлежит ныне его наследникам и гласит так: «1488. Над карнизом сооружение поднималось ступенями, постепенно уменьшаясь, украшенное фризом с бронзовыми изображениями, также фигурами, путти и орнаментами и завершалось поддерживающими гроб статуями Неба и Кибелы – богини земли первая улыбалась тому, что душа пап достигла славы небесной, вторая плакала ибо земля осиротела добродетелью вследствие его смерти. Ее окружают несколько амуров, поистине прелестных.
Он исполнил собственноручно все картоны и написал фреской многие фигуры65. В этой вещи Тициан обнаружил пылкую, прекрасную манеру и совершенство техники15. Также и монахини находящегося в этом городе монастыря св. А Микеланджело (см.
Бенедикт все эти фигуры – превосходны28. Исходя от этого исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие Мадонны, предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции и в городских музеях Павии и Милана. Герцог поставил Победу в Большую залу своего дворца, расписанного Вазари. Мастер стремился к точной передаче индивидуальных особенностей изображаемых людей.
Фрески пармского собора дошлидо нас в довольно хорошей сохранности, а об испорченных местах можно судить по акварелям Паоло Тоски (1788-1854), хотя последний сильно «подсластил» Корреджо. Удивительно видеть, как отличаются друг от друга эти две манеры и каковы дарования и верность глаза у юноши, столь смелого и пылкого, что у него хватило исправлять творения своего учителя. Многим обязан он также Тимотео делла Вите (1469-1523), своему земляку, вернувшемуся в 1495 г. в Урбино из Болоньи, где учился у Франческо Франча.
А у своих ног изобразил ворона, мартышку9 и других своих животных. Могила Рафаэля находится между второй и третьей нишей слева. Марии-Аннунциаты) и «Мадонна делла-Скала» (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами).
Сделав картон для названной капеллы, расположенной в церкви Санта Мария делла Паче по правую руку от главного входа, он исполнил его альфреско, новой, гораздо более величественной и великолепной манерой. Сиенская живопись из тихого треченто сразу перескочила в бурное чинквеченто. Ночь (для црк. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности. Эти фрески представляют первое последовательное проведение нового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняет материальные, архитектурные преграды и зрителю, находящемуся внизу, под куполом изображенное действие кажется как бы происходящим под открытым небом.
Эта картина по-настоящему хороша и заслуживает больших похвал23. Иоанна и св. В предисловии к третьей части «Жизнеописаний», а также при описании «Леды (см. до 1446 – 1 авг. Но вернемся к Рафаэлю на своде над этими работами он исполнил четыре композиции: явление Бога Аврааму с обещанием умножить его потомство, жертвоприношение Исаака, лестницу Иакова, Неопалимую Купину Моисея, в которых его искусство, воображение, рисунок и изящество проявились не меньше, чем в других его вещах.
Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. По смерти Лоренцо. В гардеробной этого же герцога находятся написанные рукой Тициана две весьма изящные женские головы71, а также юная лежащая Венера, с цветами и в окружении тонких тканей, написанных с большим искусством и законченностью72 помимо этого полуфигура Марии Магдалины с распущенными волосами – исключительная вещь73.
Вслед за тем он для дома своего кума мессера Джованни Данна, фламандского дворянина и купца, написал его портрет, где он изображен как живой11, а также картину «Се человек» со многими фигурами, которую как сам Тициан, так и другие считают очень хорошим произведением12. К этому же периоду относятся «Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника» (в мадридском музее) и «Мадонна с корзиной» (в лондонской национальной галерее).
Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей. Далее, он значительно продвинул, но не закончил картину, на которой Христос является Марии Магдалине в саду в образе садовника136 фигуры написаны в натуральную величину точно так же, как на другой картине такого же размера, где изображено положение во гроб в присутствии Богоматери и других Марий137 и еще картина с изображением Мадонны – одна из лучших вещей, находящихся в его доме138, а так же, как уже сказано, прекрасный и очень похожий автопортрет, законченный годи четыре тому назад139 и, наконец, полуфигура читающего св.
В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Вот таким образом она вышла очень обыкновенной и успеха не имела.
Именно эта его яркая артистическая индивидуальность была самой замечательной чертой его гения. Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя87 и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Вот таким образом при нем дело мало подвинулось вперед. В церкви Сан Спирито по заказу испанцев он расписал капеллу св. С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские Мадонна со св. Бастиана.
В биографии Джулиано и Антонио Сан Галла Вазари упоминает, что после того как Джулиано, старый и больной, отказался от заведования постройкой, его должность была передана al graziosissimo Raffaello da Urbino. Я не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобных тем, коими она в течение многих и многих лет украшала Тоскану в числе их был Антонио из Корреджо1, одаренный отменным прекраснейшим талантом, художник своеобразнейший, который изучил современный стиль в таком совершенстве, что благодаря природному дарованию и упражнению в своем искусстве он в течение немногих лет сделался редкостным и удивительным художником2. Папа вознаградил Содому и сделал кавалером за эту великолепную работу16. Плацидия их отцами для служения Богу, третий – сожжение готами Монтекассино.
22. Иосифом и св. В церкви Сан Себастьяна им же для алтаря св. По этой причине его выход ко двору всегда сопровождали человек пятьдесят и эти достойные и талантливые художники составляли его почетную свиту.
Гвидубальдо Монтефельтро, герцог Урбинский (ум. Весьма вероятно, что это – литературная реминисценция, понятная притом пиетете, который питал Вазари к античности: Плиний Старший в своей «Естественной истории» хвалит Парразия за изображение волос, а с Плинием Вазари, несомненно, был знаком. Матфею, заносящему книгу знаки изображенные на таблицах, которые держит ангел, а позади него старик, положив рукопись себе на колени, копирует, как может, Матфея, причем кажется, что в этой своей неудобной позе он вытягивает челюсть и голову вслед за тем, как ходит взад и вперед его перо. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: Бегство в Египет (в галерее Уффици), Мадонна со св.
св. Ранние работы Корреджо позволяют предположить, что в юности он побывал в Мантуе, где имел возможность познакомиться с работами Мантеньи и Лоренцо Коста и, возможно, в Милане, где видел созданные там произведения Леонардо да Винчи — в своей живописи он использовал принципы «сфумато», дымчатой светотени, характерные для Леонардо. Подтверждением этому служат многократные упоминания произведений Корреджо в дневниках путешественников, посетивших в Италию в XVIII и XIX в. в. 6 июля 2011 г. на аукционе Sothebys полотно Корреджо «Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем» была продана Национальной галерее Виктории в Мельбурне за 3 625 250 фунтов стерлингов. Картины художника хранятся в Лувре, Государственном Эрмитаже, Венском Музее истории искусств, Национальной галерее Пармы, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Будапештском Музее изобразительных искусств, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств. Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: «Бегство в Египет» (в галерее Уффици), «Мадонна со св.
Это относится и к св. Содома – грань. выше) Вазари снова и снова хвалит Корреджо за изображение волос.
в 1527) и от Антонио Бартолотти (ок. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526—1530 гг. ) Взятие Богоматери на небо, — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. Ниже по бокам алтаря он написал св. Маркуолы. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения – в Императорском Эрмитаже, в СПб. ).
Его двор, где блистала супруга его Елизавета Гонзага, был прославлен графом Кастильоне, будущим ближайшим другом Рафаэля, в книге «Il Cortegiano». Родители его, занимавшиеся мелкой торговлей, были достаточно обеспечены и могли дать сыну лучшее образование, чем можно было ожидать от бедных родителей: языку и литературе Корреджо учился у Джованни Корни и Маррастони, философии – у Джованни Баттиста Ломбарди ди Корреджо известного медика, который был уже профессором в Болонье и Ферраре. Не менее искусно и талантливо изображен св.
Роспись купола пармского собора – последняя большая работа Коррелло начата около 1525 г. (контракт подписан еще в 1522) и продолжалась до смерти художника, вполне ее закончить он не успел. На той, что справа, он изобразил св. И нам неизвестно, какой из существующих женских портретов Рафаэля должен считаться ее изображением: «La donna velata» галереи Питти, женская фигура в Трибуне галереи Уффици (принадлежность ее Рафаэлю оспаривается), портрет римской галереи Барберини или какая-нибудь из мадонн (например.
Там, через посредство Баттисты дель Червельера, он написал для Бастиано делла Сета, заведующего работами в соборе, две картины, которые были помещены в нише за главным алтарем собора рядом с картинами Солиани43 и Беккафуми. Севастианом» (исполненная для моденского собора) и «Мадонна со св. Окончив эту работу, он написал в трапезной монастыря СантaposАнна, принадлежащего этому же ордену и находящегося от Монте Оливетто в пяти милях историю пяти хлебов и двух рыб, а равно и другие картины10.
Значит, он должен был отвезти его в Перуджу раньше, что мало правдоподобно. 42). В другой раз он опять пошел, чтобы поговорить с папой, но не был допущен и привратник папский сказал ему, что не приказало его впускать некий епископ сказал тогда привратнику: «Может быть, ты не знаешь, кто это такой" – «Отлично знаю, – отвечал тот, – но ведь меня поставили, чтобы выполнять приказы начальства и папы». Заказ был исполнен в 1537 г. Картина сгорела в 1577 Сохранились: 1) уменьшенная, хорошая копия во Флоренции в Уффици, 2) гравюра Джулио Фонтана, сделанная с оригинала, 3) рисунок Рубенса с рисунка или с эскиза Тициана (Вена, Альбертина). Петра вокруг церкви св.
Вазари преувеличивает бедность Корреджо. Золотой же блестящий шар на кресле папы, в котором, как в зеркале, отражается (так велик его блеск) свет, падающий из окна и плечи папы и перспектива комнаты – все сделано так искусно, что никакой другой мастер ничего подобного не написал и не мог бы написать за эту картину папа щедро его вознаградил и находится она теперь во Флоренции, в гардеробной герцога.
Обняв, его поддерживает старик, выказывая своими расширенными глазами с остановившимся зрачком, приподнятыми бровями и нахмуренным лбом одновременно и силу и страх он пристально смотрит на апостолов, как бы надеясь почерпнуть в их лицах мужество. Для кардинала Колонна написал он на холсте прекрасного св. примеч. Видно, как люди уже выносят вещи и сокровища, но, заметив Гелиодора, спасающегося от жестокого преследования и повергнутого ниц некими, одному ему видимыми, тремя воинами (ибо это – видение), они чувствуют себя охваченными приступом ужаса и страха, которые испытывают все спутники Гелиодора и пытаются бежать, но спотыкаются со своей ношей.
Все эти фигуры вышли гораздо лучше, чем на картинах в соборе45.
На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. 1450-1527), посредственного живописца из Корреджо. Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием Цыганки (La Zingarella) и Мадонна с кроликом. Таковы портреты короля французского Франциска I, о котором я уже говорил, Франческо Сфорца, герцога Миланского, маркиза Пескара Антонио да Лева, Массимилиано Стампа, Джованбаттиста Кастальдо и бесконечного количества других знатных лиц98. Виктора, св.
Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре76. Св. Но и тут и там он рос, не теряя своей индивидуальности. биографию Тициана, 94), Перине дель Вата (см.
Лувр, Париж. На обратной стороне хоругви – Богоматерь с сыном на руках, а внизу св. Заказ был исполнен в 1530 г., когда испанский гарнизон занимал Сиену.
Его привезли в Сиену купцы, агенты Спаннокки2. Получил Микеланджело за свою работу от Пьеро Содерини 400 скуди поставили ее в 1504 году. Антония Падуанского и – лучшую из этих фигур – св. св.
Он изобразил римлянку Лукрецию, обнаженную, закалывающую себя кинжалом. В противоположность ему св. Окончив эту картину, он вернулся в Сиену, усталый, бедный и старый. Но она в большей своей части сильно пострадала от погоды и от времени.
Проект Браманте представлял собою храм центральной системы в виде греческого креста. Екатерину и стоящих но бокам – св. Людовика, св.
К этому времени относятся: «Мадонна, кормящая Младенца грудью» (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), «Христос в Гефсиманском саду» (в Апслейгоузе), «Мученическая кончина св. Якова Компостельского существуют. В оратории братства св.
Окончив эти работы, он исполнил для церкви Санта Мария Нуова в Венеции, на маленькой доске «Благовещение»91, а затем, пользуясь помощью своих учеников, – «Тайную вечерю»92 в трапезной церкви Сан Джованни Паоло далее, в церкви Сан Сальвадоре – алтарный образ с Преображением на горе Фавор93, а для другого алтаря этой же церкви – Благовещение94. Третьей была (1516-1517) «Станца Пожара» (прежняя Torre Borgia), где фрески были исполнены учениками по картонам Рафаэля, а личное его участие выразилось только в отдельных частях главной фрески «Пожар в Борго». Там же имеется и св. Более подробно на содержании этих фресок Вазари не останавливается в «Жизнеописании Джироламо да Кар пи» и несколькими строками ниже. Тогда был избран папой Лев Х42, пожелавший, чтобы Рафаэль продолжал свою работу, в которой он достиг небесного совершенства и бесконечной милости папы, так как у великого этого государя любовь к искусству была наследственной.
Иоанна и картину эту кардинал очень любил, однако по просьбе излечившего его медика мессера Якопо да Карпи, которому он был бесконечно обязан, подарил ее ему, теперь же она во Флоренции у Франческо Бенинтенди68. Помимо всего, он был человек веселый, распущенный и его малодостойная жизнь доставляла другим удовольствие и развлечение.
Августина и. св. Помимо гротесков и богатых полов, которыми украсил Рафаэль дворец, он создал проект лестниц и лоджий, остававшихся незаконченными ввиду смерти архитектора Браманте, а теперь строившихся по новому плану Рафаэля, сделавшего для них и деревянную модель, гораздо наряднее и стройнее, чем задумывал Браманте58. Если бы Маттаччо, у которого были прекрасные задатки и к которому очень была щедра природа, обратился при постигшей его неудаче к усердной работе, как это сделал бы всякий иной на его месте, он пошел бы очень далеко. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Р. 116, 134, 140, 163) датирует картины так: Даная – 1526 г., Ио – ок.
Иоанна Евангелиста (часть Коронования Богоматери снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Михаил» (маленький). И поистине велика сила дарования у тех, кого поддерживает щедрость правителей.
Предложение это понравилось Рафаэлю и вот таким образом, бросив работу во Флоренции и не докончив картины для Дэи (хотя он и оставил ее в таком виде, что после его смерти она была перенесена мессером Бальдассаром из Пеши в приходскую церковь на его родине), он уехал в Рим. Но потом она ему надоела и так как он был скотом, то не пожелал больше ее видеть. Без особых причин, только по внушению свыше, дали ему имя Микеланджело, предвидя в нем явление небесное и божественное, сверхчеловеческое ибо при его рождении Меркурий и Венера благосклонно вступили в обитель Юпитера, чем предвещалось, что деяниями его рук и разума будут созданы творения чудесные и достойные изумления.
Все эти вещи доставляли большое развлечение Агостино, которому нравились такие наклонности. (вплоть до Тьеполо и даже позже). Вознесение Богородицы. Вернувшись и увидев рисунок Микеланджело, Доменико сказал: «Этот знает больше меня», – и поразился новой манерой и новой передачей натуры, которыми в столь раннем возрасте уже владел юноша благодаря данному небом таланту, столь развитому, что большего не мог пожелать себе и художник, работавший много лет. Возвращаясь снова к Рафаэлю, скажу, что с течением времени все больше вреда и забот приносила ему манера, так легко заимствованная им в юности у Пьетро: мелочная и сухая и не требующая настоящего рисунка вот почему, не будучи в состоянии ее забыть, он красоту обнаженных тел или трудные приемы ракурса лишь с большим трудом научился передавать по картонам, сделанным Микеланджело Буонарроти для залы Совета во Флоренции. Правда и все ученики получали в саду Лоренцо жалованье, кто больше, кто меньше, по щедрости этого великолепного и благороднейшего гражданина и кроме того они получали от него, пока он был жив, еще и награды.
Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: «Теперь посмотрите». Рохом и патроном людей этого цеха, св. Эту картину Тициан подписал своим именем28.
Не существует никаких документальных данных о годах его ученичества. Якова, где у них гробницы. В последней, чтобы сделать неприятность генералу и братии, он изобразил, как священник Фьоренцо, враг св.
Для черных монахов монастыря св. Таким образом, Корреджо был одним из создателей нового типа монументальной живописи. в 1612) известным своими копиями с картин Корреджо. В живописи Антонио Корреджо заметно активное развитие изобразительного искусства. 60.
1494) был – Вазари прав – живописцем очень скромным.
Картина преисполнена благородства и высокой духовности. Еще более грандиозна и эффектна роспись купола собора Пармы, Вознесение Марии (1526—1529), украсившая восьмигранный купол старинного, построенного в XII веке пармского собора.
В углах той же оратории он написал27 святого в епископском облачении, св. Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. Джованни умер, когда его сыну было 11 лет. Таким образом, в скором времени он смог открыть для обозрения залу именуемую «башней Борджиа», где на каждой стене исполнил по композиции, две из которых оказались над окнами, а две – на сплошных стенах.
4.
Обошлась же эта работа в семьдесят тысяч скуди и до сих пор хранится в папской капелле. В этой росписи было кое-что достойное похвалы. Кроме того, он написал над одними воротами в том же городе Богоматерь с младенцем на руках зрителя поражает в этой фреске красота колорита, почему она и пользуется бесконечно похвальной славой среди проезжих иностранцев, не видевших других его произведений10. Другая композиция посвящена тому же Льву IV и изображает битву с турецким флотом в Остии, приплывшим, чтобы взять его в плен. Сигизмунд, св.
В церкви св. Затем папа поручил Рафаэлю, талант которого все возрастал, расписать еще комнату возле большой залы, а он, достигнув уже в то время величайшей славы исполнил еще маслом портрет папы Юлия так правдоподобно, что жутко на него глядеть, будто бы и в самом деле он сидел перед нами живой произведение это находится теперь в Санта Мария дель Пополо вместе с одновременно написанной прекраснейшей картиной «Рождество Христово», где дева Мария держит покров над младенцем, который прекрасен и лицом и телом, как подобает истинному сыну Божию столь же прекрасна лицом и статью Богоматерь исполненная не только высочайшей красоты и благоговейного счастья.
Плакидия» и «Положение во гроб» (в пармской пинакотеке). Не говоря уже о многих частностях, композиция эта размещена так стройно и соразмерно, Рафаэль доказал ею свою зрелость и бесспорно одержал верх над всеми, кто владеет кистью, ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех прежде здесь работавших. Весьма характерно для Корреджо, что в центральной фреске («Вознесение Богородицы на небо») он абсолютно пренебрег теми основными требованиями, которые вытекали из архитектуры собора. О нем нечего больше сказать49. И для Биндо Альтовити43 написал он портрет его в юности, считающийся изумительным.
Рафаэль прибыл в Рим поздней осенью 1508 г. и с 1509 г. начал работать в Ватикане. Естественно, что этим не исчерпывается значение Корреджо в истории живописи, тем более, что Вазари в начале «Жизнеописания» хвалит Корреджо как превосходнейшего колориста. Петра. Бастиана, голого, возле колонны эти произведения считаются очень хорошими картинами30.
Словом, жил он не как художник, а как князь. св. А так как Джованни знал, насколько важно для детей молоко их собственной матери, а не кормилицы, то он и пожелал, когда родился Рафаэль (которому дали это имя при крещении в знак счастливого предзнаменования), чтобы его единственного сына кормила родная мать3 и чтобы он с нежного возраста привыкал у себя дома к отцовским обычаям, а не к грубым и неблагородным нравам и навыкам простолюдинов и крестьян. Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: «Рождество Христа» или так назыв.
Удостоверяю сего первого апреля, что я, Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти, поручаю сына моего, Микеланджело, Доменико и Давиду ди Томмазо ди Курарадо на ближайшие три года с тем условием и сговором, что означенный Микеланджело обязуется находиться у вышеназванных означенное время, обучаясь рисованию и упражняясь в означенном ремесле и во всем, что вышеназванные ему поручат и что означенные Доменико и Давид обязуются уплатить ему в течение трех лет двадцать четыре полноценных флорина: в первый год шесть флоринов, во второй год восемь флоринов, в третий – десять флоринов, а всего 96 лир» и ниже имеется такая собственноручная расписка Лодовико: «Сего 16 апреля вышеназванным Микеланджело получено два золотых флорина золотом получено мною, Лодовико ди Леонардо, его отцом, за его счет 12 лир 12 сольдо». В «Сне» и «Короновании» уже больше заметно влияние Перуджино. Немного позже он написал для Якопо VI синьора Пьомбино еще ряд полотен. св.
Ее окружают облака, на которых восседают ангелы, святые и патриархи, как будто растворясь в лучезарном свете. Национальная галерея, Парма. 71.
О искусство живописи. В изголовии у него после смерти поставили в той комнате, где он обычно работал, законченную им для кардинала де Медичи картину «Преображение» и у всякого, видевшего его мертвым и столь живое его произведение, душа разрывалась от горя. Однако что за потеря времени все это перечислять. В конце концов Джованантонио увидел, что расположение сиенцев целиком перешло к Доменико Беккафуми, к его таланту и его великолепным произведениям и вот, не имея в Сиене ни дома42, ни доходов, потратив почти все, что имел, сделавшись старым и впав в нужду, он почти в полном отчаянии перебрался из Сиены в Вольтерру.
К этому времени относятся: Мадонна, кормящая Младенца грудью (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), Христос в Гефсиманском саду (в Апслейгоузе), Мученическая кончина св. Петра, заключенного Иродом в темницу и охраняемого вооруженной стражей. Вследствие такой жизни, а равно из-за того, что около него всегда были мальчики и безбородые юноши, он заслужил прозвище Содома5. Это искусство так трудно и имеет много сторон, что очень часто одному художнику невозможно достигнуть совершенства во всех них вот у многих, кто рисовал божественно, колорит отличался каким-нибудь несовершенством другие хотя и владели колоритом, а в рисунке не достигали половины того. Живописные работы его относятся приблизительно к 1512 году.
Наконец, этот отличнейший художник послал королю католическому «Тайную вечерю», написанную на холсте длиною в семь локтей, – произведение исключительной красоты129. Абсолютное ее проявление можно видеть в сивиллах и пророках, которые он сделал в церкви делла Паче, как о том упоминалось выше в этой работе большую помощь оказали ему виденные им в папской капелле творения Микеланджело. Рох и несколько бичующихся. В это время у Микеланджело произошла та яростная ссора с папой в капелле – об этом мы расскажем в его «Жизнеописании», – и он принужден был бежать во Флоренцию. На упомянутом выше чане Джан Беллино написал:Joannes Bellinus Venetus р. 151427.
13. Обремененный семейством, Антонио все время стремился к бережливости и вот таким образом достиг т степени скупости, больше чего и быть не может, почему и рассказывают, что, получив в Па шестьдесят золотых малой монетой и желая снести их в Корреджо для некоторых своих надобностей он отправился в путь пешком, нагруженный этими деньгами так как в то время стояла великая жара он, разгоряченный от солнца, выпил воды, чтобы освежиться, то схватила его жесточайшая лихорадка и он слег в постель, откуда уже больше он не вставал до самой своей смерти, настигшей его в возрасте сорока лет или около того21. А теперь обратимся к рассказу.
1530 г., Леда – 1530-1532. На алтаре – статуя Мадонны работы флорентийского скульптора Лоренцетто (1494-1514), того самого, которому Рафаэль заказывал статуи для капеллы Киджи. Когда статую26 окончательно укрепили на месте, он снял с нее покрывало и по правде, она отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских можно сказать, что ни Марфорио в Риме, ни Тибр или Нил из Бельведера, ни гиганты с Монте Кавалло27 ни в какое сравнение с нею не идут так правильно, соразмерно, красиво ее сделал Микеланджело: прекрасны очертания ее ног, божественны мускулистость и стройность боков, невиданная вещь, чтобы что-нибудь сравнялось с приятностью и изяществом ее позы, а также ступней, ладоней, лица или с правильностью искусностью и ровностью любого ее члена и чтобы все это сочеталось с общим рисунком.
Проспера в Реджо) «Мадонна с св. Якова. Николая полнена маленькая картина на дереве с изображением св. Kunstkrit. Анной работы Андреа Сансовино36, придав ей больше величия и под влиянием Микеланджело заметно улучшив свой стиль37.
Иеронимом» (в пармской пинакотеке), прозванная «Днем», по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита «Юпитер и Антиопа» (в луврском музее в Париже), «Школа Амура» (в национальной галерее, в Лондоне), «Ганимед», «Ио и Юпитер» (в Вене), «Даная» (в галерее Боргезе, в Риме), «Леда» (в берлинской галерее) – произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Дерево, масло, 105102 см. В этой картине Джованантонио, кроме главных фигур, написал большое количество амуров, которые освобождают Александра от панциря, снимают с него поножи, шлем и одежду и раскладывают ее в порядке, осыпают цветами ложе и занимаются всякими другими делами вроде этих и около же камина он написал Вулкана за ковкою стрел – работу, которую тогда очень хвалили. Франциска. С 1516 г. Корреджо жил и работал в Парме.
Друзья звали его во Флоренцию, так как здесь можно было получить глыбу мрамора, лежавшую без употребления в попечительстве флорентийского собора, которую Пьеро Содерини, получивший тогда сан пожизненного гонфалоньера города24, предлагал послать к Леонардо да Винчи и которую теперь собирался передать превосходному скульптору Андреа Контуччи Сансовино, добивавшемуся ее. св. Плакидия и Положение во гроб (в пармской пинакотеке). Петра и св.
В этот период им созданы такие шедевры, как «Поклонение волхвов», «He прикасайся ко мне», «Рождество», «Похищение Ганимеда». Антонио Аллегри да Корреджо умер в марте 1534 г. Многие арт-критики считают творчество Корреджо эклектичным, поскольку между его картинами не всегда прослеживается стилистическая связь. Антонио Аллегри да Корреджо (ок. Ансан, который производит обряд крещения и другом – св. Марию Магдалину и св. Но очень типично, что план, выработанный Рафаэлем, отклонился от плана Браманте.
Если это и принесло ему кое в чем пользу, то под конец обратилось во вред. 2.
В этих горах провел он восемь месяцев, не получая других денег и вспомоществований и, глядя на множество мрамора в каменоломнях, помышлял об огромных статуях, которыми сохранил бы он память о себе, подобно древним. 3. Содома умер в 1549 г. Биография Содомы у Вазари – одна из самых пристрастных. В переводе то и другое опущено. Над этой картиной в полукружии прекрасно написал он Бога-отца, а на пределле алтаря – три небольшие картины: «Моление о чаше», «Несение креста» (где прекрасны изображения влекущих Христа солдат) и тело Христово на руках матери – «Пьета» произведение это, поистине изумительное и полное благочестия, высоко чтимо монахинями и весьма прославлялось всеми художниками19. 29.
Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. Мария Магдалина, а с ними – смеющийся младенец ангелоподобного вида, который держит книгу и его смех кажется настолько естественным, что вызывает смех и в том, кто на него смотрит и нет никого, кто бы, обладая меланхолическим нравом и взглянув на него, не развеселился. Зарабатывал он много, так как ему очень хорошо платили за его вещи, однако было бы лучше, если бы он в эти последние годы работал не иначе как для собственного развлечения, чтобы не лишиться благодаря худшим вещам той репутации, которую он приобрел себе в лучшие годы, когда талант его еще не был на склоне и еще не тяготел к неабсолютному. S. 45 (1890). Джованни Санти (род.
Франциском, св. 4.
Он же расписывал и арку перед капеллою, где изобразил Бога-отца35. Над хижиной – хор поющих ангелов, которые так хорошо сделаны, что кажутся скорее потоками небесного дождя, чем произведениями руки живописца18. Вскоре после 1520 г. стиль К. выработался вполне: его кисть сделалась удивительно нежной и вместе с тем сочной, а светотень дошла до верха совершенства, стала наполнять картины воздушностью, магическим блеском светлых тонов и необычайной прозрачностью теней. 1519, Парма, монастырь Сан Паоло). Madonna della Sedia галереи Питти, написанная в Риме).
Содома прожил 75 лет и умер в 1554 году50.
«Ночь» (для црк. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 – 1530 гг. ) «Взятие Богоматери на небо», – произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские «Мадонна со св.
Парящая в центре купола Мария несколько теряется в этом многолюдье. Его композиция весьма неординарна.
Однако вернемся к гравюрам: щедрость Рафаэля по отношению к Бавиера была причиной того, что Марко из Равенны и многие другие так заинтересовались этим совершенным способом, что гравюры – до сих пор бывшие большой редкостью – стали очень многочисленными, как это мы видим теперь а Уго да Карпи, человек изобретательный и одаренный большим воображением, придумал способ гравировать по дереву при помощи трех дощечек, последовательно передающих средний тон, свет и тень таким способом можно прекрасно воспроизводить световые оттенки – прекрасное и остроумное открытие55, создавшее множество гравюр, о чем подробнее будет сказано в «Жизнеописании Маркантонио из Болоньи». Ансана, св. Gronau (op. Так приобрел он себе очень большую известность. 57. Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Картина эта, абсолютно законченная, но не доставленная еще к месту своего назначения, чуть было не погибла рассказывают, что, когда повезли ее морем в Палермо, разразилась страшнейшая буря, корабль разбился о подводную скалу, потонули и люди и весь груз, за исключением одной только этой картины, упакованной в ящик, которая морем унесена была к Генуе здесь ее выудили, вытащили на берег и поставили около нее стражу, думая, что она послана Богом ибо осталась она абсолютно невредимой, без малейшего пятна или порчи, как будто даже яростный ветер и волны морские пощадили ее.
Поистине, думается мне, все это не могло бы быть передано с большим совершенством. Он поступал так имея благовидный предлог, а именно: ему намекнули, что так как он много лет прослужил двору и был на большую сумму кредитором Льва, то по окончании росписи залы, в награду за его труды и за его талант, папа пожалует ему красную шапку, которую жаловал многим менее достойным ее, чем Рафаэль. Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Варварой, редчайшее и необычайное произведение61. Начал он с потолка в Зале подписей, где папы обыкновенно подписывали бреве о помиловании.
Мавра и св. Иоанна Евангелиста (часть «Коронования Богоматери» снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающейся большей свободой движений, живостью концепции, правильностью рисунка, силой и гармонией красок. В действительности же мы часто видим обратное. Якова, а сверху в пирамидальном полукружии – Бога отца, окруженного ангелами39.
Другой его портрет, написанный Рафаэлем, находится в галерее Питти, где Рафаэлев же портрет Томмазо (Федры) Ингирами их общего друга, актера, тоже едва не ставшего кардиналом при тороватом на красные шапки Льве Х. Еще один портрет члена дружеской римской компании, графа Кастильоне, сделанный Рафаэлем для его молодой жены, теперь в Лувре. Ибо мне передавали за достоверное, что Джованантонио дошел в своем ничегонеделании и в своей лени до того, что не делал ни рисунков, ни картонов, когда ему нужно было писать сюжеты вроде этого, но ограничивался тем, что набрасывал рисунок кистью по извести (чего никогда не делается), очевидно, таким способом он писал и эту картину.
В то время как он работал над этими фресками, он пустил на скачках Сан Бернаба приведенного им с собою варварийского скакуна и судьбе было угодно, чтобы его лошадь оказалась настолько лучше других, что получила палио21. 1530, Дрезден, Картинная галерея). Дерево, масло, 205141 см. К тому же времени относится портрет, написанный Тицианом с самого себя на память своим детям84. Петра было подписано 1 августа того же года.
Затем, продолжая роспись дворцовых зал, написал он чудо с причастием, происшедшее в Орвието или в Больсене, где изображен служащий мессу священник, сгорающий от стыда при виде того, как из-за его неверия гостия (причастие) кровью заливает антиминс (алтарь), в глазах его виден ужас, он вне себя, смущенно и растерянно оглядывая прихожан и по положению его видно, что они трясутся от страха, как это обычно бывает в таких случаях. Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения.
2. Там к имевшемуся уже образу Богоматери он написал справа св. Елизаветы, успение и венчание на небе. Вот таким образом он принялся за работу, чтобы показать свое искусство новому папе.
Первоначальное художественное образование получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри и Бартолотти, а в дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. «Скорбь о Христе», Гигант флорентийский иупомянутый картон создали такую славу Микеланджело, что, когда в 1503 году33 умер папа Александр VI, новый папа Юлий II пригласил к себе Микеланджело, которому было около 29 лет, обещав ему великие милости и заказал ему свою гробницу на путевые издержки выплатили ему сто скуди из папской казны. Виктор в античном вооружении с мечом в руке, рядом с ним св.
После отца учителем Рафаэля был Эванджелиста ли Пьяндимеллето. Оба портрета находятся в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин. cit.
54. 14. Бернардина, рядом с церковью св. Возможно также, что учителем его был Бианки Феррари (ок.
1460- 1510), моденский художник. Но так как в то время Джан Беллино и другие художники этой страны, поскольку они не изучали античности имели обыкновение часто, вернее, всегда, все, что изображали, срисовывать с натуры, причем, однако, в сухой, резкой и вымученной манере, то и Тициан в эту пору усвоил себе те же приемы.
Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием «Цыганки» (La Zingarella) и «Мадонна с кроликом». Вернувшись, наконец, в Венецию, Тициан закончил для маркиза дель Васто так называемое «Обращение» этого полководца к своим солдатам88. Проспера в Реджо) Мадонна с св. Если бы Рафаэль сумел на этом остановиться, не старался изменить свою прежнюю Манеру или придать ей больше величия, упорством своим доказывая, что не хуже Микеланджело передаст нагое тело, он не умалил бы отчасти своего имени ибо написанные им обнаженные фигуры в зале именуемой «башней Борджиа», где представлен пожар в Карго, хотя и прекрасны, не могут, однако, быть названы во всем совершенными. Продолжая свою работу, еще в одной зале он написал апостолов и святых под сенью, поручив Джованни да Удине, своему ученику, необыкновенно искусному в изображении животных, написать здесь всех зверей, бывших у папы: хамелеона, виверу, обезьян, попугаев, львов, слонов и других самых диковинных зверей.
Павла, которая действительно кажется исполненной Святого Духа140. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим. Бернардо Дивицио да Биббиена или просто Биббиена (1470-1520) – один из обаятелънейших и остроумнейших людей своего времени, автор комедии «La Calandra», немного гуманист, ни в какой мере не богослов, в кардиналы, конечно, не годился. Более прелестных и совершенных фигур ни один художник не мог бы создать.
В 28 лет (если он родился в 1494) Корреджо женился на своей землячке Джиролиме Мерлини и имел четырех детей: трех девочек (из них две умерли очень рано) и сына Помпонио (1522- 1593) впоследствии ставшего живописцем. «Станца Константина», четвертая, была расписана уже почти без участия Рафаэля. Франциска, стоящего с поднятой головой и взирающего на ангелочка, у которого такой вид, точно он что- то ему говорит голова св. На гробнице элегантная латинская эпитафия, составленная другом его, кардиналом Бембо.
Потолок изображает происходящее на небесах совещание богов, напоминающих прекраснейшими линиями своих тел и одеяний об античности, а также свадьбу Психеи, где Юпитеру прислуживают его подчиненные, а грации разбрасывают по столу цветы. Там же находится обнаженный св. Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517.
Вентури доказал, что аллегория Силы в полукруге одной из стен – первое произведение Рафаэля (1500). Тициан написал битву на фон реального пейзажа своей родины Кадоре, что, может быть и заставило Вазари говорить о том, что вещь написана с натуры. биографию П. делла Франческа, сн. Если даже не говорить о вилле Фарнезина, то и упоминаемые Вазари вилла Мадама (здание в папских виноградниках), к сожалению, плохо сохранившаяся, капелла Киджи и дворец папского придворного Джанбаттиста даль Аквила дают представление об особенностях архитектурного таланта Рафаэля.
Лучшие в этой великолепной группе портретов исполненных Рафаэлем в эту пору в Риме, – мадридский портрет неизвестного кардинала (не Алидози) и двойной портрет Наваджеро и Беаццано в римской галерее Дориа. Тогда же он сделал в мраморе набросок статуи св. Слева Содома изобразил ту минуту, когда Божий ангел несет названной святой облатку святого причастия, а она, подняв голову, видит в воздухе Христа на руках Девы Марии две монахини, ее подруги, находятся позади нее. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо.
Иеронимом» (в Гамптонкортском собрании) и «Четыре святых» (у лорда Ашбуртона).
Долгое время эта работа находилась у герцога Урбинского Франческо Мария, а впоследствии подарена была супругой его, славнейшей синьорой Леонорой, венецианцам Дон Паоло Джустиниано и Дон Пьетро Квирини, отшельникам святого Камальдульского скита и была ими помещена как реликвия и редчайшее творение Рафаэля, а также как память о славнейшей Леоноре в келье приора этого скита, где и вызывает к себе то благоговение, какого заслуживает. Ночь» (ок. Для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, написал он картину «Преображение»69, которую собирался отправить во Францию, причем над ней он безустанно и собственноручно работал и достиг последней степени совершенства в этой вещи представил он преображенного Христа на горе Фавор, у подошвы которой поджидают его одиннадцать апостолов сюда же привели бесноватого мальчика, чтобы Христос, сойдя с горы, его исцелил мальчик корчится в конвульсиях, кричит и закатывает глаза, являя муки своего тела, оскверненного коварным бесом и, побледнев, делает вынужденные и пугливые движения.
Антония – аббата и св. Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари. Вердецотти получил от Тициана, которого он любит и почитает как отца, две фигуры в нишах – Аполлона и Диану, написанных маслом141. Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света.
Вазари по ошибке (может быть, повторяя венецианскую шутку) говорит о битве при Кьярададде, в которой венецианцы потерпели поражение. Оба эти произведения превосходны и удивительны. 1526—1528, Парма, Картинная галерея) традиционная для алтарной картины композиционная схема Мадонны на троне в окружении святых уступает место более свободному решению — Мадонна с Младенцем предстают под навесом на фоне широкой пейзажной панорамы улыбающийся ангел держит перед ней раскрытую книгу, к Младенцу нежно склоняется Святая Екатерина, благоговейно созерцает эту сцену могучий старец Святой Иероним.
Следующей Рафаэль расписал Станцу Илиодора (1512-1514), почти всю (еще плафон, по-видимому, работы Перуцци) собственноручно. Матфея в попечительстве Санта Мария дель Фьоре эта статуя – совершенство, хотя и не закончена она научает скульпторов правильно высекать фигуры из мрамора для этого следует очень осторожно снимать слой мрамора, сохраняя за собой возможность в случае надобности что- нибудь удалить или изменить. В «Мадонне со Святыми Иеронимом и Екатериной» известной также под названием «День» (ок.
Георгием». Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески «Благовещение» (в црк. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости.
Судьбе было угодно, чтоб он встретился там с мессером Лоренцо ди Галеотто деи Медичи, богатым и почтенным дворянином, возле которого он немного оправился и собрался было остаться у него надолго. 1520-е годы были временем наивысшего расцвета дарования Корреджо, наиболее интенсивной и плодотворной работы. Существует анекдот о том, как Содома познакомился с испанским командованием. Неверно. Там тоже три фрески: «Изгнание Илиодора», «Освобождение апостола Петра» и «Больсенская месса».
Кроме того, Джованни обладал большим вкусом и очень разнообразными талантами. Иоанн изображенный сидящим и еще одна столь же прекрасная святая на заднем плане написал он занавешенное окно из которого падает свет в комнату, где находятся эти фигуры. На первой стене представил он пожар в Борго Веккьо в Риме, где св. На вершине горы распростерты апостолы Петр, Иаков и Иоанн в прекрасно разнообразных позах: один приник головой к земле, другой прикрывает глаза рукой, защищаясь от нестерпимого сияния Христа в белоснежной одежде с приподнятым кверху челом и раскрытыми руками, свидетельствующего о божественной сущности трех лиц, слитых воедино совершенным искусством Рафаэля, который напряг свой гений в таком усилии, что, закончив эту картину, он больше не брался за кисть, как будто это была последняя вещь, которую он еще должен был исполнить, настигаемый смертью.
(В 1798 г. образ был разрезан и недавно отдельные куски его отождествлены в музеях Неаполя и Брешии. ) Одновременно написан «Сон рыцаря» лондонской Национальной галереи, а «Коронование Марии», о котором говорит Вазари, сделано в следующем 1502 г. (ныне в Ватиканской галерее). 7. Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески Благовещение (в церкви св. По правде говоря, если бы Антонио не доводил своих произведений до совершенства, которое мы в них видим, его рисунки (хотя в них есть и хорошая манера и красота и мастерство) никогда не заслужили бы ему среди художников той славы, какою пользуются лучшие его произведения.
– «Теперь мне больше нравится, – ответил гонфалоньер, – вы придали больше жизни».
Ибо поистине тот, кто целиком доверяется одному счастью, не раз бывает обманут. А над окном, выходящим во внутренний двор, написал он последнем кругу фигуру Правосудия с весами и поднятым мечом, окруженную теми же амурами, а под ней изобразил составление светских и церковных законов, о чем в свое время мы расскажем. Вазари описывает обе картины не вполне точно он имеет в виду «Леду», находящуюся ныне в Берлине и «Данаю» (а не «Венеру», как он утверждает), находящуюся ныне в Риме (галерея Боргезе). Рафаэль же, который был олицетворенным благородством, не пожелал уступить ему в любезности и написал для него две картины10, представляющих собою переход от первоначальной манеры Пьетро к другой, гораздо более абсолютной, которой он научился позже, как будет сказано ниже картины эти и поныне находятся в доме наследников помянутого Таддеи.
Севастианом (исполненная для моденского собора) и Мадонна со св. В церковке св. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. Его учеником был Эванджелиста ди Пьяндимеллето. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме.
На что Аньоло, которому нравилось произведение, сказал: «Дам ему 70» а тот не удовлетворялся и за малое доверие к себе и потребовал у Аньоло вдвойне против того, сколько запросил сначала таким образом, чтобы получить картину, Аньоло принужден послать ему 140 скуди. Кроме того, для епископа Тройи исполнил он проект дома, который тот выстроил во Флоренции на улице Сан-Галло60.
Иеронимом (в Гамптонкортском собрании) и Четыре святых (у лорда Ашбуртона). Затем для короля католического он написал поколенную фигуру св. Наряду с этим он исполнил множество других произведений, помимо уже упомянутых.
Иоанном Крестителем, св. Иеронимом (в пармской пинакотеке), прозванная Днем, по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита Юпитер и Антиопа (в луврском музее в Париже), Школа Амура (в национальной галерее, в Лондоне), Ганимед, Ио и Юпитер (в Вене), Даная (в галерее Боргезе, в Риме), Леда (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. 52. Позволительно думать, что душа его украшает теперь небеса, как талант его украшал землю.
Что это в самом деле так, можно видеть как по самой картине, так и по рисунку, который я получил от самого Содомы и который находится в моей «Книге рисунков»34. Они сделали свое дело и ушли. И здесь замечательны перспективные сокращения снизу вверх. Обе картины показывают только по торжественным праздникам. Назарий, Бастиан, архангел Гавриил и Богоматерь, принимают благовестие77.
К этому же периоду относятся Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника (в мадридском музее) и Мадонна с корзиной (в лондонской национальной галерее). Эти записи я скопировал с подлинной книги в доказательство того, что все писанное мною прежде и все имеющее быть надписанным ныне есть истина я не знаю никого, кто более меня был близок с ним и кто более был бы ему другом и верным слугою, что могут засвидетельствовать и сторонние люди не думаю, чтобы кто-нибудь еще мог показать большее число его собственноручных писем, притом написанных с большей любовью, чем писал он мне.
Антония, Микеланджело срисовал ее пером в манере, доселе неизвестной и затем раскрасил, притом для передачи причудливого облика дьяволов накупил себе рыб с чешуею, пестро окрашенной и явил в этом произведении такое искусство, что благодаря ему приобрел себе авторитет и известность.
То же сделал Рафаэль в фигуре св. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. Иоанна, св. Св.
Morelli). Если бы у Джованантонио из Верчелли1 вместе со счастьем было бы такое же мастерство (а это могло бы быть, если бы он работал и учился), то к концу жизни, полной увлечений и животных страстей, он не делал бы глупостей в старости и не был бы доведен до жестокой нужды.
Исходя от этого исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие «Мадонны», предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции и в городских музеях Павии и Милана. Его первый учитель Мартино Спанцотти в Верчелли мог научить его немногому. «Славнейший» Гвидубальдо II делла Ровере, сын Франческо Мария. Невозможно передать, до какой степени прекрасны эти астрологи и геометры, чертящие с помощью циркуля на таблицах многочисленные фигуры и знаки. Для королевы португальской он сделал на холсте «Бичевание Христа», привязанного иудеями к столбу, с фигурами немного меньше натуральной величины107 для церкви Сан Доменико в Анконе в качестве алтарного образа – распятие с превосходнейшими фигурами Богоматери, св.
Петра в Риме и в нем поместить свою гробницу, о чем рассказано в другом месте. В церкви Сан Доменико, в капелле св. Мадонна с младенцем и святыми, 1523.