Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн) — французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен— 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн)— французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо1. Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau) начал свой путь в искусстве, не стремясь подражать кому-либо. Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен— 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн)— французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Жан Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau 10 октября 1684, Валансьен— 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн в литературе упоминается по среднему имени— Антуан Ватто)— французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо.
Жан Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau 10 октября 1684, Валансьен— 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн в литературе упоминается по среднему имени— Антуан Ватто)— французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо2. Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн) — французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен – 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн) – французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Отметил, однако, что «картины очень знамениты, но и очень черны». Adhemar. и есть, как и всегда у Ватто, прекрасная природа, немного сказочная или театральная. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Произведения Ватто как нельзя лучше демонстрируют всю прелесть того, что итальянцы называют dolce far niente – сладкого безделья.
Исходя из результатов анализов, можно твердо сказать, что на холсте, на котором сейчас мы видим «Затруднительное предложение», еще до его создания имелась какая-то композиция. commedia dellarte – комедия масок) – итальянский профессиональный театр использовавший маски, пантомиму и буффонаду (16-17 вв. ). Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Вот собственно и все, что есть на картине.
Но есть и нечто, принципиально новое: там, где без увеличения был виден один одноцветный мазок, возникают десятки мелких разноцветных, близко друг к другу расположенных мазочков. 13. Из комедий Вольтера лучшая Блудный сын. Антуан был вторым из четырех сыновей в семье. Указ. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле.
Parker et J. Mathey. Но этого не случилось. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Его лучшие пьесы: Игра любви и случая, Лживые признания, Деревенский наследник. И действительно, Ватто создал особый род живописи, которому можно, пожалуй и оставить забавное прозвище галантных празднеств.
Этот этюд не был использован ни в одном мне известном произведении художника. То, что художник учился мастерству у фламандских мастеров прошлого, главным образом у Рубенса, подтверждается анализом всех его произведений.
16. Как отмечает Н. Л. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»43. Это было последнее временное улучшение. Размер картины 56 x 46 см, холст, масло. Adhemar. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. «Французская комедия».
Этюд к ней мне не удалось найти среди рисунков Ватто. Остро переживая своё поражение, 24-летний Ватто уходит от Одрана и, покинув Париж, уезжает на родину в Валансьен. В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. ВАТТО (Watteau) Жан Антуан (крещён 10. 10. 1684, Валансьен, французская Фландрия – 18. 7. 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский художник и рисовальщик, член Королевской Академии Художеств (1717).
Музеем Эрмитаж картина была приобретена в 1769 году из дрезденского собрания живописи графа Брюля. У Жерсена Ватто жил по возвращении из Англии, для него написал знаменитую «Вывеску Жерсена». Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1620—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом2.
Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одно "Сатира на врачей ("Что я вам сделал, проклятые убийцы. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу9), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
«Затруднительное предложение». У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темы итальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведений нидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикара и Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образ жизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первыми источниками его вдохновения. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор Французского Меркурия20 вскоре становится одним из близких друзей художника. Однако, проникшись живописью Рубенса, Ватто в полной мере сохранил индивидуальность своего дарования, в которой объединились чувственность фламандской школы и та утонченная дистанция созерцания, которая была присуща французской художественной традиции.
Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Лучшие писатели комедий XVIII века – Реньяр и Данкурт.
Paris, -1958, 57. ). Фигуры стоящей пары относятся к раннему варианту. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, – «Вывеска лавки Жерсена».
1710.
Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних работ к просветлённому золотистому колориту пленэрных «галантных» сцен, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», 1720, Государственный музей, Берлин). В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»55. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».
9. «Галантные сцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Об этом говорит и ее личико с мелкими чертами (знакомое нам и по другим картинам Ватто) и выразительный своенравный поворот головки.
Он покинул дом Жерсена. Картина известна также под названием «Портрет джентльмена». Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов. Академики отбирали эскизы, которые считали достойными и назначали соискателям вариацию на тему заявленного сюжета.
«Савояр с сурком». Это работа с интерьером магазина, а не с природой. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать3, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им»4. Здоровье Ватто ухудшалось. Картина также известна под названием «Любовь в французском театре».
15. Размер картины 57 x 73 см, холст, масло. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Был избран почетным членом Академии живописи в 1739 году.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Ватто словно вновь возрождает красоту. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Он был опубликован в очень полном и серьезном каталоге рисунков художника, составленном видными знатоками его творчества Паркером и Маттеем (К. -Т.
Оба они – наиболее близкие друзья Ватто, который даже жил в их доме. Ранние небольшие жанровые картины – с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», около 1708, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени Александра Сергеевича Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Рекруты, догоняющие полк», около 1709, Нант, Музей изящных искусств «Бивуак», 1710, Москва, ГМИИ им. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которой восхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохи Людовика XIV и приемы венецианской живописи.
Sa vie-son oeuvre. Он был очень сложной, во многом противоречивой натурой: человеком имевшим, по словам современников, тяжелейший характер и одновременно обладавшим множеством друзей, мрачным меланхоликом и творцом такого нового жанра в живописи, как «галантные празднества», художником, пользующимся запущенными, засоренными палитрой и кистями и создающим картины, сияющие чистотой цвета как драгоценные камни. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода. Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья.
Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры. По-видимому изменение колорита картин началось рано, так как в каталогах XVIII века есть указания на почернение его произведений (К подобным картинам из числа наиболее знаменитых относятся «Общество в парке» (Лувр, Париж) «Хотите ли вы покорить красавиц» (галерея Уоллес, Лондон) «Чаровник» (музей в Труа) «Гамма любви» (галерея Уоллес, Лондон) «Елисейские поля» того же собрания и другие. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.
Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Размер картины 65 x 84, 5 см, холст, масло. ГМИИ им. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. Искусство доносит до нас не только факты истории, но и личностные переживания, являясь таким образом отражением того или иного времени.
Достоверно известно лишь то, что Ватто вместе с четырьмя другими конкурсантами должен был изобразить возвращение Давида после победы над Голиафом12. Не видно, что он от этого страдает. В созданном Ватто жанре «галантных празднеств» он впервые представил мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, которые порождены ощущением несоответствия мечты и реальности («Венецианский праздник», Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Общество в парке», Картинная галерея, Дрезден «Радости жизни», собрание Уоллес, Лондон «Жиль», Лувр «Мецетен», Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. ).
В картинах «Актеры французского театра» (около 1712, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Любовь в итальянском театре» (1716, Берлин, Картинная галерея), «Галантный Арлекин и Коломбина» (1716-1718, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1717-1720, Вашингтон, Национальная галерея искусства) Ватто использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. В них ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок, ставших особенно модными в эту эпоху. Ватто не был однообразным художником.
Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Летом 1709 года Ватто участвовал в конкурсе Королевской академии художеств на соискание Римской премии. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. 1950, p. 171. ). Беспокойство пронизывает всю картину. В первое время этот театр мог бороться с конкуренцией уличных представлений (марионеток, акробатов, площадных певцов) лишь с помощью запретительных мероприятий парижских властей.
«Портрет кавалера». Размер картины 130 x 97 см, холст, масло. Размер картины 41 x 33 см, холст, масло.
Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца16. Это свидетельствовало о высокой репутации Ватто, однако не давало ему возможность представить в качестве обязательной картины всё что ему было угодно. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.
Это было последнее временное улучшение. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Если в картине видим белокурую музыкантшу в основном со спины, видим ее плечо, руку по локоть и боковую часть гитары, то дама, различимая на рентгеноснимке, дана в неполном профильном повороте, почти в фас. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекина. Я начала листать все издания картин и рисунков Ватто, не выпуская из рук нужной мне для сравнения рентгеноскопии «затруднительного предложения».
К сожалению их состояние действительно необратимо. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Высший класс джентри (джентльменов) образуют пожалованные монархом в наследственные баронеты и кавалеры орденов (рыцари).
Ватто избрал тот, который, с его точки зрения, наиболее подходил к картине. Комедия дель арте (итал. «Жиль в костюме Пьеро». В 1717 году художник представил в Академию большое полотно «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж) картина отличается виртуозным владением живописной техникой, передающей богатую гамму мимолётных настроений. Была полностью уничтожена фигура мужчины, стоящего за спиной музыкантши. В 1689 году труппа стала называться Thйвtre de la Comйdie-Franзaise.
Это было последнее временное улучшение. Размер картины 60 x 75 см, холст, масло. Это авторские счистки старого красочного слоя, какой-то невидимой сейчас картины, которая существовала на холсте до «Затруднительного предложения». Здоровье Ватто ухудшалось.
В 1710 году, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова живёт в Париже. Двух самых известных в Париже трупп – итальянской и французской комедии., он зарисовывал их в естественных позах, предпочитая более простые более сложным.
Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Ватто изобразил в своей картине персонажей комедии дель арте. Являются ли реставрационными чинками все эти необъяснимые неровности и борозды. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. Сведения почерпнуты из издания Archives de l Art frangais. 1710.
Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
Вероятнее всего, продолжение Антуаном Ватто военной серии было связано не только с её успехом у покупателей, но и с периодом тесного общения с де Лароком. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Предмет, который он видел некоторое время перед собой, надоедал ему. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»30.
На фоне легкого, прозрачного, «перламутрового» пейзажа» светлого неба выделяются выразительные силуэты двух фигур: дама в темном блестящем шелке, присевшая на каменную-скамью, подбирая платье, отворачивается с недовольным и рассеянным видом от своего кавалера он в непринужденной позе прилег, облокачиваясь на скамью и заглядывая сбоку ей в лицо весь его вид выражает спокойствие и уверенность: ее неудовольствие -- поверхностное, ее холодность -- напускная, ею руководит только кокетство и каприз. Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейекомм. (Когда её купили, то разрезали пополам. Что же такое произошло с картиной.
А. С. Пушкина)18. Однако мне удалось проследить некоторое сходство фигуры и позы этой дамы и героинь еще двух картин Ватто: «Влюбленного Арлекина» известного по гравюре Кошена и «Ревнивцев», гравированных Скотэном. Фигура юноши не прослеживается на снимке.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. В доме у Кроз он получает дополнительный материал для своего творчества: помимо знаменитых на весь Париж балов и праздников, питавших живопись Ватто яркими впечатлениями, здесь проходили еженедельные встречи знатоков, художников и коллекционеров, погружавшие его в атмосферу утонченной учености32. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. 172. ). Кавалер (от франц. Ватто открыл целую гамму человеческих чувств: тут и наслаждение от слушания пения или музыки, удовольствия от танца и другие, более интимные эмоции: нежность, ревность, меланхолия, разочарованность, душевное одиночество.
Опущенной рукой она не подбирала юбку, а держала платочек. В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат. Весной Ватто стало хуже.
Мальцева: "Галантные празднества" Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Чрезвычайно интересный материал о картине дает ее исследование при помощи микроскопа. Путешествовал по Италии и Греции в поисках предметов классической древности. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1894—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Или следами повреждений. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». Так в XVIII в. писали парадные портреты.
К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Ведь до него французская живопись знала только высокие чувства классических трагедий. Итак, «Затруднительное предложение».
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Кроме приведенного свидетельства Жерсена есть иной документ. Поэты XIX века откроют картины Ватто.
Почти все картины Ватто небольшого размера. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. При исследовании поверхности картины мы увидим какие-то неровности.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Персонажи левой стороны картины оказались переделанными еще капитальнее. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться.
Полон любовной поэзии романтичный и меланхолический образ героя ярмарочного театра, актера исполняющего серенаду, в картине «Меццетен». 1715 Париж частное собрание). Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. Это типичные образцы стиля рококо. По-видимому, прежде чем ввести избранную им фигуру в композицию, он ее долго мысленно «пригонял» к отведенному ей месту.
Комедии делились на Комедию характеров, Комедию интриги и Комедию нравов. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. В начале 1721 года Ватто был еще на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Об эскизах Ватто все же существуют сведения в каталогах XVIII века. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Он состоял из платья с прямыми, тяжело падающими складками.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Они не были переписаны полностью, хотя какие-то изменения претерпели. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью.
Размер картины 36 x 26 см, дерево, масло. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.
По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». В 1719-20-е годы посетил Англию. Замены одной маски другой в труппе актеров были совершенно невозможны. Картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей, которые сопровождали бы, например, жанровую картину подобной тематики, если бы она была исполнена в стиле академической школы живописи того времени.
Catalogue complet de son oeuvre dessine, t. t. Paris. Дама играла на гитаре, за ней стоял склонившийся, может быть, говорящей ей что-то кавалер, а справа находилась сохранившаяся в «Затруднительном предложении» пара. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Paris, 1879, p. 430).
Результат не вполне гарантирован, рентген упрямится, если картина переведена на другой холст, когда ее оборот покрыт краской, содержащей металлические белила и в ряде других случаев, но в «Затруднительном предложении» как будто все идет благополучно. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Обычно они получали свое название при гравировании от гравера, который должен был дать имя выполненному листу. ), тогда еще не возникло в представлении художника.
Благодаря этой замене фигуры стоящих кавалера и дамы получили больше свободы и пространства, а следовательно, большую легкость и самостоятельность. Иначе он работал редко. » (Н. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. Выдающаяся пьеса первого Игрок слишком усыпана остроумными фразами. Он покинул дом Жерсена. Рентгеноснимки показывают и их первичное состояние.
Между действующими лицами появилась определенная внутренняя связь. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных». ГМИИ им. соч., стр. Уже на распродаже 1783 года, (Vente Blondel dAzaincoutt), на которой были работы мастера, в том числе «Елисейские поля», художник Пьер обсуждал возможность их покупки для короля. Это – продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка.
ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. И соболезнует как будто Ватто вздохам влюбленного комедианта и как будто выставляет их на посмешище. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
Эти мазочки очень жидки и полупрозрачны. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Ноты в ее руках – лишь предлог, чтобы ее спутник мог свободно заглядывать в низко срезанный корсет, волнуя девушку и себя нежной серенадой и не менее пылкими взглядами.
Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй – игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Мы опять вернулись к этой картине. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. ")" (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им.
Правая рука дамы лежит на струнах гитары, представленной целиком, а левая поддерживает гриф. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Antoine Watteau.
В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. По-видимому, тогда же ею был написан пастелью портрет Антуана Ватто, который ей заказал всё тот же Кроз34. Актёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои подлинные чувства, во многом близок самому живописцу.
В высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе, однако мазок у него более тонкий и текучий. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Уголь, свинцовый карандаш и сангина. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Так называемые галантные сцены Ватто – «Радость жизни» (около 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. За эти труды был принят почетным членом в Академию живописи. Результат исследования есть и какой результат.
Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Зато стиль достигает высшего совершенства в Мелите и Лжеце Корнеля и в Тяжущихся Расина. Обе фигуры были также соответственно изменены. Видно, как художник возвращался к тем же образам с любовью и удовольствием. Но не все произведения Ватто потемнели. Кавалер также претерпел некоторые изменения при переработке картины.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. В период 1712-1720 годах Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни «Комеди Франсэз» и «Комедии Дель Арте».
«Галантный Арлекин и Коломбина». За исключением картины "Истинное веселье" (1702-1703 Валансьенн музей), произведения этого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающие произведения Тенирса). Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное».
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в картине художника «Жиль в костюме Пьеро». В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.
181). 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки".
Многоопытный, он знает, что следующая встреча неизбежна и приведет к сдаче этого юного создания. При соскабливании пострадала ступня кавалера, написанная затем заново. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Любимый публикой волшебник сцены Арлекин – главный организатор интриги. cavalier, букв.
Немилова. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Одно из самых больших своих произведений. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.
Что же все-таки хотел изобразить художник. Рассмотрим это произведение. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса. Что это была за композиция, можно лишь догадываться. Ватто был блестящим рисовальщиком.
Весной Ватто стало хуже. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж паркакомм. В ней нет определенного действия – ни его начала, ни конца. Следует отметить, что второй этюд той же гитаристки Ватто использовал в другой своей картине – «Радости жизни», принадлежащей галерее Уоллес в Лондоне. «Компания на лоне природы» или под другим названием «Общество в парке».
«Венецианский праздник». Никакого элемента случайности в его выборе не было. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Здоровье Ватто ухудшалось.
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14.
Не заметили их и знаменитые бытописатели – «малые голландцы» и веселые фламандские жанристы. И почти все дома в нём выстроены заново. При посредничестве Сируакомм. По заказу Кроза он пишет "Времена года" (ок.
Нет, не может быть. Очаровательна по своему зеленоватому дождливому тону п. рная к Роздыху картинка Тягости войны. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Гораздо выше этих писателей Лесаж, создавший Тюркаре. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.
Актеры назывались соmйdiens ordinaires du roi. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования.
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами».
Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. А. С. Пушкина)13. Он покинул дом Жерсена.
11. ГМИИ им. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Вместо одной гитаристки появилась другая, которую мы хорошо знаем.
По словам ещё одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. Часто он начинал композицию и уставал, завершив ее лишь наполовину» (H. Ему посвятит стихотворение Т. Готье. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез23.
На сцене комедии дель арте появилось более сотни персонажей. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»19. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. У него имелись щегольские и комические (театральные. ) костюмы, в которые он наряжал лиц обоего пола, в зависимости от того, кого он находил для позирования. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку.
При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Сравнительно редко Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивуак», около 1710, ГМИИ «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Санкт-Петербург), внося в него особую интимность и лирическую взволнованность. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Все три наброска блестяще передают движение, характер, настроение.
Сын кровельщика. Указ. Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»).
Писались они обыкновенно в стихах, что придавало еще большую искусственность. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. 1715) из которых сохранилось лишь "Лето" (Вашингтон Нац. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
«Меццетен». Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры». И, наконец, еще одно качество – это ритм произведения. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Простому глазу кажется, что она написана широко, мягкими и крупными мазками.
Мужской силуэт стал стройнее, жест руки – выразительнее. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Жерсен оставил одно из наиболее полных (после биографии Жюльенна) жизнеописаний Ватто. ), наиболее близкий человек к художнику, отмечают необыкновенную напряженность, с которой работал Ватто, напряженность, которая, по их мнению, приводила его к меланхолии. Весной Ватто стало хуже.
Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Не повторил ли он где-нибудь эту, только впоследствии разонравившуюся и стертую даму. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. Главный персонаж произведения – Жиль, французский вариант Пьеро (героя итальянской комедии масок), – неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости.
Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. На спине ее корсажа заметны две продольные складки и полосы. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Картина известна также под названиями «Мальчик-савояр с сурком» и «Шарманщик с сурком».
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них еще и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Этот факт вызвал большую путаницу с определением сюжетов его произведений. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»32. соч., стр.
Но не тут же набросанную композицию уничтожал Ватто, как пишет Жерсен, а долго стоявшую, с сухим красочным слоем, хорошо спаявшимся с грунтом, который местами отскакивал вместе с ним. Совсем иное впечатление создается при шести и особенно двенадцатикратном увеличении. Размер картины 55 x 43 см, холст, масло. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Этот синтез выражается в нежном колорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы ("Нимфа напуганная сатиром" или "Юпитер и Антиопа" Париж Лувр).
Картины Ватто отличаются законченностью в целом, завершенностью каждой детали. Темное платье ее блестит мелкими, яркими бликами, живыми тонами переливается одежда и свешивающийся плащ кавалера. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г. ) должна была использоваться как вывеска комедийной труппы.
Но действительно необычайный сюрприз ожидает нас в том месте, где на картине изображена гитаристка: там, за частой сеткой борозд счистки, рентгенограмма дает изображение дамы с гитарой, но совсем не той, которая нам хорошо известна по «Затруднительному предложению». Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Размер картины 185 x 150 см, холст, масло.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Антуан Ватто прожил короткую жизнь— её полноценный творческий период охватывает лишь 10—12 лет.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». А. С. Пушкина). Он просто один и все. Современники не просто ценили картины Ватто. 7.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. Удалось уловить разработки композиций в рисунке, но не более того. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам7, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей8. На рентгеноснимке он выглядит много тяжелей и приземистей, чем сейчас. Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества.
Кроза). 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. Следы повреждений и их чинок или записи выглядели бы совсем иначе. Watteau. Наибольшая кривизна их находится на уровне локтя стоящего юноши.
гал. ) создано под сильным влиянием Жилло. Это сказано не то в шутку, не то всерьез. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Это тот род композиции, который в XVIII веке почти непереводимо назывался «Partie carree» – «Партия вчетвером».
Картина не имеет повествовательного сюжета. Совсем заново была написана фигура полулежащего на траве юноши.
Сируа, по-видимому, помогал художнику в продаже его произведений. Есть и такие, которые сохраняют всю свежесть, нежность и яркость его палитры. Картины «Компания на лоне природы», «Праздник любви» (1717-1720, обе в дрезденской картинной галерее), как и другие картины Ватто, содержат в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто.
Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» -- мальчика с Савойских гор идущего на заработки. Сюжеты французской комедии черпались, однако, очень часто из испанских драматургов. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Среди них были любимые, без которых не обходилось ни одно представление.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Можно предположить, что в вытянутой руке он держал какой-то неразличимый теперь предмет (может быть, снятую маску. ). Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Пьеро – постоянный тип итальянской комедии дель арте, один слуг-шутов. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось.
А. С. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Опять насмешки судьбы – обе картины утеряны, остались лишь гравюры. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. В книге «Искусство XVIII века»56 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.
Уйдя в отставку, начал изучать историю искусства. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Вероятно с этого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто. Писал исследования, посвященные античному искусству.
От этого периода сохранилась картина «Сатира на врачей» («Что я вам сделал, проклятые убийцы. », около 1708, ГМИИ), созданная, видимо, по мотивам комедий Мольера в ней уже очевидны свойственные Ватто ирония и театральность, но в целом картину отличают тёмный колорит и некоторая скованность персонажей. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Он утверждал, что Ватто писал исключительно быстро, так что знаменитая «Вывеска Жерсена» была завершена в восемь дней.
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов39, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»40. Вывод может быть только один: она чем-то очень не понравилась художнику. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Он постоянно искал возможности перебрасываться от сюжета к сюжету. Эта серия, как и подавляющее большинство произведений Ватто, не имеет авторских датировок и определяется специалистами периодом 1710—1715 годов.
Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Также мало нам известно о живописной «кухне» художника. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Вернемся к правой стороне картины и посмотрим, что делается там. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины.
Им посвящены такие полотна, как «Отплытие на остров Киферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (1717-1718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др. Юбка была значительно уже, нежели на картине. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто.
Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Особенное негодование художника вызвал, очевидно, левый край изображения. Затем увлекся гравированием рисунков художников прошлого и некоторых современных мастеров. Есть только настроение, есть чувства, может быть, «малые», а может быть и нет, есть тихие аккорды гитары, случайные, бездумные.
Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. Они направлены с легким наклоном влево и вверх, создавая нечто вроде части арки. 2.
Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. 1710. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик потрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
В то же время именно подготовительные рисунки Ватто дают возможность понять, насколько каждый жест, поворот головы, складка одежды персонажей его картин становились плодом аналитического поиска наиболее выразительной композиции. Граф де Кейлюс (Анн Клод Филипп де Кюбиер, граф Кейлюс (1692-1765), принадлежал к дворянской военной семье, служил в мушкетерском полку до 1714 года. По словам еще одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. Как нарисована первая поза Меццетэна, как выразительны ракурс его лица и судорожная игра пальцев какой дивный подбор ласкающих теплых и отнюдь не приторных красок: розовых, голубых и грязновато-зеленых. Пушкина «Военный роздых», около 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж) – обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира Ватто, художник, несомненно ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи короля Людовика XIV, а обращается к искусству 17 века – крестьянским жанрам Луи Ленена, графике Калло, фламандским и голландским мастерам. Перед ним – зрители, позади – актёры, но он абсолютно одинок.
Тончайшие нюансы человеческих переживаний – иронии, печали, тревоги, меланхолии – раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», около 1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-1719, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). 23, 0 X 29, 0. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьёзностью. И это резко противопоставляет Жиля остальным персонажам. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». гал. ). Или это авторские изменения.
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Третья пара стоит. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: "Итальянские комедианты в парке" частное собрание).
К их числу относятся все картины Эрмитажа. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Первыми получают свое объяснение борозды по краям картины. В Англии под сословием джентльменов (джентри) разумеют всех землевладельцев, не принадлежащих к высшей знати, а также врачей, адвокатов, священников и вообще лиц имеющих ученую степень.
Мне, однако, не удалось отыскать эти эскизы. Родился в Валансьенне в 1684. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом.
Размер картины 37 x 48 см, холст, масло. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Жан де Жюльенн (Жан де Жюльенн (1686-1767) – сын крупного коммерсанта, занимавшегося продажей сукон и родственник крупных мастеров-красильщиков, работавших на знаменитой шпалерной мануфактуре Гобелен. И какая живопись. Новому театру «Комеди Франсэз» была предоставлена привилегия ставить трагедии и комедии и дана была ежегодная субсидия в 12000 франков было точно определено число актеров урегулировано управление театром. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке28, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»29.
I-II. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Перед нами редкий случай, когда Ватто тут же, на холсте, перерабатывал свой замысел. Отказавшись от искусства как профессии, Жюльенн не переставал интересоваться им как любитель. Отдельно стоит Скарон, с его неисчерпаемым остроумием, переходящим часто в шутовство.
К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Перу Жюльенна принадлежит лучшее жизнеописание Ватто. ), любитель искусства и друг Ватто и знаменитый торговец картинами Жерсен (Эдм-Франсуа Жерсен (1669-. ) – торговец картинами, наследник своего тестя Сируа, также торговца картинами, рамами, багетом. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер.
– Именно последнее. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Около 1702 года приехал в Париж, в юности работал как копиист. Adhemar.
На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты.