Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
Пришла посмертная слава. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти.
Субъективно или объективно. Руссо обеспечивал себе своеобразный пропуск в искусство, которого ему недоставало. Правда и сын дожил лишь до 18 лет. В 1884 г. он получил разрешение рисовать в национальных музеях, а с 1886 г. принимал участие в ежегодных «Салонах независимых художников».
На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Все мертвы или умирают. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Не только вид изменился вся композиция разработана на основе градаций зеленого цвета. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни.
Картины художника Руссо весьма разнообразны по жанрам и тематике. По мнению Руссо, участие в Салоне Независимых давало ему право называть себя художником.
Какой кошмар. Он устремлен навстречу новому искусству. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул «А, это вы, господин Руссо. Однако это случилось. Работая над «Свадьбой», художник, скорее всего, черпал вдохновение из какой-нибудь фотографии, но причины обращения к данной теме, как и личности прототипов персонажей, не известны. Это не единственная правка картины после 1890 года.
«Я» или «он» – загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. Репертуар Руссо был весьма разнообразен.
передать нам. Оставаясь преданным Независимым, он был преисполнен пиетета к Жерому.
То же желание стало источником большого разочарования, на этот раз связанного с портретом. А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: "А, это вы, господин Руссо. Чтобы избежать скандала, связанного с мелкой кражей, Руссо (тогда еще младший клерк в юридической конторе) в 1863 г. ушел в армию, однако сам в боевых действиях никогда не участвовал. Опередив время, своим «Сном» он осветил грядущему поколению дорогу в искусство сюрреализма. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника.
Сына тоже назвали Жюльеном – он подписывался Анри Жюльен Руссо. Это она держит весь центр картины. Из зарослей, прямо на зрителя, смотрит лев. Наделённые им чувствуют это и знают своё предназначение в этой жизни. Львица же, с почти мечтательным выражением, рассматривает лежащую обнаженную. Критику Арсену Александру он описал свои частые визиты в Jardin des Plantes: «Когда я вхожу в стеклянные здания и я вижу странные заводы экзотических земель, мне кажется, что я вступаю в мечту». А. С.
Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. А. С. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Его характерная особая примета – окладистая борода.
Хотя «Нападение в джунглях» принесло известность Анри Руссо и он продолжал ежегодно выставляться на Салоне независимых, к теме джунглей он вернулся лишь спустя несколько лет. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Трагическим фарсом выглядели и последние его дни. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Природа растерзана. Он представляет собой совершенство определенного образа мыслей.
Отчего все это. Все мертвы или умирают. " – писал художник. При этом автор твердо верил, что следует правилам академической живописи. Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс». На закате жизни (в конце 1907 года) Руссо умудрился угодить в еще один судебный процесс.
Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Оно упивается кровью.
Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник». В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Эти работы хорошо известны – особенно "Карнавальный вечер". После серьезных испытаний ему удалось стать известным широкому кругу художников. В немалой степени помогла этому Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1889 году.
Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо.
К концу 1880-х годов определяются главнейшие темы живописи Руссо. Зашло ли оно настолько далеко, чтобы разрешить ему установить мольберт на рабочем месте. Руссо не нужно было отправляться за тридевять земель, чтобы «набраться» экзотических впечатлений. За год до «Карнавального вечер» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре. Все мертвы или умирают. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал.
Каменная мостовая уступила место лужайке. Совсем не случайно. Почему необычность должна давать повод для насмешек. Он был посредственен в некоторых предметах в средней школе, но выиграл призы за рисование и музыку.
Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года. На ветвях деревьев расположились экзотические птицы. – попался на удочку. В пользу этого предположения говорит и то, что для платья художник выбрал именно черный вдет – этим цветом Руссо всегда подчеркивал драматический характер изображаемого мотива.
Хватало при этом и розыгрышей талантливого чудака. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Леон Жером упоминается первым среди учителей, хотя никакой очевидной связи между ним и Руссо не обнаруживается. Упоминание имен Жерома и Клемана в контексте отношений учитель – ученик содержит удивительный поворот. Все проведенные в армии годы (1864-68) Руссо прослужил кларнетистом духового оркестра 52-го пехотного полка.
Однако это случилось. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома). Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера. (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
да. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер.
Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари (1873 –), с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier). Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Однако это случилось. » – писал художник. Анри Руссо родился в Лавале, Франция в 1844 в семью водопроводчика он был вынужден работать там маленьким мальчиком. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства.
4 сентября Руссо скончался от сепсиса. Переливающиеся оттенки зелени создают ощущение глубины. Именно вот таким образом его и принято называть "Таможенником". После этого Руссо отделался условным наказанием.
Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте. Невольно нарушая их, сам Руссо вряд ли сознавал, чего он достиг. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами.
Но агрессивное божество войны продолжает свой путь дальше. Работа оставляла много свободного времени. Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно. Прежде всего, это касалось выбора сюжетов и манеры письма. Он никогда не забудет журналистов, которые его поняли и поддержали в моменты уныния, помогли ему сделать из себя того, кем он должен был стать.
Иногда писал портреты на заказ. Но, для мира фантазиинет ничего невозможного. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит.
Это выглядит так, как будто часть студии художника перенеслась в джунгли. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения».
Самый знаменитый такой банкет был дан в 1908 году в мастерской Пикассо. На что Руссо отвечает: «Все должно оставаться так, как есть». Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Он устремлен навстречу новому искусству.
Таможенник Руссо выставляет «Сон» на 26-м аукционе Независимых в 1910 году. Его тигры и ягуары с горящими глазами, сказочные птахи, хитрые обезьяны изворотливые рептилии, темнокожие заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей. Странствующая цыганка исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). Так возникло предположение о поездке Руссо в Мексику и рассказы о его частых посещениях парижского ботанического сада. что они делают.
Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Просто внутреннее чутьё--они должно этот дар не зарыть --а отдать. Руссо пытался подражать Жерому. Разумеется, в этом представлении тоже был элемент иронической игры.
Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку. У Руссо родилось девять детей, однако большинство умерло в раннем возрасте. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Природа растерзана.
Определить границы плоскости, передать трехмерное пространство, придать композиции глубину, – все это для него было непостижимым. В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844-1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
Руссо приписал его в год свадьбы. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Природа растерзана. И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо.
До зрелых лет дожила лишь одна дочь. В конце жизни он добавил к этому списку имя Бонна. Например, выразительно использован черный цвет. Нет правил, есть желание-люди другой породы.
Картина вызвала насмешки публики, но настоящие знатоки. Получая мизерную пенсию и мечтая о том времени, когда занятия живописью будут приносить солидный доход, Руссо вынужден пока рисовать картины на заказ и продавать их по смешной цене, а также давать уроки игры на скрипке. Никакой выгоды от этой операции он не имел. И, хотя на первый взгляд это может показаться неправдоподобным.
Так ли уж необходимо понимать сюжет. Но Руссо вдруг спросил «А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы» Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Саму Клеманс свела в могилу чахотка. Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами. Он черпал их из походов в парижский зоопарк и ботанический сад. и уверенность в том.
После демобилизации он вновь стал клерком – на этот раз в конторе судебного исполнителя. А в 1947 году его останки были торжественно перезахоронены на родине художника, в Лавале. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Сегодня они забыты так прочно, что с трудом можно припомнить их работы.
– попался на удочку. В 1870-1871 годах во время франко-прусской войны он находился в действующей армии. Повсюду деревья. Отчего все это. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо.
Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной). Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. В 1868 он женился на Клеменс Буатар, 15-летней дочери его владельца, с которой у него было шесть детей (только один переживший). Картина вызвала насмешки публики из-за нарочитого построения планов и слишком тщательно выписанными деталями пейзажа. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. они абсолютно другие.
Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. «Сон», одно из последних полотен Руссо, считается завещанием художника. Мария Ревякина: Фигура темнокожего музыканта (4) расположена на одной вертикали с фигурой хищника, они оба смотрят прямо на зрителя. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено.
Позади него мост и дома со множеством печных труб. – попался на удочку. Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника.
Где начинается первое, где кончается второе. Например, выразительно использован черный цвет. Такой стиль отвечал его поверхностному знакомству с живописными возможностями «академическая» видимость достигалась также с помощью сильных светотеневых контрастов и большого количества лазури, выделявшей рельефы фигур. Его коллеги и друзья единогласно утверждают, что картина достойна наилучших отзывов. В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ».
Жертва тигра находится за пределами картины и автор даёт зрителю возможность самому решать исход охоты, однако название «Сюрприз. » позволяет предположить, что охота была удачной для тигра. Талант --это ведь Дар Божий. Жена умерла в 1888 году.
По каким же образцам мог учиться писать портреты Руссо. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Иначе говоря, он почтительно заявляет: «Я этого не понимаю, следовательно, это -- идиотизм». Слушая рассказы сослуживцев, он выдумывал собственные героические приключения.
Однако одно из его полотен кто-то из зрителей порезал ножиком. Сверху висел транспарант: "Честь и слава Руссо. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте. Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Руссо Анри-Жюльен-Феликс (1844-1910) – французский художник.
Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж. "Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии, – писал один из них. Здесь мы опять вступаем в область догадок. Он верил в привидения и увлекался рисованием. Она познакомила посетителей с удивительными культурами самых экзотических народов. Но связав свое ученичество с именами Жерома и Клемана. На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера.
Цыганка одета в восточные одежды. Творчество «Таможенника», как его называли (сначала с насмешкой, а позже с уважением) коллеги-художники, памятуя о должности в таможенном департаменте, занимаемой Руссо с 1869 г., свидетельствовало о том, что искусство и воображение идущие рука об руку, относятся не столько к сфере живописной, сколько общечеловеческой. Ничто не сможет сдержать ее безумный бег. Семья Руссо разбогатела в годы Революции на распродаже общественного имущества. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира».
Но дело прогорает и в доме Руссо поселяется бедность. В небе летит воздушный шар. Пикассо утверждал, что Руссо – это не явление. Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина.
Составлял документы для неграмотных. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья.
В то время только он осмеливался верить в это. Благодаря этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность.
Его жена умерла в 1888 и он женился на Джозефин Ноери в 1898. Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы.
Таможенник Руссо, уже находясь на пути в мир иной, оставляет нам в наследство изображение рая. И они правы». Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать – для собственного удовольствия. В правой части картины, сквозь листву, светит полная луна. Руссо женился в Париже в 18б9 году, когда ему было 25 лет. " Кончилось все веселой попойкой.
Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Художник был очарован ими и эхо этого очарования звучит во многих его произведениях.
Между тем, в Мексике он точно не бывал. Очень скоро и навсегда со всем будет покончено. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Например, выразительно использован черный цвет.
Иначе говоря, эффекта отдаления он достигал цветом. Это она держит весь центр картины. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Эта деталь вызывает особый интерес, так как обычно символизирует собой смерть. Какое тягостное впечатление невыносимой печали.
На заднем плане, почти сливаясь с лесной чащей, стоит человек играющий на флейте. Этот короткий текст, на первый взгляд, лишенный значительного смысла, – все, что осталось от этого замысла (с самого начала, вряд ли предполагавшего участие Руссо). Руссо стремился объединить эти понятия. Анри, правда, это не очень огорчало. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства.
Он работал на адвоката и изучил закон, но «делал попытку маленького лжесвидетельства и искал убежище в армии», служа в течение четырех лет, начавшись в 1863. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. В налоговом управлении Руссо доверяли лишь самые несложные поручения, вроде несения караульной службы на различных сторожевых постах оборонительных сооружений.
Думаю, что именно отсюда такая внутренняя сила. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Нищего живописца похоронили на кладбище для бедняков. Разве это не есть яркая самобытность. Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице.
Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо. " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения". Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Так получилось, что Жером создал всего один портрет. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное).
При этом сам Руссо был уверен в том, что не совершает ничего противозаконного. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. В этой автобиографической справке вместо «я» везде стоит слово «он». А какой прекрасный тон на полотне Руссо.
Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом.
«Мое начальство постаралось назначить меня на спокойную должность и работа не была для меня тяжким бременем». Однако второй том так и не появился. – попался на удочку. Руссо не раз сталкивался с подобным подходом. Именно Руссо заставил общество признать самоценность творчества художников-примитивистов. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Не дышим. ».
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Любовь диких животных в клетке. И в этом он действительно уникален. Однако все это абсолютно иное, нежели тональный колорит. Анри Жюльен Феликс Руссо (Rousseau Anri) французский художник, творивший в конце 19, начале 20 веков в стиле примитивизм.
В 1869 году Руссо женился на Клеманс Буатар, дочери торговца мебелью. Но при более глубоком рассмотрении он представляется чрезвычайно интересным документом. В причудливой формы ветвях резвятся мартышки и перекликаются яркие экзотические птицы, в густой траве стоит чернокожий музыкант и играет на своей флейте, не обращая внимания на хищников, рыщущих совсем рядом. В руках Ядвига держит ветвь.
Кроме того, Руссо открыл собственную "школу" (именно так он называл частные уроки в своей крохотной мастерской), предлагая всем желающим пройти у него "курс декламации, музыки и рисования". На картине Руссо «Сон», последней из его работ с изображением джунглей изображена нетронутая дикая природа. Поскольку он никогда не учился живописи, то работал, следуя аналогиям. Он даже разработал собственный метод изображения хлещущих струй дождя тонкими «нитками» серебряной краски, наносимой по диагонали полотна. В 1893 году Руссо вышел на пенсию. Жарри, увидев и полюбив работы стареющего Руссо, занялся их "рекламой".
Когда американский художник Макс Вебер (1881 – 1961), навещая Руссо в его мастерской, рассматривает эту, еще не завершенную картину, он обращает внимание автора на диспропорцию между собаками и остальными изображенными предметами и персонажами. Остались только сын и дочь. Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне.
Клеманс Бутар была первой женой Руссо. Позднее Руссо утверждал, что тигр на картине готовился напасть на группу исследователей. Это она держит весь центр картины. Они встретились на какой.
Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». Из-за непреодолимых для него технических трудностей в его картинах сохранялся неразрешимый контраст содержательной условности (линейная перспектива) и эмоционального понимания (воздушная перспектива), соединяющихся в изобразительном искусстве со времен Ренессанса. Приехавший врач поставил лежавшему в бреду художнику ошибочный диагноз ("белая горячка") и отправил его в лечебницу для алкоголиков. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. В картине 1886 года «Карнавальный вечер» уже присутствуют будущие черты индивидуального стиля Руссо чередование планов, размен фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка элементов композиции. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
до капельки. На нем, молодая женщина лежит на диване среди густой зеленой листвы, трав и цветов. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Однако традиция семейного ремесла на нем и закончилась. Обычные слова превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «. Какая одержимость.
На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов. Аполинер обиделся и не принял подарок. Искусство примитива, наивное искусство, которое теперь чаще называют инситным, стало в XX веке одной из основообразующих форм культуры. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон.
С помощью новых друзей неизвестному таможеннику удалось обзавестись карточкой копииста, дававшей право посещать галереи Лувра, Люксембургского дворца и Версаля. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Большинство картин Руссо Анри (Rousseau Anri) изображают пейзажи в сочных зеленых оттенках, есть у него в арсенале и портреты. В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. Они поженились в 1869 году и Клеманс родила ему 9 детей, 7 из которых умерли во младенчестве от туберкулёза. самоотдача до донышка.
По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. И только мужчина, стоящий справа от невесты, отдаленно напоминает самого Руссо. Он ошибся. Учиться живописи Руссо Анри, (Rousseau Anri) так и не смог, вот таким образом талант пришлось развивать самостоятельно. Пабло Пикассо высоко ценил картины этого художника-самоучки за то, что он писал, нарушая всякие установленные догмы классической школы живописи и если бы он жил во время, когда не было Салона Независимых художников, скорее всего, мир его работ так и не увидел бы. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник».
Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Очень скоро Руссо стал своего рода знаменитостью, вернее, знаменитым чудаком. Это, пожалуй, представляется неправдоподобным. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы.
Он устремлен навстречу новому искусству. Ле Банке Руссо, «одна из самых известных неофициальных встреч двадцатого века», пишет американский поэт и литературный критик Джон Малкольм Бриннин, «не была ни оргиастическим случаем, ни даже богатым. В 1886 году он впервые представил публике оригинальную работу «Карнавальный вечер» на Салоне независимых. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал.
Его мать – дочь офицера Великой армии Наполеона, а отец, Жюльен Руссо, – потомственный жестянщик из Лаваля, города на западе Франции. Полотно выглядит простым и незамысловатым и, вместе с тем, таинственным и сложным, трудно поддающимся рациональному объяснению. Вот таким образом он не мог отличить исторического от устаревшего. Уже в «Карнавальном вечере» присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах: чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех элементов композиции.
Насчет смелости: мне кажется, такие люди ничего не боятся и делают, что хотят. Действие происходит в иссушенной пустыне.