Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж».
Стайны подружились с художником. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году.
Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Жил Матисс в это время трудно. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Тема панно — танец.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
Однако, доминирующее использование синего вызывает эмоциональное проникновение в сцену на расстоянии, позволяя нам предположить, что их разговор напряжен или, по крайней мере, лишен интимности. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Все остальное здесь придумал сам Матисс. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
Ни одной лишней детали. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. 260 х 389 см.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). «Мне стало неинтересно копировать предмет. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Это видно и по его картинам. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Проблемы с сердцем, рак кишечника лишили его возможности трудиться так же активно, как прежде. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
Он является продолжением ковра на стене. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Зато он вывез из страны коллекцию керамики и тканей, которые затем служили ему фоном для работы. Яркий свет натуры, яркая декоративная роспись, арабески повлияли на дальнейшее развитие его творчества.
Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Ж. Помпиду, Париж). Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Ж. Помпиду). Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Анри Матисс. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Эта дружба в его судьбе значила многое. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Операция 1941 года продлила его жизнь на 13 лет, но значительную часть времени он был вынужден проводить в инвалидной коляске или постели.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. В данном случае мы видим перед собой огромное, сведенное к простейшим формам, женское тело, заполняющее собой почти все пространство холста.
Доминика и Девы Марии. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Зачем. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Ж. Помпиду). Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. А. Матисс «Музыка» (1910). Холст, масло. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Это композиция о пространстве, но также и о времени, поскольку она снова и снова повторяет пирамидальную форму метронома на фортепиано – в зеленой полосе, пересекающей оконную створку слева, в странных чертах на лице мальчика. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».
Написанная в Исси-ле-Мулино за пределами Парижа, "Красная студия" представляет собой мини-ретроспективу работ художника с картинами, скульптурой и даже произведением из керамики, повешанными или разбросанными по его мастерской. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911).
Холст, масло. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Разумеется, это иллюзия. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Стоит отметить, что фовизм не является стилем и представлял собой скорее локальное течение, школу, объединённую едиными принципами работы с формой и цветом.
Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Помогает определиться в пространстве также окно.
Больше ничего нет. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Он знакомился с художниками разных стран.
В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников и обнаженные тела им видеть нельзя. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Существуют лишь предположения искусствоведов.
Но об этом уже сказано в других разделах. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Над этой дивной картиной живой природы господствует охристое марокканское солнце, пронизывающее собой все части композиции.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес.
У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Такой, какой был у Матисса в его доме. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Речь идет о фовизме. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Все люди на картине находятся в неподвижности.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Особенного внимания заслуживал его мазок. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Доминика и Девы Марии. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Очертания стола с трудом угадываются.
Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Так и случилось.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
"Урок фортепиано" – одно из самых личных произведений художника того периода изображающее его сына Пьера за клавиатурой. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Он возглавил команду художников, таких, как Брак, Дерен и другие, объединенных схожими взглядами на искусство и явил миру фовизм. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело».
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. В настоящее время существует в двух версиях.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. У создания картины «Танец» своя необычная история. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
fauves). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Исчезают стул и обои. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Другое название этой работы – «Десерт». По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Например, "Молодой моряк" II, несомненно, узнаваем, занимая небольшое место на стене в верхнем правом секторе композиции. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола.
Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Творить он не переставал до конца. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового.
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Тема панно — танец. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Ковёр на этой картине – реальный. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную».
В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Углы комнаты даёт другим цветом. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.