На ней нельзя было не заметить яркую крупную картину лидера фовистов Анри Матисса именуемую «Радостью жизни».
Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы. fauves). «Определенным образом, да это интересует меня как удар меж глаз. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Это была «Радость жизни» (Bonheur de vivre), которую Матисс назвал «моя Аркадия». Исчезают стул и обои. Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
Аполлинер назвал его самым «Диким из диких». Жил Матисс в это время трудно. Ж. Помпиду). Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Но об этом уже сказано в других разделах. «И я тоже», сказал Пикассо. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Это время создания «Радости жизни» (коллекция Барнса), большой декоративной и лирической композиции, вызвавшей в 1906 году скандал в Салоне Независимых. «Радость жизни» — гимн фовизма, победная песнь, ставшая и лебединой песней, так как отныне Матисс провидит новые источники вдохновения, более редкие и более глубокие. И тем не менее в этом большом полотне, столь средиземноморском по духу и композиции, все предвещало дионисийский экстаз «Танца» и «Музыки». 1 Удлиненные чувственные формы группы влюбленных, неистовый хоровод, который отныне будет оживлять полотна Матисса, дикое взморье, синий лес, лазурное море подчинены мощному победному ритму.
Я не понимаю замысла художника». 31 декабря 1869 года родился великий французский художник Анри Матисс. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Он начинает последовательно внедрять свои «кричащие» цвета, «неправильный рисунок».
Однако следует особо отметить, до какой степени различны способы изображения (я имею в виду не технику живописи — это слишком очевидно, а оптический эффект). Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
«Синяя обнаженная: Воспоминание о Бискре» была единственной картиной, представленной Матиссом в Салоне Независимых в марте 1907 года. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В третий раз в течение восемнадцати месяцев он шокировал публику, вызвал недоумение у критиков (они описывали новую работу как непристойную, ужасную, как нечто зверское или рептилиеподобное) и повлиял на ход развития современного искусства. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
Она решила немедленно увести мужа со сцены этой катастрофы. Так, в «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, будто Гоген, преуспевающий делец, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы посвятить себя исключительно живописи. Несмотря на компактную скорчившуюся позу, глиняная «Лежащая обнаженная» остаётся обнаженным телом женщины с аккуратным шиньоном и зауженной талией. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Достаточно назвать только имена В. А.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Женщины, написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, напоминают упрощенные скульптуры, в тохватало обитателям XX века.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Жорж Брак заявил, что она заставляет его чувствовать, будто он ел паклю или проглотил бензин. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. «Инстинкт обретен вновь», — воскликнул тогда Аполлинер. «Самое значительное, — отмечает несколькими месяцами позже Морис Дени, — это, несомненно, «матиссы», выставленные в этом году в Осеннем салоне между черными Курбэ и поистине венецианским залом Гогена. «Матиссы» — разумеется, сам Матисс и некоторые из его последователей, как, например, Фриез, наделены необыкновенной чувствительностью — соперничают в яркости и стремятся к воссозданию света. Что им удается воссоздать из солнечного света — это ощущение рези в глазах, мерцания, тягостное ощущение слепоты, головокружения, которое обычно возникает, когда в яркий летний полдень глядишь на белую стену или эспланаду. Их эстетика позволяет им делать попытки ослепить вас. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Двадцатитрехлетний студент школы изящных искусств из Нью-Йорка, Уолтер Пэч, посетил улицу Флерюс впервые в том году и столкнулся лицом к лицу с одной или другой из двух завоевавших скандальную известность работ Матисса, приобретенных Лео – «Синей обнаженной» или «Радостью жизни». Доминика и Девы Марии. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Он назвал её «Аврора» или «Рассвет». Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Книга Хилари Сперлинг (перевод Н. Семеновой) представляет собой подробнейший объемный труд о жизни и творчестве художника. Работа над «Лежащей обнаженной» («Авророй») полностью поглотила его до того момента, когда в начале января произошла катастрофа. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Все пути были открыты Пикассо (хотя он протестовал, заявляя, что со своей стороны, он боролся против лёгких путей всю свою жизнь), тогда как для Матисса был только единственно возможный путь. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Сколь благонравными были Стога Моне. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
Дерен мрачно предсказывал, что Пикассо кончит тем, что повесится в мастерской рядом с его «Девицами». В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. Их эстетика позволяет им делать попытки ослепить вас. А в 2011 в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ вышло жизнеописание Матисса – «Жизнь Анри Матисса (1869-1954). Название картины было взято из каталонского девиза города, а её оформление (декорации) с вида пляжа в Уиле.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. 12 февраля Манген написал Матиссу, предупреждая, чтобы тот поднял цены, «так как Дрюэ, Воллар и, возможно, Фенеон будут торговаться из-за его работ».
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. «Он поворачивается спиной к собственной реальности», тонко подметил Матисс в 1951 году, когда ему был восемьдесят один год, а Пикассо только семьдесят: «он утончен от природы, но он хочет быть крестьянином, разрушителем глыб в тяжелых рабочих сапогах». Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Разумеется, это иллюзия. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Ко дню рождения Матисса издательство «Молодая гвардия» предоставило нам возможность опубликовать фрагменты этого труда. «Синяя обнаженная» по сравнению с ней казалась поразительно уродливой, практически каждому, кто видел её. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В октябре 1905 года Матисс перебрался из тесной мастерской на набережной Сен-Мишель в более просторную, снятую недорого в заброшенном женском монастыре «Couvent des Oiseaux» на углу улицы Севр и бульвара Монпарнаса. Матисс это сделал намеренно».
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Сколь благонравными были «Стога» Моне. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Тема панно — танец. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Основной задачей Матисс ставил получение учениками базовой подготовки: раз в неделю он водил из в музеи и велел копировать классические работы. Зачем.
мифологизм и конструировали техноутопии, личностные и надличностные миры форм и смыслов. В первых двух фрагментах речь идет о наиболее экспериментальной поре в творчестве художника и о том, как его эксперименты были восприняты современниками – от простых газетчиков и до Пикассо и Аполлинера. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Круг танцующих в середине восходит к старинному танцу коллиурских рыбаков, а в 1909 году он перерастёт в грубый модернизм «Танца» Матисса. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Фактически, каждый, кто видел эту картину, разделял его тревогу. Ничего не могло быть более простого, ясного и более умиротворенного, чем «Радость жизни» с её аркадийскими (идиллическими) фигурами нимф и влюбленных – обнимающихся, танцующих, наигрывающих на свирели и отдыхающих на берегу моря – изображенных как декоративные элементы в ритмическом узоре цветных плоскостей.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Во всяком случае, нет более верного истолкования этого знаменитого полотна: «Матисс в то время работал над своим первым крупным декоративным панно «Радость жизни». От теории импрессионистов осталась лишь крайняя простота в средствах изображения. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В «Радости жизни», более чем в какой-либо другой картине, Матисс справился с задачей, поставленной им перед собой в первое лето в Коллиуре: «Как заставить мои краски петь».
Матисс называл эту картину «моя Аркадия» и признавался, что хотел «заменить вибрато (мастер, очевидно имел в виду «мерцающие точки» дивизионизма, которым он увлекся под влиянием дружбы с Полем Синьяком и Андре Дереном) более чуткой, более непосредственной гармонией, которая была бы достаточно простой и искренней, чтобы обеспечить спокойную поверхность». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Салон был заполнен работами имитаторов, кто любил воспроизводить его стиль, без, по словам Матисса, малейшего представления (понятия) о скрытой структуре или логике.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Сезанн пришел к своим изломанным линиям и незаконченности по необходимости. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
«Это интересует тебя. » — спросил Пикассо. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Примерно в то же время осенью Матисс отправился в Бато-Лавуар посмотреть на «Авиньонских девиц» Пикассо, которые поразили его как насмешка над всем, за что он боролся так долго и чего с трудом достиг.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Человек с Севера, Художник Юга». С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
Серова. Стайны подружились с художником. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь».
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Матисс это сделал намеренно».
Модернизм отразил стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и «реализма», предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия. «Если он хочет написать женщину, пусть делает это. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Услыхав грохот и крики в комнате наверху, Амели поспешила туда и увидела валявшиеся на полу куски фигуры «Обнаженной». Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. «Матисс исказил больше, чем он хотел исказить», писал Лео Стайн, «он рассказал мне, что начиная картину, он надеялся, что сможет закончить её без искажения, которое будет раздражать публику, но он не смог этого сделать». У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. повествовательности.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Однако. Сколь далеки мы от Северных пляжей и Берегов Сены Сёра. Преподавание велось на некоммерческой основе. Он делал для этого этюды, сначала маленькие, потом большие и наконец, гигантских размеров.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Сезанн пришел к своим изломанным линиям и незаконченности по необходимости. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Но это ни то, ни другое». И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. В этой новой картине он окончательно прорвался к господству чувственности и покоя, которых ему недоставало в «Роскоши, покое и наслаждении». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Работы, подобные этой, приводили самого дикого из диких в отчаяние. Эта дружба в его судьбе значила многое. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Однако следует особо отметить, до какой степени различны способы изображения (я имею в виду не технику живописи — это слишком очевидно, а оптический эффект). Он выставляет ряд работ. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Он заявлял, что художники, пытающиеся копировать его стиль, так же мало в этом разбираются, как те клеветники, кто увидел микробы на дне графинов в его «Десертном столе» за десять лет до этого. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Палитра настолько восторженная, насколько он мог сделать это и настолько земная, как фрукты и овощи на рынке в Коллиуре, описанные его другом Полем Сулье («вы едва ли найдете другую такую картину изобилия, легкости жизни и благополучия в пределах досягаемости каждого»).
«Мне стало неинтересно копировать предмет. От теории импрессионистов осталась лишь крайняя простота в средствах изображения. Если он хочет создать декоративный рисунок, пусть делает его. Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. – "Танец" написан мной всего тремя красками. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. И тем не менее в этом большом полотне, столь средиземноморском по духу и композиции, все предвещало дионисийский экстаз «Танца» и «Музыки». «Инстинкт обретен вновь», — воскликнул тогда Аполлинер. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». И о том, как Матисса принимали и воспринимали в России. Грета Молл вспоминала картину русской художницы, где был изображен «сидящий на корточках мужчина, вонзивший острые зубы в собственную ногу – можно было ясно видеть кровь, струящуюся вниз».
Другое название этой работы – «Десерт». Сколь далеки мы от «Северных пляжей» и «Берегов Сены» Сёра.
Выполненная на гигантском холсте, занимающем всю стену, эта картина поражала современников и производит неизгладимое впечатление на современных зрителей. Он работал над этой глиняной фигурой неделями. Матисс, рожденный у прифронтовой линии, знакомый с детства с ужасами войны, досаждаемый всю жизнь осмеянием, оскорблениями и неприятием искал и находил в своей работе спокойствие и стабильность, которые он так редко находил в своей профессиональной или личной жизни. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. И ему это удалось: неспроста исследователи называют «Радость жизни» «прорывом в царство роскоши, покоя и наслаждения». Шутовство стало второй натурой Пикассо. Он постоянно пользовался этим изломанным рисунком, как в кулинарии пользуются уксусом или лимоном или прибегают к яичной скорлупе, чтобы осветлить кофе.
Это была «Синяя обнаженная: Воспоминание о Бискре». литературы.