Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье.
Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. и вакханалии. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, настроения и мотивы. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства Арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 г. посетил Москву). Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Доминика и Девы Марии. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Но, помня об основе, Матисс иногда забывает о самой краске, о специфических особенностях и возможностях масляной живописи. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Два полотна, одно – с пятью танцующими, другое – с пятью сидящими огненными фигурками, аналогичны по красочной гамме, по плоскостному прочтению формы, по отвлеченности темы, но противоположны по ритму. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Двухмесячное копирование цветных открыток привело юношу в школу рисунка, где он постигал мастерство чертежника для работы в текстильной промышленности.
Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров.
Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Его последняя работа — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в городке Ване близ Ниццы (1953 г. ). Родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като (Пикардия), умер 3 ноября 1954 г. в Симьезе близ Ниццы. Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911).
1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Но довольно скоро, Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону – мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. «Парижский танец» известен в трех вариантах.
Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Там начался его отход от техники дивизионизма. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Совершил поездки в Италию (1907).
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). В 40-х гг. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
(рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Можно сказать, что Матиссу удалось гармонично выразить непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Ж. Помпиду, Париж). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В 1927 получил премию Карнеги. В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. В его мастерской появляются ученики из разных стран. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец». Фона в привычном понимании в этой работе нет. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета.
Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. 1917—1929: В Ницце.
Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. 1901-1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
«Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым.
С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж).
Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. «Натюрморт с раковиной», 1940 г. и др. ). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Доминика и Девы Марии. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Много и плодотворно Арни работал с пластикой, продолжая традиции А. Бари, Огюста Родена, Эдгара Дега и Эмиля Антуана Бурделя.
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Amlie Noellie Parayre). Ж. Помпиду, Париж). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Умер 84-летний маэстро 3 ноября 1954 года под Ниццей. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США.
Занятия живописью требуют времени и денег. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Учился в Академии Жюлиана в Париже, в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом.
В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Доминика и Девы Марии. Доминика и Девы Марии.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Мне легко жить с танцем, – признавался мастер.
Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Зачем. Действительно, за редким исключением в его картинах не увидишь невзрачных будничных мотивов. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Изображение интерьера — жанр живописи. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). Жил Матисс в это время трудно. 1891: В поисках чистых красок. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Учился в Париже, в академии Жюлиана (с 1891 г. ) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г. ) и в Школе изящных искусств (1895— 1899 гг. ) у Г. Моро. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В произведениях 20-х гг. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Эта выставка очень вдохновила Матисса – он обрёл крылья, смелость и теперь с упоением предавался экспериментам с дивизионизмом, пуантилизмом, кубизмом, рисованием цветовыми пятнами, не обращая внимания на негодование публики. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр.
Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов.
Таким для него явился Поль Гоген. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Матисс дал новое видение мира. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Со второй половины 1900-х гг. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Французский художник, основатель фовизма. художник сочетает открытия предыдущих периодов, декоративность фовизма с аналитически чётким построением композиции (фриз «Танец» в Музее Барнеса, 1931—1932 гг. ) и с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948 г. ).
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Эту работу великий мастер считал закономерным результатом своей неоднозначной жизни. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Я очень люблю танец.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
В 1917 обосновался в Ницце. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
он находит свой стиль, который характеризуется лаконичным рисунком, контрастным сочетанием немногих цветовых зон (панно «Танец» и «Музыка» для особняка С. И. Щукина в Москве, оба 1910 г. ) или богат оттенками одного основного тона, полупрозрачными и не скрывающими фактуру холста («Мастерская художника», 1911 г. ). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). — раздельных точечных мазков. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Мистик и символист, Моро предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно ценя его новаторские приемы в неожиданных сочетаниях цветов. Ж. Помпиду). Удивительная вещь танец: жизнь и ритм.
Цвет настолько преобладает у него над формой, что его можно считать подлинным содержанием его картин, а все остальное лишь функцией ослепительного, мощного цвета. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. А предыдущий, бракованный, художник довел до ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа.
1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.
В 30-40-х гг. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В 1897 познакомился с Писсарро. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20— 30-х гг. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В 30—40-х гг.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Тема панно — танец.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Разумеется, это иллюзия. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. В 1908 опубликовал Заметки живописца". Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз рисунка. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. для собственного дома в Москве. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством.
Матисс также копировал их манеру письма. Ж. Помпиду, Париж). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Жил Матисс в это время трудно. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару.
Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953). Стайны подружились с художником. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Великий Анри Матисс не был исключением. Анри пришлось отправить семью к своим родителям, а самому искать приличный заработок. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). 1906: Обращение к декоративному искусству.
Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В 1905-07 лидер фовизма. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Но об этом уже сказано в других разделах. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», 1930 г. ). Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вместе супруги отправляются в Алжир, где Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В 40-х гг. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916— 1917 гг. ) произведения 20-х гг., напротив, отличаются непосредственностью, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»). художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Начиная со второй половины 1900-х гг.
Яблоко из шара превратилось в круг. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
Матисс предпочитает оперировать линией — тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон (серия «Темы и вариации», 1941 г. иллюстрации к «Стихам» С. Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» П. де Ронсара). Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Марокко (1912, 1912-1913). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски).
Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Тема панно — танец. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898).
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Те, кто хорошо знал художника, говорили, что даже если бы Щукин не заказал ему второй композиции, она все равно появилась бы на свет.
Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. В 1905-07 лидер фовизма. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем.
Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах. Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Занятия живописью требуют времени и денег. Другое название этой работы – «Десерт».
Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. 1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). Речь идет о фовизме.
Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр- Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В работах Матисса второй половины 10-х гг. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Исчезают стул и обои. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Мать увлекалась росписью керамики. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. художник часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944— 1947 гг. ). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Матисс становится лидером нового художественного направления — фовизма.
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. В 1905—1907 гг. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов).
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Постоянные мотивы в его творчестве — танец идиллические сцены, узоры ковров и тканей, плоды, вазы и статуэтки («Красные рыбы», 1911г. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.