В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции, в Като-Камбрези, а детские годы провел в Боэн-ан-Вермандуа. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Тема панно — танец. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
1906: Обращение к декоративному искусству. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, как это происходит в его «Красной комнате», мог сместить фигуру относительно опоры — это он проделал в «Стоящей Зоре». Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия — антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка).
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем – в Школе изящных искусств у Г. Моро.
1891: В поисках чистых красок. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Другое название этой работы – «Десерт».
«Я очень люблю танец. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета («Красные рыбы», 1911 «Натюрморт с раковиной», 1940 обе работы — в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса «Большая сидящая обнаженная» была создана в 20-е годы — в то же время, что и его полотна «Одалиска» и «Обнаженная, сидящая на голубой подушке». Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Существуют лишь предположения искусствоведов.
Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Цвет для художника был не столько средством изображения, сколько формой выражения ярких чувств и переживании.
Ж. Помпиду, Париж). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Анри Матисс увлекался импрессионистами и неоимпрессионистами, Гогеном искусством арабского Востока, в 35 лет стал лидером фовистов.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Вход в Казбу — малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. В 1905-07 лидер фовизма. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. С начала Первой мировой войны жизнь Матисса перестала быть безмятежной, его мама осталась на оккупированной территории, младший брат попал в плен, дорогие сердцу сыновья воевали на полях сражений. Фона в привычном понимании в этой работе нет. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю.
Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ).
Стайны подружились с художником. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Мать увлекалась росписью керамики.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. В 1905-07 лидер фовизма. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Ж. Помпиду). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ).
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона — разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944-47).
Доминика и Девы Марии. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Amlie Noellie Parayre). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Холст, масло. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Яблоко из шара превратилось в круг.
Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Там начался его отход от техники дивизионизма. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Жил Матисс в это время трудно. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Он знакомился с художниками разных стран. Матисс дал новое видение мира. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Холст, масло. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905).
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В конце лета 1888 года молодой юрист вернулся в родной городок, чтобы служить клерком средней руки у присяжного поверенного. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Со второй половины 1900-х гг. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро.
В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса «Танец», 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Преподавание велось на некоммерческой основе. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец». Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому.
Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Вскоре финансовое положение художника поправилось настолько, что он позволил себе отправиться в далекие и не очень путешествия.
В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Он много копировал в Лувре, ездил в Бретань, а в 1897 году выставил в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессионистических работ — картину «Десерт».
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает «вырезать»). Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха.
В 30-40-х гг. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Разумеется, это иллюзия.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). «Парижский танец» известен в трех вариантах. 260 х 389 см. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905).
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Французский художник, основатель фовизма. Исчезают стул и обои.
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже — в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. В произведениях 20-х гг.
Избегая смешения красок, он прибегает к приему, аналогичному лессировкам старых мастеров, прокладке на темной краске более светлой, например на розовой — белой, на синей — лиловой и т. д. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Создавая картину, он забывал обо всем на свете. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В динамичном, неистовом «Танце» можно разглядеть сложные ракурсы, необычное сплетение рук и тел, а в противоположной по ритму «Музыке» основой композиционного решения делается не динамика, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. Доминика и Девы Марии.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В 40-х гг. Зачем.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины «до насыщенности, так, что полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего». Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Анри Матисс. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Умер 84-летний маэстро 3 ноября 1954 года под Ниццей.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.
В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Речь идет о фовизме. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. А предыдущий, «бракованный», художник довел до ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и «задержалась» в нем почти на 22 года, вплоть до самой смерти великого мастера.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу – керамическое панно с изображением св. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Все люди на картине находятся в неподвижности.
Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эту работу великий мастер считал закономерным результатом своей неоднозначной жизни. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). 1917—1929: В Ницце.
Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. 4 В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
В 1891-м, окончательно забросив юридическую практику, Анри подался в Париж, чтобы постичь азы живописи для поступления в Школу изящных искусств. Мне легко жить с танцем», – признавался мастер. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Так и случилось. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Занятия живописью требуют времени и денег. Парижский танец» был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Последний этап – нанесение краски на холст – проходил с помощью маляра, действовавшего по указанию художника. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Доминика и Девы Марии. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Матисс также копировал их манеру письма. Вообще-то панно «Парижский танец» существует в трех вариантах. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Анри пришлось отправить семью к своим родителям, а самому искать приличный заработок. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских.
Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха («Вход в Козба») или прохладной прозрачной воды в аквариуме («Красные рыбы»). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. fauves).
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна.
Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
А. Матисс «Музыка» (1910). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Но об этом уже сказано в других разделах. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». И еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после – ближайшим другом и последней музой художника.
1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
Жил Матисс в это время трудно. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Двухмесячное копирование цветных открыток привело юношу в школу рисунка, где он постигал мастерство чертежника для работы в текстильной промышленности. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»).
Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве «Танец» и «Музыка», оба — 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста («Мастерская художника», 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. В 1908—1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Матисс согласился – впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году, после окончания Первой мировой войны.
Амели делала все возможное, чтобы Анри больше путешествовал, видел мир, впитывал его краски. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Ж. Помпиду). Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Прекрасный рисовальщик, он был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания нескольких интенсивных цветов. Последняя работа Матисса — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953).
Великий Анри Матисс не был исключением. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Все остальное здесь придумал сам Матисс. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
.