Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa 24 ноября 1864, Альби— 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда)— французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. В феврале 1899 года белая горячка сразила Анри де Тулуз-Лотрека и он был помещён в психиатрическую лечебницу в замке Сен-Жам. Анри-мари-раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа скончался в родовом поместье неподалеку от Бордо в возрасте 37 лет.
Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении. Анри Тулуз де Лотрек, картины которого впечатляют своей откровенностью и реализмом, является самым странным и самым несчастным художником-постимпрессионистом. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. На юго-западе Франции, в семье графа Альфонса и графини Адели де Тулуз-Лотрек родился Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, на юго-западе Франции. Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться.
За двадцать лет творчества Анри Тулуз-Лотрек оставил огромное количество картин, обогативших изобразительное искусство всего мира. Именно здесь, на Монмартре, родился Анри Тулуз-Лотрек-рекламщик. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa 24 ноября 1864, Альби— 9 сентября 1901,, Жиронда)— французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Анри де Тулуз-Лотрек стал испытывать страх, у него появились галлюцинации и кошмары. За короткую творческую жизнь Анри Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.
В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Анри де Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы.
Анри Тулуз-Лотрек имел счастье родиться в семье, принадлежащей к древнейшему роду Франции. После инсульта, психатрической лечебницы и сильного истощения Анри Тулуз-Лотрек умер на руках своей матери в их родовом замке, не дожив до 37-ми лет. Кроме цирка, кабаре и публичных домов, Анри де Тулуз-Лотрек любил бывать в больнице Сен-Луи, где каждую субботу наблюдал, как известный хирург Пеан «кромсал» человеческие тела. А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками.
Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа) – великий французский художник-импрессионист, постимпрессионист. В такое неспокойное время родился граф Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа – будущий великий художник, ставший известным далеко за пределами своей страны. Французский художник Анри Де Тулуз-Лотрек родился в епископском городе Альби 24 ноября 1864 года в семье аристократов.
Анри де Тулуз-Лотрек любил проституток, но изображая их, он подчёркивал их недостатки, а не старался их скрыть. Анри де Тулуз-Лотрек по рождению принадлежал к высшему свету Франции, что предрекало ему блестящее и спокойное будущее.
Присущие ему юмор и жизнелюбие покидают художника. Не думая о здоровье. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Лотрек не приукрашивал и не бесславил их. В 1872 году он поступил в элитный Лицей Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе). По совету Рене Пренсто — художника-анималиста и друга семьи, Тулуз-Лотрек в марте 1882 года начинает учиться у известного художника Леона Бонна (1833-1922).
Зимой 1882 года Бонна закрывает свою мастерскую и Анри переходит к Фернану Кормону (1854-1924) — тоже признанному живописцу, специализирующемуся на исторической тематике. Тогда же Тулуз-Лотрек пишет афиши для кабаре «Мулен Руж» «Чёрный кот» и Диван Жапоне и других ночных увеселительных заведений Парижа. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. У Анри таких переломов было два.
Первая выставка работ Тулуз-Лотрека происходила в 1886 году, в кабаре «Мирлитон». Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес. Образ жизни, который он вел на протяжении десяти лет, сильно подорвал ему здоровье. К первой относятся те, в которой модель как бы ведет диалог со зрителем, глядя ему в глаза: Жюстин Дьель (1889, Музей Орсэ, Париж), Портрет месье Буало (около 1893, Кливлендский музей искусств). Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации. Но простым и добрым Лотрек бывает, только рисуя животных, возможно, потому, что в их глазах он не замечает ни удивления, ни жалости к себе: ослик с грустными глазами, покорная лошадь с доброй мордой, важные почтенные быки – рисунки для Естественных историй Ж. Ренара (1897). Их ругают академики. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки.
Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями. В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных. А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Это можно отметить в Портрете Сюзанны Валадон (1885, Копенгаген, Глиптотека) и Женщине в перчатках (1891, Париж, Лувр).
Спустя несколько месяцев, упав на прогулке, он сломал вторую ногу. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
В портрете звезды Монмартра Иветт Гильбер – Иветт Гильбер поет английскую песенку (1894) – можно наблюдать типичное для Лотрека сочетание лирической непосредственности с иронией и свойственную художнику манеру рисующего линейного цвета, средствами которого он достигал импрессионистической вибрации света и подчеркнутости линий. – в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать Цирк Фернандо (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему.
Он пил и рисовал, рисовал и пил. В середине 80-х годов жизнь Лотрека становится преимущественно ночной. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому». приехал в Париж, а в 1884г.
Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал. Отец был полной противоположностью сыну. По началу он подражает, модным тогда импрессионистам, но потом находит свой путь. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Как он сам говорил: «Каждый вечер я иду работать в бар».
Вот, к примеру, скачки — захватывающий мир жокеев и лошадей, орущих болельщиков и пронырливых букмекеров. Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. Гипс. Его жизнь. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род.
Впрочем, уже самая первая афиша Мулен Руж – Ла Гулю (1891), с ее рискованной композицией, свидетельствовала о том, что появился художник, способный заменить Шере. — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек. И он жил.
В изображениях других моделей появляется новое звучание – остро психологическое. В 1892 году художник пишет ей: «Моя семья не может разделить мою радость, но ты — это совсем другое». Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие. Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.
И – увы. Перелом осложнился тем, что кости ребенка были очень хрупкими и тяжело срастались. Вечером в компании друзей спешил в театр.
У него было много любовниц среди артисток, крестьянок, проституток. Его плакаты — это шедевры.
обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Спектакль окончен — пора в кафе. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Впрочем, пить художник не переставал, пряча от своего провожатого спиртное в трости с тайником. Но не только художники отдавали должное гению Тулуз-Лотрека. Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883 «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).
Мать забирает находящегося при смерти Анри к себе. Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. Несмотря на старания близких, Анри уже ничего не могло спасти.
В замке Боск, где они жили, хранились портреты, офорты, пастели, рисунки. Больной, прикованный к постели Лотрек пишет: «Рисую и пишу так много, насколько могу, пока рука не падает от усталости». До самой смерти художник воспринимал отношение отца как предательство. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии.
Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Уже к 30 годам беспорядочные связи привели художника к страшной болезни – сифилису. В «Мулен де ля Галетт» (1888), а позже в «Мулен Руж» (начиная с 1889) Лотрек с увлечением наблюдает за развязными па модного в то время канкана. Веселый и живой от природы мальчик тосковал, заточенный в гипс, словно птица в клетке. Значит, он не мил родным в таком виде. Эта работа служила плакатом выступлений Ля Гулю на Тронной ярмарке. Henri de Toulouse-Lautrec Alone 1896 г. Вот красотка, натягивающая чулок, две подружки, уснувшие, обнявшись, в одной кровати, девчонка, что-то стирающая в тазике.
Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. Эти работы еще близки живописи импрессионистов, хотя в них уже можно отметить гротесково-лирические интонации. Тогда же он знакомится со «звездами эстрады» того времени, танцовщицами и его «музами» — Ла Гулю, Джейн Авриль и Ша-Ю-Као. После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого Лотрека, знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Для богатых умалишенных.
В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. Его родителями были самые настоящие графы. Осваивая многообразные художественные приемы, увлекаясь различными течениями в живописи, он, тем не менее, смог сохранить свою самобытность. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно.
Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму или арт-нуво. Образ жизни художник вел очень рассеянный это и стало причиной его ранней смерти. Настоящий Двор чудес.
Так оно и было. Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Более широко творчество Тулуз-Лотрека было показано в 1898 году на выставке его печатной графики и станковых произведений в Лондоне, которую устроила и профинансировала фирма, связанная с галереей Гупиль. Живой и темпераментный мальчик, он ростом был намного меньше своих сверстников. Любимый художник его – Дега и он нередко разрабатывает близкие темы: Прачка с корзиной (1888, литография), Туалет (1896), Жокей (1899)». Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи.
В начале 1898 года он пишет: «Даже небольшое усилие становится невыносимым. Привычный мир мальчика рухнул. Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей.
Но он увлекся алкоголем, последний период его жизни из фарса превратился в трагедию. В начале своего творческого пути Анри неоднократно писал свою мать – Портрет матери в саду (1883) и Портрет матери в гостиной дома в Альби (1887, оба хранятся в Альби, Музее Тулуз-Лотрека). Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно. 18, 19, 20 лет. Публикую её, дополнив не только шедеврами художника, но и малоизвестными (по крайней мере, для меня. ) картинами и фотографиями. Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу. Монмартр того времени — это также центр торговли «любовью».
Семья с трудом перенесла несчастье— Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь в военные, также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет. Так он попадает на Монмартр.
Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. «Существует только человек, — утверждал Лотрек. — Пейзаж — это нечто дополнительное и он должен использоваться только для того, чтобы показать суть человеческой натуры и характер человека». Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления.
Он понял: страсть, похоть — это не любовь. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета.
Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников. На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Портретную живопись Тулуз-Лотрека условно можно разделить на два вида: картины, где модель смотрит на зрителя глаза в глаза, как бы ведя молчаливый диалог с ним («Жюстин Дьель» – 1889, «Портрет месье Буало» – 1893) и картины, где персонажи находятся в какой-нибудь обычной для себя ситуации, в окружении привычных вещей, которые свидетельствуют о профессии, повседневных занятиях и привычках.
Его бичующий карандаш не лишен сострадания. Пожалуй, больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. Скандальная, но все же слава, настигла его. Первая его собственная работа такого рода — «Ла Гулю в Мулен Руж» — снискала шумный успех.
Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени.
Во вторую группу можно включить портреты, в которых модель представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки: Гостиная в Шато де Мальроме (1886-1887, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Дезире Дио (Чтение газеты в саду) (1890, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Портрет Мадам де Гортцикофф (1893, частная коллекция). Нередко рекламные плакаты воспроизводились как литографии, отпечатанные ограниченным тиражом на высококачественной бархатистой либо на японской бумаге и продавались как дорогие коллекционные вещи. В его картинах можно найти много исторических моментов. Пришлите еще бочку вина по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки.
Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально. В таком состоянии он создает около 60 литографий, которые были представлены на выставке, посвященной его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году. Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Здоровье его ухудшилось.
В 1891 году Тулуз-Лотрек выиграл конкурс на создание афиши к открытию кабаре Мулен-Руж. Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов. И это было лишь первым ударом.
Что до того, что коротышке вроде Лотрека не могло достаться искренней любви какой-нибудь красавицы. В образе японского императора Фото 1892 г. Между тем Лотрек много работал. Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд.
Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. Устраивал для друзей великолепные застолья, смешивал дивные коктейли, после которых мало кто оставался на ногах. Инвалидная коляска.
Танцовщица изображена на сцене в глубине картины, она поглощена своим танцем. 18, 19, 20 лет. Тяжелый перелом шейки бедра. Надо радоваться жизни.
Графиня Адель продолжает возить сына по различным оздоровительным лечебницам. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину.
И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр. Надо пользоваться жизнью. И относительный покой. Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Он радовался и — учил этой радости других. Бессонные ночи, сумасшедшая работа и море спиртного.
Мать родилась в семье влиятельного государственного чиновника. Высокий и крупный, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам.
Заслуга Тулуз-Лотрека именно в том, что он дал возможность высокому обществу взглянуть на этих людей с долей сочувствия, хоть немного осознать, какая глубина страданий лежит в основе их пороков. Что несказанно огорчило отца. Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти (9 сентября 1901 года), к нему пришло настоящее призвание. Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Брюан (1851-1925). Скоро состояние Тулуз-Лотрека сделалось критическим: в начале 1899 года он несколько месяцев провел в психиатрической клинике, где исполнил свою серию «Цирк» из 37 рисунков цветными карандашами («Испанский шаг», 1899, Музей Метрополитен). Неотвратимое несчастье затуманило безоблачный горизонт семейства Тулуз-Лотрек-Монфа.
Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов.
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми. Бело-розовая спираль танцовщицы на дальнем плане, бурная энергия и грациозная развязанность движения, арабесковый узор взлетающих одежд, желтый свет ламп рождают атмосферу шумного веселья, головокружительно быстрой смены впечатлений. Для него началась новая жизнь. Монмартр. В нем Лотрек окончательно отошел от импрессионистской манеры письма, широкие плоские мазки придают полотну особое состояние живости.
Боли в ногах понемногу уменьшаются. Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека.
С этого момента Лотрек начинает активно заниматься своей карьерой художника. Два обделенных природой человека понимали друг друга. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах. Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. В последний период история жизни Тулуз-Лотрека из фарса превращается в трагедию.
Грустное милое лицо женщины, сидящей за столом с чашкой кофе в руках, — мудрые глаза, боль, спрятанная в уголках усталого рта. Он работал без устали. И он жил.
Он сделал живопись достоянием простых людей. Он был лучшим наездником в своём полку и был богат. Он начинает сотрудничать с издательствами. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды. Он сам подчеркивал необходимость правды.
Потому и афиши, созданные Анри Тулуз-Лотреком, ныне воспринимаются нами с таким же интересом и восхищением, как и его портреты и другие картины. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание.
Мэтр без обиняков заявляет начинающему художнику: «В вашей работе что-то есть, в целом неплохо, но ваш рисунок просто-напросто ужасен. » Критика только подстегивает Анри и он с головой погружается в работу. Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Картинно стоял за стойкой, по ложечке наливая в бокал разные ликеры, укладывая их слоями, следя, чтобы они не смешивались: мараскин и кюрасо, шартрез и черри.
Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь — казалось, все предвещало грядущую беду. А зрители на первом плане представляют собой прекрасный групповой портрет.
С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку.
Он обожал Эдгара Дега. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Они роднились с лучшими королевскими семьями Англии, Франции и Арагона. «Первый опыт, оказавшийся столь удачным, стал началом деятельности Лотрека в области литографии, к которой он обратился по совету Боннара и друзей по Ревю Бланш, – пишет Э. Жюльен. – В новой технике, тонкостями которой Лотрек овладел достаточно быстро, художник исполнил около пятисот черно-белых и цветных эстампов, постоянно совершенствуя мастерство.
Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Творчество Лотрека приобретает абсолютно другое направление.
Всего им было написано около тридцати афиш, каждая из которых настоящий шедевр. Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. В спиртном и еде — только самое лучшее. Последовали бесконечные визиты докторов, гипс, костыли.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. В 25 лет, окончив Сен-Сирское военное училище, женился на своей кузине.
Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Его навещали родные и друзья, но каждый отводил глаза, чтобы не встречаться взглядом с Анри. 30 мая 1878 года он неудачно упал и получил перелом шейки левого бедра.
Через свои картины Тулуз-Лотрек, в первую очередь, пропускал свою боль, свою собственную борьбу маленького человека за выживание в мире больших и красивых людей. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Смелые образы его картин станут причиной его ухода (или изгнания) из привычного круга светского общества. Ему всегда было интересно это вдруг.
Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор».
Кроме того, Лотрек окончательно спился. Как замечает В. В. Из-за этого страдает моё творчество, а мне так много еще нужно сделать». Бьющая ключом жизнь вокруг манила, требовала запечатлеть ее тотчас же, немедленно.
Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. Картины и зарисовки из жизни проституток одинаково далеки как от романтики порока и соблазна запретного, так и от гневного обличения и назидательности. Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились.
В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). И смотрел вокруг.
Лотрек всё чаще жалуется на слабость. Эти ночные похождения также становятся его источником вдохновения. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, так как это единственная возможность быть замеченным». Именно тогда жизнь Маленького Сокровища, как звали его все домашние, совершила крутой поворот и навсегда оказалась отделена от той стези, что прочили ему при рождении. Кроме того источником вдохновения служили японские гравюры. Из-за этого несчастного случая Анри едва ли вырос на несколько сантиметров.
Художник не пропускает публичных домов Монмартра. Он спешил запечатлеть свой мир. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Henri de Toulouse-Lautrec Hangover (The Drinker) 1889 г. Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться.
В 1880 году Лотрек пишет о захватившей его «страсти к рисованию». В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche». Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей».
Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Рост его не превышал 150 сантиметров. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти.
Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Но психическое состояние его здоровья отличалось от нормального. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др. ). С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. Правда, эта мечта останется среди неисполненных. Это занятие было его утешением и отрадой всегда.
В сопровождении друзей, которым было поручено присматривать за ним и удерживать от алкоголя, художник отправился в Лондон, затем посетил Голландию, Испанию и Португалию. Маленькое сокровище – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее.
И все это — жизнь. — писал он графине Адель. Ему уже мало сиюминутного впечатления. Вольная жизнь уже кружила голову.
И рисовал, рисовал. Пришлось выдержать еще один удар – потерю имени. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. — воскликнул однажды художник. Здесь с ночи до зари кипела жизнь – и что за жизнь.
Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. В конце века техника живописи переживает новый виток развития. Время шло, Тулуз-Лотрек создавал свои реалистические картины и афиши.
Он мужественно и со свойственным ему юмором пытается смириться со своей судьбой. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Начиная с 1883 года Тулуз-Лотрек принимал участие в различных групповых выставках в Париже и за его пределами, экспонировал свои работы вместе с участниками группы «ХХ» в Брюсселе. Ему не составляло труда сделать набросок карандашом или пером.
Не следует забывать, что он повлиял на Пабло Пикассо, который с восторгом открыл для себя творчество Лотрека еще в первое свое посещение Парижа. И все же среди новообретенных товарищей Анри расцвел. И вновь периоды лихорадочной работы сменялись кутежом, а иногда и соединялись. К своим 30 годам он был законченным алкоголиком и страдал от сифилиса. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода.
Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Бруан. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. С этого момента Анри становится частью Монмартра, а Монмартр становится частью Анри.
Белая горячка. Мастерская Бонна была одной из самых известных в Париже. Он возвел афишу в ранг истинного искусства. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, так как это единственная возможность быть замеченным».
Увлекался скачками, бегами и охотой. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon Cie».
То была безумная жизнь без сна и печали. Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: Спасите меня. Просто однажды, поднявшись со стула, четырнадцатилетний Анри рухнул, как подкошенный. Человек не может измениться в одночасье. Вдруг.
Творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле и Огюста Родена. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Дорогая матушка. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Друзья старались помочь ему.
Его искусство становится доступным каждому. Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом. Стародубова: «Обычно насмешливый иронично-дерзкий Тулуз-Лотрек становился иногда внимательным, застенчиво нежным – Джейн Авриль, выходящая из Мулен Руж (1892): задумчивое усталое лицо танцовщицы, опущенные глаза, строгий костюм – образ овеян тихой печалью. Особенно отчетливо становление искусства художника можно проследить в портретах.
Он ищет способы как сделать свои работы глубже, как показать самую суть изображаемого им мира, будь то природа или человек. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. «Приличное аристократическое общество» не принимало его. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах – например, в одном из самых блистательных произведений Мавританский танец (1895, Париж, Лувр). Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: Это — Лотрек. В конце XIX века Монмартр был ниспровергателем установленного порядка.
Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. В конце XIX века Монмартр слыл местом обитания ниспровергателей установленного порядка. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос и даже иногда выздоравливают (для справки в 30 случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит). Для него началась новая жизнь. Монмартр.
Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Он становится всё более агрессивным и беспокойным. В этот период написание картин отодвигается на задний план.
Зато в 1885 году он поселился на Монмартре, являвшем собой тогда ещё полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре, включая Мулен Руж. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Какой художник, какая мощь. Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину В Мулен-де-ла-Галлет. Ла Гулю», Национальная Библиотека, Париж). Разве что на полотнах. В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре.
То была огромная победа для художника. Edouard Vuillard Toulouse-Lautrec en euve sur Yonne, en casa de los Natanson.
Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы – последовательницы Сафо и разные другие феномены, говоря языком Лотрека, населяли Монмартр. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
Стиль афиш мастера основывался на заострении формы, динамичности ритмов и на повышенной декоративности цвета и линий. Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Всех изображенных Тулуз-Лотрек объединил общей причудливой линией, как бы вплетая все эти образы в канву всего композиционного строя. Среди его моделей были артисты и танцовщицы, спортсмены и циркачи. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно.
Но только участие в брюссельской «Выставке ХХ-ти», где были выставлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». В начале 1990-х годов ему близко творчество набидов и символистов, что делает его рисунок более спокойным, а цветовую гамму — более гармоничной.
Все портреты, созданные художником, можно условно разделить на две группы. Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду». Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Такие дела.
С фантастической силой и комизмом Лотрек передал причудливые сцены ночной жизни в Мулен Руж: Пересохшая глотка (около 1889), Салон на улице Мулен (1895), Эти прекрасные дамы (около 1895)». Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами). Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело. Анри Тулуз-Лотрек был замечательным человеком, а о своём недостатке всегда отзывался с большим чувством самоиронии.
Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения исполненные колкости и насмешки». Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Для примера можно назвать такие полотна Тулуз-Лотрека: «Гостиная в Шато дель Мальроме» (1886 – 87), «Дезире Дио» (или «Чтение газеты в саду» – 1890), «Портрет мадам де Горцикофф» (1893).
Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. Ему нравилось наряжаться то шотландцем, то ковбоем, то черкесом, он мог надеть кольчугу крестоносца, а однажды он вышел к обеду в балетной пачке и пледе. Дорогая матушка. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что он не хочет писать о том, что он рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного».
Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Они общались без слов. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Родился будущий художник в аристократический семье. В письмах, написанных весной и летом 1886 года, мы встречаем намеки на «пристрастие к бутылке».
Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. В конце концов, у Лотрека случается инсульт, после которого его парализует и свои последние дни он доживает в больнице, где Анри добивает очередной опять таки инсульт. Заботясь о чести семьи, отец настоял на псевдониме. «Вы поете дифирамбы в честь негодяя и одновременно указываете на его открытые раны», — обращался к Лотреку один из журналистов в 1893 году. А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство.
В мае следующего года Лотрек выставлял свои работы в Тулузе, в рамках Международной выставки, организованной Академией изящных искусств, под псевдонимом Трекло. Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века. Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать».
Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Чем больше Лотрек отдаляется от аристократических кругов, тем сильнее проявляется его связь с миром Монмартра, который становится для художника источником неиссякающего вдохновения. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка.
И Монмартр захватывает его полностью. Henri de Toulouse-Lautrec Confetti 1894 г. Увлекся и литографией — новой модой времени.
Может быть, потому, что именно он предвосхитил кадровую сжатость фильма, а уже после него братья Люмьер сделали свое изобретение. Он пил и рисовал, рисовал и пил. На протяжении долгого времени с ним находится его первая и, видимо, единственная любовь Сюзанна Валадон (1867-1938), которая была натурщицей Дега и Ренуара (1841-1919), а позже стала известной художницей. В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что именно он сейчас рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного». Потрясающее везение. А ведь как мастер постимпрессионизма он умел это делать прекрасно.
Не думая о будущем. В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви.
После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. В дальнейшем Тулуз-Лотрек выполнил афиши для кафе-концерта «Диван Жапоне» (1892 – 1894), кабаре Аристида Брюана и многих других артистов, спектаклей и заведений. О, как хотелось ему создать свой собственный индивидуальный стиль, свою технику. Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Так на полотнах Анри появилась анаграмма «Трекло». Он потерял аппетит, похудел, ослаб. Он практически не спал. Всю грусть и тоску, не предназначенные для чужих глаз, Анри поверял бумаге.
Увы, Анри была уготована совсем иная участь. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить. Можно назвать еще один портрет Ля Гулю – Ля Гулю, входящая в Мулен Руж (1892). Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре сталоизвестным ночным клубом. Случается, что он проводит там по несколько недель подряд.
Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. «Афиша Мулен-Руж рекламирует знаменитую танцовщицу, – пишет Н. Л. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Демократические акценты и смелые образы приведут его в конце концов к отдалению от своего круга. Его отец, граф Альфонс де Тулуз-Лотрек был коренастым человеком крепкого телосложения.
Конец, конечно, немного предсказуем. — писал он графине Адель. Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи. Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет.
В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. Ну и что, ну и пусть. Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви.
У Кормона Анри знакомится с Ван Гогом (1853-1890), Эмилем Бернаром (1868-1941), Луизом Анкветино (1861-1932) и другими молодыми художниками. Но Анри не падает духом. Там художника поражает инсульт, его наполовину парализует. Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область.
Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Но он предпочел другую. В ноябре 1881 он сдает экзамен на степень бакалавра, но из-за неудержимого стремления заниматься только живописью прекращает дальнейшее обучение. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы.
Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции.
Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу и вскоре они стали друзьями. Пускай. Монмартр того времени — это центр продажной любви. Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни.
Он почти оглох, не мог самостоятельно есть, перед смертью он почти не говорил, только иногда бредил с широко открытыми глазами. В 1882г.
Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения). Henri de Toulouse-Lautrec Self Portrait in front of a Mirror 1882-83 гг. Случается даже, что он пишет матери о проведенных им ночах «на мостовой». Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. Henri de Toulouse-Lautrec Madame la Comtesse A. de Toulouse-Loutrec 1881-82 г. Но она не могла дать ему то, что так необходимо 20-летнему юноше, — чувственную любовь, страсть, от которой кружится голова и хочется обнять целый мир. Однажды один из приятелей Анри решил помочь ему в этом непростом вопросе.
Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.