Его картины неизменно вызывали у людей начала века приступы гомерического хохота. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Уже в «Карнавальном вечере» присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах: чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех элементов композиции. Составлял документы для неграмотных.
А какой прекрасный тон на полотне Руссо. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти.
Отчего все это. Насчет смелости: мне кажется, такие люди ничего не боятся и делают, что хотят. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». В копии Руссо не только переписал «цветы поэта», но поправил оригинал, лишив его обаяния натуры и ассоциативной сложности, обнажив программную основу. – попался на удочку. ) и тогда Руссо удостоился первой серьезной рецензии от молодого художника Феликса Валлоттона (Flix Vallotton), который назвал картину альфой и омегой живописи.
" Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения. Ребенок-Судьба в картине – не слепая фортуна, но источник жизни (в облике монстра) и вдохновения. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Ее принято считать заказным портретом. До зрелых лет дожила лишь одна дочь. В руках Ядвига держит ветвь. На картине странный раздутый младенец в белом платьице, вырисовывающийся, как изваяние, на фоне голубого неба в позе балаганного зазывалы, держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюме и с лицом, напоминающим самого Анри Руссо.
Однако меня на картине узнали даже те, кто со мной не знаком». Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). Тело Музы скрыто под античным пеплосом. В 1891-м была выставлена его картина Тигр в тропический шторм (известная как Surprised.
Республика, в красных одеждах и фригийской шапке (головной убор эпохи Французской революции 1789 года) торжественно возвышается над всеми, держа в вытянутой руке оливковую ветвь. Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Он даже разработал собственный метод изображения хлещущих струй дождя тонкими «нитками» серебряной краски, наносимой по диагонали полотна.
Когда американский художник Макс Вебер (1881 – 1961), навещая Руссо в его мастерской, рассматривает эту, еще не завершенную картину, он обращает внимание автора на диспропорцию между собаками и остальными изображенными предметами и персонажами. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Этот банкет оставил яркий след в памяти его участников.
Эти строки через год после смерти Анри Руссо написал мелом на его надгробном камне Гийом Аполлинер, один из немногих современников (вместе с супругами Делоне и хозяином дома, где жил Руссо, месье Кевалем), любивший и понимавший искусство Таможенника. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Однажды, мать художника Робера Делоне, поддавшись на уговоры своего сына, решилась заказать Руссо картину. Не получил художественного образования, учился живописи самостоятельно.
За год до «Карнавального вечер» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре. Так ли уж необходимо понимать сюжет. Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте. Опередив время, своим «Сном» он осветил грядущему поколению дорогу в искусство сюрреализма. Это принципиально отличает композицию «Заклинательницы» Руссо от его «Войны», где горизонтальное построение всего полотна создает эффект распада и символизирует разрушение и уничтожение. они абсолютно другие.
Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Композиционным центром второй картины является мост над Сеной, который соединяет её лесистые берега. И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо.
Недаром Руссо считал себя «великим реалистом». С 1886-го Руссо регулярно выставлялся в Салоне независимых (Salon des Indpendants), хотя его работы не выходили на передний план. Весь вечер Руссо исполнял роль короля шутов. Все мертвы или умирают. Трагическим фарсом выглядели и последние его дни.
"Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии, – писал один из них. Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами. У ног поэта и Музы не растут, а скорее, воткнуты одинокие левкои на высоких тонких стеблях за их фигурами написаны заросли стеблей и ветвей между двумя деревьями с голыми черными стволами и переплетающимися кронами.
Следует подвергнуть это утверждение сомнению. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Этот натюрморт экспонировался в Салоне под названием Цветы поэта. «Двадцать два зеленых оттенка. » — гордо сообщил художник известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу.
В подоле у ребенка-Судьбы лежат цветы – символы бессмертия, «цветы поэта». Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. С все большей свободой он развивал тему растений, заполнявших переплетением форм громадные полотна.
Критически относившаяся к ней Фернанда Оливье впоследствии писала, что «с возрастом изящная Мари становилась все более похожей на портрет Руссо». Этот уникальный документ демонстрирует процесс работы Руссо над портретом. В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню.
Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной). Она познакомила посетителей с удивительными культурами самых экзотических народов. Тянула бричку питомица Жуньера — кобыла Роза. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки.
К сожалению, текст не приносит ни гроша В декабре 1893 года Руссо увольняется со службы по выслуге лет. На полотне мы узнаем стоящих на трибуне шестерых президентов Французской Республики (одетых в черное), Российского императора (в желто — голубом мундире), короля Англии (с левой стороны), а также справа: Франца Иосифа из Австрии, Петра I из Сербии, Вильгельма II из Германии, Леопольда II из Бельгии, Георгия I из Греции, персидского шаха и царя Эфиопии. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. Со временем все изменилось.
На одной из дверей табличка — «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио». и уверенность в том. Авторы монографий о Руссо пытаются таким образом объяснить необходимость его работы по фотографии.
Хотя мужчина, стоящий справа от невесты, чем-то отдаленно напоминает самого художника. Но подобный вывод неизбежно должен разрушить миф о Руссо как о наивном примитиве, простодушном чудаке, в порыве неосознанного вдохновения изображающем на холсте плоды своих фантазий. Таможенник Руссо выставляет «Сон» на 26-м аукционе Независимых в 1910 году. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
В 1903 году он вновь участвует в двух художественных салонах – Независимых художников (в марте) и в первом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре. Их Руссо мог видеть в Париже и в Анжере, где он жил в юности. У платоников Муза отождествлялась с бессмертной душой поэта и философа.
Все это означает, что Аполлинер на своем портрете стоит в «канонической» позе артиста-творца в момент вдохновения. Не смотря на то, что личные симпатии Руссо всегда были на стороне академической живописи, он получил признание лишь среди самых прогрессивных современников – авангардисты были его лучшими друзьями всю жизнь. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Саму Клеманс свела в могилу чахотка. Дело в том, что все ранние попытки создать независимые салоны заканчивались неудачей – они как по волшебству, начинали напоминать официальный Салон, не устраивающий прогрессивных живописцев, ощущавших все большую потребность экспонироваться отдельно.
В 1893 году Руссо вышел на пенсию. Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал». «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. У растений и цветов в картинах Руссо есть еще одно, только им присущее свойство.
Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Несмотря на ряд недостатков, его творчество очень интересно и свидетельствует о его многосторонних дарованиях. Фотография-прототип группового свадебного деревенского портрета не сохранилась или не найдена, но факт ее существования в качестве образца не вызывает сомнения.
В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Вино льется рекой, Руссо берет скрипку и играет когда-то написанный им для Клеманс вальс. Цыганка одета в восточные одежды. Нет правил, есть желание-люди другой породы.
Документальные характеристики модели, своего рода «отпечатки пальцев», должны остаться, присутствовать в образе, трансформированном воображением художника и особенностями его стиля. Но оба элемента имеют, скорее, второстепенное значение. Маленькие фигурки пешеходов сливаются с домами, оттеняемыми рыжей листвой.
Сложность условного пейзажа Руссо состоит в том, что он сочетает в себе средневековую сказочность с лубочной тривиальностью. Все мертвы или умирают. Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне.
Правая рука Музы поднята в ритуальном жесте, левой она обнимает поэта и подталкивает его вперед, к зрителю. Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс».
Работая над «Свадьбой», художник, скорее всего, черпал вдохновение из какой-нибудь фотографии, но причины обращения к данной теме, как и личности прототипов персонажей, не известны.
Материальное положение семьи было довольно плачевное, вот таким образом Жозефина, чтобы помочь супругу, пыталась продавать его работы в своем канцелярском магазине, а художник, в свою очередь, продолжал давать платные уроки. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. К счастью, просьба Руссо была удовлетворена после рождественских праздников.
На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера. Позади него мост и дома со множеством печных труб. У ее ног копошатся овца и корова, микроскопические рядом с этим колоссом.
За редким исключением, вроде Клемана и Жерома, друзья Руссо принадлежали в основном к кругу Независимых Художников. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Хотя «Нападение в джунглях» принесло известность Анри Руссо и он продолжал ежегодно выставляться на Салоне независимых, к теме джунглей он вернулся лишь спустя несколько лет. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. За весь вечер художник не проронил ни слова, только что-то чертил в своем блокноте.
Он решает проблемы заполнения фона так же, как это делали мастера шпалер, покрывая не занятые фигурами места сплошным ковром из переплетений листьев, стеблей, трав. Эта деталь вызывает особый интерес, так как обычно символизирует собой смерть. Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года. " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения".
Он снова влюблен, но Леония, вдова 59 лет, отказывается стать его женой. Не дышим. ». Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Все проведенные в армии годы (1864-68) Руссо прослужил кларнетистом духового оркестра 52-го пехотного полка. Пейзажный фон в портрете – не просто декорация и не застывшая сказка, это образ одухотворенного мира исполненного вдохновения и цветы на переднем плане символизируют бессмертную душу поэта. Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера.
Среди приятелей Руссо был и Альфред Жари (1873 — 1907), художник познакомился с ним в то время, когда произведение последнего – «Король Убу» (1896 год), сделавшее его знаменитым основоположником театра абсурда, ещё не было написано. И только мужчина, стоящий справа от невесты, отдаленно напоминает самого Руссо. Жером — звезда официального искусства — принадлежал к группе художников — помпьеров, названных так за присущую их полотнам помпезную роскошь и вычурную пышность и за характерные головные уборы их античных героев, напоминающие каски пожарников (pompiers). самоотдача до донышка.
Этим свойством наделены не только растения в пейзажах, но и цветы в натюрмортах.
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины. Будучи свободолюбивым масоном, Анри Руссо все же венчается в церкви со своей новой любовью в 1898 году. В 1911 году Вильгельм Уде выпустил книгу, посвященную творчеству Руссо и организовал в Париже ретроспективную выставку его работ. Странствующая цыганка исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода).
Они не изображены, но их имена написаны на палитре: Клеманс и Жозефин – жены Руссо и одновременно Музы. Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Сама стена украшена флажками, фонариками и большим плакатом с надписью «В честь Руссо».
Думаю, что именно отсюда такая внутренняя сила. 4 сентября Руссо скончался от сепсиса. Однако Таможеннику так и не удается завоевать ни того, ни другого.
Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Длинная фата слегка прикрывает сидящую пожилую женщину, очевидно, бабушку невесты или жениха, что символизирует преемственность поколений. Создается впечатление, что мы где-то в провинции а не в Париже. Жуньер всегда помогал художнику, которому часто не хватает на продукты денег. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы.
В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. «Наивное» искусство Руссо, шагая в ногу с импрессионизмом, в скором времени отделилось в абсолютно другую школу. Лишь чернокожий музыкант стоит в густой траве и играет на своей флейте, будто не замечая ничего вокруг. Муза Урания изображена Лесюером с поднятой в указующем жесте правой рукой. Ведь известно, что, когда он хотел выразить свое восхищение перед понравившейся ему картиной, он говорил: «Это вышло просто по-египетски. ». Благодаря этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Своим «Сном» художник осветил грядущему поколению дорогу в сюрреалистическое искусство, опередив своё время.
Художник упрощает формы, создавая свою неповторимую манеру живописи. В Салоне Независимых этот портрет фигурировал под названием Муза, вдохновляющая поэта. И все же фотоснимок необходим художнику. Действие происходит в иссушенной пустыне. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция.
Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. Потом подходит к Пикассо и тихо говорит ему на ухо: «Мы — два самых великих художника эпохи».
Он ошибся. Разумеется, в этом представлении тоже был элемент иронической игры. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона. Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник».
Вскоре все семейство Руссо переезжает, кто куда. По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Ощущение глубины подчеркнуто переливающимися оттенками зелени. – попался на удочку.
Возможно, что, работая над «Свадьбой», художник черпал вдохновение в какой-нибудь фотографии, но о причинах его обращения к данной теме, также как и о личностях прототипов персонажей, ничего не известно. Однако это случилось. Например, выразительно использован черный цвет. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
Эффект картины состоит в переворачивании нормальных представлений о масштабе. Его магазин на Монпарнасе располагался всего в нескольких метрах от мастерской живописца. Он даже заключает договор с фирмой «Аргус», согласно которому, ему присылались все журнальные статьи и газетные вырезки, в которых содержались рецензии и отклики о его творчестве.
Между тем, в Мексике он точно не бывал. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Клеман знакомит Таможенника с Леоном Жеромом (1824 – 1904), работавшим в то время над художественным воплощением возвышенных сцен античной мифологии и древневосточных сюжетов. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. Муза поэзии по установившейся традиции должна носить голубые, небесные цвета.
Но дело прогорает и в доме Руссо поселяется бедность. Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. В небе летит воздушный шар. Работы Руссо пришлись по вкусу Пабло Пикассо (Pablo Picasso).
Иногда Жуньер вместе со своими приятелями забирал Руссо покататься на своей бричке, служившей ему для перевозки товаров. Разрешение на работу в знаменитом музее художник получил благодаря своему другу — Феликсу Клеману (1826 — 1888), бывшему, как и сам Руссо, художником-самоучкой. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Сам художник гордился работой. Приехавший врач поставил лежавшему в бреду художнику ошибочный диагноз ("белая горячка") и отправил его в лечебницу для алкоголиков.
Именно представители неоимпрессионизма, в частности Жорж Сера (1859 – 1891) и Поль Синьяк (1863 – 1935), были первыми, кто уже в 1886 году признал в Руссо гениального и самобытного мастера. Это не единственная правка картины после 1890 года. Соффиччи был потрясен живописной манерой Руссо. Поэт и Муза и сегодня вызывает у неискушенного зрителю улыбку. Красные и серо-зеленые крыши прекрасно соответствуют гамме осеннего пейзажа.
Поразительно, но их движение на полотне ощущается почти физически. Жертва тигра находится за пределами картины и автор даёт зрителю возможность самому решать исход охоты, однако название «Сюрприз. » позволяет предположить, что охота была удачной для тигра. Но однажды он сам – кто бы мог подумать.
Лес составлен из самых обыкновенных цветов и отдельно стоящих ветвей, покрытых листьями. Жарри, увидев и полюбив работы стареющего Руссо, занялся их "рекламой". — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении».
Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку. После демобилизации он вновь стал клерком – на этот раз в конторе судебного исполнителя. Есть повод выпить и мы будем пить и ликовать: «Да здравствует Руссо. » Вокруг стола собрались: художники Жорж Брак (1882 – 1963), Мари Лоренсен и Андре Дерен (1880 – 1954), писатель Андре Саломон, поэт Макс Якоб (1876 — 1944) и две американки – известный литератор Гертруда Стайн (1874 — 1946) и Алисия Токлас. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. «Мебельная фабрика в Альфортвигле» была написана на десять лет раньше, чем «Вид с моста Севри».
В целом базельский вариант отличается от московского строгой иконописностью. Он устремлен навстречу новому искусству.
Аполинер обиделся и не принял подарок. Художник был очарован ими и эхо этого очарования звучит во многих его произведениях.
Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Звоним и входим: нас встречает Руссо». Наделённые им чувствуют это и знают своё предназначение в этой жизни. Все мертвы или умирают.
Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. А как математически точно он изображал фигуру человека. Выдуманный пейзаж не хуже настоящего.
Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов.
Он устремлен навстречу новому искусству.
А. С. Здесь можно было вдосталь посмеяться. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: "А, это вы, господин Руссо.
Над портретом смеялась не только искушенная публика. Таможенник, в шляпе из мягкого фетра, занимает почетное место за столом, оставив верхнюю одежду и трость у двери. Например, выразительно использован черный цвет. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Выражали своё восхищение художнику и Робер Делоне, бывший, вместе со своей женой Соней (1885 – 1979), одним из основоположников абстракционизма.
Они одеты в типичные костюмы XVIII века. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. А в глубине едва заметна фигура притаившегося охотника. Ему важно было не ошибиться в расчетах изготовляя свой трафарет-ширму. Себя и свою жену Руссо видит как отражение в дагерротипе.
У Музы слишком большая голова с лунообразным лицом, вросшая в плечи и приставленная к ее телу «чужая» гигантская рука. Испанский гений даже устроил в честь художника-постимпрессиониста банкет, наполовину серьезный, наполовину шуточный, в своей студии в Бато-Лавуар (Le Bateau-Lavoir) в 1908-м. В руках у Ядвиги – ветвь дерева. Эти работы хорошо известны – особенно "Карнавальный вечер". В роли музы поэта на полотне изображена художница и близкая подруга Аполлинера — Мари Лоренсен (1883 – 1956).
Это полотно находилось в мастерской Руссо вплоть до его смерти, украшая одну из стен. Эта деталь вызывает особый интерес тем, что является традиционным символом смерти. Она играет на трубе, традиционно являющейся символом прославления. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома).
Никакой выгоды от этой операции он не имел. Нищего живописца похоронили на кладбище для бедняков. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция.
Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Спустя год, Руссо вновь потешает зрителей в Салоне Независимых своим произведением «Зарубежные представители прибыли под знаменем мира отдать честь Республике». Просто внутреннее чутьё--они должно этот дар не зарыть --а отдать. Его коллеги и друзья единогласно утверждают, что картина достойна наилучших отзывов.
Герой картины «Бричка отца Жюньета» (1908 год) – реальный персонаж – продавец овощей, бывший приятелем Руссо (правда, его настоящее имя было Клод Жюньер). На другой картине этого же периода — «Крестьянская свадьба», мы видим невесту, которая смотрит на нас со смиренным почтением. Физиогномические признаки модели для него были неразрывно связаны с ее потенцией, с программой личности, которую стремился выявить Руссо.
Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. В декабре 1907 года, Руссо из-за своей беспечности и легковерности, вновь попадает в тюрьму за мошенничество, хотя, по сути, жертвой его был он сам. Он устремлен навстречу новому искусству. Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно. Хотя, когда много позже, поэт Гийом Аполлинер (1880 — 1918) пишет поэму о пребывании Руссо в красочной Стране ацтеков, художник ни разу не пытается её опровергнуть, как и ряд других мифов о своей жизни. В немалой степени помогла этому Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1889 году. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Как и в «Заклинательнице», женщина окружена теми же причудливыми деревьями с яркой листвой, а на заднем плане – на берегу волшебного озера изображены густые леса из причудливых деревьев. Однако это случилось. Аполлинер и Лорансен во втором варианте почти полностью утратили портретные черты.
Он вызывал улыбки у друзей из окружения Аполлинера и Пикассо. Его картина «Ребенок с марионеткой», производит какое-то странное впечатление, заставляющее содрогнуться. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Однажды Жари заказал живописцу свой портрет. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в данном усомниться. Вот как он описывал улочку, где был расположен дом Руссо: «Она длиной всего в несколько шагов и затем упирается в каменную стену. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник».
Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Это она держит весь центр картины. " Кончилось все веселой попойкой. Произведение «Неприятный сюрприз» чем-то близко к «Заклинательнице змей».
На первой картине Ядвига позирует так, как это обычно происходит в фотоателье – стоит на заставленном цветочными вазонами балконе на фоне массивной гардины и декораций фантастического пейзажа. На полотне тщательно написан фон вплоть до проработки деталей и оставлены места (нанесен только рисунок) для фигур.
Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы.
(1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Хватало при этом и розыгрышей талантливого чудака.
Например, выразительно использован черный цвет. Работа оставляла много свободного времени. Эта многоцветная феерия, расцвеченная иностранными флагами, проходит под лозунгом, написанном на трех чёрных тумбах, стоящих на переднем плане полотна: «Работа, свобода, равенство». Позднее Руссо утверждал, что тигр на картине готовился напасть на группу исследователей. то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо.
Однажды январским вечером 1908 года Руссо и Аполлинер появляются в Баго-Лавуар, где в небольшом деревянном домике устроил свою мастерскую художник из Каталонии Пабло Пикассо (1881 – 1973). Даже не смотря на тщательно выстроенные буквой «V» деревья и какого-то несуразного пса, расположившегося на переднем плане, которые теоретически должны были композиционно обозначить перспективу, впечатление коллажности, производимое этой картиной им стереть не удалось. На ней восседает фурия войны с обнаженным мечом в правой руке и с горящим факелом в другой. () Я не двигался, с восхищением наблюдая, как трепетно он относился к работе своего воображения, ничему и никому не позволяя вмешиваться в процесс творчества, чтобы не нарушить гармонию рисунка.
Модели (Аполлинер и Лорансен) как бы попали в царство кривых зеркал и художник навеки запечатлел их искаженные отражения. Если бы мне удалось сделать картину, передающую этот эффект». " – писал художник.
Они встретились на какой. При взгляде на картину, сразу бросается в глаза небо, с причудливыми облаками на нем.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Руссо приписал его в год свадьбы.
Они по смыслу отделены от него, «оторвались» и висят в пространстве, как на полотнах сюрреалистов, поскольку это не просто руки, а эмблема поэта в представлении Руссо. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. Вот пример одной из историй, связанных с жизнью Руссо и его друзьями. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют.
Пришла посмертная слава. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. «Сон», одно из последних полотен Руссо, считается завещанием художника.
Импрессионизм предполагал творческую свободу, которая была так необходима Руссо.
Нам очень мало известно о круге интересов Руссо и его научных занятий. К счастью, Руссо оказался очень стойким к сарказму и критике публики. Букет преображается, превращаясь в сад, фантастический расцветший лес.
Художник очень дорожил этой дружбой. Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж.
Ее рассказы об экзотической поездке в Индию вдохновили Таможенника на создание полотна, выдержанного в сочных зеленых тонах, характерных для тропических джунглей. Ее круглые бедра чуть прикрыты ниспадающими до колен волосами. Остроумная Мари Лорансен, увидев себя в облике Музы, от души расхохоталась. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит.
Интересный факт также, что за мольберт он сел в достаточно зрелом возрасте (на тот момент ему исполнился 41 год) имея за плечами опыт работы, далекий от художественной сферы. Лишь год спустя друзья собрали необходимую сумму и установили на могиле надгробие с эпитафией, написанной Аполлинером.
Над картинами Руссо, представшими в Салонах независимых, потешались, хохотали до упаду, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с хорошо обученными профессионалами. Разочарование Аполлинера при первом знакомстве с портретом можно понять. Кажется, что Руссо наделяет почву на своих картинах (гладкую закрашенную поверхность, обозначающую зеленый луг) особой плодоносной силой. Клеманс Бутар была первой женой Руссо. Отчего все это.
Вероятно, что картина Девочка в розовом платье написана с живой модели. Это она держит весь центр картины. что они делают. Таким он хотел запечатлеть себя для потомков. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Именно вот таким образом его и принято называть "Таможенником".
Тогда понятно, почему его руки анатомически неправильно приставлены к туловищу. Талант --это ведь Дар Божий. На картине «Встреча в лесу» изображены влюбленные, едущие верхом и смотрящие друг на друга. Картины твои — из Мексики родом, Где жгучее солнце и буйство природы». Сверху висел транспарант: "Честь и слава Руссо.
Фотография была нужна, чтобы, сделав ее предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо». Гораздо лучше обои и пейзаж на стене. – попался на удочку. Жена умерла в 1888 году.
Я знаю вашу живопись» и, как рассказывает Серюзье, «выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум. Здесь мы опять вступаем в область догадок.
Узнавали и потому смеялись. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. На что Руссо отвечает: «Все должно оставаться так, как есть».
Синьяк очень высоко ценил его талант колориста, а Камиль Писсарро (1831- 1903) громко восторгался работами художника, признавая, что в них именно «чувства на первом месте». Все это делает сцену очень условной, почти сюрреалистической. Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте.
Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. В Автопортрете также присутствуют Музы. Пейзаж теряет функцию передачи не только образа «данной конкретной местности», но и природы вообще он сводится к сумме простейших элементов и становится знаком, указателем к портрету, составляя с ним целое. А. С.
К концу 1880-х годов определяются главнейшие темы живописи Руссо. Это она держит весь центр картины. Сопоставление портрета с фотоснимком позволяет выявить еще одно важное для Руссо свойство фотографии – ее абсолютную пластическую завершенность. Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме. Природа растерзана. Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать – для собственного удовольствия.
При этом это случилось. до капельки. Природа растерзана.
Природа растерзана. Не случайно их узнавали современники. – писал художник. «Только с 1885 года, после многочисленных разочарований, я смог посвятить себя искусству, учился сам, познавал природу и пользовался советами Жерома и Клемана», — так говорит о себе Анри Руссо.
В 1886 году он впервые представил публике оригинальную работу «Карнавальный вечер» на Салоне независимых. Щукина. да. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои.
Слева видна река, а на заднем плане изображен мост. Не дышим. ». На нем юные Музы в венках предаются музицированию.
Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина. Тем самым портрет представляет собой аллегорию Судьбы.
И далее: «Как отличительный признак он носит густую бороду и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака». Иногда писал портреты на заказ. А в 1947 году его останки были торжественно перезахоронены на родине художника, в Лавале.
Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Руссо, подобно Эмилю Бернару (1868 — 1941) и Полю Гогену, полностью игнорирует принципы классической перспективы. Это она держит весь центр картины. Возможно именно страсть к эпатажу и провокациям сближает Руссо и Жари.
Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. На первой картине лес густой и непроходимый, на второй — светлый и прозрачный. А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. Вот для чего измерял Руссо их лица и руки. " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Что за бессмысленная ирония судьбы. ».
Отчего все это. О каком заказе здесь может идти речь. И они правы». – попался на удочку. Перед нами готовый трафарет, в который остается только «встать» Аполлинеру и Лорансен и картина будет окончена.
Очевидно, что перед нами не портрет девочки, а аллегория Весны. Возможно вот таким образом, позже он нарочно отказался от всякой перспективы в своих полотнах. В 1869 году Руссо женился на Клеманс Буатар, дочери торговца мебелью.
Их лица, став совсем плоскими, превратились в аккуратно расчерченные симметричные маски. Базельский вариант – наглядный зрительный комментарий к московской картине.
В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Ярким элементом картины является фигура рыбака на переднем плане. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника. Из фотографии в портрет П. Лоти перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки (своего рода пьедестал для головы) и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры.
Они встретились на какойто выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. К примеру, выразительно использован черный цвет. При этом сам Руссо был уверен в том, что не совершает ничего противозаконного. Кроме того, Руссо открыл собственную "школу" (именно так он называл частные уроки в своей крохотной мастерской), предлагая всем желающим пройти у него "курс декламации, музыки и рисования".
После этого Руссо отделался условным наказанием. Одним из первых в искусстве XX века он преображает бесхитростные плоды массовой культуры, превращая цветы на обоях в «восхитительный сад». Все мертвы или умирают. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Поэт обретает вдохновение извне, будучи избранным.
Он устремлен навстречу новому искусству. Переливающиеся оттенки зелени создают ощущение глубины. Но художник по-прежнему крайне нуждается. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Год спустя, в 1886, художник Поль Синьяк (1863 — 1935), заинтересовавшись работами Анри Руссо, приглашает его участвовать в новой выставке. Но, в отличие от Таможенника, Клеман был признан и обласкан властями. Вероятно, Руссо проводил много часов в древнеегипетском отделе Лувра.
Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Хотя, всего через год, его произведение «Война», выставленная на Салоне Независимых, получает широкий резонанс, в частности, ею восхищается писатель Альфред Жари (1873 – 1907), с легкой руки которого, художник Анри Руссо получает прозвище «Таможенник» (Le Douanier), закрепившееся за ним на всю жизнь. Удивительно, но стремление подражать технике прошлого перенесло художника прямо в будущее — его творческая манера станет очень характерной для многих мастеров XX столетия.
На закате жизни (в конце 1907 года) Руссо умудрился угодить в еще один судебный процесс. встретились на какойто выставке и Дега воскликнул: А, это вы, господин Руссо. Именно из газет Руссо однажды узнает, что мэрия Парижа присудила ему медаль. Надо сказать, его карьера художника, наконец-то начала стремительно набирать обороты. В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу.
Самый знаменитый такой банкет был дан в 1908 году в мастерской Пикассо. Картина «Сон», ставшая одной из последних произведений Руссо, считается завещанием художника. Жари был в восторге. Каждая из Муз диптиха образует с фигурой своего поэта самостоятельную группу. Несмотря на все «измерения», в портрете отсутствовала «фотографическая» точность.
Изначально его изображение было лишь композиционной необходимостью. А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. передать нам.
Природа растерзана. Поэт держит гусиное перо и свиток, простые атрибуты, объясняющие его ремесло. Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника. Творческая манера самого художника отнесена к примитивизму, благодаря его самобытному стилю и из-за его любви к итальянским художникам – примитивистам, таким как Фра Анджелико (ок. 1400 — 1455) и Джотто (1267 – 1337), творившим в XIV и XV веках, когда ещё не были открыты законы классической перспективы именно отсутствие которой и станет настоящей визитной карточкой всего творчества Руссо. Супруги были нежно привязаны друг к другу, но им так и не удалось создать большую крепкую семью.
На этой картине мы видим женщину, напуганную медведем. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено.
Картины Руссо не принимали всерьез в качестве произведений искусства. В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ». Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари (1873 –), с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier).
История о том, что в армейские годы он был членом экспедиционного корпуса, направленного в Мексику (Mexico), никем не доказана. Муза «держит» поэта – вот почему он «одержим», – говорил Платон. На стене висит произведение художника-самоучки «Портрет госпожи М» (та самая таинственная «Ядвига»).
Но к чему искать гипотетического заказчика.