Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955) – русский гравер и акварелист. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5 мая 1871, Санкт-Петербург – 5 мая 1955, Ленинград) – русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5 (17) мая 1871, Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (517мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Так СанктПетербург стал главным героем Анны Петровны ОстроумовойЛебедевой. Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к плеяде лучших русских художников-графиков рубежа XIX – ХХ веков.
И. Д. Большое значение в духовном становлении будущей художницы сыграл известный поэт Полонский, который был соседом по даче и сам очень любил рисовать. Попала Остроумова в мастерскую И. Е. Репина, который заложил основу «крепкого, здорового реализма» в своих подопечных, но не сумел научить их «ремеслу», «не давал настоящей школы с твердыми принципами искусства, с глубоким знанием техники». Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны.
Репина. Таким, между прочим, считалась гравюра на дереве. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет.
1905 год. Это меня в первое время ошеломило. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду.
А затем случилась война. Преподавателем этой дисциплины был один из самых замечательных русских граверов профессор В. В. Матэ. Художница дебютировала со своими работами на выставке «Мира искусства». Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В.
Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. Так родились ее «Автобиографические записки», основу которых составили дневники. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Матэ, затем на живописном у Н. А. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954).
Чертковым, другом Л. Н. ею были исполнены несколько акварелей и цветных литографий – видов Ленинграда, гравюры «Мальчики удят рыбу», «Памятник Петру I», завершена работа над вторым томом «Записок». В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления.
Уистлером, было, вероятно, данью моде и следствием юношеской эксцентричности. Занималась преподавательской деятельностью (Высший институт фотографии и фототехники, 1918-1922 Академия художеств, 1934-1935). Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры.
она выставила только одну гравюру «Версаль в цвету» (1907г. ), зато много времени, сил и упорства потратила на овладение акварельной техникой, трудной, но очень увлекательной, требующей от мастера и сосредоточенности и быстроты. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. Доска так отшлифована, что кажется бархатной и на этой блестящей золотой поверхности острый резец стремительно бежит и вся работа художника — удержать его в границах своей воли»9. В 1906 году из-за обострения астматической болезни Остроумова-Лебедева вместе с мужем выехала в Париж, где познакомилась с В. Брюсовым.
Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма».
Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Но. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица.
В 1900 окончила Академию со званием художника. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Жизнь ее и Сергея Васильевича после Октябрьской революции 1917г., российская художница, график, выдающийся мастер видовой гравюры.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». В 1907г. Обладавшая исключительным талантом к гравюре, постоянно поощряемая учителем, девушка тем не менее вскоре сбежала «от скуки и тоски» копирования чужих работ, а, поступив в 1892г. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели.
9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. Что вырезано, то и остается четким и ясным. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Большой канал» (1911г. ), «Амстердам.
Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Гоголя, Л. Н. Природа, бесспорно, наделила Ивана Дмитриевича многими талантами, но тем Сытиным, которого знала не только вся Россия, но и весь мир, он сделал себя сам. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие.
Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Сереженьке.
Через много лет после этой первой встречи, уже зрелой и признанной художницей Анна писала Бенуа, что его дружба и внимание были для нее большим счастьем, особенно ощутимым потому, что оно «совпало со временем исканий и сомнений, когда художник из ученика должен стать художником-творцом». К тому времени многие европейские музеи уже имели в своих коллекциях гравюры художницы и только в России никто не торопился приобрести их для музейных собраний. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука.
того образа, который получит со временем эта область». Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917). Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Лебедева. В этих иллюстрациях тщательный контурный рисунок, тонко расцвеченный акварелью, еще нес на себе следы влияния Билибина, но вскоре Нарбут его изжил. Нам нужно было приучить читателя. Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение.
Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Новоскольцева и Г. А. В 1898-99 гг. Находила, что он мало любит искусство. Как лаборант он получал 800 рублей в год, чего было мало и он подрабатывал в нескольких местах и они жили очень скромно.
Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Нева, набережные, каналы, мосты. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год.
Потрясение было настолько сильным, что до конца своих дней Анна Петровна испытывала его последствия: приступы непонятной тоски, депрессии, меланхолии, а «в минуты напряженной работы или сильных духовных подъемов – болезненные явления галлюцинаций». Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Сама техника не допускает поправок и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям»8. Она юна еще абсолютно и гениальна.
И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д. Вначале это показалось ей огромным несчастьем, но с этим пришлось примириться.
Писала она, впрочем и акварели. Толстого.
Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству. Эти люди до самозабвения любили искусство и зажигали в других такую же любовь к нему.
(Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Увлечение старинными итальянскими и японскими граверами, пристальное изучение их произведений вдохновляло Анну «сказать новые слова и сделать новые шаги» в этом прекрасном искусстве, заново раскрыть его художественные возможности, сделать доступным людям. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Уистлера.
Художники Л. С. Бакст и К. А. Сомов, музыкант В. Ф. Нувель, литератор А. П. Нурок впоследствии образовали ядро редакции журнала «Мир искусства» и его выставок. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Курбатова «Сады и парки» (1916).
В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу.
По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис. Эти настроения стали в работах Остроумовой основными. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных.
В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. иН. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Остроумова.
Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Товарищество И. Д. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.
Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Две из них – «Луна» и «Дорожка» – элегичны и поэтичны. Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Еще перед отъездом Остроумовой в Париж В. В. Матэ познакомил ее с творчеством итальянских мастеров цветной ксилографии и взял с нее клятву «работать и резать гравюру».
Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань.
Для фона наряду с деревянной доской она использовала линолеум. В 1892-1900 годах обучалась в Академии художеств на граверном отделении у В. В. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. С гордо закинутой назад головой.
В 1905 вышла замуж за ученого-химика С. В. Лебедева. Щедрое дарование мастера было принято современниками. вернулась в Россию, она уже знала, в чем ее истинное призвание. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. оставалось издателю». Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство.
работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. В 1905 году Анна Петровна вышла замуж за талантливого химика изобретателя синтетического каучука Сергея Васильевича Лебедева (1874 – 1934) и начала носить двойную фамилию. И. Д. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя.
Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. окончила Академию художеств. Одаренный и хорошо подготовленный художник, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, так как их запах вызывал у нее приступы астмы.
Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Изредка звучал голос гондольера. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Их различала только масштабность мышления, деловитость и характер цели, достижению которой Сытин посвятил жизнь.
Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Крюков канал.
Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г.
После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Помогли банки и популярная газета. Когда кружилась от голода голова, когда руки нестерпимо болели от холода, когда умирали близкие, Анна Петровна говорила себе: «Не надо плакать.
В 1929 году энтузиасты во главе с Лебедевым синтезировали искусственный каучук, а в январе 1931 года в СССР началось производство шин. свинцовое отравление, перешедшее в аллергию. Оставила три тома «Автобиографических записок», которые были опубликованы в 1935-1951 годах (переизданы в 1974). «Ленинград», 1930г. Впереди на полочке – коптилка.
Речь идет об Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой. П. Анциферова «Душа Петербурга», 1920г. ). Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). 11) Классы и мастерские. Анциферова (1920, переиздана в 1990). С детства влюбленная в северную столицу, художница заметила, что «невероятная сжатость выражения, немногословие, беспощадная определенность и четкость линий и, благодаря этому, сугубая острота и выразительность» – все то, что присуще графике вообще и деревянной гравюре в частности – как нельзя лучше отражает специфический стиль петербургской культуры.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Она вспоминала: «он часто садился на мой табурет, брал кисти и палитру и учил прямо на холсте, на моем этюде»4. А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно.
«шла бурно, в напряженной работе и с большим радостным подъемом». 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Вып. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). У нас очень много бывало студенческой молодежи». Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток.
О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. художница выставила на конкурс 14 гравюр, четыре из которых были цветные.
Похоронена рядом со своим мужем академиком С. В. Лебедевым в Некрополе мастеров искусств. Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Темный город словно изнутри пронизывается светом и становится трепетным и живым. И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Творчество А. П. Остроумовой – Лебедевой признано и официально. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Перед окончанием Академии в течение года (1898-1899) жила в Париже, где совершенствовалась в живописи у Дж. С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. Ретроперспективность – их отличительная черта. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. В 1900г.
Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Матэ и живописном у И. Е. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Родилась в семье высокопоставленного чиновника, сенатора П. И. Остроумова.
Этот интерес всячески стимулировали представители «Мира искусства» (с легкой руки Дягилева художница попала в круг авторов одноименного журнала). По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Первый художественный иллюстрированный журнал. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Остроумовой – Лебедевой принадлежит главная роль в возрождении русской станковой гравюры на дереве, как самостоятельного вида искусства, а также цветной гравюры.
12) «Гости, обеды, вечера. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими.
в Академию. Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. Туманностей нет».
Она не покинула родной город, твердо решив «остаться на все страшное впереди». Отныне и до конца своих дней художница станет певцом величия и строгой красоты Петербурга (циклы «Петербург», 1908–1910гг. При поддержке и поощрении друзей из «Мира искусства» она пристально изучала и совершенствовала ремесло гравирования, старалась понять характер, природу ксилографии искала новые приемы и способы. Уистлер. В 1898-99 гг.
Это характерно. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Анна Петровна оставалась верна своей «гравировальной страсти» всю жизнь.
Её наставником в искусстве гравюры стал знаменитый Дж. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923 "Портрет Андрея Белого", 1924 "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925 и др. ). Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946). Это простота и прелесть классики.
Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. В 1899 возвратилась в Петербург, возобновила учебу в ИАХ. Врачи запретили Анне Петровне работать масляными красками. Пушкина, Н. В.
Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Работы русского ученого легли в основу производства искусственной резины и в других странах.
Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». Работа же предстояла нешуточная. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка».
В 1906г. Рынок железа» (1913г. ), «Испания. Именно благодаря методу им предложенному, в производстве синтетического каучука СССР вышел на первое место в мире еще до начала войны с Германией. Осенью 1918г.
16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. Петербург». Успешно выступала как портретист («Портрет артиста И. В.
А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». «Почему моя книга была дешевле. По замечанию А. Н. Бенуа, «творчество Остроумовой может служить одним из ярких проявлений Мира искусства, того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин». Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу.
Однако мне кажется, что не это было главным. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Пособие». Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать.
Девочка-подросток со слабым здоровьем училась в гимназии, посещала вечерние начальные классы школы Штиглица, много рисовала и очень много читала – кроме классиков литературы, философов: Платона, Аристотеля и других, принимая все очень близко к сердцу, работая над собой очень серьезно. 2) 1892 г. Это уже в Академии художеств. Её произведения и сегодня поражают зрителя качествами присущими подлинным шедеврам. иллюстрации к книгам В. Я. Курбатова «Петербург», 1912г. вАкадемию художеств, с увлечением занялась живописью. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Окончила петербургскую гимназию.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Гравюра Остроумовой-Лебедевой «Сфинкс» (1942г. ) украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Весь тираж карт тут же распродали. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. Уистлера) и гравюре.
Как быть. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Прославившись как один из реформаторов книги для детей, Нарбут не менее успешно иллюстрировал и оформлял книги для взрослых. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. букварь Вахтерова. В таких условиях завершала она работу над вторым томом Записок, вела дневник, вошедший в третий том. Цв.
Курбатова (1912) и «Душа Петербурга» Н. П. В тот раз Сергей Васильевич выздоровел, но надвигалось ужасное событие В одной из командировок он подхватил «сыпняк» (сыпной тиф) и, вернувшись домой, слег, чтобы больше не встать.
– Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. М. : Изд-е Г. Кнебель, 1914) акварели художницы в качестве иллюстраций вошли в книгу В. Я. Несколько из них – «Вид с Сампсоньевского моста», «Ветреный вечер», «Марсово поле и памятник Суворову» были приобретены Третьяковской галереей, а «Вид из лаборатории ранней весной», «Внутренний дворик» и «Статуя в Летнем саду» – Русским музеем. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. В то же время оно могло послужить и необходимой ступенью от школы И. Е. Репина, через художественный мир европейского «эстетического движения», к которому принадлежал американский мастер и которое пропагандировало красоту искусства как эталон повседневной жизни, к новым явлениям в русской художественной культуре. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства.
Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. «Павловск», 1922–1923гг.
Остроумова совершенно точно передала характер удивительного города. Манизера. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему».
Только за 1918г. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Участница выставок с 1900 года член объединений «Мир искусства» (с 1899) и «Четыре искусства» (с 1924). Среди других ее работ в области искусства книги: гравюры для романа Ф. Купера «Последний из могикан» по рисункам А. Н. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной.
Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). На всю жизнь оставил след в душе девочки пережитый в пятилетнем возрасте ночной пожар. В том же году вступила в художественное объединение «Мир искусства», сотрудничала с одноименным журналом.
Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок. Работала Анна Петровна самозабвенно, ей хотелось хоть чемнибудь помочь стране, сражавшейся не на жизнь, а на смерть. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года.
Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Что же делать. Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году.
Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств.
И в Санкт-Петербурге в счастливые годы перед Первой мировой войной. Когда Анна Петровна в 1899г. Штиглица, училась там же в 1889-1892 годах, сначала на гравюрном отделении у В. В. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Это в полной мере соответствовало ее характеру уже в юные годы.
Увлеклась техникой гравюры В Академии художеств училась у И. Е. Репина. Подобно многим молодым художникам той уже очень далёкой поры она отправилась в Париж совершенствоваться в живописи. С его образом в душе я покинула Италию». «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось».
В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. Сеговия» (1914г. ), «Коктебель. Надо работать» В 1942–1943гг.
Родилась в семье высокопоставленного чиновника П. И. В период индустриализации и во время блокады художнице приходилось видеть иной Петербург — или новый, заполненный новостройками или живущий военной жизнью. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Среди ее работ: цветные и черно-белые гравюры, объединенные в циклы «Петербург» (1908-1910) «Павловск» (1922-1923), «Ленинград» (1930) и др., а также иллюстрации к книгам «Петербург: художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы» В. Я. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу.
Пароходик перевозил на ту сторону. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. Кругликовой», 1925 и др. ) писала пейзажи.
Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым. Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. 1874 года рождения. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники.
Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. Кровавое воскресенье. Зимой художница вырезала одну из самых больших своих гравюр – «Дворец Бирона и барки». Требовалось исключительное мужество, чтобы в условиях блокадного Ленинграда продолжать работать Но искусство, страстное желание творить всегда помогало этой хрупкой женщине выстоять. Собственное творчество Николая Васильевича также было нередко предметом их обсуждений.
Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Мы сидели молча. Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908- 10 "Павловск", 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. А пока они с удовольствием собирались вместе, подолгу разговаривали, страстно спорили. Во мне все пело. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К.
Художник прожила долгую и счастливую жизнь, целиком посвятив её искусству. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Много фантазии. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
– Да. - А дальше что. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. Благодаря ее переписке с Николаем Васильевичем (а это, по подсчету самой Анны Петровны, более двух сотен писем), его скрупулезному собирательству всех свидетельств творческого пути каждого из произведений Анны Петровны — от первого карандашного наброска до приведенных к совершенству работ — она встает перед потомками «в полный рост», как одна из русских женщин-художниц, которую поистине следует назвать великим мастером. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно.
Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. В конце лета 1928г., чтобы снять нервное напряжение из-за тяжелой болезни мужа, Анна Петровна «заставила себя уйти мыслями и душой» в радостные и светлые воспоминания. С. В. Лебедев умер 2 мая 1934г.
Грабаря «Русские города – рассадники искусства» («Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома», 1913 вышел только первый выпуск: Грабарь И. Русские города – рассадники искусства: Собрание иллюстрированных монографий. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ).
Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Именно И. Е. Репин посоветовал А. П. Остроумовой-Лебедевой продолжить учебу в Париже: «Вы там во всем разберетесь» — заключил он3.
Остроумова-Лебедева — выдающийся мастер русской графики. «. Бенуа (1906, не изданы) ксилографии для обложек серии иллюстрированных монографий И. Э.
«Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. ксилографияОсновной темой ее гравюр был Петербург изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. После окончания гимназии в 1889г. Но я сдержалась.
Черного фона здесь уже не было и в помине. Ранние произведения близки стилистике модерна. В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив).
Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Графика – в его атмосфере, в белых ночах, в вычерченной архитектуре. Позднее стала студенткой этого учебного заведения. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга.
Ее любимый город представал величественным и мужественным. Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1949). Мне показали его как-то на вечеринке студентов они устраивались периодически, с рисованием модели и чаепитием и туда набиралось много народу». 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу.
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. Просила, умоляла. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий.
И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С.
Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Фирменные магазины товарищества были расположены во многих крупных городах: четыре – в Москве, два – в Петербурге, по одному – в Варшаве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде.
А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Я его очень любила. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Спускались сумерки. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась.
Сотрудничала с журналами «Пантеон», «Мир искусства» и «Аполлон». Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму.
Сюрю-Кая вечером» (1924г. ) и др. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. Толстого. 1. : Эдинг Б. Ростов Великий, Углич: Памятники художественной старины. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Две другие – «Финляндия с голубым небом» и «Финские озера» – строги и даже несколько суровы. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку.
Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). Монография Н. В. Синицына «Гравюры Остроумовой-Лебедевой» несет на себе абсолютно отчетливый отпечаток их личного общения и не столько служит искусствоведческим трудом, сколько передает приведенные в четкую систему отголоски их устных и письменных бесед12. В гимназии Анна была очень застенчива. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. Сытина считать излишним».
После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. В 1889 году, несмотря на то что родители были против, поступила в Центральное училище технического рисования Штиглица и начала заниматься в гравировальном классе Матэ. Они вне времени. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом.
Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. И из общения с ними вынесла на всю жизнь глубокую веру в хорошие и верные инстинкты молодежи. Мы не все время только работали, мы умели и веселиться. Анна Петровна родилась в семье крупного чиновника Петра Ивановича. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна.
Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). И в Ленинграде сталинского времени, когда ей пришлось создавать образы социалистического города — цикл «Новое строительство». В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). платил автору, 2, 5 коп. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза).
Мне казалось, что я здесь и будто еще в другом где-то месте и чуть не упала с табуретки. Днем я не могла оставаться в Академии и пошла позавтракать к Елене Ивановне, а по дороге вдруг заметила, что что-то громко говорю и мне показалось, что со мной хотят сделать что-то страшное. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Кругом была тишина. Увлечение Дж.
«Был он красивый, высокий, стройный юноша. Двоюродный брат. Остроумова-Лебедева навсегда осталась преданной родному городу, не уехала даже во время блокады. Уистлера и изучала западноевропейскую и японскую гравюру на дереве.
Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Уистлера) и гравюре.
работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Анна Петровна сделала около 35 акварелей Петрограда. Это пустое дело.
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Одна из улиц Петербурга носит его имя. Он радовал и вдохновлял.
вечером, во время грозы С мужем Анна Петровна «похоронила свою лучшую половину».