Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (517мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Остроумова-лебедева, АННА ПЕТРОВНА (1871–1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры.
Так СанктПетербург стал главным героем Анны Петровны ОстроумовойЛебедевой. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к плеяде лучших русских художников-графиков рубежа XIX – ХХ веков.
Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955) – русский гравер и акварелист.
Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. 1874 года рождения. Это простота и прелесть классики.
Ранние произведения близки стилистике модерна. Девочка-подросток со слабым здоровьем училась в гимназии, посещала вечерние начальные классы школы Штиглица, много рисовала и очень много читала – кроме классиков литературы, философов: Платона, Аристотеля и других, принимая все очень близко к сердцу, работая над собой очень серьезно. 2) 1892 г. Это уже в Академии художеств. В дальнейшем художница станет большим мастером в области цветной ксилографии 151 очень трудоемкого, требующего усидчивости искусства. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Гоголя, Л. Н. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города.
С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Нам нужно было приучить читателя. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив).
12) «Гости, обеды, вечера. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Уистлера) и гравюре. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф».
Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству.
Что же делать. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Сытина считать излишним». Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Я любовалась дворцами, мимо которых мы плыли, а Сергей Васильевич, кажется, больше смотрел на меня.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Помогли банки и популярная газета. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917).
Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга.
Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было.
Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры».
А затем случилась война. – Да. - А дальше что. А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). В 1900 окончила Академию со званием художника.
Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Одна из улиц Петербурга носит его имя. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Писала она, впрочем и акварели. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934).
Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич».
Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946).
в Академию. Как лаборант он получал 800 рублей в год, чего было мало и он подрабатывал в нескольких местах и они жили очень скромно. В таких условиях завершала она работу над вторым томом Записок, вела дневник, вошедший в третий том. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал.
Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Много фантазии.
Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники.
Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Изредка звучал голос гондольера. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Она выполнила для книги 24 небольшие по размеру чернобелые гравюры, рассчитанные на верстку в оборку, а также нарисовала эскиз переплета. Товарищество И. Д. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа.
И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось».
Впереди на полочке – коптилка. Ее любимый город представал величественным и мужественным. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923 "Портрет Андрея Белого", 1924 "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925 и др. ).
Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал.
Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Черного фона здесь уже не было и в помине.
Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Бывало, уже издали бежишь сломя голову на пристань, платишь две копейки и скатываешься вниз, на пароход». 5) «Мама огорчалась моим похудевшим, утомленным видом. Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж.
Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Пособие». Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Сереженьке. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф.
Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. В 1898-99 гг. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ).
Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Сытину широкую известность и постоянную прибыль, что дало, в конечном счете, возможность приступить к выпуску научно-популярной, практической, художественной и детской литературы. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. В том же году вступила в художественное объединение «Мир искусства», сотрудничала с одноименным журналом.
И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Особенно охотно обращалась к цветной ксилографии, работала также в технике литографии и акварели. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис.
Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908- 10 "Павловск", 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Ксилографии, гравюры и цветные гравюры на дереве и акварели Остроумовой-Лебедевой давно стали хрестоматийными, как шедевры русской лирики и живописи. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек.
Ретроперспективность – их отличительная черта. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Это меня в первое время ошеломило. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров.
И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. Как быть. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. того образа, который получит со временем эта область».
Чертковым, другом Л. Н. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Создавшая в тот период ряд гравюр и акварелей, Анна Петровна вспоминала: «Писала часто в ванной комнате.
Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны».
Работа же предстояла нешуточная. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Окончила петербургскую гимназию. Но я сдержалась. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге.
оставалось издателю». В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь).
Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов.
Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. Родилась в семье высокопоставленного чиновника, сенатора П. И. Остроумова. Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. С гордо закинутой назад головой.
С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. Работа была начата 10 февраля, закончена в середине марта 1906 года, а 20го числа Анна Петровна собственноручно отвезла доски в Экспедицию заготовления государственных бумаг, которая эту работу заказывала. Во мне все пело. Она юна еще абсолютно и гениальна. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. букварь Вахтерова. Но. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф.
С его образом в душе я покинула Италию». «Почему моя книга была дешевле. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу.
Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Пароходик перевозил на ту сторону. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П.
Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями.
Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Иллюстрации Анна Петровна делать отказалась ибо они уводили ее от станковой гравюры, да и тема была чужая. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление.
В 1901 году она выполнила 11 сравнительно небольших чернобелых ксилографий с видами СанктПетербурга. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны.
Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Нева, набережные, каналы, мосты.
Толстого. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). Весь тираж карт тут же распродали. Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году. 11) Классы и мастерские.
Я его очень любила. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы».
Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. «. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма».
платил автору, 2, 5 коп. Туманностей нет». Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Ослабевшие руки не могли управляться со штихелем и тогда художница вспомнила о литографии, но после Победы снова вернулась к любимой ксилографии. В 1929 году энтузиасты во главе с Лебедевым синтезировали искусственный каучук, а в январе 1931 года в СССР началось производство шин.
Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908–1910 Павловск, 1922–1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и – значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Уистлера. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Просила, умоляла. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918–1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут.
Кровавое воскресенье. Спускались сумерки. Это характерно.
Правда, в распоряжении Ивана Дмитриевича какое-то время оставались две другие типографии в Москве и Петрограде. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России».
Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Весной 1905 года Анна Остроумова вышла замуж за лаборанта химической лаборатории Петербургского университета, будущего известного ученого изобретателя синтетического каучука Сергея Лебедева.
ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Находила, что он мало любит искусство.
Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке.
Петербург». Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Остроумова-Лебедева — выдающийся мастер русской графики. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Кругом была тишина. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974).
Фиксируя непосредственные впечатления в набросках, потом подолгу просиживала за рабочим столом, стараясь уловить, постичь, а потом передать самые глубинные ритмы того или иного пейзажа. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. Цв.
Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Мы сидели молча. У нас очень много бывало студенческой молодежи».
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Свой кабинет Остроумова-Лебедева устроила в ванной комнате – там были меньше слышны взрывы.
От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». В 1898-99 гг. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего.
– говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. Первый художественный иллюстрированный журнал. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Собор Сен-Северин, Сен-Клу.
«Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Уистлера) и гравюре.
Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Что вырезано, то и остается четким и ясным. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Двоюродный брат.
Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. В гимназии Анна была очень застенчива. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину.
Крюков канал. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Шесть листов этой серии связаны с ансамблем Биржи – Колонны Биржи и крепость, Перспектива Невы, Ростральная колонна и др.
При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д.
Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Он радовал и вдохновлял.
Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. 30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. И. Д. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935–1951 (переизданы в 1974).
Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя».
Толстого. Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». В 1905 вышла замуж за ученого-химика С. В. Лебедева.
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». 1905 год. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка».
По замечанию А. Н. Бенуа, «творчество Остроумовой может служить одним из ярких проявлений Мира искусства, того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин». Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей.
В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
И. Д. Пушкина, Н. В. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились.
В 1899 возвратилась в Петербург, возобновила учебу в ИАХ. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка. Мне показали его как-то на вечеринке студентов они устраивались периодически, с рисованием модели и чаепитием и туда набиралось много народу». Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии».