Андре Шарль Буль – родился 11 ноября 1642 г. во Франции в семье столяра Jean Boulle (настоящее имя Johan Bolt). Но именно Андре-Шарль Буль усовершенствовал технологию маркетри и довел ее до абсолютного совершенства. Краснодеревщик Людовика XIV Андре Шарль Буль отвечал за многие проекты оформления интерьеров и мебель Версальского дворца. Андре Шарль Буль настолько прославился своей мебелью, работавший по заказы на короля Франции, короля Испании, вельмож Франции.
Буль, АНДРЕ ШАРЛЬ (Boulle, Andre Charles) (1642–1732), французский художник, один из главных законодателей вкуса в истории старинного мебельного искусства. Если вы согласны с нами в том, что каждый предмет мебели Андре-Шарля Буля -- это неподвластный времени шедевр, подтвердите это в комментариях. Большое число подражателей существенно затрудняет работу экспертов по определению авторства произведений Андре-Шарля Буля. Андре-шарль Буль (фр. Andr-Charles Boulle, 1642- 1732)- французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели. Андре-шарль Буль (фр. Andr-Charles Boulle, 1642— 1732)— французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели.
Xvii в. Андре Шарль Буль (фр. Наконец, в-третьих, Андре-Шарль Буль был одним из первых, кто не просто делал мебель – а меблировал комнату. Андре-шарль Буль (фр. Андре Шарль Буль – родился 11 ноября 1642 г. во Франции в семье столяра Jean Boulle (настоящее имя Johan Bolt).
Эта техника, предполагающая вставки в поверхность черепаховых пластинок или эбенового дерева или же наоборот, названа по имени Андре Шарля Буля, краснодеревщика Людовика XIV. Андре-шарль Буль (фр. Andr-Charles Boulle, 1642 — 1732) — фрацузский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели. Так или иначе, в 1672 Андре-Шарль Буль получает должность Ebeniste du Roy (королевский мастер по эбеновому дереву), ему выдается грамота на жилье в Лувре и дополнительные преимущества свободы от торговых гильдий.
Андре-шарль Буль не избавился от долгов до самой своей смерти 28 февраля 1732 года и они перешли к его сыновьям (у него было семеро детей из них четыре сына, продолживших дело отца). Андре-шарль Буль родился в семье столяра-краснодеревщика, переехавшей во Францию из германского Гельдерна.
Исполнял декоративные работы (настенные маркетри с применением дорогих пород дерева и др. ) в Лувре, Марли, Версале. В связи с этим он подумывал о переносе своей парадной резиденции в Версаль (в 17 км от Парижа), где уже был небольшой охотничий дворец его отца. В отношении других видов мебели – письменных и консольных столов, стоек для часов и подсвечников, тем более изделий для сидения и лежания (но в меньшей мере комодов) Мануфактура Буля оказалась не столь радикальной, как в дизайне шкафов.
Созданная ими мебель сочетала черты классицизма и барокко, эволюционируя к рококо. Её отличали эффектность, богатство декора и вместе с тем строгая красота прямых линий и криволинейного узора, декоративность орнамента и инкрустации (накладная бронза, маркетри с использованием эбенового дерева, слоновой кости, перламутра, черепахового панциря). В 1672 году по рекомендации Кольбера, представившего его «самым искусным краснодеревщиком Парижа», Людовик XIV выделяет Булю помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней и назначает придворным столяром. В эпоху Людовика XIV французская работа по золоту, серебру, бронзе и железу демонстрирует богатое разнообразие свободного растительного орнамента, замкнутого внутри четко определенной рамки изогнутых кривых.
Мастерская его существовала еще несколько десятилетий. Громадное число подражаний работам Б. (преимущественно 19 в., так называемый стиль Б. ) существует во всех странах Европы.
Гигантский балдахин над алтарем собора св. В архитектуре Барокко поражают "нечеловеческие" масштабы. Старейшая из сохранившихся записей о выплатах, произведенных Булю из королевской казны (1669), в качестве объекта платежа определяет ouvrages de peinture (фр. живописные произведения). Наверху – балюстрада, статуи, вазоны, карнизы с картушами.
С 1672 года придворный мастер Людовика XIV. В некоторых отношениях он оказался предтечей не только стиля рококо (1740-1760 годы) с его изощренной изобретательностью и эпатажностью, но и последовавшего затем второго классицизма. Лепят скульптурные модели, отливают, чеканят и золотят.
Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. чернодеревщиком), Буль провел около трех лет во Фландрии. Умер Буль в блеске славы, окруженный почетом.
МЕТАЛЛ Барокко. К 1630 в Италии формы художественных изделий из металла приобрели мощь и динамичность. Андре Шарль Буль родился в Париже.
Болонские шкафы обычно делались из черного дерева с инкрустацией перламутром, а их скульптурные детали – из слоновой кости. Мансару, живописцу Ш. Лебрену (дворец украсился его росписями) и садоводу-планировщику А. Ленотру. Однако именно предметы мебели принесли Андре-Шарлю Булю всемирную известность.
Ее принципы противоположны принципам архитектурной мебели: она стремится быть не конструктивной, а украшающей и украшенной, ее место — не обширные помещения, а маленькие кабинеты. За открывающимися дверцами обнаруживались порталы, колоннады, арки, статуи, за которыми скрывались меньшие дверцы и выдвижные ящики. Затем в моду войдет действительно столярная мебель, в формах, которые она имела до Буля. Часто среди растительных узоров появляются и человеческие фигуры, например, крылатые ангелочки (итальянские путти). При этом Буль применяет два варианта их использования: позитивный (черепаха на светлом фоне олова) и негативный (олово на темном черепаховом фоне).
Композиции, заключенные в прямоугольные рамки, превращаются почти в арабески: они насыщены тонко прорисованными вьющимися лентами и усиками с завершениями и отростками в виде закрученных листьев аканта изображенных в профиль. Новый тип мебели – кабинет (шкафчик с дверцами на изогнутых ножках типа кабриолъ) появляется в Испании, Голландии и Италии в начале XVII в. под влиянием искусства Китая. В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр. ) прямолинейные очертания тоже изгибаются мебель становится более лёгкой и уютной.
Площадь перед собором Св. В Европе не осталось монарха, который не записался бы в очередь на получение хотя бы одного шкафчика Буля, а традиционная интарсия стала выходить из моды. Медальон изображает голову Гелиоса – бога Солнца, с которым ассоциировал себя Людовик.
Сыновья А. -Ш. Другой вид мебели — некрупной, очень изящной, покрытой инкрустациями из дорогих экзотических пород (эбена, красного дерева), слоновой кости, перламутра — происходит от инкрустированных ларчиков и мелких поделок, первоначально завозившихся с Востока. Может быть, он не достиг бы столь многого в искусстве, если бы его отец сам не был потомственным, причем незаурядным, краснодеревщиком. Коллекции его мебели можно увидеть в ряде музеев мира, среди которых: Лувр (Париж), Собрание Уоллеса (Лондон), Центр Гетти (Лос-Анжелес).
Теперь стали убеждать, что Земля не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Его работы известны во всем мире и хранятся в музеях и крупнейших частных коллекциях. Он получил от короля привилегию жить и иметь рабочую мастерскую в Лувре. Столешницы также украшались мозаикой с резным орнаментом по краю. В Регенсбурге – с "обманными" архитектурными перспективами на дверцах в технике маркетри.
Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов.
1732, там же), французский мебельщик-краснодеревец, придворный мастер Людовика XIV (с 1672). Сам Андре Буль в последние десятилетия своей жизни подготовил и благословил триумфальное возвращение барокко в виде стиля Режанс (Регентства).
Новый тип мебели – кабинет (шкафчик с дверцами на изогнутых ножках типа кабриолъ) появляется в Испании, Голландии и Италии в начале XVII в. под влиянием искусства Китая. В их формообразовании и архитектонике много типично барочного. Двери украшаются живописными панно-десюдепортами. Особенно славились кабинеты черного дерева из Флоренции, отделанные инкрустацией из слоновой кости, перламутра, фаянса и крупных кусков цветных камней (флорентийской мозаики) с изображениями птиц и цветов. В 1672 году умирает первый краснодеревщик короля Жан Масе и Кольбер предлагает Людовику XIV отдать освободившееся место Булю, который искуснее всех в Париже.
Чтобы фигурная пластинка из одного материала без зазоров вошла в отверстие в другом, Буль перед началом работы наклеивал на лист латуни лист черепахового панциря и выпиливал сквозной арабесковый орнамент. Несмотря на высокое признание и обилие заказов, он постоянно нуждался в деньгах и даже был вынужден прибегнуть в 1704 г. к заступничеству короля, предоставившего ему полугодовую отсрочку для урегулирования долговых конфликтов. – «живописные произведения»). В архитектуре Барокко поражают "нечеловеческие" масштабы.
Наставали другие времена, складывались новые потребности и вкусы. Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие. Переодевание завершится. Мастера начинают использовать большие поверхности со слабо выраженной фактурой древесины или даже совсем без фактуры (покрашенную и залакированную).
Позднее, с середины XVIII в., появятся зеркала на консолях – псише. В работах Буля ничего подобного нет. По краям панно и на углах накладывались профилированные бронзовые бордюры.
С этой точки зрения, выбор Людовика XIVбыл очевиден. Любимой мебелью мастера становятся кабинеты и комоды. Когда материалы потом разделялись, эти два слоя сортировали для образования двух наборов одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладывали на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie» черепаховые фрагменты, наоборот укладывались на латунный фон, образуя тем самым зеркальный по контрасту узор известный как «contre-partie». Постепенно спальня стала играть и роль приёмной.
Мебель Буля хранится в Версале (Кабинет дофина, 1681–1683 сохранился лишь частично) и многих других музеях. Та редкая полнота реализации себя как художника, которая отличает Буля имеет две причины. Первоначальное художественное образование получил в мастерской отца.
Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. чернодеревщиком), Буль провел около трех лет во Фландрии. Олово (сплав олова и свинца) по-прежнему использовалось для упрощенной имитации форм серебряных изделий. Своей огромной и процветающей мастерской, всегда заваленной заказами, Буль руководил один. Это были фантазийные цветочные композиции, набираемые из разноцветных кусочков древесины разных ценных пород.
Между 1697 и 1719 в изготовлении простых неорнаментированных изделий, формы которых состояли из грациозно уравновешенных кривых, применялось серебро нового «британского стандарта» чистоты. Интерьеры состоят из анфилады комнат, поражающих своим величием и пышностью. Искусством Людовик XIV взялся руководить всерьез и с размахом.
В 1672 г. по рекомендации Кольбера, представившего его «самым искусным краснодеревщиком Парижа», Людовик XIV выделяет мастеру помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней и назначает придворным столяром. С его именем связаны известные всему миру изделия мебели в "стиле Буль". В странах Восточной Европы через Германию из Фландрии распространяется деревянная золоченая фламандская или флемская резьба.
Андре-Шарль Буль родился в Париже 11 ноября 1642-го. Родился в семье столяра-краснодеревщика, переехавшей во Францию из германского Гельдерна. При этом плоскости дверей и боковых фасадов либо целиком обрамляются инкорпорированной (интарсия) светлой полосой или сдвоенными параллельными (чаще всего из пластин слоновой кости, панциря черепахи или перламутра), либо в той же технике членятся на два или три прямоугольника. Значение Буля не исчерпывается тем, что создано им самим.
Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству. Однако именно предметы мебели принесли ему всемирную известность. Особенно славились кабинеты черного дерева из Флоренции, отделанные инкрустацией из слоновой кости, перламутра, фаянса и крупных кусков цветных камней (флорентийской мозаики) с изображениями птиц и цветов. Наверху – балюстрада, статуи, вазоны, карнизы с картушами.
Дело в том, что в барокко (да, в общем и до барокко) художественная ценность вещи была неразрывно связана с работой над ней. В мебельной мастерской Буля работали четверо его сыновей: Филипп Буль (1678-1744), Пьер Бенуа Буль (1680-1741), Андре Шарль Буль (Буль де Сюв, Boulle de Suve, 1685-1745 также скульптор) и Шарль Жозеф Буль Младший (1688-1754). Буль был, пожалуй, единственным мебельщиком, никогда не выходившим из моды. Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. чернодеревщиком), Буль провел около трех лет во Фландрии. Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству.
Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. В 1672 году по рекомендации Кольбера, представившего его «самым искусным краснодеревщиком Парижа», Людовик XIV выделяет Булю помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней и назначает придворным столяром.
Большие кабинеты и монументальные шкафы в виде архитектурных сооружений изготавливались в Болонье. После смерти придворного столяра, он, в 1679 году возглавил мастерские в Лувре. Коллекционеры охотятся и за предметами мебели «позднего буля», созданными в Германии или Польше в ХХ веке, когда это слово по всей Европе значило уже в первую очередь стиль, а не фамилию.
Однако именно предметы мебели принесли Андре-Шарлю Булю всемирную известность. Но стилистику Буля-отца они, конечно, не могли сохранить. И тем более уникален прецедент появления на легальных торгах вещи, действительно вышедшей из мастерской самого Андре-Шарля Буля, особенно если ее не касалась рука ретивого реставратора. Он выводит свои узоры из пластин черепахи и олова. С 1666 г. он уже возглавляет собственную мастерскую, в которой трудилось до 40 человек.
На первом этапе своей деятельности в Мануфактуре, создавая эскизы декоративных композиций, Буль пользуется техникой интарсии по черному дереву (оно поставлялось голландцами из Китая) и сюжетами изобретенными мастерами при Людовике XIII. Страстью Шарль Буля было коллекционирование. И все же, по сравнению с другими национальными вариациями мебели эпохи барокко (итальянского, голландско-фламандского испанского, английского стиля Вильям и Мери и др. ) эта мебель, вышедшая из Королевской мануфактуры имеет общие и частные отличительные черты. Их выполняют специальные мастера-бронзовщики. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. После смерти придворного столяра, он, в 1679 году возглавил мастерские в Лувре.
С его именем связаны известные всему миру изделия мебели в "стиле Буль". Старейшая из сохранившихся записей о выплатах, произведенных Булю из королевской казны (1669), в качестве объекта платежа определяет ouvrages de peinture (фр.
Мебель мастерской Б. (где работали и четверо его сыновей) эволюционировала от классицизма 17 в. к рококо хранится главным образом в Лувре (Париж), Версале, Фонтенбло, Музее Клюни (Париж). Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству.
Когда на антикварный рынок выходит «ранний буль» – это событие и велик соблазн выразить его ценность в цифрах со многими нулями, но дело даже не в них – для тех, кто понимает. На металл и черепаху наносили тонкий гравированный рисунок. Его холодноватое великолепие определило во второй половине ХVII века путь европейской живописи, скульптуры и архитектуры однако не менее важная роль отводилась «низкому жанру» – искусству прикладному.
«Буль» (по фамилии мастеров) – также стиль французского дворцового мебельного искусства конца 17 – 1-й половины 18 века. Двадцати двух лет от роду Буль уже имеет звание мастера. глазет. Из них Б. создавал изящные взаимопереплетающиеся (преимущественно растительные) узоры, наделяя торжественную по формам дворцовую мебель изысканным цветовым богатством. Все они были членами созданной в 1666 году Королевской академии архитектуры (Академия живописи и скульптуры была основана несколько раньше, в 1648 году). Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие.
В одном из типичных образцов он сажает комод низко между его золочеными ножками, разыгрывая всего две темы – оригинальных опор и крупного медальона в золоченой раме (позолоченная латунь), помещенного на темную переднюю стенку комода (палисандр, как и на крышке комода). Двери украшаются живописными панно-десюдепортами. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Людовику нужна была резиденция, которая затмила бы блеск всех королевских дворов в Европе. В XVII в. особой разновидностью мебельного искусства становятся деревянные каминные экраны (иногда с гобеленовыми вставками), футляры монументальных напольных часов, письменные столики-бюро. Часто среди растительных узоров появляются и человеческие фигуры, например, крылатые ангелочки (итальянские путти).
Французский же «буль» эпохи Людовика XIV – украшение для Лувра и других музеев сопоставимого уровня или крупнейших частных коллекций, чьи владельцы не спешат расставаться с подобными жемчужинами. Б. разработал свой вариант интарсии (мозаики из дерева, названные во Франции маркетри), применив наряду с разными по тону и текстуре породами дерева также медь, бронзу, олово, слоновую кость, панцирь черепахи, перламутр. Гигантский балдахин над алтарем собора св. Казалось, что над семьей Шарля судьба сыграла злую шутку. Гостей принимали или лёжа в кровати или во время сложной процедуры одевания. Это позволяет предположить, что вначале Буль пробовал себя в качестве живописца.
Другими словами, все тот же классицизм противопоставлялся итальянскому барокко. живописные произведения). Но эти отрицательные качества заметны только в музейной экспозиции.
Стремление к свободному формообразованию подчас вело к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. БУЛЬ (Boulle) Андре Шарль (11. 11. 1642, Париж – 28 или 29. 2. 1732, там же), французский мастер мебельного искусства.
Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служили щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Олово (сплав олова и свинца) по-прежнему использовалось для упрощенной имитации форм серебряных изделий. В ряде случаев компактный завиток аканта применяется для оформления углов фасада. Это позволяет предположить, что вначале он пробовал себя в качестве живописца.
В своих работах Буль изящно сочетал разные сорта дерева, в том числе экзотические индийские и южноамериканские породы, панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы.
Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие. Хранится главным образом в Лувре, Музее Клюни (Париж), Версале, Фонтенбло, собрании Уоллес и Музее Виктории и Альберта (Лондон), Эрмитаже (Санкт-Петербург). Интерьеры состоят из анфилады комнат, поражающих своим величием и пышностью.
Для его орнаментов характерны прихотливо изогнутые линии-арабески, покрывающие панели центрично скомпонованной вязью, где доминируют геральдические лилии, эмблемы «короля-солнца» (в виде лучезарного лика Аполлона или двух перекрещивающихся букв L), а также символы воинской славы и растительные мотивы. Общая особенность декорирования Булем фасадов шкафов (как переднего, так и боковых) – полная плоскостность декора, порой нарушаемая на дверных створках относительно небольшими литыми вставками из позолоченной латуни, едва выступающими над поверхностью. Рисунок наносился на одну сторону «бутерброда» и узор вырезался лобзиком сразу в двух слоях – черепаховом и металлическом.
Сюда же нужно отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам еще полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы. Стенки мебели Буль украшает наборными панно из кусочков фанеры разноцветных пород дерева. Это позволяет предположить, что вначале Буль пробовал себя в качестве живописца.
Столешницы также украшались мозаикой с резным орнаментом по краю. Разработал для декора мебели самобытный вариант интарсии, заменив традиционные крупнорельефные орнаменты плоскими наборами «маркетри». В это время в Париже велись строительные работы по существенному расширению Лувра и объединению его с дворцом Тюильри – разумеется, с полным обновлением всей дворцовой меблировки. Буля удержали технику интарсии, созданную отцом. Никакое образование в более зрелом возрасте неспособно заменить такой опыт, оно может его лишь продолжить. Архитектурные формы в мебели применялись без особой строгости и последовательности. С настоящим барокко сходство во всем этом лишь чисто внешнее, формальное. В поисках декора, соответствующего новым формам, он совершенствует один из видов маркетри (наборного украшения поверхности мебели), получивший его имя.
Последние он видоизменяет, поставив их на высокие ножки. Старейшая из сохранившихся записей о выплатах, произведенных Булю из королевской казны (1669), в качестве объекта платежа определяет ouvrages de peinture (с фр. Сферу науки и искусства, возведенную во Франции в степень государственного интереса, курировал Жан-Батист Кольбер, ставленник Мазарини и наиболее влиятельное лицо при короле.