Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов. 5 Он сумел стать доверенным советником Людовика XIV и в 1675 году, по достижении 62 летнего возраста, Ленотр был возведён королём в дворянское достоинство. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. В 1657 г. становится генеральным контролером строений, садов и мануфактур Людовика ХIV.
Аллеи располагаются либо параллельно по 4—12 в ряд, либо лучами расходятся в разные стороны. Кстати, над украшением Версаля работали почти два поколения скульпторов.
Андре не высказал большого таланта к живописи, спасло эту талантливую личность для садивництва. Вин и станет в 1637 году королевским рисовальщиком (дизайнером, ландшафтным архитектором) планов садов барокко Так в 24 года Андре стал надзирателем и садовником Тюильри после преждевременной смерти отца. Через два года отец передал ему свою должность. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга – работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других.
Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Естественные условия были весьма неблагоприятны: множественные болота, глинистые почвы, недостаточные естественные водные ресурсы. Поражают сами масштабы ансамбля. Площадь резиденции Фуке составляла 100 га. С 1653 руководил работами в парке Во-ле-Виконт, в 60-х гг. Периоды творческого поиска естественной природы, так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре, как правило, характеризует наступление разрушительного Хаоса, где поиск истины не прямолинеен и сентиментальный романтизм ведет к революционным брожениям идей.
Опыт Версаля был перенесен и в реконструкцию Парижа. Они постепенно спускаются от дворца к реке.
Наиболее известное произведение – регулярный парк в Версале (1662-1690) с сеткой прямых аллей, ось симметрии которых составляют главная аллея с бассейном Латоны и Аполлона и большой канал (длина 1520 м). На этом ярком примере ландшафтного искусства воспитано не одно поколение архитекторов. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного (французского) парка (смотри Садово-парковое искусство). Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок.
Одновременно с работой в Версале он трудился над созданием и перепланировкой других королевских резиденций парков в Шантильи (1663-1683), Ссо (1670-1677), Матиньоне (1676), Дампьер (1675) и нескольких других. Кроме того, большое количество ваз носит символику, связанную с Гелиосом. Парк украшен скульптурой, павильонами и фонтанами.
И они пришли. человек, которые снесли три деревни, вырубили лес изменили русло реки и преобразовали рельеф – во имя того, чтобы «окружить замок воздухом» и сделать его центральной точкой любой живописной композиции, доступной посетителю. Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места. В 1653 г. приступил к работам над парком в Во-ле-Виконт.
Сады итальянцев распланированы на террасах и активно используют ручьи для образования каскадов, фонтанов. В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. В «доленотровский» период не было целостности в проектировании садов. С этого времени Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645). Дворец со всех сторон окружает ров с водой. Он – сын своего времени и своего класса.
Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ). Огромное количество деревьев, более 30 000, было привезено из Нормандии и других регионов. В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. Творческая работоспособность Ленотра поражает. Ленотр отвел ему место в центре парка, на значительном возвышении, чтобы из его окон открывалась грандиозная перспектива на расположенные внизу фонтаны, боскеты, зеленый ковер (длиной 330 и шириной 25 м) и уходящий словно в бесконечность канал.
Он изучал математику, живопись и архитектуру и поступил в художественную мастерскую (фр. atelier) Симона Вуэ, первого художника Людовика XIII, где он познакомился и подружился с художником Шарлем Лебрёном. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. (Первый музыкант французского королевского двора Ж. Б. Люлли начинал карьеру поваренком.
Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем». Им созданы фактически все крупнейшие парки при дворцах – в Во-ле-Виконт (1653), Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу, Тюильри. Но его пространство вполне соответствовало королевскому размаху (более 8 тысяч га).
Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Фобур Сент-Оноре во Франции. Но всего лишь три недели спустя, 10 сентября 1661 года, Фуке был арестован по обвинению в расхищении государственных средств, а его художники и ремесленники были приглашены на службу к королю. Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности». Назначенный «генеральным контролером королевских построек» (1657), в 1660-е годы создал парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие, но самое главное – распланировал (в 1661–1668) ансамбль Версаля и Трианонов.
Новое время требовало новых форм. Начиная с 1663 года Ленотр также был приглашён в шато Шантийи (Chteau de Chantilly), поместье принца де Конде, где он проработал до 1680-х годов вместе со своим племянником Пьером Деготсом. Намеревался стать художником и обучение начал в Симона Вуэ известного мастера барокко, стиль которого был неприятно официальным, торжественным, но холодным. Также он является автором проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка.
В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем»7. Сын Жана Ленотра, который был главным садовником в Тюильри при короле Франции Луи XIII. Он унаследовал любовь к растениям и садам от своих родителей. Почти сорока годами ранее, в 1662 г., генеральный контролёр строений (Controleur Gnral des Btiments du Roi) Людовика XIV, приступил к разбивке Версаля и строительству города.
После своего возвращения из Италии в 1679 году Ленотр обнаружил в садах Версаля сооруженную Ардуэн-Мансаром знаменитую Колоннаду. Здесь, словно в огромном «зеленом городе», поделенном на улицы-аллеи, можно попасть в спрятанный за высокой живой стеной театр или бассейн. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года.
Парк окружал лес, который был посажен во время строительства дворца. Можно вспомнить об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), так и в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. Например именно в день рождения Людовика солнце будто бы садится в воды Большого Канала. Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г. ).
Прямые аллеи, боскеты, обширные газоны и бассейны, скульптура в узловых композиционных точках, – все это было подчинено в работах Ленотра идее искусства, зримо облагораживающего дикую природу (идее, сформировавшейся в недрах Ренессанса, но теперь реализованной с невиданной еще масштабностью). Позднее эта идея была позаимствована для Петербурга и Вашингтона (Невский проспект от Адмиралтейства до Московского вокзала и главная ось центрального Вашингтонского парка равняются тем же 3 км).
Созданы боскеты из привезенных в большом количестве липы, вяза, ясеня, бука, граба, каштана, тополя пирамидального из хвойников- ель и тис из плодовых растений – вишня, груша, яблоня и др. Ленотр Андре, Ле Нотр (Lenфtre, Le Nostre) (1613-1700), французский архитектор, проектировщик парков. Широкие ступени (их в парке немного, поскольку Ленотр отдавал предпочтение пологим спускам) естественно переходят в нижние ярусы. Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов. Унаследовав от отца его должность (1637), перепланировал сады Тюильри, проявив характерное стремление к открытым, далеко протяженным – не только садовым, но и градостроительным – видовым перспективам (впоследствии продолжение центральной оси садов превратилось в проспект Елисейских полей).
Работы по оформлению интерьеров дворца были выполнены другом Ленотра Лебреном. Им созданы Северный и Южный партеры.
В этой должности работает в парках Сен-Жермен, Фонтенбло и др. Но заметил разницу в рельефе Италии и Франции. французский архитектор, мастер садово-паркового искусства, представитель классицизма. Здесь было болото, а стал сад.
Переворот в проектировании парков классического стиля произвел талантливый мастер Андре Ленотр (1613—1700), вершиной творчества которого стал знаменитый Версальский парк, явившийся ярким средством выражения, совершенной власти короля Франции Людовика XIV. Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов. Теперь стало возможным заявить о появлении качественно нового подхода к планированию территорий, появлении методов использования немыслимых ранее масштабов, протяженностью уже не в десятки и сотни, а в тысячи метров.
В 1635 г. он принят на должность первого садовника Гастона Орлеанского, брата короля. Это было бы невозможным, если бы совместная работа и творческие контакты одаренных людей разных профессий объединенных желанием решать разнообразные задачи. Он побывал в Италии, где изучал опыт садоводов. Родился в семье главного садовника Тюильри.
Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности». – в королевских парках Сен-Жермен, Фонтенбло, Шантийи, Версаля, Сен-Клу и Тюильри в Париже, составил проекты Сент-Джеймс-парка в Лондоне и парка в Гринвиче (1662). Оттачивал он свое мастерство и у еще одной знаменитости — живописца Лебрена.
Однако самым великим творением Ленотра стало создание (в 1661-1668) ансамбля Версаля и Трианонов. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями).
Такое расположение дома впоследствии позволило ему учиться поблизости от королевского дворца, под крышей которого впоследствии была открыта Академия искусств. С 1657 генеральный контролёр строений Людовика XIV. Андре родился 12 марта 1613 года и в тот же день был крещен в церкви Святого Роха (фр. glise Saint-Roch). При закладке парка площадью в сто гектаров трудились 18 тыс. Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. О потрясающей работоспособности Ленотра можно судить по тем фактам, что одновременно с Версалем он построил Шантильи для принца Людовика Кондэ, абсолютно построил Тюильрийский сад (именно в этом парке стоит памятник Ленотру).
Благодаря наличию на территории естественного орошения (сохранены естественные водные ресурсы), Андре Ленотр создал неповторимый регулярный парковый ландшафт с кружевными партерами, множеством фонтанов и водными каналами. Этот многоуровневый бассейн иллюстрирует легенду, согласно которой разгневанный бог превратил в лягушек и ящериц жителей Ликии, не почитавших Латону.
Его композиции отличаются беспредельным раскрытием пространства. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (фр. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. Он был мастером настоящих дальних перспектив, учитывающих законы оптического восприятия.
С 1666 г. – советник короля и генеральный контролер зданий его величества. Учился у С. Вуэ, Ш. Лебрена и, возможно, у Ф. Мансара.
С 1663 г. начинает работы в Версале. Андре (1613-1700)-один сын ландшафтного архитектора Жана Ленорта, главного садовника Тюильри при Луи тринадцати.
Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Здесь место подчинилось человеческой воле и стало ее выражением. В 1667 году Ленотр продлевает аллеи парка на запад, образуя проспект, который в будущем станет Елисейскими Полями. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность.
Мне кажется, следует начинать с другого. Рельеф в местностях Франции, где работал Ленотр, спокойный, а декор садов сдержанный, но с активным вмешательством в растительность (вистригання узоров в буксус, вистригання геометрических фигур, широкое применение различных партеров-сухих, цветочных, водных).