Конь богатырский под стать хозяину. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.
Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Весь его образ очень смелый и боевой. Он не станет напрасно проливать кровь людскую. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Художник постарался сделать образ богатыря таким, чтобы было ясно, весь русский народ окутан мощью и мудростью. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
И всадник и конь как будто возникают из причудливого узорочья деревьев, освещенных последними лучами заходящего солнца. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Нарядно облачение богатыря, его доспехи. После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
В колорите картины – контрасты. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды. В 1906 художник ослеп. Противоположный подход был у Николая Рериха. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Прошение было удовлетворено157. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Это вот, эти копны сена. Его богатырь — могучий исполин. Оно, заостренное вверху. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. В конце 1890-х гг. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Работы мастера наполнены сложным сплавом чувств и мыслей. Врубель провел в Венеции около полугода. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Холст, масло. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. (1906), необычайно выразительный.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. сказок и опер Н. А. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Лошадь изображена очень сильной и могущественной.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Человек и конь, словно одно целое, гармонично вписывающееся в окружающую среду. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Все могуче, величаво спокойно есть в этой картине нечто стихийное, оно то и заставляет зрителей жаться к стенке и говорить шепотком (из воспоминаний современника Васнецова Р. Изгоя). Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Он моложе двух других богатырей. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. мне было все это видеть. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду».
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Постоянным абрамцевским завсегдатаем был и Виктор Михайлович Васнецов. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине «Царевна-Лебедь». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Врубеля. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Она подлинно монументальна. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В 1876 году Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 годах с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые были им, потом использованы для картины. Рождается ощущение первозданности. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Больно, горько до слез. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
В нем поднимался богоборческий бунт. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Он искал правильный ракурс поворота.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Искусствовед Н. М. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Пан подобен лукавому лешему.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Гарин-Михайловский был поражен страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Да ведь до них несколько верст. У его апостолов были живые прототипы.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Репина занимался акварелью. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь».
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости».
Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Род. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Но и не только это. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Но Алёша силой не силён, да напуском смел. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Через несколько дней он полностью ослеп155. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
«. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. На богатыре надеты защитные латы. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Облик целого народа персонифицировался в былинно-эпических персонажах. В Академии он работал по двенадцать часов в день.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Чистякова (курс не окончил).
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В эти годы он вновь писал демонов. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Художник Русской частной оперы С. И.
Савву похоронили на Байковой горе. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Демон низринут в ущелье среди скал. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Афанасий» и «Христос Спаситель». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Хитёр Алёша. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Перенос выработанных при создании священных изображений художественных приёмов на прямо противоположную тему, по П. Ю. Климову, был абсолютно логичным и естественным для Михаила Александровича и свидетельствует о направлении его исканий52. Серые тучи клубятся по небу. Его вид совсем не вызывает страха. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В картине «Пан» греческий бог превращается в русского лешего. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Конь богатырский под стать хозяину. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Как было его сохранить. Ее копыта погрузли в земле и создается впечатление, будто бы она появляется из недр земли.
Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Мамонтова.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Лучшего патриотического образа и не создать. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. В его даровании раскрылись универсальные возможности. В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
И название картина имела совсем другое. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов.
Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля. Панно написано с типично «врубелевским» пониманием большой формы – монументальной и декоративной одновременно. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Позади богатырей лесистая ложбина, в стороне маячат древние могилы. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Брюсова. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Возникает ощущение цельности и сопричастности. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Если у Васнецова поэтический мотив трактовался как реальное событие, то образы Врубеля передают необратимость времени. Его богатырь — могучий исполин.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Эта большая акварель поразительна. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. продолжение. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с калёной стрелочкой держит наготове. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Преобладают в картине цвета темных оттенков, что придает ей еще большей грозности и могущественности.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Девушка оборачивается и мы видим хрупкое и изящное лицо.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Несомненна в его картинах и метафоричность эпических образов. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Весь его образ очень смелый и боевой. Это один из его несомненных шедевров. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Врубелевский «Богатырь» (1898, ГРМ) – порождение окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
За спиной виднеются лук и стрелы. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Первоначально она называлась «Илья Муромец».
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Он показывал свое видение и представление данного мира.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Лучи заходящего солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Произведение удалось. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Сидит Илья в черкесском седле.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. музей русского искусства, Киев). Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В его даровании раскрылись универсальные возможности. С Рерихом все поменялось.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Сильное, грозное произведение. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Сам автор назвал свое произведение музыкой цельного человека, которая звучит гимном родине. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. По совету И. Е. Кирилле», «Св. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
На богатыре надеты защитные латы. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. многие сферы культуры были объяты «неорусскими» поисками в русле стиля модерн. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Эту картину можно считать сценическим портретом жены художника Забелы-Надежды Ивановны.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Древность привлекала мастера первозданной чистотой и духовным здоровьем, гармонией между человеком и природой. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля.
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». По форме картина была обычным традиционным прямоугольником.
Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
За спиной виднеются лук и стрелы. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». В 5 лет Михаил начал рисовать. На сбруе и уздечке красуются пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют.
Представители рода Врубелей (от польск. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. 1898 – 1899.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку и лукавого Алешу Поповича по левую. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Работа не привела к улучшению.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Врубель писал картины на темы pyc.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Может быть, в закладе. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Свадебное торжество проходило в Женеве.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Вот какие трое едут перед нами, словно прямо на нас и для нас и за нас, по важным историческим делам и задачам.