Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Однако же для Леонардо искусство имело своё особое определение.
История закончилась через два года, когда вор увидел объявление директора картинной галереи в газете. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. «Джоконда» превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Датируется документ октябрем 1503 года. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. 35 лет исторических и художественных исследований и сложнейший комплекс научных тестов позволили швейцарской некоммерческой организации «Mona Lisa Foundation» утверждать, что в ее руках – подлинная картина Леонардо да Винчи. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Неоднократные попытки испортить наследие Да Винчи не увенчивались успехом. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Голова слегка повёрнута10. Её загадочная улыбка снова и снова становилась поводом для различных гипотез и домыслов. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. До него никто не видел в ней никакой тайны. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
– Слишком много несоответствий, чтобы верить в нечто иное, нежели репродукция». Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета — «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. «Джоконда» – не портрет. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона Лиза»), да Винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, дающих представление о мировоззрении Леонардо да Винчи. () Джоконда— не портрет.
Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет 10 декабря 2015 года Французский ученый Паскаль Котте (Pascal Cotte) заявил, чтообнаружил скрытые портреты используя технологию отражения света. Благодаря этому методу ученому удалось заглянуть в самое сердце знаменитой картины. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. 4. Он жил в лондонском районе Айзелуорт, вот таким образом незнакомка получила имя «Айзелуортская Мона Лиза» (Isleworth Mona Lisa). И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Доска (тополь), масло. Но это уже другая история. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
За охранную систему отдали 7 миллионов долларов. В европейской истории живописи нет другой картины, которая была бы столь известна и так волновала бы людей, как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Считается, что Джоконду да Винчи закончил незадолго до своей смерти в 1519 году.
Свет нежно проникает через прозрачную вуаль. Профессор Алессандро Веццози всю жизнь посвятил великому художнику. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». 2. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Размер ейо довольного большой 75, 650 см.
Два года спустя Пулитцер опубликовал книгу «Где находится Мона Лиза. », в которой подробно рассказывал, почему «Айзелуортскую Мону Лизу» нужно считать незавершенным раннии портретом Лизы Герардини. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Если углубиться в Итальянский язык то выйдет, что ma donna будет в переводе «моя госпожа», но слова используются в сокращенной форме – monna или mona.
Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Визуально можно дополнить каждое изображение недостающим элементом внешности (бровь, наименьшая полнота лица, отсутствие нависание век) и данные изображения будут восприниматься как одно лицо. Современные художники до её порчи всеже успели её оценить, но наверно художники следующего века врятли. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы.
А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Возрождение. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Но она ли на картине. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца дАвалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Именно тогда посетители смогли оценить, насколько точно и тонко были подобраны тона картины – лазурное небо, чёткая линия гор на горизонте и яркая зелень древесных крон идеально оттеняют нежную кожу красавицы.
Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
Вот несколько интересных фактов о «Моне Лизе» 1. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. 77 x 53 см. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. для картины такого уровня это много. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». золотых экю. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Джорджо Вазари, биограф Леонардо, утверждает, что портрет был написан по заказу флорентийского купца. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.
Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Голова слегка повёрнута. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Это покажет время. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина — это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо.
Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Так Мона вернулась на свое место.
Правая кисть изящно выписана плавными линиями. В ХХ ст. Еще одна схожая версия. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры.
Искусство-это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение, явлений действительности, прежде всего жизни общественного человека, всей совокупности человеческих отношений характеров, переживаний. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуаз. Фонд возглавляет цюрихский адвокат и банкир Маркус Фрай. А специально созданный микроклимат не даст испортиться полотну. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Методом совмещения правой половины лица женщины с «Портрета матери 1» с левой половиной лица женщины на картине «Мона Лиза» и наоборот по сагиттально-медиальной линии было установлено, что элементы лица на границе совмещенных изображений являются естественным продолжением друг друга. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». () Джоконда— не портрет. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Он уверен, что «лишь тот человек, кто выполнил один портрет, сделал и другой». Но это чрезвычайно трудная задача. По словам историка искусства Стенли Фельдмана, члена фонда, «проведя элементарный математический анализ, мы открыли, что все элементы на двух портретах находятся в точности на тех же местах».
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо – так звучит полное название картины. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам.
Загадка «Джоконды» Легендарный шедевр Леонардо был написан во Флоренции по заказу богатого патриция Франческо Джокондо. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу.
Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу.
Небольшие отклонения в пропорциях лица, а именно полноте щёк, подбородка, степени раскрытия глазной щели могут быть объяснены разницей в возрасте исследуемых лиц, а также возможной болезнью либо состоянием здоровья (отёчность), полнотой тела женщины изображённой на картине «Мона Лиза». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи.
Музей – это публичное заведение. Леонардо работал над ним не один год. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать ее каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Ученый рассказал, что больше 10 лет изучал и анализировал картину. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. 27 сентября фонд выполнил свое обещание не просто вернуть миру долгое время скрытую от глаз публики картину, но и «представить исторические, сравнительные и научные доказательства того, что изначально существовало два портрета Моны Лизы работы Да Винчи». придумал загадочную улыбку Джоконды. Современное состояние картины очень плохое из-за чего сотрудники музея огласили, что не будут давать ее на выставки. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше.
В данный момент картина выставлена в Лувре. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Один из членов фонда – российский политик, бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Публика разделилась на два враждующих лагеря. Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. На лице- загадочная скользящая улыбка. Она и вправду выглядит моложе и свежее своего луврского изображения. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. А. С. Пушкина в Москве. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Период, так называемого, «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Никто не знает, кто обрезал картину. Нежный свет играет на лице и моделирует его.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Дерево, масло. раздел Техника). Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой».
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Как сообщает историк Вазари, дописать его Леонардо да Винчи намеревался во Франции, где у него была мастерская. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Мона Лиза его супруга. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Ейо автор замичатильный человек Леонардо да-Винчи, который нарисовал очень много хороших и красивых и самое главное очень дорогих. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Италия. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Хотя незначимые повреждения все-таки были.
Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Это одно из чудес этого портрета. Что же до меня, то я считаю, что картина «Мона Лиза» – это картина о любви, картина, о любви каждого из Вас. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать.
Действительно, Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, есть два варианта его «Мадонны в скалах». Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. «Мона» переводится как «госпожа».
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Мона Лиза» (1503-1519).
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Знаменитая улыбка: Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали и периферическое, менее отчетливое. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Таким образом можно сделать вывод, что на указанных картинах изображено одно и то же лицо. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Словно жизнь вдалеке от множества взглядов сохранила ее черты и краски. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Это и есть одна из главных тайн изображения. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Одна из них предполагает, что художник использовал технику сфумато, основанную на принципе рассеяния, что и дало улыбке Моны Лизы эффект необычайной загадочности и обворожительности. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Все усилия полиции оказались четными. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа.
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Ученым удалось разгадать эту загадку. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Грустит она или улыбается. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. «Мона Лиза» («Джоконда») полное название – Портрет госпожи Лизы Джокондо, – картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. 76х53 см. При этом Мона Лиза номер два (или один, если смотреть в хронологическом порядке) – очень современная юная особа, у нее есть даже собственная страничка на Facebook.
Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
С помощью реконструкции можно увидеть изображение модели, которая смотрит в сторону. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной.
Эта версия считается просто домыслом. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Мона Лиза – автопортрет художника. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности.
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Женевская ДжокондаИ вот, наконец, отдернуты шторы – и перед зрителями предстает Мона Лиза. Без сомнений, картина «Мона Лиза» самая известная во всем мире, хотя по популярности с ней может поспорить «Черный квадрат» Малевича, но многие люди последнюю картину воспринимают с ухмылкой. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Кисло и камни, краска и различные предметы, брошенные в картину – что только не видела «Джоконда». Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. С полотном также экспериментировали Казимир Малевич, Фернан Леже, Рене Магритт и Сальвадор Дали. Поворот головы едва заметен, как и лёгкий наклон в право. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Главное же – у нее в точности та же форма губ и притягивающая улыбка Джоконды. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. 3. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Именно все эти признаки мы можем наблюдать в образе Джоконды.
Профессор Алессандро Веццози, директор «Идеального музея Леонардо да Винчи» в итальянском городке Винчи, обратил внимание на то, что лицо и руки Джоконды писал один человек. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Существует версия, что картины на самом деле две. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что совпадающие признаки внешности лиц женского пола на картине «Портрет матери 1» и картине «Мона Лиза» устойчивы, в своей совокупности индивидуальны, позволяют выявить комплекс частных идентификационных признаков внешности и их особенностей, присущих одному лицу, несмотря на то, что данные изображения являются не фотографической копией внешности лица, а субъективным видением художника.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Лишь впоследствии и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники абсолютно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Леонардо скрыл в портрете «Джоконда» своё понятие любви и своё отношение к женщине. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Тут и пуленепробиваемое стекло и современная сложнейшая сигнализация. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чем заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности.
Различающиеся признаки внешности объяснимы. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.
От по своему привязался к этой картине. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. У Моны Лизы нежные руки, на которые спадают складки блестящего зеленоватого одеяния.
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». И кстати она у него очень хорошо вышла. Наверняка ее вероятная «сестра» не останется без внимания заинтересованной публики.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Загадочная улыбка Джоконды ежегодно привлекает в Лувр 6 миллионов посетителей. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Её выразительное лицо обращено к зрителю.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Он приходит в музей. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Мона Лиза была полотном интересовавшим его больше всего. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. «Наиболее прекрасная из существующих работ Да Винчи», «подлинная» – с такими заголовками выходили бостонские газеты в 1926 году, однако и тут убедительность Моны Лизы оставалась под сомнением.
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Оба этих случая не нанесли картине вреда. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Много лет его волновал вопрос, существуют ли другие изображения Джоконды. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Эта гипотеза основывается на записях секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону во время его визита к художнику. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Париж.
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. О матери Леонардо почти ничего не известно. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.
Эта загадка практически решена. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. В чём секрет знаменитой улыбки, кто изображен на картине, почему картина стала такой популярной.
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Вот как он отзывался о полотне: «На губах восхитительной красавицы играет чувственная улыбка она словно бы насмехается над своими поклонниками.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Когда м-р Котте сделал реконструкцию Лизы Джерардини, то обнаружилабсолютно другую Мона Лизу. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Поиски полиции были безуспешными. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Голова слегка повёрнута. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Вывод: Искусство, что же это такое. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Последние 40 лет «Айзелуортская Мона Лиза» провела в Швейцарии, в банковском сейфе. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Вместе с картиной «Mona Lisa Foundation» представила 300-станичную книгу гипотез и ответов на вопросы под названием «Мона Лиза – ранняя версия Леонардо». Как сложится дальнейшая судьба картины.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Все-таки в 1911 году картину удалось украсть работников Лувра. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Блейкер хотел доказать авторство Леонардо, но помешала Первая мировая война.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Лувр.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. «Не верю»Многие пришли на презентацию изначально не скрывая своего скепсиса. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».