Альбрехт Альтдорфер — один из основателей жанра новоевропейского пейзажа, родился в Регенсбурге (Бавария). Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург – 12. 2. 1538, там же), немецкий живописец и график. Альбрехт Альтдорфер (около 1480, Регенсбург— 14. 02. 1538, Регенсбург)— известный немецкий художник эпохи Возрождения, создатель масштабных работ на исторические и религиозные темы. В своей биографии Альтдорфер Альбрехт достиг высшего мастерства как в ксилографии, так и в других видах гравюр.
Чарующий художник Альбрехт Альтдорфер несравненно цельнее Грина. 12 февраля 1538 г. Альбрехт Альтдорфер написал предсмертное завещание.
Замечательны и его лучшие алтарные образы: «Отдых на пути в Египет» (около 1510 года, Государственный музей, Берлин), 16-частный алтарь со Страстями Христовыми (для аббатства Санкт-Флориан, 1509-1518 годы), «Рождество Богоматери» (1520-1522 годы, Старая пинакотека, Мюнхен). 1538, там же) немецкий художник и график эпохи Возрождения. Георгием» (пергамен на доске, 1510 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. Среди ранних работ Альтдорфера важное место занимают перовые рисунки, обладающие не только эскизно-подготовительным, но и самоценным художественным значением («Самсон и Далила», 1506 год «Моление о чаше», 1509 год и др. ).
В 1526 художник создает картины «Распятие» (Нюрнберг, Германский нац. В историю живописи он вошел как родоначальник жанра пейзажа, ему приписывается создание первой в Европе собственно пейзажной картины (в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения). Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа — «Битву Александра Македонского с Дарием» (размер 158, 4 x 120, 31, Старая пинакотека, Мюнхен). Его первые датированные рисунки и эстампы созданы в 1506 кроме того, серия гравюр на дереве, обозначенная именем «Mondseer Seigel» (Вена, Альбертина), была, вероятно исполнена незадолго до 1506 или около 1511, но не около 1500, как часто считаетс Самые ранние картины Альтдорфера – «Рождество» (Бремен, Кунстхалле), «Св.
Известно несколько скульптур Альтдорфера. В картине Рождество Христа событие происходит среди руин старого замка. Значительно обогатил собрание баварский король Людовик I (1825—1848 гг. ), который приобрёл произведения Боттичелли, Гирландайо, Рафаэля, Перуджино. Он выглядит словно послание иного мира иного времени. Заказано баварским герцогом Вильгельмом Четвертым (1493–1556) и его супругой Якобеей.
Особенно замечательна маленькая (28 х 22, 5 см), кабинетного формата композиция Лесной пейзаж с битвой Сятого Георгия, где крохотные фигурки теряются в непроходимой чаще среди могучих стволов, чьи кроны сливаются в сплошную, пронизанную золотистым светом и коричневатыми тенями массу, написанную легкими прикосновениями кисти. Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду», 1509, Гравюрный кабинет, Берлин «Дикие люди», 1510, Альбертина, Вена) и гравюр на меди и дереве (лучшие из них — 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). Шедеврами Альтдорфера являются картина Битва Александра, алтари в монастыре Санкт-Флориан (Австрия), светло-тёмные рисунки на бумаге с цветной грунтовкой Немецкий художник, гравер и рисовальщик, глава дунайской школы Альбрехт Альтдорфер родился в 1480г.
Несмотря на точность передачи всех деталей, его картины отличает обилие фантазии. В «Битве Александра Македонского с Дарием» (1528-1529 годы, Старая пинакотека, Мюнхен) эта манера обретает эпическое величие: событие древней истории уподоблено тут космической катастрофе, порождающей Землю из огненной лавы. гал. Основное место в его творчестве занимают пейзажи.
Особенно пристальное внимание к природе характерно для живописцев так называемой Дунайской школы (термин появился в начале XX столетия). Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. Альтдорфер много работал в технике ксилографии и других видах гравюры возможно именно он первым начал делать офорты, печатавшиеся с медных, а не железных досок. Уже в ранней картине Альтдорфера – «Лесном пейзаже со св.
Георгия»). Работая над «Алтарем св. Флориана в Австрии (ок. Однако в них уже определились черты зрелого стиля мастера.
В них, однако, уже определились черты зрелого стиля мастера: они лиричнее по настроению, отличаются большей живописной цельностью, чем у Кранаха, подвижный, с изящными завитками рисунок сильно отличается от графической, несколько жесткой манеры Дюрера, яркие цвета сияют как драгоценные камни, пейзаж и фигуры, которые, кажется, вырастают из земли, подобно деревьям и растениям, необычайно спаянны. Уже в ранней картине Альтдорфера – «Лесном пейзаже со св. Иеро-ним» (Берлин-Далем, музей), «Семья сатиров» (там же) – датируются 1507. Однако позднее отошел от этого принципа и стал основоположником жанра «чистого» пейзажа в немецкой живописи.
Работал в Южной Германии и Австрии. 12 февраля 1538 г. Альбрехт Альтдорфер написал предсмертное завещание. Но главные действующиелица здесь небо, земля и море, в котором купаются солнце и луна. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы. Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516 «Пейзаж с видом города», 1526), на фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера. Как фантасмагория сказочной ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи.
В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 – монастырь Санкт-Флориан, 2 – Вена, Музей истории искусства). Написанные вольным штрихом, они наглядно выражают «романтический» темперамент мастера. Он создает девять офортов, три акварели (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена Эрланген, библиотека Берлин-Далем, Кабинет эстампов) и две картины: «Пейзаж с мостиком» (Лондон, Нац. В 1505 г. Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе. Чарующий художник Альбрехт Альтдорфер несравненно цельнее Грина.
Одно из наиболее выдающихся произведений Альтдорфера – картина Битва Александра (1529, Мюнхен, Старая Пинакотека). В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 — монастырь Санкт-Флориан, 2 — Вена, Музей истории искусства). В 1530-е Альтдорфер создал значительно меньше произведений.
Однако в них уже определились черты зрелого стиля мастера. Альбрехт Альтдорфер работал, главным образом, в Австрии и Южной Германии. Спустя семь лет, в 1526 году, Альтдорфер Альбрехт становится уже и членом Внутреннего совета. 1 – частное собрание). Франциска», «Св. В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены – Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря).
Во многом именно благодаря этому ландшафтному чутью (проявившемуся и в рисунках) Альтдорфера принято считать наиболее ярким представителем дунайской школы. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». О его работах, заказчиках и путешествиях документы не сообщают. Кроме того, две створки «Положение во гроб» и «Воскрешение» (Вена, Музей истории искусств) принадлежали пределле, которая была, вероятно, закончена в 1518, если верить дате, написанной на «Воскрешении» несколько не вписываясь в общий ансамбль, фигуры здесь обведены точными контурами и написаны в ином колорите. От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510–1511 гг., Музей изобразительных искусств, Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве.
Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы. Себастьяна» (все они и сегодн находятся в монастыре). Величественные пейзажные панорамы составляют фон его ранних религиозных композиций (Святое Семейство у фонтана, 1510 Распятие, 1510—1512, ). Человеческая жизнь и драмы человеческой истории – лишь эпизод в общей картине мира. Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду» «Дикие люди», 1510) и гравюр на меди и дереве (лучшие из них – 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). 1480 в Регенсбурге в Баварии и работал там с 1505 до конца жизни. Герцог Максимилиан I (1597—1651 гг. ) собирал немецкую живопись XVI в. При нём была приобретена, в частности, картина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (1526 г. ), ставшая самым известным экспонатом пинакотеки. При Максимилиане II Эммануиле (1679—1726 гг. ) пинакотека приобрела славу одной из лучших в Европе. Во многих произведениях Альтдорфера главную роль исполняет первозданная природа: так, в картине «Битва Святого Георгия с драконом» (1510 год, Старая пинакотека, Мюнхен) густая чаща, вздымаясь словно зелёное море, почти поглощает фигурку воина.
В 1528 г. герцог Вильгельм IV Баварский заказал ряду художников (Хансу Бургкмайру, Бартелю Бегаму и Йергу Брею Старшему) картины на исторические темы. Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург, – 12. 2. 1538, там же) – немецкий художник и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Продолжая и развивая их традиции, он стал главой дунайской школы живописи.
Таинственной стихийностью проникнуты также «Пейзаж с мостиком» (около 1518 года, Национальная галерея, Лондон) и «Дунайский пейзаж» (1520-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен), которые считаются первыми самостоятельными пейзажами в европейском искусстве (оба, подобно миниатюрам, написаны на пергаменте). Работал в Южной Германии и Австрии. Флориана». Себастьяна и Страстями Христовыми.
Художник является соавтором архитектурного проекта. Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Себастьяна и Страстями Христовыми.
Чудесность и сказочность пейзажа призваны раскрыть перед зрителями чудо события, открывающегося на полотне: «Отдых на пути в Египет» (1510 г., Берлин, Далем), «Рождество Христово» (1512 г. Берлин, Далем), «Рождение Марии» (1526 г., Мюнхен, Старая Пинакотека), «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 г., Мюнхен, Старая Пинакотека). Крошечные силуэты часто поглощены густым лесом («Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (Мюнхен, Старая пинакотека), а около 1510-1511 – «Распятие» (Кассель, Гос. В облике музея фон Кленце использовал мотивы итальянских дворцов эпохи Возрождения.
АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ (около 1480–1538 гг. ) – немецкий художник, гравер, скульптор и архитектор, глава так называемой дунайской школы. Хронологически к «Алтарю св. «хранилище картин») относится к 1528 г. Именно тогда герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах (1508—1550 гг. ) заказал лучшим немецким художникам картины на исторические и библейские темы для того, чтобы украсить летний павильон своей резиденции.
Франциска», «Св. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. музей 2 – Флоренция, Уффици 1 – Прага, Нац.
Первой картиной, попавшей в его собрание, стала «Битва Александра Македонского с Дарием», написанная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 г. Наследники Вильгельма IV продолжили традицию коллекционирования живописных произведений. Он в то же время и тщательнее большинства своих товарищей. Флориана», Альтдорфер исполнил также заказы императора Максимилиана – гравюры на дереве для «Триумфальной арки» и «Триумфального въезда», маргинальные рисунки на одной из частей «Часослова» императора (Безансон, библиотека). От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна – один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Ему представился случай в натуре увидеть алтарь работы Пахера в ц. в Санкт-Вольфганге это подтверждает и рисунок «Дунай в Сармингштейне» (1511, Будапешт, Музей изобразительных искусств) – параллельные борозды скал отражают еще динамический стиль ранних работ. Сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532 г., Городской музей, Регенсбург). Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св.
музей) и «История Сусанны» с огромным, фантастическим по своей архитектуре дворцом (Мюнхен, Старая пинакотека). 1511 год – начало нового этапа в жизни Альбрехта Альтдорфера. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы.
В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532). Процесс творческого формирования Альбрехта Альтдорфера во многом остается неясным. В 1528 Альтдорфер отказывается от должности бургомистра Регенсбурга и целиком посвящает себя созданию ошеломляющего шедевра, датированного 1529 и исполненного по заказу герцога Виль- гельма IV Баварского – «Битва Александра Македонского с Дарием» (Мюнхен, Старая пинакотека). Иероним») обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера. В котором теряются фигурки сражающихся и над всем царит космическое огромное пространство. Себастьяне.
Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами: «Христос в Гефсиманском саду» (1509 г., Гравюрный кабинет, Берлин), «Дикие люди» (1510 г., Альбертина, Вена) и гравюр на меди и дереве (лучшие из них – 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). Победитель изображен в центре огромного войска. Альтдорфера, также как и Патинира и Блеса, можно прямо считать пейзажистом. В юности путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. 1518).
Эта картина позволила Альтдорферу еще раз продемонстрировать свой талант колориста. Варвары и св. Известно несколько скульптур Альтдорфера.
Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург, – 12. он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). Флориана в Австрии (ок. художественные собрания) и «Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель» (Мюнхен, Стара пинакотека). Громкая слава облегчаем ему поиск выгодных заказов в городе.
Уже в ранней картине Альтдорфера – «Лесном пейзаже со св. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). В 1510–1511 гг.
Одно из наиболее выдающихся произведений Альтдорфера – картина Битва Александра (1529, Мюнхен, Старая Пинакотека). Пейзажи в картинах «Мадонна» (1531, Вена, Музей истории искусств) и «У зазнайства на подоле сидит нищета» (1531, Берлин-Далем, музей) предвосхищают живопись XVII в. Творчество Альт-дорфера завершают росписи «императорской купальни» в Регенсбурге (из которых сохранилось только несколько фрагментов – Регенсбург, музей и Будапешт, Музей изобразительных искусств и один рисунок Флоренция, Уффици) и больша картина «Лот с дочерьми» (1537, Вена, Музей истории искусств). Алтарь дошел до нас в разобранном виде. 2. Франциск» и «Св.
Мир картин Альтдорфера – драгоценный, переливающийся сияющими красками, завораживающе прекрасный. В начале третьего десятилетия XVI в. в творчестве Альтдорфера появляется тема, которой отныне почти полностью посвящено его искусство, – пейзаж. Во всех трех композициях действие происходит ночью. Среди его небольших картин – первые в истории немецкого искусства чисто пейзажные композиции. Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы.
Альтдорфера, также как и Патинира и Блеса, можно прямо считать пейзажистом. 1518). Семейство у колодца» (там же) и «Лесной пейзаж с битвой св. Флориане» (3 – Нюрнберг, Германский нац. Так, более ранние ночные сцены («Моление о чаше», «Взятие под стражу») стилистически еще близки ранней манере художника, а четыре сцены «Мученичества св.
гал. ) и «Дунайский пейзаж» (Мюнхен, Стара пинакотека) – это были первые самостоятельные пейзажи в истории западной живописи начиная с античности. Яркий представитель эпохи Возрождения, глава Дунайской школы. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения».
1480–1538), немецкий художник, родился ок. Сцены «Страстей» дали Альтдорферу возможность изобразить чувствительные световые вариации в зависимости от времени суток и с помощью виртуозного освещени Внушительные размеры алтаря позволяют предположить, что художник работал над ним очень долго эта подтверждается и стилистическими различиями между некоторыми створками. От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510–1511 гг., Музей изобразительных искусств, Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве.
Альтдорфер, вероятно, совершил второе путешествие по Дунаю и к австрийским Альпам. Нюансированный колорит дополнен изящными световыми тональностями.
Алтарь состоит из восьми створок изображающих сцены «Страстей Христовых» и четырех – посвященных «Истории св. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). Как фантасмагория сказочной ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи. Начало почти пятивековой истории пинакотеки греч.
АЛЬТДОРФЕР, АЛЬБРЕХТ (Altdorfer, Albrecht) (ок. Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. В историю живописи он вошел как родоначальник жанра пейзажа, ему приписывается создание первой в Европе собственно пейзажной картины (в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения).
Алтарь дошел до нас в разобранном виде. 2. Он в то же время и тщательнее большинства своих товарищей.
Техника художника, возможно вдохновленная Якопо де Барбари, придает всему ансамблю цельность и затрагивает все элементы персонажи, землю или растени В некоторых картинах земля словно разверзается, выпуска наружу корни деревьев, в других же лишайники, свисающие с деревьев или стен, напоминают человеческие волосы. Клубящиеся облака подчеркивают динамику битвы и придают грандиозному событию еще больший драматизм. В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Дерево, масло.
Космический пейзаж, показанный как бы с птичьего полета (восточная часть Средиземного моря), своей панорам-ностью напоминающий произведения Патинира, а формой гор – картины Леонардо да Винчи, оказываетс театром военных действий. Деревья и горы, громоздящиеся подобно вулканическим извержениям, переданы тончайшими, причудливыми очертаниями. Строительство, завершённое в 1836 г., осуществил выдающийся немецкий архитектор Лео фон Кленце (1784—1864). Франциска», «Св. На искусство этих художников, стоявших у истоков пейзажного жанра, повлияли как акварели и гравюры Альбрехта Дюрера, ранние (венского периода) картины Лукаса Кранаха Старшего, так и традиции живописных школ, расположенных в Дунайской долине между Пассау и Веной. По изображенным в разных картинах местностям можно догадаться, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510 года он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). «Отдых на пути в Египет» (1510 г., Берлин, Далем), Чудесность и сказочность пейзажа призваны раскрыть перед зрителями чудо события, «Рождение Марии» (1526 г., Мюнхен, Старая Пинакотека), (1512 г. Берлин, Далем), «Рождество Христово» «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 г., Мюнхен, Старая Пинакотека) – открывающегося на полотне.
Битва Александра Македонского с Дарием, 1529. Альбрехт Альтдорфер был удостоен помещения своего бюста в Мюнхенском зале Славы. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа – «Битву Александра Македонского с Дарием». 1538, там же) – немецкий художник и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. 1518, где художник отказывается от какой-либо сюжетной мотивировки.
Около 1510 созданы «Св. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». Георгием» (пергамент на доске, 1510) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем.
15201525). Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507годом.