Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (ок. От сильнейшего волнения у меня сдавило в горле, да так сильно, что в голове промелькнула мысль, уж не рука ли самого Гольбейна или Альтдорфера душит меня, уж не исчезну ли я вот-вот с кистью и шпателем в глотке под вдохновенными красками на этом пиру совершенства. В 1526году Альтдорфер получает должность главного архитектора Регенсбурга.
Одним из самых известных произведений Альтдорфера стало грандиозное полотно «Битва Александра». Альтдорфер много и продуктивно работал в области гравюры, выполняя гравюры на дереве и на меди, в том числе и посвященные исключительно пейзажу. Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург – 12. 2. 1538, там же), немецкий живописец и график. Как гравер Альтдорфер вместе с Альдегревером принадлежит к так называемым малым мастерам (нем.
Потом он прошел в зал, стены которого были увешаны картинами Брейгеля, Дюрера, Кранаха, Альтдорфера и Гольбейна. Интересны многокрасочные гравюры Альтдорфера на дереве, отпечатанные с нескольких досок, например, «Мадонна». Альбрехт Альтдорфер (около 1480, Регенсбург— 14. 02. 1538, Регенсбург)— известный немецкий художник эпохи Возрождения, создатель масштабных работ на исторические и религиозные темы. Картины Альтдорфера, полные фантазии и поэзии, производят чарующее впечатление они богаты самым разнообразным жизненным содержанием фигуры и пейзаж одинаково разработаны, с любовью, умно и старательно.
В своей биографии Альтдорфер Альбрехт достиг высшего мастерства как в ксилографии, так и в других видах гравюр. В поздние годы Альтдорфер успешно прибегал к технике офорта выделяются его офортные пейзажи, отличающиеся легкостью и нежностью фактуры. Самой значительной живописной работой Альтдорфера является большой многостворчатый алтарь монастыря Санкт-Флориан близ Линца (ок.
Типичные черты творчества Альтдорфера проявляются в раннем его полотне «Отдых на пути в Египет». Сын живописца Ульриха Альтдорфера (около 1468-91 годов). Прекрасные, поэтические по настроению пейзажи создавал Альтдорфер и в рисунке и в гравюре, главным образом в технике офорта, которую он существенно усовершенствовал. Написанный Альтдорфером реально существующий ландшафт впервые приобретает самостоятельное значение, а не выступает в качестве заднего плана по отношению к человеческим фигурам.
Так Альтдорфер часто представлял один предмет различными средствами. Большую часть своей биографии Альбрехт Альтдорфер провел в Регенсбурге, где он и был рожден. Тут надо было решить очень непростую задачу, преодолеть большую трудность, разгадать тонкую загадку: этот чудесный просвет надо будет написать с любовью, с такой любовью и таким тщанием, как умели писать великолепные старые мастера, Альтдорфер или Дюрер. А словно бы с некоего удачного места над землей, откуда, предположим, в свои дни Альтдорфер задумал наблюдать битву при Иссе Александра Македонского с царем Дарием и углядел опрокинутые вокруг места сражения моря, материки и небеса. Альбрехт Альтдорфер — один из основателей жанра новоевропейского пейзажа, родился в Регенсбурге (Бавария).
Заказано баварским герцогом Вильгельмом Четвертым (1493–1556) и его супругой Якобеей. Особенно замечательна маленькая (28. 22, 5 см), кабинетного формата композиция Лесной пейзаж с битвой св. Лучшими изображениями Альтдорфера являются те, где наибольшее место отведено пейзажу.
От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна – один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Работал в Южной Германии и Австрии. 55), алтарные полиптихи, работы, близкие историческому жанру, аллегорические картины, портреты («Молодая дама», ок. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Сложнейшие архитектурные мотивы разрабатывает он в Истории Сусанны (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Замечательны и его лучшие алтарные образы: «Отдых на пути в Египет» (около 1510 года, Государственный музей, Берлин), 16-частный алтарь со Страстями Христовыми (для аббатства Санкт-Флориан, 1509-1518 годы), «Рождество Богоматери» (1520-1522 годы, Старая пинакотека, Мюнхен). музей) и «История Сусанны» с огромным, фантастическим по своей архитектуре дворцом (Мюнхен, Старая пинакотека).
Своеобразную ноту в эту феерию космических сил вносит как бы свисающий с верхнего края картины картуш в ярко-красном обрамлении с надписью о происходящем событии. Флориана».
1510—1512, Кассель, Картинная галерея). Битва Александра Македонского с Дарием, 1529. Герцог Максимилиан I (1597—1651 гг. ) собирал немецкую живопись XVI в. При нём была приобретена, в частности, картина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (1526 г. ), ставшая самым известным экспонатом пинакотеки. 1520—1525, Мюнхен, Старая пинакотека). Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507годом.
По изображенным в разных картинах местностям можно догадаться, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510 года он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). В этом цикле особенно полно раскрылось все богатство дарования Альтдорфера: драматическое, остроэмоциональное видение мира, умение строить сложные многофигурные сцены, полные напряженной, резкой экспрессии, превосходное владение перспективой, блестящий талант колориста. Учился, по-видимому, у отца — художника Ульриха Альтдорфера. Глава дунайской школы. Около 1510 созданы «Св.
Семейство у колодца» (там же) и «Лесной пейзаж с битвой св. Значительно обогатил собрание баварский король Людовик I (1825—1848 гг. ), который приобрёл произведения Боттичелли, Гирландайо, Рафаэля, Перуджино. Альтдорфера, также как и Патинира и Блеса, можно прямо считать пейзажистом. В 1505 г. Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе. Себастьяне. Написанные вольным штрихом, они наглядно выражают «романтический» темперамент мастера. 1520—1525, Вена, Музей истории искусства). Во многих произведениях Альтдорфера главную роль исполняет первозданная природа: так, в картине «Битва Святого Георгия с драконом» (1510 год, Старая пинакотека, Мюнхен) густая чаща, вздымаясь словно зелёное море, почти поглощает фигурку воина.
Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». Работал в Регенсбурге. И в то же время художник придает событию вселенский космический смысл. Выполненные вольным штрихом, они наглядно выражают «романтический» темперамент мастера.
Георгием» (пергамент на доске, 1510) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. Таков Пейзаж с мостиком (ок. Космический пейзаж, показанный как бы с птичьего полета (восточная часть Средиземного моря), своей панорам-ностью напоминающий произведения Патинира, а формой гор – картины Леонардо да Винчи, оказываетс театром военных действий. Георгия (1510, Мюнхен, Старая пинакотека), где крохотные фигурки теряются в непроходимой чаще среди могучих стволов, чьи кроны сливаются в сплошную, пронизанную золотистым светом и коричневатыми тенями массу, написанную легкими прикосновениями кисти. АЛЬТДОРФЕР, АЛЬБРЕХТ (Altdorfer, Albrecht) (ок. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа – «Битву Александра Македонского с Дарием».
«Рождество христово», около 1520—25, Художественно-исторический музей, Вена «Битва Александра», 1529, Старая пинакотека, Мюнхен). Так, более ранние ночные сцены («Моление о чаше», «Взятие под стражу») стилистически еще близки ранней манере художника, а четыре сцены «Мученичества св. музей 2 – Флоренция, Уффици 1 – Прага, Нац.
Картина изображает победу Александра Македонского в битве при Иссе над войском персидского царя Дария. Первой картиной, попавшей в его собрание, стала «Битва Александра Македонского с Дарием», написанная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 г. Наследники Вильгельма IV продолжили традицию коллекционирования живописных произведений. Он в то же время и тщательнее большинства своих товарищей.
Работал в Южной Германии и Австрии. Франциск» и «Св. Франциска», «Св. Человеческая жизнь и драмы человеческой истории – лишь эпизод в общей картине мира. Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду» «Дикие люди», 1510) и гравюр на меди и дереве (лучшие из них – 40 листов «Грехопадение и искупление человека»).
В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Насыщенность бытовыми деталями, богатство пейзажных фонов, выразительность типов придают картинам А. большую жизненность (алтарь святого Флориана, около 1518, монастырь в Санкт-Флориане, Верхняя Австрия и Художественно-исторический музей, Вена цикл из 7 картин «Легенда о святом Флориане», около 1520, галерея Уффици, Флоренция, Германский национальный музей, Нюрнберг и др. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 г. Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург, – 12. 2. 1538, там же) – немецкий художник и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Алтарь дошел до нас в разобранном виде. В ранний период творчества ставил перед собой художественную задачу гармоничного вписания человеческих фигур в природный ландшафт. Когда открывалась первая пара створок, зритель видел восемь картин с изображениями Страстей Христовых.
«хранилище картин») относится к 1528 г. Именно тогда герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах (1508—1550 гг. ) заказал лучшим немецким художникам картины на исторические и библейские темы для того, чтобы украсить летний павильон своей резиденции. Строительство, завершённое в 1836 г., осуществил выдающийся немецкий архитектор Лео фон Кленце (1784—1864). Альтдорфер много работал в технике ксилографии и других видах гравюры возможно именно он первым начал делать офорты, печатавшиеся с медных, а не железных досок. В 1530-е Альтдорфер создал значительно меньше произведений. В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 — монастырь Санкт-Флориан, 2 — Вена, Музей истории искусства).
В облике музея фон Кленце использовал мотивы итальянских дворцов эпохи Возрождения. гал. ) и «Дунайский пейзаж» (Мюнхен, Стара пинакотека) – это были первые самостоятельные пейзажи в истории западной живописи начиная с античности. В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532). Эта картина позволила Альтдорферу еще раз продемонстрировать свой талант колориста.
Семейство у фонтана, 1510, Берлин, Гос. Флориана», Альтдорфер исполнил также заказы императора Максимилиана – гравюры на дереве для «Триумфальной арки» и «Триумфального въезда», маргинальные рисунки на одной из частей «Часослова» императора (Безансон, библиотека). Насыщенность бытовыми деталями, богатство пейзажных фонов, выразительность типов придают картинам А. большую жизненность (алтарь святого Флориана, около 1518, монастырь в Санкт-Флориане, Верхняя Австрия и Художественно-исторический музей, Вена цикл из 7 картин Легенда о святом Флориане, около 1520, галерея Уффици, Флоренция, Германский национальный музей, Нюрнберг и др.
Себастьяна» (все они и сегодн находятся в монастыре). В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 – монастырь Санкт-Флориан, 2 – Вена, Музей истории искусства). Победитель изображен в центре огромного войска. Альбрехт (около 1480, Регенсбург, — 12. 2. 1538, там же), немецкий художник и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы (См. Основное место в его творчестве занимают пейзажи.
Клубящиеся облака подчеркивают динамику битвы и придают грандиозному событию еще больший драматизм. Процесс творческого формирования Альтдорфера во многом остается неясным. 1518, Национальная галерея, Лондон) и «Дунайский пейзаж» (1520-е гг., Старая пинакотека, Мюнхен), которые считаются первыми самостоятельными пейзажами в европейском искусстве (оба, подобно миниатюрам, написаны на пергаменте). От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось. Иероним») обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера.
Как фантасмагория сказочной ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи. Немецкий художник, гравер, рисовальщик. галерея), где художник отказывается от какой-либо сюжетной мотивировки. Кроме того, две створки «Положение во гроб» и «Воскрешение» (Вена, Музей истории искусств) принадлежали пределле, которая была, вероятно, закончена в 1518, если верить дате, написанной на «Воскрешении» несколько не вписываясь в общий ансамбль, фигуры здесь обведены точными контурами и написаны в ином колорите. Но главные действующиелица здесь небо, земля и море, в котором купаются солнце и луна.
Таинственной стихийностью проникнуты также «Пейзаж с мостиком» (ок. 1480 в Регенсбурге в Баварии и работал там с 1505 до конца жизни. Немецкий художник, скульптор и архитектор, представитель дунайской школы в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения. Страсть Максимилиана Эммануила к коллекционированию привела к тому, что долги правителя достигли громадной суммы, которую его наследники выплатили лишь через пятьдесят лет после его кончины.
В 1528 Альтдорфер отказывается от должности бургомистра Регенсбурга и целиком посвящает себя созданию ошеломляющего шедевра, датированного 1529 и исполненного по заказу герцога Виль- гельма IV Баварского – «Битва Александра Македонского с Дарием» (Мюнхен, Старая пинакотека). Он выглядит словно послание иного мира иного времени. Хотя видна только часть леса, мы ощущаем его безграничную протяженность вглубь и ввысь, мир входит в пространство картины как единое целое, раскрывается через малую свою частицу. Таинственной стихийностью проникнуты также «Пейзаж с мостиком» (около 1518 года, Национальная галерея, Лондон) и «Дунайский пейзаж» (1520-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен), которые считаются первыми самостоятельными пейзажами в европейском искусстве (оба, подобно миниатюрам, написаны на пергаменте). Ок. Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св.
Известно несколько скульптур Альтдорфера.
музеи Распятие, ок. Варвары и св. Величественные пейзажные панорамы составляют фон его ранних религиозных композиций (Св. Продолжая и развивая их традиции, он стал главой дунайской школы живописи. Иеро-ним» (Берлин-Далем, музей), «Семья сатиров» (там же) – датируются 1507.
В «Битве Александра Македонского с Дарием» (1528-1529 годы, Старая пинакотека, Мюнхен) эта манера обретает эпическое величие: событие древней истории уподоблено тут космической катастрофе, порождающей Землю из огненной лавы. В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены — Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря). Крошечные силуэты часто поглощены густым лесом («Лесной пейзаж с битвой св. Георгия»).
1480, Регенсбург — 1538, Регенсбург. 1510, Государственные музеи, Берлин), 16-частный полиптих Святого Себастиана для аббатства Санкт-Флориан под Линцем (1509–18, Художественно-исторический музей истории искусства, Вена), «Рождество Богоматери» (1520–22, Старая пинакотека, Мюнхен). Среди ранних работ Альтдорфера важное место занимают перовые рисунки, обладающие не только эскизно-подготовительным, но и самоценным художественным значением («Самсон и Далила», 1506 год «Моление о чаше», 1509 год и др. ).
Как фантасмагория сказочной ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи. Флориане» (3 – Нюрнберг, Германский нац. Одно из наиболее выдающихся произведений Альтдорфера – картина Битва Александра (1529, Мюнхен, Старая Пинакотека). Несмотря на точность передачи всех деталей, его картины отличает обилие фантазии.
Интерес художника к проблемам пространства, световой среды, цвета обнаруживают алтарные образы: «Отдых на пути в Египет» (ок. Но кульминацией всего его творчества, концентрацией сказочно-фантастического видения могучих природных сил становится Битва Александра Македонского с Дарием (1529, Мюнхен, Старая пинакотека) — первая историческая композиция в искусстве Северного Возрождения. В заказанной в 1528 Вильгельмом IV Баварским для оформления герцогской резиденции в Мюнхене картине «Битва Александра Македонского с Дарием» (1528–29, Старая пинакотека, Мюнхен) эта манера обретает эпическое величие: событие древней истории уподоблено космической катастрофе, порождающей Землю из огненной лавы. Ему представился случай в натуре увидеть алтарь работы Пахера в ц. в Санкт-Вольфганге это подтверждает и рисунок «Дунай в Сармингштейне» (1511, Будапешт, Музей изобразительных искусств) – параллельные борозды скал отражают еще динамический стиль ранних работ. Себастьяна и Страстями Христовыми.
Видимо, он испытал воздействие раннего творчества Кранаха, мастеров круга Пахера несомненно, для него имело большое значение соприкосновение с творчеством и личностью Дюрера. 1516—1518 работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца. Начало почти пятивековой истории пинакотеки греч.
Сцены «Страстей» дали Альтдорферу возможность изобразить чувствительные световые вариации в зависимости от времени суток и с помощью виртуозного освещени Внушительные размеры алтаря позволяют предположить, что художник работал над ним очень долго эта подтверждается и стилистическими различиями между некоторыми створками. Новый период в творчестве Альтдорфера начался в 1511 и совпал по времени с путешествием в Австрию, которое он предпринял для исполнения заказа для монастыря Санкт- Флориан близ Линца.
В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены – Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря). Однако позднее отошел от этого принципа и стал основоположником жанра «чистого» пейзажа в немецкой живописи. 1 – частное собрание). гал. Нюансированный колорит дополнен изящными световыми тональностями.
В 1526 художник создает картины «Распятие» (Нюрнберг, Германский нац. художественные собрания) и «Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель» (Мюнхен, Стара пинакотека). 1518). 1522, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид).
Георгия» (Мюнхен, Старая пинакотека), а около 1510-1511 – «Распятие» (Кассель, Гос. Во многом именно благодаря этому ландшафтному чутью (проявившемуся и в рисунках) Альтдорфера принято считать наиболее ярким представителем дунайской школы. Размытые контуры облаков и горных вершин помогают живописцу создать ландшафт вселенского масштаба. Его первые датированные рисунки и эстампы созданы в 1506 кроме того, серия гравюр на дереве, обозначенная именем «Mondseer Seigel» (Вена, Альбертина), была, вероятно исполнена незадолго до 1506 или около 1511, но не около 1500, как часто считаетс Самые ранние картины Альтдорфера – «Рождество» (Бремен, Кунстхалле), «Св. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы. Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516 «Пейзаж с видом города», 1526), на фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера.
Чарующий художник Альбрехт Альтдорфер несравненно цельнее Грина. Алтарь состоит из восьми створок изображающих сцены «Страстей Христовых» и четырех – посвященных «Истории св. Дунайская школа). Известно несколько скульптур Альтдорфера. Работая над «Алтарем св.
Он создает девять офортов, три акварели (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена Эрланген, библиотека Берлин-Далем, Кабинет эстампов) и две картины: «Пейзаж с мостиком» (Лондон, Нац. Среди ранних работ важное место занимают рисунки пером, обладающие не только эскизно-подготовительным, но и самоценным художественным значением («Самсон и Далила», 1506 «Моление о чаше», 1509 оба – Альбертина, Вена). Пейзажи в картинах «Мадонна» (1531, Вена, Музей истории искусств) и «У зазнайства на подоле сидит нищета» (1531, Берлин-Далем, музей) предвосхищают живопись XVII в. Творчество Альт-дорфера завершают росписи «императорской купальни» в Регенсбурге (из которых сохранилось только несколько фрагментов – Регенсбург, музей и Будапешт, Музей изобразительных искусств и один рисунок Флоренция, Уффици) и больша картина «Лот с дочерьми» (1537, Вена, Музей истории искусств).
Хронологически к «Алтарю св. 1518, Лондон, Нац. 1480–1538), немецкий художник, родился ок. Флориана в Австрии (ок., Альбрехт (Altdorfer, Albrecht) Ок.
Во многих произведениях А. главная роль отведена первозданной природе: так, в картине «Битва святого Георгия с драконом» (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) густая чаща, вздымаясь, словно зелёное море, почти поглощает фигурку воина. Дерево, масло. В юности путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. Альбрехт Альтдорфер был удостоен помещения своего бюста в Мюнхенском зале Славы.
Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы. При Максимилиане II Эммануиле (1679—1726 гг. ) пинакотека приобрела славу одной из лучших в Европе. Творчество А. -живописца разносторонне: станковые религиозные композиции (ок.