от Луки I: 46). 1475, Уффици). «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».
Иоанн Креститель стоит перед ними, держа в своих руках блюдо с колосьями и виноградными гроздьями, служащими символами искупительной жертвы Христа. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Все эти качества присутствуют во фреске Св. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Он похитил возлюбленную из женского монастыря в Прато, чтобы жениться на ней. Композиционное построение всех вариантов портрета Джулиано практически идентично.
Полотно «Святой Себастьян» (1473 год, Государственный музей, Берлин) было создано Боттичелли для церкви Санта-Мария Маджоре. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433 – 1499). Потом работал у известного скульптора Верроккьо. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
В правой части картины Боттичелли расположил крылатого Зефира. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев. Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435–1436) и экспериментировал с перспективой. Тонкая, плавная линия служит главным выразительным средством. Эмоциональный подтекст вносит и окружающий пейзаж.
Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы.
Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли — Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).
Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470). На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»: «Весна» «Вот и Весна и Венера идёт и Венеры крылатый Вестник грядёт впереди и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая, Красками всё наполняет и запахом сладким Ветры, богиня, бегут пред тобою с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские, И небосвода лазурь сияет разлившимся светом» Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины. Все линии выверенные и четкие, даже несколько жесткие, что явно заметно в «орнаменте», образуемом листвой. Четыре сохранившихся варианта «Портрета Джулиано Медичи» (Национальная галерея Вашингтона, Академия Каррера в Бергамо, Собрание Кресли в Милане и Государственный музей в Берлине), отличаются очень своеобразной манерой письма. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности.
Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Личности большинства изображенных мастером юношей остались для нас неизвестными. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица.
Мария с Младенцем на руках восседает в центре полотна, вокруг нее расположились святые. Оньиссанти. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года.
Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло (1484-1490, Уффици). Смысловое содержание фрески должно было способствовать утверждению папской власти. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483-1484), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства.
К последним относятся два алтарных образа «Оплакивание Христа» (1495 года, Музей Польди Пеццоли, Милан и 1500 года, Старая Пинакотека, Мюнхен). По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи. Умер Боттичелли во Флоренции 17 мая 1510. Подобного рода композиции все более привлекают художника, начиная с 1480-х годов. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия».
Иероним. Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло (1484–1490, Уффици). От яростного поборника веры доставалось даже Папе, пламенные проповеди монаха находили отклик в душах многих горожан, что впоследствии и привело Савонаролу к власти. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Боттичелли Сандро Картины и биография Сандро Боттичелли Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Его брату Лоренцо удалось спастись. Вдохновением для создания этого полотна, как считается, послужили идеи философа Марсилио Фичино: «Зверь в нас — это инстинкт, человек в нас — разум».
Самым ранним портретом, приписывающимся кисти великого Боттичелли, является «Портрет молодого человека» (1470 год, Галерея Палатина, Флоренция). В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. Из нескольких сцен состоит и фреска «Наказание левитов» (1481-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим).
Фра Филиппо имел богатую и необычную биографию. Женские портреты отличаются явной идеализацией, как например, «Портрет Симонеты Веспуччи» (около 1480 года, Государственный музей, Берлин), а модели в основном располагаются в профиль. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату). Очень схожую композицию имеют и несколько других работ художника. » нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Она является одним из тондо Боттичелли. В близкой по времени "Мадонне Бенуа".
Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи. События в работе развиваются справа налево: вот Моисей убивает египтянина затем, убегая от мести фараона, он приходит в страну Мидиамскую, где помогает напоить овец дочерям Иосифа затем, Моисей снимает сандалии, чтобы подойти к горящему кусту из которого воззвал к нему Господь, возложив на него миссию спасения от плена своего народа. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Что же определяет искусство Боттичелли. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая».
Модель всегда расположена почти в профиль на светлом фоне. Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Иероним. Сандро практически полностью повторил это нежное и одухотворенное произведение в своей работе «Мадонна с младенцем и ангелом» (1465-1467 годы, Галерея Воспитательного дома, Флоренция). Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев. Слава мастера стала меркнуть, заказы становились все реже.
1475, Уффици). Два портрета — молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) — датируются началом 1470-х годов. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь.
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди).
Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Сама же фигура Мадонны освещена светом идущим откуда-то спереди. Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Вероятнее всего, некоторые из них были написаны его учениками.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. В отличие от «Весны», в полотне «Рождении Венеры» мы видим не ограниченный уголок райского сада, как бы спрятанный от мира густой растительностью, а открытое пространство неба и моря. «Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.
Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Прозрачный, холодный и светлый колорит, в котором преобладают бледные цветовые сочетания (бледно-зеленые тона моря, золотые волосы Венеры, голубые одежды зефиров, белое платье и темно-пунцовый плащ встречающей её нимфы), придают произведению особую гармоничность и выразительность. Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело -- его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). После первоначального обучения у ювелира ок. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481-1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Например, сложно не заметить, что героиня полотна «Сила», Дева Мария из алтарного образа «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами», а также святая Екатерина из запрестольного образа «Алтарь Сант-Амброджо» необычайно похожи. Быть может, так его называли в семье родители или одни из старших братьев.
Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи -- душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. С помощью знаний, перенятых у разных учителей, Сандро блестяще исполнил такие работы, как «Мадонна в розарии» (около 1470 года, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна на лоджии» (около 1467 года, Галерея Уффици, Флоренция) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469 годы, Музей Каподимонте, Неаполь).
Все эти качества присутствуют во фреске Св. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». В первом сюжете, расположенном в левом верхнем углу, он предлагает Христу превратить камни в хлеб, получая ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» центральная часть композиции изображает их, стоящих на крыше храма, где Искуситель уговаривает Сына Господня бросится вниз третий сюжет, расположенный в верхнем левом углу изображает сцену, где Дьявол просит Иисуса поклониться ему. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы.
Рама же, завеса и витраж пропали. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474-1475, Уффици).
Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Боттичелли исполнил его, ориентируясь на вкусы своей эпохи. Произведение «Венера и Марс» (1482-1483 годы, Национальная галерея, Лондон), является ещё одной многоплановой работой мастера.
Около 1474 года Боттичелли был написан загадочный «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (Галерея Уффици, Флоренция). Перед нами довольно разные оценки. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны).
В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Последний эпизод показывает исход из Египта сынов израильских. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Композиционно построение работ меняется со второй половины 1470-х годов.
Боттичелли одился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату). В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). В 1485 году по заказу Джованни Аньоло ди Барди Боттичелли написал алтарный образ для капеллы семьи Барди в церкви Санто Спирито: о заказчике напоминают изображённые на картине два святых Иоанна (Иоанн по-итальянски звучит как Джованни).
Произведение «Три искушения Христа» (1481-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим), также созданное Боттичелли для римской капеллы изображает евангельские эпизоды (Матфей: 4, Лука: 4), повествующие об искушении Иисуса Диаволом. Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452–1498), – Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), – представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Мадонна Магнификат 1482-1483Венера и Марс 1482-1483Мадонна с гранатом 1487 В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея).
Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. Абсолютно новыми интонациями наполнен Образ Мадонны, которую ранее художник изображал очень величественно и торжественно.
К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери с младенцем и св. Искусствоведы предполагают, что для всех этих произведений художник использовал одну и ту же реальную модель, жившую в то время во Флоренции. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Перед нами довольно разные оценки. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.
Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Аллегория «Силы» в интерпретации Боттичелли, как ни странно совершенно не несет в себе мужественной энергии. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492-1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Произведение имеет ряд особенностей.
Сандро Боттичелли -- один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». Все библейские сцены разворачиваются на фоне роскошных пейзажей.
Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
В левой руке ребёнок держит щегла. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. По своей специальности Мариано был кожевником. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.
Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. В портретах, выполненных в 1482-1490 годы, проявляется стремление художника к более реалистической трактовке образа. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. По заказу «пьяньони» (буквально «плакса») – приверженцев Савонаролы, художник пишет «Последнее причащение святого Исронима» (около 1498 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) для Франческо дель Пульезе и «Святой Августин» (1490-1495 годы, Галерея Уффици, Флоренция), для Джакомо и Джованниди Бернардо.
Воинствующий монах устроил для Флоренции настоящий «судный день». Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Великолепная фреска «Юность Моисея» (1480-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим) является одним из самых монументальных произведений мастера и повествует о ветхозаветном персонаже Моисее, миссией которого стало выведение евреев из Египта. Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. В 1502 году здоровье мастера было окончательно подорвано.
Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции. «И тогда он завоевал себе во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы». Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая). Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.
Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. Августина, – пюпитр, книги, научные инструменты, – демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного.
Предметы, окружающие св. Эти редкие заказы позволяли художнику как-то держаться «на плаву». В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов. Художник, не принял непосредственного участия в акте раскаяния «грешников», возможно, потому, что его ослабевшие ноги уже не позволяли ему самостоятельно ходить.
Перед нами довольно разные оценки. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери с младенцем и св. Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры».
«Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим.
Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Возможно, эти элементы были навеяны ранними полотнами Леонардо да Винчи. Исключительный интерес представляет его серия иллюстраций к Божественной комедии Данте.
На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат. Это предположение добавляет ещё одну возможную трактовку произведения: Боттичелли визуально разделяет человека на два начала: божественное, связанное со сферой духа, высокими устремлениями и разумом и животное – представляющее исключительно потребности физического тела.
Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Более десяти лет он состоял в ордене монахов-кармелитов, покинутом им в 1431 году. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433–1499). Все образы трактованы весьма условно и с большой фантазией художника.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция -- 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта. Предметы, окружающие св.
Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Доподлинно не известно, принадлежит ли хотя бы одна из этих работ кисти самого Боттичелли. Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) и экспериментировал с перспективой.
Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры — к типу Venus Pudica (Венера стыдливая). Что касается реставрации, то она лишь отчасти устранила вред, нанесенный великолепному произведению многочисленными путешествиями из одного помещения в другое. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями.
Присутствие на картине этих элементов и дало ей название. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452 – 1498), – Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), – представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
Решающую роль в судьбе великого живописца сыграла одна из лучших его работ «Поклонение волхвов» (1473 год, Галерея Уффици, Флоренция), созданная по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи.
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Точных сведений о том, как Алессандро получил прозвище «Боттичелли» («бочоночек»), ставшее его вторым именем, нет. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером.
В знак уважения к заказчику, художник часто изображал на фресках дуб — геральдический символ Сикста IV и цветовое сочетание его герба – голубой и желтый. В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. БОТТИЧЕЛЛИ, САНДРО (Botticelli, Sandro) (1445-1510), один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения.
«Алтарь Барди» сильно отличается от других, более ранних произведений Боттичелли. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется» В это время Боттичелли становится известным и как портретист.
Что же определяет искусство Боттичелли. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св.
Художник более не использует пейзажный фон и все окружающее пространство сильно упрощается, при этом, фигура модели, как правило, расположенная в три четверти или профиль, занимает практически все пространство картины. После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. Что же определяет искусство Боттичелли. Фрагменты картин и фресок художника Сандро БоттичеллиФлора 1478Венера 1482Сатир-проказник 1483Дочь Иофора 1482Афина Паллада 1482 В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.
Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи. Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452-1498), — Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), — представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Возможным поводом для написания этого полотна была свадьба одного из членов дома.
Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Сандро Боттичелли (1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи/который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения. Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры». Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Революционное произведение Филиппо Липпи «Мадонна под вуалью» (1465 год, Галерея Уффици, Флоренция), написанное в качестве алтарного образа для одной из церквей Флоренции, на котором впервые в истории искусства итальянского Возрождения в образе Богоматери предстала юная жительница Флоренции, поразило молодого Боттичелли до такой степени, что он создал множество подобных полотен. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Портреты кисти мастера становится более психологичным, появляются новации и в композиционном построении, например, в картине «Портрет юноши» (около 1483 года, Национальная галерея, Лондон) модель расположена в анфас к портретисту. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер).
На женщине красная сорочка с узкой горловиной. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи, 1474-1475Портрет мужчины с медалью, 1474Поклонение волхвов Алтарь Заноби, 1475Портрет молодого человека, 1483Святой Августин Блаженный, 1480 Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло (1484 – 1490, Уффици).
С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
Наиболее выдающимися произведениями этого периода являются «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Архангелом Михаилом», около 1487 года, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487 года, Галерея Уффици, Флоренция) и «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483-1485 годов, Галерея Уффици, Флоренция). После первоначального обучения у ювелира ок. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489-1490, Уффици). Они навеяны проповедями Савонаролы во Флоренции, которые вскоре привели к политическому перевороту, закончившемуся изгнанием Медичи в 1494 году. После первоначального обучения у ювелира ок.
Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Эта работа, так же как и «Весна», стала одной из самых известных картин живописца.
Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Учитывая, что современники превыше всех других работ оценили именно выполненные художником композиции «Наказание восставших левитов», «Три искушения Христа» и «Юность Моисея», это было оправдано.
В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Юноша стоит на фоне прозрачного голубого неба. Он похоронен на кладбище при флорентийской церкви Оньиса. Замыкает композицию группа отступников, которых поглощает сама земля. Художник запечатлевает сам момент начала Превращения: фигура Хлорис словно вливается в своё следующее воплощение.
Представляется маловероятным, что Боттичелли был знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». История создания картины «Рождение Венеры» Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату). Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции.
Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490). К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери с младенцем и св. А в левой части картины изображен внук Козимо Лоренцо Медичи. Весна, 1477-1478 Галерея Уффици, ФлоренцияРождение Венеры, 1482 Галерея Уффици, Флоренция Мадонна с книгой, 1480-е Музей Польди-Пеццоли, МиланМадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, 1495, Галерея Питти Афина Паллада и Кентавр, 1482 Галерея Уффици, ФлоренцияПортрет Симонетты Веспуччи, 1480 Государственный музей, Берлин С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
В XV веке, картина была оправлена в раму работы Джулиано да Сангало, в капелле имелись «алтарная завеса», витраж и «палиотто» из дерева (передняя часть алтаря). Прямо за ними с оружием грозного бога войны играют маленькие сатиры. В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Родился в семье зажиточного дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» -- «бочоночек» -- перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком.
Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. Все образы персонажей подчеркнуто гармоничны и прекрасны. Этот день стал роковым для истории искусства – множество молодых художников, включая учеников самого Боттичелли, сами принесли и бросили в «очищающее пламя» свои произведения.
Боттичелли изобразил период раннего утра, когда только что рассеявшаяся ночная мгла представила миру прекрасную Венеру.
Композиция картины очень типична для того времени и представляет собой вариацию на библейскую тему «Поклонение Младенцу». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат). Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. В результате, сомнения и боль в душе художника сделали его нелюдимым.
Около 1475 года художник написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.