Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, — британский художник нидерландского происхождения. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского.
Лоуренс Альма Тадема прославился не только мастерством, но и дотошным отношением к описываемому историческому периоду. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836-1912)- британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Теперь его полное имя выглядело — Сэр Лоуренс Альма-Тадема. Похоронили Сэра Лоуренса Альма-Тадема в лондонском соборе святого Павла, отдав ему все положенные как рыцарю почести.
Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, – британский художник нидерландского происхождения. Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал. Альма-тадема Лоуренс мог доскональна, в деталях рисовать вилы, храмы, рынки, бани. В 1856 году Лоуренс Альма-Тадема покинул стены академии и под руководством профессора Людвика Яна де Тейе начал изучать древнюю архитектуру исторический костюм историю античных народов и древних цивилизаций.
Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Альма-тадема, сэр Лоуренс (нидерл. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма- Генриха Семирадского.
Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. Первоначально он поселился в доме Фредерика Гудолла— также художника изображавшего экзотические страны23. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась.
Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов.
Эйрд- его постоянный заказчик. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Сюжет картины прост: дети Хлодвига под присмотром их матери и духовника упражняются в метании боевых топоров. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности.
Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу- «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет.
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Его работы являются по-настоящему уникальными. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера».
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Дочери- Лоранс (1864-1940) и Анна (1867-1943)- имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая- художницей обе так и не вышли замуж.
Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года).
Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Учениками Альма-Тадемы испытывавшими его сильное художественное влияние и перенявшими манеру и технику письма, были в первую очередь жена Лаура и дочь Анна. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)- в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз.
Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар- дочери журналиста, живущего в Бельгии.
В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Похоронен в Соборе св.
Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд). Художник вёл активный образ жизни: зимой 1902—1903 годов совершил длительную поездку в Египет, где был свидетелем открытия первой Асуанской плотины, строителем которой был Дж. В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром— влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой.
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. За это время было написано огромное количество полотен. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям.
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45.
Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Классом, в котором учился Лоуренс, педагогом был известный представитель романтизма – бельгийский художник Хендрик Лейс. Последние два года учёбы начинающий художник, вместе со своим педагогом, расписывал фресками городскую ратушу.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59.
Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. В доме имелось три студии- самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. 1. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов.
В те времена ходил анекдот о воре, который, украв произведение Альма-Тадемы, покончил жизнь самоубийством. Критики видели в этом противостояние войны и мира. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Через три года Лоуренс стал подданным Британии. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории).
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. В развитие данной проблематики Альма-Тадема писал многочисленные декоративные картины, часто бессюжетные, в которые воспевалась беззаботность и блаженство жизни. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Первая выставка подобных работ прошла в Королевской Академии живописи в Лондоне ещё в 1865 году и Альма-Тадема хорошо вписывался в эту тенденцию.
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). На раскопки он наведывался ежедневно в течение нескольких месяцев, что стало источником почти досконального знания жизни обитателей Древнего Рима.
4 было важным источником для работы художника. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу- превзойти своего друга и рекомендателя. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин- «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Проживая в Лондоне, мастер исторической живописи продолжал писать в присущем ему стиле.
В развитие данной проблематики Альма-Тадема писал многочисленные декоративные картины, часто бессюжетные, в которые воспевалась беззаботность и блаженство жизни. Видимо, эта акварель значила для Альма-Тадемы что-то личное, поскольку он крайне редко обращался к мифологическим сюжетам. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств.
Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. Фрески были посвящены историческому прошлому Фламандии.
Художник вёл активный образ жизни: зимой 1902-1903 годов совершил длительную поездку в Египет, где был свидетелем открытия первой Асуанской плотины, строителем которой был Дж. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке. Больших успехов добился после переезда в Великобританию, где его талант заметили и ценили очень высоко. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году).
Туда же Альма-Тадема переселился на январь- апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках.
Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала».
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны- единственно возможный путь развития общества». В 1889 году Альма-Тадема был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1890 году он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета, а в 1897 году удостоен большой золотой медали на международной выставке в Брюсселе. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен.
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. Литературный сюжет привлёк его в основном возможностью изобразить готическую архитектуру и исторические костюмы.
В Англии изменилась его палитра- она стала светлее изменилась и техника письма. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. 8. Эйрд— его постоянный заказчик55.
Мать имела склонность к искусству и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими братьями у местного художника. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. К концу 19 в. выступал и как художник театра, оформляя спектакли Г. Ирвинга и Г. Бирбома-Три. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд).
Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14.
В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца- императора Септимия Севера). Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя».
Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Собственно исторические события перестали увлекать Альма-Тадему, он сосредоточился на передаче художественными средствами романтических чувств. Усилия увенчались полным успехом- картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке.
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Художники очень похожи не только тем, что творили примерно в одно время, но и уровнем высочайшего художественного мастерства и монументальным отношением к воссоздаваемым сюжетам.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие.
Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Тематика работ того времени, однако, показывала большее внимание римским реалиям, а не помпейским.
Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер- маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. 3).
После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра- Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834-1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году- за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). 5.
Выздоровев, Лоуренс в 1852 году поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов.
Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. На картине он изобразил 2500 человек, остальных не было видно за колоннами и цветочными гирляндами. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях.
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11.
В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Впрочем, ещё в 1910-е годы декоративные возможности его картин оценили в Голливуде, поскольку живопись Альма-Тадемы использовалась американскими режиссёрами как источник зрелищного материала для постановки фильмов на античные темы. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения».
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
8. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. В 1878 году супруги Альма-Тадема вновь совершили трёхмесячный вояж в Италию, преимущественно участвуя в помпейских раскопках и даже приобрели некоторые находки.
Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы».
24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер.
Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Создавал эффектные композиции, приближающие праздничную и повседневную жизнь древних греков и римлян к салонно-светскому мировосприятию своих современников, – отсюда шутка о «викторианцах в тогах», которые, дескать, заполнили его картины (Древнегреческий военный танец, 1869, Галерея Гилдхолл, Лондон Чтение Гомера, 1885, Музей искусств, Филадельфия Любимый обычай, 1909, галерея Тейт-Бритейн, Лондон). В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года.
В 1899 был возведен в рыцарское достоинство. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. С изумительной достоверностью художник прописал одежды девушек, мраморный выступ и большого бронзового зверя, обращённого к морю и украшенного ожерельем из жёлтых цветов.
Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве- «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны».
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену- Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера».
Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). По рекомендации Гамбара, в декабре 1869 года художник прибыл в Лондон, где был принят в доме художника Форда Брауна.
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера).
Павла. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ- почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы.
Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Эйрд— его постоянный заказчик.
Лоуренс Альма-Тадема, Lawrence Alma-Tadema (1836—1912)Сэр Лоуренс Альма Тадема. Сэр Лоуренс Альма Тадема родился на севере Голландии в 1836 году. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. Первыми самостоятельными работами Лоуренса были картины на исторические темы. Английские ценители живописи были покорены историческими полотнами художника.
Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны).
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями.
Хотя критики прохладно встретили картину- художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером- сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года). У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Художник стал чаще использовать пленэрные эффекты и изображать фактуру мрамора, эксперименты в этом направлении ознаменовали начало большой серии работ на тему античной Греции, созданной в 1870-е годы.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны».
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны». Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. Так, корреспондент голландского издания Kunstkronijk осуждал Альма-Тадему за слабое раскрытие национальной темы в искусстве его египетские и античные работы всегда были популярнее за пределами Нидерландов.
Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя.
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. 6), что вызвало ряд протестов.
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы».
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». Художник вёл активный образ жизни: зимой 1902—1903 годов совершил длительную поездку в Египет, где был свидетелем открытия первой Асуанской плотины, строителем которой был Дж. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Тадема изобразил реальную женщину, причём модель была написана в натуральную величину, а пропорции её тела соответствовали статуе Венеры Эсквилинской, найденной в Риме в 1874 году. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Критики видели в этом противостояние войны и мира.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. В 1862 году, под влиянием успеха своего дебюта, Альма-Тадема создал целый цикл картин из жизни меровингского общества. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей.
Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». В 1874 году дом Альма-Тадемы в Лондоне был уничтожен взрывом баржи с порохом на Регентском канале. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. Две другие леди выглядят немного старше. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. За свою работу Лоуренс получил множество почётных наград, а в 1899-м году почётное звание кавалера ордена «За заслуги». В этом же году, королева Англии вручила художнику знак рыцарского достоинства. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). История зарубежного искусства. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо.
Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений. В Древнем Риме роза считалась символом красоты, чувственной любви, роскоши и пиров равным образом розовые венки бросались к ногам победителей на триумфах. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм.
Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель.
Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы- Эдвард Пойнтер. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19.
Обучение продолжается целых шесть лет. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии. При жизни Альма-Тадемы его творчеству было посвящено несколько монографий, в том числе написанная известным египтологом и писателем Георгом Эберсом.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет.
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.