Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) – в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
Картины Альма-Тадема Лоуренса на выставках в Лондоне снискали всеобщую любовь зрителей и критиков.
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59.
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. Однако поскольку тематика работ Альма-Тадемы не слишком соотносилась с модами того времени, то и в прессе положительных оценок было мало. Художники очень похожи не только тем, что творили примерно в одно время, но и уровнем высочайшего художественного мастерства и монументальным отношением к воссоздаваемым сюжетам. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
Работы художника чрезвычайно декоративны исполнены света, как, например, «Встреча Антония и Клеопатры». Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя.
Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие.
Тем не менее, он каждый год создавал по большой картине, отвечающей стандартам Академии и участвующей в её конкурсе. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». В 1862 году художник впервые посетил Лондон, где был потрясен искусством Древнего Египта. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров.
Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Картина оказалась столь популярной, что в 1879 году сэр Уильям Армстронг заказал художнику повторение.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года).
Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Произошло это после путешествия Лоуренса в Италию. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Доктора посоветовали ему переехать в Англию. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
Похоронен в Соборе св. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». В Древнем Риме роза считалась символом красоты, чувственной любви, роскоши и пиров равным образом розовые венки бросались к ногам победителей на триумфах. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912). Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. За свою жизнь великий художник создал 408 картин.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. После его смерти, казалось, викторианское искусство стало «пройденным этапом» истории живописи, но с 1960-х годов оно обрело вторую жизнь. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет.
Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Этому способствовала женитьба в 1863 году, когда художник и его избранница уехали провести медовый месяц в Италии. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. Павла. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). 8.
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Вход в дом был отделан по образцу входных портиков помпейских домов, дверной молоток был аналогичен античному ит. д. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен.
Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться.
После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа).
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). На протяжении художественной карьеры Сэр Лоуренс Альма-Тадема не изменял своей любви к истории, но поскольку работы о средневековой эпохе не вызвали особого восторга у публики, он начал писать на темы античности («Древнеегипетские игроки в шахматы»).
В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями.
В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». По мнению А. Шестимирова, критик не понял композиционной новизны картины Альма-Тадемы, который желал сделать её похожей на античный фриз22. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов.
Вот таким образом его часто называют викторианским живописцем. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». После весенней выставки того же года он был принят экстраординарным членом Королевского общества живописцев по разряду акварели. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Картина Альма-Тадемы была новаторской в том отношении, что в викторианском академизме жанр ню существовал только в рамках классической традиции— допускались обнажённые изображения богинь.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы».
«Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
Собственно исторические события перестали увлекать Альма-Тадему, он сосредоточился на передаче художественными средствами романтических чувств. Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств.
По рекомендации Гамбара, в декабре 1869 года художник прибыл в Лондон, где был принят в доме художника Форда Брауна. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. Две другие леди выглядят немного старше. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51.
Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». Именно эта поездка перевернула всю жизнь Альма-Тадема.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Вот таким образом современники часто критиковали его за «ненужные детали с натуры».
Характерно, что действие, происходящее на арене, — травля зверей или гладиаторский бой— практически не показано, всё внимание зрителя сосредоточено на архитектурных деталях, фактуре мрамора, фигурах императорского семейства. 28 июня 1912 года он умер в Лондоне. Его работы являются по-настоящему уникальными.
Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета.
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Альма-Тадема родился в 1836 году в городке Дронрийп, в Нидерландах. Правдивость и убедительность картин Альма-Тадема построена на основательных знаниях археологии.
Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны». Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом.
В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке. Но когда в 1869 году его жена умерла от оспы, художник сам заболел и впал в депрессию. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии.
Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года.
Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
Родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Он учился живописи у Врапперса, который был также учителем Форда Мэдокса Брауна. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
4 было важным источником для работы художника. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19.
Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. 3). В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Его заинтересовал Древний Египет, однако в стране пирамид Альма-Тадема впервые побывал только в 1902 году, а в 1860-е изображал увиденные музейные экспонаты. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Портрет императора Альма-Тадема писал с единственного сохранившегося его изображения из коллекции Капитолийских музеев в Риме.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. Художник изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Супруги много путешествовали, посещали археологические раскопки и фотографировали их.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль.
Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. Результатом стало сильное нервное потрясение у жены художника, от которого она так и не оправилась20.
Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал. Он очень интересовался новыми веяниями в искусстве и все их без исключения одобрял. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
Выбранный им стиль безупречно отвечал вкусам публики (он был одним из самых богатых художников своего времени). В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог.
Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Помещение обнажённых натурщиц в древнеримские интерьеры не вызывало ассоциаций с пуританской Англией и не вызывало нападок критиков38.
Искусству живописи учился у голландских мастеров. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. 1. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии.
Эйрд— его постоянный заказчик. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы.
В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов. На этом же полотне, наряду со спускающимся Агриппой, чья осанка подчёркивает его высокое положение в государстве изображены склонившиеся рабы с остриженными волосами и группа просителей на переднем плане. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей. С началом Франко-прусской войны Альма-Тадема окончательно перебирается в Англию с дочерьми и сестрой и даже переделывает своё имя на английский манер. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд). Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). 6), что вызвало ряд протестов. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Таковы его «Розы Гелиогабала», для написания которых художник заказывал розы из Африки и Средиземноморья.
28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. На раскопки он наведывался ежедневно в течение нескольких месяцев, что стало источником почти досконального знания жизни обитателей Древнего Рима.
Его дом был полностью «древнеримским», так как в нем были бани, амфитеатры, атриумы домов, которые были написаны с натуры собственного жилища. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. В 1899 году за заслуги перед страной он был произведен в рыцари. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени.
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. После её окончания резиденция Альма-Тадемы в первую очередь превратилась в музыкальный центр Лондона: страстный ценитель музыки, Лоуренс дружил со многими известными инструменталистами, певцами и актёрами того времени, они же служили моделями его портретов.
Родился в маленькой деревушке в четырех милях от Лиувардена (Северные Нидерланды) в крестьянской семье. Кроме того, на его манеру и стиль письма оказали влияние английские прерафаэлиты и, как водилось в их кругу, его жена стала моделью для многих женских образов на исторических полотнах, особенно в произведении «Женщины Амфисса». Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. После посещения Италии в 1863 году доминирующей темой его творчества стала классическая античность.
Проблемы со здоровьем заставили Альма-Тадему переехать в Англию— бельгийские врачи оказались не в состоянии поставить ему диагноз. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Учениками Альма-Тадемы испытывавшими его сильное художественное влияние и перенявшими манеру и технику письма, были в первую очередь жена Лаура и дочь Анна.
В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. В 1852 году Лоуренс поступил в Академию Художеств в Антверпене. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера).
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика».
Увлечение римской археологией, живописью, культурой протянулось через всю жизнь художника, что можно видеть во многих его работах. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Одна из них была посвящена поэту и епископу Венанцию Фортунату, общающемуся с королевой Радегондой. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими.
Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Критики видели в этом противостояние войны и мира.
Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Во время экспедиции Альма-Тадема столкнулся с руинами древних римских городов – Помпеи и Геркуланума.
Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47.
5. Помещение обнажённых натурщиц в древнеримские интерьеры не вызывало ассоциаций с пуританской Англией и не вызывало нападок критиков. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. В развитие данной проблематики Альма-Тадема писал многочисленные декоративные картины, часто бессюжетные, в которые воспевалась беззаботность и блаженство жизни. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года).
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне.
За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Голландец по происхождению, большую часть жизни Альма-Тадема прожил в Англии, ставшей для него второй родиной. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году).
28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. Искусство живописи изучал у голландских мастеров Йозефа Лаурентиса Дикманса, Байрона Яна Хендрика Лейса, Байрона Густава Вапперса.
Эйрд— его постоянный заказчик55. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма.
Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой.
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Его картины продаются за миллионы долларов, а голливудские режиссеры вдохновляются ими для создания фильмов из античной истории.
В 1878 году супруги Альма-Тадема вновь совершили трёхмесячный вояж в Италию, преимущественно участвуя в помпейских раскопках и даже приобрели некоторые находки. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6.
В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Во время экспедиции Альма-Тадема столкнулся с руинами древних римских городов – Помпеи и Геркуланума.