Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского. Альма-тадема – один из самых знаменитых мастеров исторической живописи в европейском искусстве. Главным его наставником был Эгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. 25 июня 1912 года сэр Лоуренс Альма Тадема умер во время прохождения лечения в Висбадене.
Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения великолепного Лоуренса Альма-Тадемы. Хотя Альма-Тадема в первую очередь прославил себя как автора жанровых сцен из жизни античности, но он был и успешным портретистом, писал пейзажи и акварели, а также делалофорты, чаще всего— репродукции собственных произведений.
В 1996 году была открыта выставка Альма-Тадемы в амстердамском Музее Ван-Гога, что некоторыми специалистами было воспринято как «официальное признание реабилитации, похожей, однако, очень сильно на реанимацию и даже— на эксгумацию»71. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) – в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. А еще позже, когда в Европе возникло увлечение Викторианской эпохой имя Альма-Тадемы снова стало в моде. Во многом это было вызвано тем, что картины Альма-Тадемы заставляли викторианцев отождествлять себя с римлянами периода расцвета империи. Позже творчеством Альма-Тадемы заинтересовался Голливуд.
В ноябре 1858 года Альма-Тадема стал работать с художником Хендриком Лейсом, чья школа была одной из самой известной в Бельгии. В 1861 году Альма-Тадема написал картину, принесшую ему известность. Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. Эта картина показывает устремления Альма-Тадемы как нельзя четче.
В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром — влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства. В российских художественных музеях хранится значительное количество работ другого мастера той эпохи, Генриха Семирадского, сюжеты и манера исполнения которых близки к картинам Альма-Тадемы. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, – британский художник нидерландского происхождения. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет.
С 1862 года Альма-Тадема оставил мастерскую Лейса и с тех пор работал самостоятельно, постепенно сделавшись академическим художником европейского уровня. Как бы ни относились критики, каким бы идеалистичным и далеким от реальности не выглядело искусство Альма-Тадемы, можно сказать, что ему удалось воплотить мечту о благополучной жизни, в которой нет тревог и суеты и создать свой, ни на кого не похожий мир художественных образов. Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Лоуренс Альма Тадема прославился не только мастерством, но и дотошным отношением к описываемому историческому периоду. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, — британский художник нидерландского происхождения.
В последние десятилетия жизни творческая манера Альма-Тадема испытывал влияние европейскихсимволистов и сам он оказал определённое воздействие наГустава КлимтаиФернана Кнопфа. В 1881 году Альма-Тадема был избран действительным членом Королевского общества акварелистов, несмотря на то, что акварелью он писал мало— только 41 такая работа была снабжена номером опуса— отдельным от живописи маслом (первая из них— «Фауст и Маргарита»)42. Лоуренс Альма Тадема (Sir Lawrence Alma Tadema) родился 8 января 1836 года в северной части Нидерландов, в небольшой деревне Дронрейп. Это лишь малая часть работ Лоренса (также известного как Лауренса, Лоуренса) Альма-Тадемы.
Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал. Во многом это было вызвано тем, что картины Альма-Тадемы заставляли викторианцев отожествлять себя с римлянами периода расцвета империи. В 1996 году была открыта выставка Альма-Тадемы в амстердамском Музее Ван-Гога, что некоторыми специалистами было воспринято как «официальное признание реабилитации, похожей, однако, очень сильно на реанимацию и даже— на эксгумацию». Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского.
В 1856 году Лоуренс Альма-Тадема покинул стены академии и под руководством профессора Людвика Яна де Тейе начал изучать древнюю архитектуру исторический костюм историю античных народов и древних цивилизаций. В 1881 году Альма-Тадема был избран действительным членом Королевского общества акварелистов, несмотря на то, что акварелью он писал мало— только 41 такая работа была снабжена номером опуса— отдельным от живописи маслом (первая из них— «Фауст и Маргарита»). Сразу после кончины Альма-Тадемы его творчество вышло из моды и было практически забыто. Альма-тадема не занимался морализаторством, не учил зрителей «как правильно» и «как надо», не философствовал.
Альма-тадема Лоуренс мог доскональна, в деталях рисовать вилы, храмы, рынки, бани.
Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Тем не менее, он каждый год создавал по большой картине, отвечающей стандартам Академии и участвующей в её конкурсе. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Персонажами его картин были современники-викторианцы, поставленные в классические декорации, картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Англии, о чём свидетельствует и факт присвоения художнику рыцарского звания в 1899 году и возведение его в членство ордена Заслуг в 1904 году.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14.
Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Примечательно, что уже на самом раннем этапе творчества Тадема нумеровал свои работы (римскими цифрами), что характеризовало его как весьма честолюбивого человека. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров.
Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. Кроме того, на его манеру и стиль письма оказали влияние английские прерафаэлиты и, как водилось в их кругу, его жена стала моделью для многих женских образов на исторических полотнах, особенно в произведении «Женщины Амфисса». Картина первой— низшей— категории оценивалась в 80 фунтов стерлингов, второй— в 100 фунтов, стоимость картины третьей категории повышалась до 120 фунтов19Комм. Похоронен в Соборе св.
Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов.
Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет.
24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55.
Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. На протяжении художественной карьеры Сэр Лоуренс Альма-Тадема не изменял своей любви к истории, но поскольку работы о средневековой эпохе не вызвали особого восторга у публики, он начал писать на темы античности («Древнеегипетские игроки в шахматы»). Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Возможно, этот интерес был вызван стремление искусственно «состарить» картину, сделав ее похожей на классические образцы.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. Вот таким образом современники часто критиковали его за «ненужные детали с натуры». Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие.
В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны».
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26.
Его работы являются по-настоящему уникальными. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд).
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет.
Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года). Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
Павла. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. В 1868 году Альма-Тадема подписал с Гамбаром ещё один контракт на 34 картины, которые должны были быть написаны за три с половиной года. Две другие леди выглядят немного старше. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин.
Он очень интересовался новыми веяниями в искусстве и все их без исключения одобрял. Супруги много путешествовали, посещали археологические раскопки и фотографировали их. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера).
Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Тадема при написании императора использовал единственный сохранившийся бюст императора, который находится в Риме в музее Капитолия. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». Ему гораздо интереснее были архитектура, обстановка и яркие костюмы. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Картина писалась в течение четырёх месяцев зимой, причём в течение всего этого времени художнику еженедельно присылали свежие розы с французской Ривьеры и даже из Африки. Характерно, что действие, происходящее на арене, — травля зверей или гладиаторский бой— практически не показано, всё внимание зрителя сосредоточено на архитектурных деталях, фактуре мрамора, фигурах императорского семейства. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал. Работы художника чрезвычайно декоративны исполнены света, как, например, «Встреча Антония и Клеопатры».
Рисунки помечались иначе «portfolio N». В 1856 году Лоуренс Тадема покинул академию и начал углублённые занятия историей и архитектурой древних народов под руководством профессора Людвика Яна де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма их сотрудничество длилось около трёх лет. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино».
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм.
Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». А по воле критиков фамилия стала писаться через дефис. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи.
В Италии они много времени проводили на археологических раскопках в Помпеях, а также приобрели и сделали множество фотографий, что наряду с большой библиотекой было важным источником для работы художника. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Но когда в 1869 году его жена умерла от оспы, художник сам заболел и впал в депрессию.
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Его работы включали такое количество точных деталей, что некоторые критики обвиняли его в том, что жанровые картины более всего напоминали музейные каталоги. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала».
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью.
При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Он продолжал самостоятельно совершенствоваться в рисовании, основным руководством ему служил трактат Леонардо да Винчи, посвящённый начинающим художникам. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты.
Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур. Гелиогабалусом именовали римского императора Марка Антония Аурелия. 8. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Проблемы со здоровьем заставили Альма-Тадему переехать в Англию— бельгийские врачи оказались не в состоянии поставить ему диагноз. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины.
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями.
28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей.
Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Тематика работ того времени, однако, показывала большее внимание римским реалиям, а не помпейским.
В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Доктора посоветовали ему переехать в Англию.
Впрочем, ещё в 1910-е годы декоративные возможности его картин оценили в Голливуде, поскольку живопись Альма-Тадемы использовалась американскими режиссёрами как источник зрелищного материала для постановки фильмов на античные темы. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет.
Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Эйрд— его постоянный заказчик55. Вот таким образом его часто называют викторианским живописцем.
Высокая оценка критиков и покупателей объяснялась также и тем, что римские триумфы отождествлялись с процветанием Британской империи и проводимой ею империалистической политикой. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле.
Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. 6), что вызвало ряд протестов. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал.
Помещение обнажённых натурщиц в древнеримские интерьеры не вызывало ассоциаций с пуританской Англией и не вызывало нападок критиков38. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. И вместе с тем Тадема не ставил себе задачей изображения исторических конфликтов.
Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11.
В Италии они много времени проводили на археологических раскопках в Помпеях, а также приобрели и сделали множество фотографий, что наряду с большой библиотекойКомм. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Честолюбие Тадемы искупалось несомненным талантом и потрясающим трудолюбием. Собственно исторические события перестали увлекать Альма-Тадему, он сосредоточился на передаче художественными средствами романтических чувств.
Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Боясь за сына, мать согласилась с его желанием стать художником. Художник был щепетилен к стремился максимальной достоверности.
Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. У супругов было трое детей, но единственный сын Эжен скончался через несколько месяцев после рождения от оспы.
Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». В картинах Альма-Тадемы нет ни войн, ни жестокости, свойственных Средневековью. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера).
Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. В 1878 году супруги Альма-Тадема вновь совершили трёхмесячный вояж в Италию, преимущественно участвуя в помпейских раскопках и даже приобрели некоторые находки. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. У супругов было трое детей, но единственный сын скончался через несколько месяцев после рождения отоспы. В те времена ходил анекдот о воре, который, украв произведение Альма-Тадемы, покончил жизнь самоубийством68.
К концу 19 в. выступал и как художник театра, оформляя спектакли Г. Ирвинга и Г. Бирбома-Три. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Окруженный шумным успехом, был одним из самых богатых художников 19 в.
И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. После его смерти, казалось, викторианское искусство стало «пройденным этапом» истории живописи, но с 1960-х годов оно обрело вторую жизнь. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). 28 июня 1912 года он умер в Лондоне.
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56.
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими.
Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. 3). В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений.
Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). На картине Альма-Тадема изобразил Гелиогабалуса вместе с матерью и фаворитами, сидящими за столом и наблюдающими за удавшейся «шуткой». Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
Картина оказалась столь популярной, что в 1879 году сэр Уильям Армстронг заказал художнику повторение. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты.
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. В 1850—1851 годах он создал первые свои станковые работы— портрет сестры Артье и автопортрет, которые позволили ему самому оценить свои художественные способности. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21.
Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Против брака высказался и Э. Гамбар, который опасался, что женитьба снизит продуктивность Альма-Тадемы. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Там любимым предметом будущего художника стала история.
За свою жизнь великий художник создал 408 картин. В этот период художник активно писал большие многофигурные полотна на известные публике сюжеты, которые приносили наибольшую прибыль и быстро продавались. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Таковы его «Розы Гелиогабала», для написания которых художник заказывал розы из Африки и Средиземноморья. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. В Италии они много времени проводили на археологических раскопках в Помпеях, а также приобрели и сделали множество фотографий, что наряду с большой исторической библиотекой, было важным источником для работы художника.
В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести.
Высокая оценка критиков и покупателей объяснялась также и тем, что римские триумфы отождествлялись с процветанием Британской империи и проводимой ею империалистической политикой44. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37.
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась.
Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Эйрд— его постоянный заказчик. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару.
В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. Так автопортрет 1851 года был помечен «opus II» (метку «opus I», по-видимому имел портрет сестры, написанный ранее), а последняя картина художника «Прекрасное цветение» 1911 года имело номер «opus CCCCIX». Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60.
В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». В это время развился его оригинальный творческий метод: художник выполнял первоначальный набросок и, если это требовалось, писал этюды прямо на том же холсте, на котором затем создавал окончательный вариант.
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. 4 было важным источником для работы художника. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
Действительно, картины Альма-Тадема покоряют своими подробностями из жизни древних римлян и греков, словно художник писал свои жанровые сцены с натуры, а не восстанавливал по историческим источникам. С изумительной достоверностью художник прописал одежды девушек, мраморный выступ и большого бронзового зверя, обращённого к морю и украшенного ожерельем из жёлтых цветов. 5. В том же году президентом Академии художеств стал Лейтон, что означало прочные позиции для академического классицизма.
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12.
В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Лоренс родился в маленькой голландской деревне Дронрип семье нотариуса Питера Тадемы.
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников.
Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
8. Создавал эффектные композиции, приближающие праздничную и повседневную жизнь древних греков и римлян к салонно-светскому мировосприятию своих современников, – отсюда шутка о «викторианцах в тогах», которые, дескать, заполнили его картины (Древнегреческий военный танец, 1869, Галерея Гилдхолл, Лондон Чтение Гомера, 1885, Музей искусств, Филадельфия Любимый обычай, 1909, галерея Тейт-Бритейн, Лондон). 1. Тадема тщательно работал над картиной— в общей сложности около двух лет, сохранились некоторые эскизы.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. В 1899 был возведен в рыцарское достоинство. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником.
Для того, чтобы воссоздавать каждую деталь, он реконструировал то, что хотел изобразить, в тщательно спланированных декорациях, где размещал людей в традиционных костюмах. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Когда навес был развязан и цветы рухнули вниз, гости задохнулись под этим «дождем». Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58.
В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.